Раздел II1. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире

Тема 3.1. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса

Образование в системе ценностей и приоритетов современного общества. Основные тенденции развития теории и практики образования 90-х гг. Конвенция ООН «О правах ребёнка», закон РФ «Об образовании». Кризис образования. Вариативность и диверсификация современного образования, развитие экспериментальной и инновационной деятельности, перспективы гуманизации образования. Осмысление сущностных аспектов педагогических идеалов, целей, принципов и методов воспитания и обучения. Проблема методологической культуры педагога. Направления, модели и ведущие концепции образования в России и за рубежом (концепции личностно-ориентированного образования, авторские и инновационные школы, практико-ориентированные концепции образовательной деятельности и т.п.). Новые ценности образования как основа самореализации и саморазвития педагогической деятельности и философского обоснования современной педагогической мысли. Возможности философско-образовательных доктрин для решения актуальных и прогностических проблем политики и стратегии образования, разработки теоретических образовательных концепций и их реализации в педагогической практике.

Тема 3.2. Процесс интеграции национальных систем образования.

Социально-исторические условия существования человека и состояние западноевропейской и американской науки. Школа и педагогика в Западной Европе и США на этапе общественного кризиса. Влияние опыта советской школы и педагогики на развитие педагогических идей за рубежом. Основные направления зарубежной педагогики этого периода. Выявление психологических характеристик и механизмов образовательного и воспитательного процессов в исследованиях психоанализа, бихевиоризма, динамической теории. Обоснование нового типа образования – авторитарного (А.С.Нейлл). Усиление утилитаризма массовой школы. Упадок классического среднего образования. Антикоммунистический характер воспитания.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ

(СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ)

Семинар № 1. История образования и педагогических учений в античном мире (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности античной социокультурной и образовательной среды.
  2. Особенности систем образования и воспитания в Афинах и Спарте.
  3. Проблемы образования и воспитания в философских учениях Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля.
  4. Влияние Древнегреческой культуры на характер и содержание образования в Древнем Риме. Вопросы воспитания и обучения в трудах М.Ф.Квинтилиана.

Источники:



  1. Платон. Законы// История зарубежной педагогики. Хрестоматия. – М., 1986.
  2. Аристотель. Политика // Там же.
  3. М.Ф. КвинтилианО воспитании оратора // Там же.

Основная литература:

1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.

2. История педагогики: В 2-х ч. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.

3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до к.20 в. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.

4. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебн. для студентов пед. инст. – М., 1983.

5. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. инст. – Екатеринбург, 1994.

6. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М., 1994.

7. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.

Дополнительная литература:

  1. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1961.
  2. Мару А.И. История воспитания в античности. – М., 1999.
  3. Словарь античности. – М., 1993.

Семинар № 2. Педагогические идеалы Средневековья в системе христианских целей

И ценностей

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогические идеалы раннего, классического и позднего Средневековья в системе христианских идеалов и ценностей.

2. Церковные школы.

3. Сословное определение целей и содержания средневекового образования: монашеского, рыцарского, городского.

4. Философско-религиозные основы педагогики средневековой Западной Европы в схоластике и мистицизме.

Источники:

1. Библия. Ветхий Завет. Пятая книга. Моисеево Второзаконие. Гл. 5: 7-21; Новый Завет. Евангилие от Матфея. Гл. 5-7. Нагорная проповедь Иисуса.

2. Блаженный Иероним. Письмо к Лете // История зарубежной педагогики. Хрестоматия зарубежной дошкольной педагогики/ Сост. М.Б. Мчелидзе и др. – М., 1986. – С. 33-35.

3. Гуго Сен-Викторский. Семь книг назидательного обучения, или Дидасколион // Антология педагогической мысли христианского Средневековья… - М., 1994. – Т.2. – С. 52-92.

4. Иоанн Солсберийский. Металогик // Там же. – С. 100-102.

5. Иоанн Солсберийский. Практик, или О забавах света и заветах философа // Там же. – С. 102-103.

6. Эльфрик. Беседа между учителем и учениками // Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1961. – С. 53-54.

Основная литература:

1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.

2. История педагогики: В 2-х ч. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.

3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до к.20 в. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.

4. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебн. для студентов пед. инст. – М., 1983.

5. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. инст. – Екатеринбург, 1994.

6. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М., 1994.

7. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.

Дополнительная литература:

1. Гуревич А.Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.

2. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – М., 1992.

3. Средневековая Европа глазами современников / Сост. В.Г. Безрогова. – М., 1994.

Семинар № 3. Педагогические идеалы и практика Киевской Руси и Русского

Наши рекомендации