Обществ-пед. движ. в России в 60-е гг. 19в. Пирогов, его практич. деят-ть и пед. взгляды.
60-е гг. 19в.-период большого общ. движения (рез-т торможения производства крепостничеством). Критика крепостнического восп-я, борьба против сословной школы, за общее светское обр., образование женщин. Борьба против догматизма, зубрежки, уважение к личности ребенка. Пед. движение было неоднородным. В 1859г. создано Петербургское пед. Собрание (здесь Ушинский,«Труд в его психическом и воспитательном значении»). Созд-ся комитет грамотности, воскресные школы для рабочих, дошкольные учр-я. Развивалась пед. журналистика («Воспитание» Ушинского, «Учитель», сборник «Ясная поляна»). Пед. деятельность Пирогова Н. В. В 20лет-профессор хирургии. В 1856г. написал статью «Вопросы жизни», кот. освещала важные вопросы восп-я. П. стремился поднять зна-чение пед. советов, гимназий, внушал директорам и учителям необходимость гуманного отноше-ния к детям. Подготовил открытие унив-та в Одессе. Рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей, ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способст-вовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых. В 1861г.-уволен с должности попечителя. Пирогов занялся подготовкой молодых людей к профессуре за границей, но в 1866г. тоже был уволен. Умер в 1881г. Пед. взгляды. Выступал против сословной школы, ранней профессиональной выучки, специализации, кот. тормозит нравственное развитие детей. Идеал человека понимал сформированным в духе гуманизма. П. предложил новый проект школьной с-мы, кот. строил по принципу единой школы. Она имела несколько ступеней:
1. элементарная начальная школа (2г.)
2. классическая прогимназия (5лет) или реальная (3)
3. классическая гимназия (5)-носила общеобразовательный характер, или реальная (3)
4. университет или высшее спец. учебное заведение
Пирогов считал, что неимущим нужно уменьшить плату за обучение в ун-те, применять новые методы. Учитель должен возбудить интерес к учебному предмету. Древние языки в ср. школе главные.
Основные дидакт. принципы для Пирогова: обучение, активность и наглядность. Внес значительные улучшения в работу пед. советов гимназий, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам. Требуя от учителей и директоров хорошего изучения учеников и их успеваемости, предлагал перевод из класса в класс по результатам годовой успеваемости. Рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары и практические занятия, развивать навыки углубленной самостоятельной работы. Педагог должен внимательно учесть обстоятельства совершения проступка, оценить его, довести до сознания ученика его вину и справедливость назначенного наказания. Принципиально осудил телесное наказание. Розга применялась, но в исключительных случаях и по постановлению пед. совета. Добролюбов критиковал его за отказ от ранее провозглашенных прогрессивных принципов.
38. Развитие теории «свободного воспитания» в России во вт.п. 19-нач. 20в. На рубеже 19 и 20вв; в России несоответствие школы потребностям экон и соц. развития страны. Усилилась критика недостатков школы (пренебрежение к возрасти., индивид., психологич. особенностям детской лич-ти, к физ. и дух. развитию), Все это побуждало к интенсивным поискам новых путей организации обучения и воспитания, способсвовало возникновению новых пед. теорий и течений. Одним из наиболее заметных среди них было «свободное воспитание».
Крупнейшим теоретиком «СВ»_был К.Н.Вентцель. Он создал оригинальную пед. теорию, вызвавшую ожесточенные споры.
Отделение школы от гос-ва - одно из главных положений теории СВ, выдвинутое в 1905г. Вентцелем. Он организует семейные школы, названные им «школами жизни» (синоним свободных школ). В. полагал, что ребенок должен получать знания в таком количестве, как он пожелает, и тогда, когда чувствует потребность.
1917г. были оглашены «Апрельские тезисы Вентцеля». Первый из них гласил: «Школа не должна служить орудием для осуществления тех или иных преходящих политических задач». За его теорию зацепились большевики, ибо своих идей по части образования не имели. Но он вместо лозунга ('Пролетарии всех стран, соединяйтесь!// выдвинул лозунг: «Родители всех стран, соединяйтесь ради блага ваших детей!» Идеи В. оказали значительное влияние на советскую педагогику 1917-1921гг. В 30-е годы идея Толстого и В. учить в свободной школе труду была реализована Крупской и Макаренко в виде детской трудовой колонии.
В октябре 1906г. открылся Дом свободного ребенка, который представлял собой _«пед. общину», состоящую из детей, их руководителей и родителей, объединенных общностью дела и цели. Цель его - «освобождение ребенка» от власти взрослых, создание условий для всестороннего развития всех его способностей.
Отличие принципов ДСР и традиц. школы: школа берет за основу развитие интеллекта, а ДСР возьмет своей исходной точкой «развитие воли путем самостоятельного творчества». В. уделяет огромное внимание роли производительного труда. Труд явл. исходной точкой для здорового развития интеллекта. Жизнь в ДСР должна строиться из: 1) общественно необходимого труда; 2) удовлетворения детской любознательности; 4) свободных занятий искусством; 5) отдыха, еды, игр. В нач. 60-х гг. Толстой признавал, что восп. явл. насилием над лич-тью ребенка и считал, что надо ограничиться лишь образованием, т.е. передачей взрослыми знаний детям. Но в Яснополянской школе он не только обучал, но и проводил воспитательную работу. Т.о., это одно из многих противоречий в пед. воззрениях и деят-сти Толстого. Он выдвигал лозунг: <<Критериум педагогики - только один - свобода». Т. требовал, чтобы каждая школа была своего рода экспериментальной школой (в 1861 -62гг.) ЯШ, открытая Толстым. Занятия строились в форме свободных бесед уч-ля с уч-ками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грам-ка, закон божий, арифметика, географии, рисование и пение. Определенного уч. плана, программы обучения и твердого расписания занятий не было. Садятся в классе, где кому вздумается: на лавках, столах, подоконниках, полу. Во время класса не шепчутся, не смеются. Д/з не было. Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора домой.
Вне училища, не смотря на всю свободу, между уч-ками и уч-лем устанавливаются новые отношения - большей свободы, те самые отн-ния, которые представляются нам идеалом того, к чему должна стремиться школа.
Крупными недостатками ЯШ были: недооценка систематич. знаний, отсутствие твердого уч. плана, программ и расписания занятий, отсутствие праильного распорядка, приучающего детей к чувству долга, организованности и дисциплине.