Просвещения и школа в Беларуси во вт п. XIX.
Школьная система, законодательно оформленная еще в начале 19 века, тем не менее, в первой половине столетия реально не существовала: в ней фактически отсутствовал фундамент - начальная народная школа. Существенные качественные изменения школьной системы стали возможны только потому, что социально-экономические сдвиги, происходившие в стране, заставили правительство пересмотреть степень и характер своего участия в школьном деле. В отличий от губерний России в Беларуси не было земских школ. Системой народного образования полностью руководили чиновники. Все школь работали только на русском языке. Школьные реформы, проведенные после отмены крепостного права, затронули не только систему и типы учреждений образования, но и содержание образования. Так, в соответствии с «Временными правилами» 1863 г. В народных училищах преподавались: закон божий, церковнославянское чтение, русское чтение и письмо. Однако для начальных народных училищ до 1871 г. Начальные школы духовного ведомства были хуже в сравнении с другими типами начальных школ : учителями в них в основном работали священники, дьячки и в лучшем случае особы, которые закончили церковно-униатские школы.
Под влиянием общественно-политического движения в России в 60х гг. 19 в. В Беларуси повысился интерес к методике учебной и воспитательной работы в средних уч. зав. Методические вопросы обсуждались на собраниях педагогических советов гимназий и реал, училищ, большое внимание уделялось усовершенствованию методов преподавания русского языка как ведущего предмета обучения
Реализация реформ 60-х годов совпала в Беларуси с подавлением восстания 1863-64 гг. и массовыми репрессиями, которые охватили систему образования. Были закрыты Горецкий земледельческий институт (первый в России ВУЗ, в котором готовили агрономов и зоотехников, созданное в 1848 г. в Горы-Горках Могилевской области), 8 средних учебных заведений Виленского округа. В период 1863-1888 гг. в Российской империи практически не было опубликовано ни одного литературного произведения на белорусском языке. Однако это не смогло заставить белорусов отказаться от своего языка.
Большую роль в развитии национального самосознания сыграл Винцснт Дунин-Марцинкевич (1807-1884), основоположник новой белорусской литературы, национальной оперы и драматургии. В своем поместье Лютинка открыл школу для крестьянских детей, которую можно сравнить с Яснополянской школой Льва Толстого.
Белорусское национальное движение первой половины 19 века имело культурно-просветительский характер. В начале 80-х гг. белорусские студенты-народники создали подпольные кружки (преимущественно в Петербурге). В 1864 г. была открыта учительская семинария в Молодечно, затем в Полоцке, Несвиже, Свислочи, Гомеле. Большую роль в подъеме национально-культурного движения в начале 20 в. Сыграла газета «Наша Нива». Опираясь на взгляды Белинского, она показала, что историческое призвание каждого народа состоит в развитии своей национальной культуры. Российские власти запрещали выписывать «Нашу Ниву» всем учителям Виленского учебного округа, священникам, почтовым служащим, военным и полицейским чинам. Ускорился рост национально сознательной интеллигенции. Заметная роль в этом процессе принадлежит Брониславу Эпимаху-Шипиле, которого называли патриархом белорусского возрождения 20 в. Создал издательское объединение «Заглянет солнце и в наше оконце». В ходе революции 1905-07 гг. пробудилось широкое общественное движение за демократизацию и реформирование школы. В 1906 г. Тетка издает 2 книги «Гостинец для малых детей» и «Первое чтение для деток белорусов». В основу своих учебников она положила высокохудожественное творчество Богушевича, Лучины. В 1907 г. был основан Белорусский учительский союз, который выступил за введение обучения на родном языке и самоуправление. Посещение школ затруднялось из-за отдаленности места жительства. Политика БССР с 1924 г. по 1929 г., получила название «белорусизация».
49.Становление и развитие системы образования Советской Белоруссии (1917 – 1991гг.).
С1917-1918 – в Минске, Могилеве и Витебске открыто свыше 2300 шк.,обучен.на бе.яз. Создавались губернс.,поветовые,волостные органы образов. 21-23 июля 1918г – Съезд учителей(поддерж.реформ нар.образов) 1919 – Создана един.трудов шк.(обучен. Бесплатн.,совмест.). Всна 1919 – нападение поляков:разруш.совет.образов.,восстанов.част.школ.доревол.сист.образ.,запрещ.обуч.на бел.яз. 1920 – изгнаны поляки,открыты шк.,дет.сады,науч-просвет.учрежд. 1921 – 7-лет.шк.+2г.обязат.курсы для поступ. в ВУЗ.1919 – возобновл. Работы академии в Горках. 1923 – ликвидац.неграм-ти(60% - на бел.яз.). 1930 – открыты ВУЗ(пед.инстит.):Гомель,Витебс,Могилев. 1921 – прев.прога по бел.язу, изданы учебники на бел.язе.(Колас,Методика родн.яза). 1923 – 33 – ввод обязат 7-лет.обучен.
16 мая 1934 – постановлен.СНК СССР “Об открыт.начальн. и сред.шк.”:един.сист.образ.,нач.шк.,7-лет.неполн.сред,10-лет.шк. Оккупанты закрыли все высш. И сред. Учеб завед. №народн колы(политика онемечив.). Зоны партизан.движ – лесн.шк.(учителя – партизаны, обучали детей родному язу.)