Зарождение воспитания в опыте человечества. Появление организационных форм воспитания и обучения.

Афины-полис (город-государство)

Цель Афинского государства: создать условия для разносторонне развитой личности. Идеал сводится к многозначному понятию «совокупность добродетелей». Всесторонне развитая личность с развитым интеллектом и культом тела. Практику воспитания пронизывал принцип соревнования - агностика.

Система воспитания

До 7 лет ребёнок воспитывался в семье. Огромное внимание первоначально уделялось физ. воспитанию. С 7 лет поступали в школу. Начальное образование давали частные платные школы:

1. Мусические:

а) Школа грамматиста (чтение, письмо, счёт, декламирование стихов)

б)Школа кифариста (музыка, пение, поэзия)

2.Гимнастические (палестры) Занимались развитием культуры тела- бег. прыжки, фехтование, метание дисков, копья.

Школы мусические и гимнастические можно было посещать одновременно.

З.Гимназии (философия, политика, литература, гимнастика). Можно было прослушать курс лекций Иосифа с 16-18 лет.

4. Эфебии (образование получали 18-20-летние юноши). Здесь было военное и политическое воспитание.

Афинская программа воспитания предусматривала домашнее обучение для девушек

Вывод: Афины продемонстрировали миру систему всесторонне и гармоничной развитой личности. Здесь был выдвинут идеал воспитания свободной и творческой личности.

Развитие просвещения в Западной Европе в период ХI - ХIIIвв.

В 476 г . под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Эта дата - точка отсчета европейского средневековья, которое завершилось в XVII в. В эту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школ и воспитания того времени. Первым - и едва ли не главным - фактором была христианская традиция, другим - влияние античной традиции (школьные программы, комментированное обучение, гуманистические идеалы воспитания). И наконец, ментальность личности средневековой эпохи невозможно представить без варварской, дохристианской, традиции. В противоположность индивидуальному, интеллектуальному воспитанию она основывалась на концепции, что человека надлежит интегрировать в определенный клан. Влияние этой традиции хорошо ощущалось, особенно в эпоху раннего средневековья.

Особую роль играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI в. (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII в. сословная структура стала еще более дифференцированной.

Философско-педагогическая мысль европейского средневековья главную цель образования видела в спасении души. Основой воспитания признавалось Божественное начало. Бог воспринимался как последний и высший судья. Вместе с тем воспитание являлось своеобразным сплавом религиозного и светского начал. Последнее предполагало необходимость освоения земного знания и мудрости. Христианское воспитание было обращено непосредственно к ребенку, но, будучи корпоративным, одновременно было направлено на воспроизводство сословной морали.

Носителями христианской педагогики были в первую очередь служители католической церкви. Образец воспитания должно было давать монашество, которое получило заметное распространение в период раннего средневековья.

Важную роль в развитии педагогической мысли раннего средневековья сыграла схоластика (от латинского scola - школа). Будучи универсальной философией и теологией, она господствовала в общественной мысли Западной Европы в течение XI - начала XVI в. Как философия она разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов, как педагогика - подавала в логически стройном виде христианское вероучение с целью дать учащимся совершенное систематизированное знание. Схоласты придерживались точности терминов при изложении мысли.

Известные европейские схоласты: Пьер Абеляр, Гуго Сен-Викторский.

Вопросы воспитания в социальных учениях Запада во 2 половине 19 и.(Оуэн. Маркс. Энгельс)

Конец 18-19вв. были весьма значительным для развития школьного дела в Европе и для становления педагогической науки в собственном смысле этого понятия. Этому способствовали серьёзные изменения в жизни общества, связанные с бурными развитием промышленности, потребовавшей от всех участников производства нового уровня и содержания образованности. Законоы об обязательном начальном образовании. Роберт 0уэн(771-1858): Особенностью учебно-воспитательных учреждений 0. было отсутствие в них традиционного религиозного обучения. Стремясь к просвещению народа,0. требовал введения всеобщего начального обучения , отстранения духовенства и церкви от влияния на школу. В 1813 г. О. выпускает свой труд «Новый взгляд на общество, или опыт об образовании человеческого характера». О. полагал, что если изменить условия среды и воспитания, то можно сформировать любой хар-тер. Но это учение рассматривало чела как пассивный продукт среды. Маркс и Ф.Энгельс установили, что люди - активные участники истории . которые в процессе революционной практики изменяют общественные отношения и одновременно свою собственную природу. Оуэн считал, что воспитание в новом, коммунистическом обществе будет всесторонним. Иначе будет поставлено и нравственное воспитание: оно будет осуществляться в духе коллективизма. Роберт Оуэн первый обосновал и реализовал идею общественного воспитания ДЕТЕЙ С ПЕРВЫХ ЛЕТ ИХ ЖИЗНИ И СОЗДАЛ ПЕРВОЕ В МИРЕ ДОШКОЛЬНОЕ учреждениё для" детей пролетариата. К.Маркс и Ф. Энгельс. Учение М. и Э. дало возможность выявить социальную природу воспитания и его классово- исторический характер. В «Манифесте Коммунистической партии» М и Э показали, что воспитание определяется общественными отношениями; они выяснили, что цели и задачи воспитания, его содержание и методы изменяются в различные эпохи. На основании изучения огромного фактического материала Э в работе «Положение рабочего класса в Англии» , М. в «Капитале» дали подлинную картину всех сторон воспитания, которое получают дети рабочих в капиталистическом обществе. М. поставил на 1 место умственное воспитание. Наука для М. была , "исторически движущей , революционной силой. Э. выдвинул требование последовательного , систематичного обучения. Э. требовал глубокого и серьёзного изучения каждой науки. Знания приобретают путём настойчивого, упорного труда. Физическое восп-е.Человек должен получить надлежащее физическое воспитание . М. в «Капитале» неоднократно ,« подчёркивал значение гимнастики как средства воспитания, большое значение он придавал и военным упражнениям. В статье « Может ли Европа разоружиться» Э. обстоятельно освещал вопрос о физическом воспитании молодёжи. Основоположники марксизма , выступая за разностороннее физическое воспитание, стремились создать крепкое , сильное поколение пролетариата, которое во время грядущих революционных боёв сумеет добиться решающих побед, бороться против контрреволюции. Нравственное воспитание. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения находит решение в сущности морали. М и Э установили, что мораль есть продукт исторического развития. В условиях классового общества мораль носит классовый характер. В 1«Манифесте...» Для коммуниста самое важное - выступить против сложившегося положения и изменить это положение. Важнейшей чертой новой морали М и Э считают коллективизм. Только в коллективе получит индивидуум : средства, дающие ему возможность всестороннего развития, и только в коллективе возможна личная свобода. Рабочий класс борется за высокие идеалы коммунизма, несущие счастья всему человечеству. Только ком-кое воспитание - подлинно нравственное воспитание.

Зарождение воспитания в опыте человечества. Появление организационных форм воспитания и обучения.

Первобытная эпоха оставила человечеству массовый опыт неповторимого, равного (для мальчиков и девочек, не было сословий), всеобщего, общественного воспитания. Воспитание было эффективным, так как:

1.Процесс воспитания совпадал с процессом жизнедеятельности ребёнка (участие в делах взрослых, в повседневном общении и приобщении к труду).

2.Воспитательные отношения базировались на активности и самостоятельности подрастающего поколения.

3.Было гуманное (не было ни физ., ни словесных наказаний).

4.Воспитательное воздействие было инстинктивное, непосредственное, спонтанное

5.Не отделялось oт совместного труда, поэтому было естественным (мальчики участвовали в охоте, рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.)

В истории развития педагогики практикуется 2 главных типа воспитания:

-Первобытное

- Соц. ориентированного человека (10-8 тыс. до н. э.- переход к производственной форме хозяйствования). Как результат - процесс зарождения семьи. Парная форма брака, зародыш домашно-семейной формы воспитания. (От общины к семье)

Социально-имущественные расслоения изменили смысл содержания воспитания. Оно превращается в сословно-семейное (воспитание различных сословий) В семьях элиты увеличивается срок детства, поэтому усиливается воспитательное воздействие, как результат появляются предшественники школ («дома молодёжи», где мальчики и девочки учатся вместе под руководством женщины, в патриархальный период всё меняется). Для получения умственного образования создаются специальные учреждения - школы, которые использовались для укрепления власти вождей, жрецов, старейшин. Физический труд - удел эксплуатируемых, школьное воспитание - удел избранных. Постепенно появляются «дома молодёжи» для бедных и богатых.

Все подростки (10-15 лет) проходят инициацию-процедуру посвящения во взрослые в виде религиозного обряда, сопровождавшееся песнопением, магическими заклинаниями, физ. испытаниями.

2. Анализ спартанского воспитания и афинского. Спарта - военный лагерь, состояла из 5 отдельных посёлков. Население Спарты: Спартиаты (господствующие)-9 тысяч

Бериэки (обладали личной свободой, правом на собственность, политических прав нет)

Илоты («общественные рабы») сохраняли некоторую хозяйственную самостоятельность, политических свобод нет.

Цель воспитания: подготовка воинов-рабовладельцев (заключалось в физическом развитии).

Идеал воина: сильный духом; физ. развит: храбрый: смышленый: выносливый; скромный: послушный; ему незнакомо чувство симпатии; дружеская участливость; недостаток чуткости и гармонии: отчуждённость от худ., лиг., произведений.

Общественное воспитание начиналось с первого дня жизни ребёнка. Если у новорожденного были физ. недостатки, его сбрасывали в пропасть. Тотчас же купали в вине (его могут вынести только здоровые дети). До 7 лет придавалось особое значение его физ. развитию. Постель использовалась без одеяла, из сена и соломы. С 12 лет спали на тростнике, собранном без ножа. Дети ходили босиком. Спартанские женшины-лучшие няньки (не обращали внимания на капризы). После 7 лет мальчики воспитывались в спец. гос. Учреждениях - агеллы-«школа послушания», упражнялись в искусстве повелевать где мальчики и подчиняться. Спали в общественных бараках, ели за общественным столом. С 13 лет в школе проводились беседы нравственного содержания, чтобы отличать хорошее от плохого в форме вопросов и ответов), мальчики обучались письму, танцам., муз. инструментам, хоровому пению (Особое внимание уделялось охоте. С 14 они ежегодно подвергались общественным испытаниям- абоны (гимнастические, муссическис (пение, игра на флейте) состязания в терпении и выносливости.(секли у алтаря Артемиды). В 18 юноша поступал в класс эфего. где обучатся военному делу. Крипция - военный поход молодёжи, наделённой правом тайного ночного убийства самого сильного раба. К 20 эрены получали полное вооружение, проводились уроки трезвости. Пьянство - единственный грех в Спарте. На глазах у эренов рабов заставляли напиваться до смерти, чтобы увидеть насколько отвратителен пьяница. К 30 годам юноша - полноправный гражданин. Воспитание женщин мало отличалось от воспитания мужчин. Вывод: Спарта проделала образец общественного и военно-физ. воспитания. Был осуществлён один из первых опытов огосударствления личности (воспитание в ведении государства).

Наши рекомендации