Дидактические единицы ГОС ВПО

Пояснительная записка

Актуальность учебного курса «История образования и педагогической мысли» предопределена необходимостью обращения к позитивному историческому опыту в области образования, поскольку современная российская действительность характеризуется тем, что сегодня практически нет групп населения, которые чувствовали бы себя социально защищенными и благополучными. Это формирует чрезвычайно высокий спрос на специалистов, умеющих профессионально оценивать и решать проблемы социального воспитания подрастающего поколения.

Цели учебной дисциплины «История образования и педагогической мысли» определены на основании соответствующих требований к знаниям, умениям и квалификации выпускника, содержащихся в ГОС ВПО. Основной целью курса является многоаспектное изучение сферы образования в его ценностно-исторических аспектах, учитывающих междисциплинарные параметры. Предложенная программа ориентирована на построение целостной системы взглядов на становление и развитие педагогической теории и практики в процессе психолого-педагогической подготовки будущего педагога по специальности 050700 - Педагогика.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

После изучения курса студент должен:

иметь представление осущности процессов теории и практики воспитания в различные исторические эпохи; трансформации представлений о ценностях образования в ходе развития общества; социальной обусловленности явлений и процессов педагогической действительности;

знать:закономерные связи развития общества и образования как социального явления; эволюцию данных связей; историю развития важнейших педагогических теорий и концепций прошлого, их современную интерпретацию и значение для развития современной педагогики;

уметь: критически осмысливать историко-педагогическую информацию и творчески её трансформировать в соответствии с потребностями самостоятельной профессиональной деятельности; применять полученные знания в процессе анализа современной педагогической действительности; ориентироваться в культурологической, нравственно-эстетической проблематике воспитания.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника.

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на основе учебного плана специальности 050700 - Педагогика. Дисциплина тесно связана и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как «История», «Педагогика».

Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

– соответствие особенностям профессиональной деятельности, сфере ее реализации и уровню квалификации выпускника по специальности 050700 - Педагогика;

– развитие устойчивого интереса к профессиональной деятельности, творческой активности студента через разнообразные самостоятельные задания;

– соответствие современному состоянию, тенденциям и перспективам развития науки и практики в данной предметной области, принципам и нормам дидактики и педагогики высшего профессионального образования;

– интеграция знаний, относящихся к истории, педагогике, психологии, философии, социологии, этике, эстетике, культурологии (т.е. соответствие составу, содержанию и характеру междисциплинарных связей с дисциплинами предшествующими, последующими и изучаемыми параллельно);

– логическая упорядоченность информации, образующей содержание учебной дисциплины;

– соответствие средств и методов оценки результатов изучения дисциплины целям программы.

Структура дисциплины. Содержание курса структурировано в соответствии с учебными планами и отвечает цели комплексной профессиональной подготовки специалиста. Курс «История образования и педагогической мысли» условно разделен на две части, связанные единой педагогической логикой. Дисциплина предусматривает ознакомление с историей зарубежной педагогики и с историей отечественной педагогики.

Виды организации учебного процесса. Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий. Освоение дисциплины предполагает, помимо посещения лекций и семинарских занятий, выполнение домашних заданий. Особое место в овладении данным учебным материалом отводится самостоятельной работе студентов с историко-педагогическими источниками.

Виды контроля знаний студентов и их отчетности. Дисциплина завершается экзаменом в 6 семестре.

Организационно-методический план

по дисциплине «История образования и педагогической мысли»

Вид учебной работы Всего часов № семестров (по учебному плану)
I. Аудиторная:                
лекции              
семинары              
…..практические занятия                  
…..лабораторные работы                  
ИТОГО:              
II. Внеаудиторная:                
курсовые проекты                  
курсовые работы                  
рефераты              
расчетно-графические работы                  
контрольные работы                  
домашние контрольные работы                  
самоподготовка:              
самостоятельное изучение разделов                  
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий              
……подготовка к экзамену              
ИТОГО:              
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) экзамен           экзамен    
Общая трудоемкость дисциплины:              

Структура учебно-методического комплекса дисциплины

«История образования и педагогической мысли»

№ п/п Составляющие УМКД Информация об издании
Автор, название, место издания, издательство, год издания Место хранения (нахождения)
1 Программный элемент    
1.1 Рабочая программа учебной дисциплины Шадрина О.Н. История образования и педагогической мысли Рабочая программа учебной дисциплины. 2008 (рукопись) Кафедра
2 Теоретический элемент    
2.1 Учебник (основной*) 1. История педагогики: В 2-х ч. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.   Библиотека
2.2 Учебники (дополнительные**) Библиографический список приведен в РП Библиотека
3 Практический элемент    
3.1 Практикум Планы семинарских и практических занятий. Контрольные задания и упражнения. В рабочей программе  
3.2 Хрестоматия 1. История педагогики в России: Хрестоматия. / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 1999. 2. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие. – М., 1981. 3. Свободное воспитание: Хрестоматия. / Сост. Г.Б. Корнетов. – М., 1995. Библиотека
4 Методико-технологический элемент    
4.1 Методические рекомендации по изучению дисциплины   В рабочей программе  
4.2 Методические рекомендации по выполнению рефератов, контрольных, курсовых работ   ***

*учебник, по которому данный преподаватель ведет дисциплину и рекомендует студентам для самостоятельной подготовки.

** Дополнительные учебники, рекомендуемые студенту.

*** Незаполненная ячейка, в которой должно быть указано место хранения (нахождения) данного компонента, включенного в структуру УМКД, указывает на необходимость его подготовки или приобретения.

**** Для РП указывается год последнего обновления.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тематический план учебной дисциплины

«История образования и педагогической мысли» (ОФО)

Раздел (тема) Количество часов
  Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего лекции семинарские  
Введение. История образования и педагогической мысли как область научного знания.  
Раздел 1. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.        
Тема 1.1. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человеческой цивилизации.  
Тема 1.2. Развитие ведущих педагогических идей в истории образования и педагогических учений в странах Древнего Востока и античном мире.
Тема 1.3. Педагогические идеалы Средневековья в системе христианских ценностей и целей, становление университетского образования.
Тема 1.4. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания. Гуманистические взгляды и педагогическая концепция Я.А.Коменского.                          
Тема 1.5. Развитие идей свободы и гуманизма в педагогических теориях эпохи Просвещения (Дж.Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци) педагогическая практика к.18 – н.19 вв.                
Тема 1.6. Развитие ведущих педагогических идей в зарубежной реформаторской педагогике XIX — начала XX в.        
Раздел I1. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России        
Тема 2.1. История образования и педагогической мысли в Киевской Руси и Московском централизованном государстве (VIII - XVII вв.).        
Тема 2.2. Влияние идей эпохи Просвещения на формирование образовательных идеалов в России XVIII в.
Тема 2.3. Реформаторская педагогика в России конца XIX — начала XX в.
Тема 2.4. Характеристика образовательной системы на разных этапах становления и развития советской школы и педагогики.    
Раздел II1. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире.  
Тема 312. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса      
Тема 3.2. Процесс интеграции национальных систем образования.        
Всего:
           

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

(лекции)

Введение. История образования и педагогической мысли как область научного

Знания

Исторический подход в изучении педагогических явлений. История педагогики как наука и учебная дисциплина. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Предмет и задачи истории педагогики, её связь с различными областями научного знания. Научные подходы и методы историко-педагогического исследования. Историография и источниковедение изучения образования. Основные источники и проблематика. Прогностическая функция истории образования. Проблема целеполагания и эволюции ведущих педагогических идей в истории образования.

Раздел 1. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапахего развития.

Тема 1.1. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества

Культурно-исторический характер образования как целостного социального явления. Теории происхождения воспитания. Биологическая интерпретация причин возникновения воспитания в социально-антропологической теории Ш.Летурно, А.Эспинас. Психологическое обоснование основ воспитания П.Монро. Социологическая теория К.Шмидта. Цели и содержание воспитания в первобытном обществе на разных стадиях его развития. Естественно биологические основы, содержание и формы реализации первобытнообщинного воспитания. Зарождение воспитания на стадии дикости – антропосоциогенеза. Становление воспитания как социальной функции на стадии варварства – социобиогенетической. Воспитание на этапе первобытной цивилизации – рационально-социологической стадии. Появление письменности и школ. Семейное воспитание и его традиции. Человек и детство в системе первобытных ценностей.

Тема 1.2. Развитие ведущих педагогических идей в истории образования и педагогических учениях в странах Древнего Востока и античном мире

Общие и специфические особенности развития образования в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай). Историческое значение древневосточной цивилизации и созданных ею образовательных систем для дальнейшего развития мировой духовной культуры и образования.

Особенности античной социокультурной и образовательной среды. Античная концепция человека как микрокосма. Общественный характер воспитания в Древней Греции. Особенности систем образования и воспитания в Афинах и Спарте. Проблемы образования и воспитания в философских учениях Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля.

Влияние Древнегреческой культуры на характер и содержание образования в Древнем Риме. Изменение целей и ценностей древнеримского образования под влиянием меняющихся социокультурных условий. Вопросы воспитания и обучения в трудах М.Ф.Квинтилиана. Возникновение христианства и его влияние на воспитание и педагогическую мысль.

Тема 1.3. Педагогические идеалы Средневековья в системе христианских целей

и ценностей, становление университетского образования

Эпоха Средневековья как эпоха распространения и утверждения христианства в Западной Европе. Педагогические идеалы раннего, классического и позднего Средневековья в системе христианских идеалов и ценностей. Церковные школы. Структурирование средневекового общества как основа сословного определения целей и содержания образования: монашеского, рыцарского, городского. Философско-религиозные основы педагогики средневековой Западной Европы в схоластике и мистицизме (Гуго Сен-Викторский, Иоанн Солсберийский). Возникновение и развитие средневековых университетов.

Черты культуры эпохи Возрождения. Философия бытия ренессансного человека. Становление гуманизма как особого строя мышления и личностного самосознания. Антропоцентризм. Развитие идеи всестороннего развития человека и воплощение принципов философии гуманизма в педагогической мысли эпохи Возрождения (природное начало человека; антиаскетизм земного существования; проблемы достоинства человека и его свободы; гармония материального и духовного начал). Основные принципы и содержание педагогической концепции Э.Роттердамского. Педагогические идеи французских и итальянских гуманистов (А.Монтень, Ф.Рабле и др.). Проблемы воспитания и образования в утопических теориях Т.Мора и Т.Кампанеллы.

Изменение идеалов и ценностей человеческого существования под влиянием религиозно-идеологического движения Реформации. Зарождение буржуазного типа личности. Цели и содержание педагогики католического ордена иезуитов как средства борьбы с протестантскими сектами.

Историческое значение эпохи Возрождения и созданных ею образовательных систем для дальнейшего развития мировой культуры и образования.

Тема 1.4. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания в период домонополистического капитализма. Гуманистические идеи и педагогическая концепция Я.А.Коменского

Социокультурная парадигма и доминанты общественного сознания к.16 – 17 вв. Зарождение и становление рационализма. Обострение борьбы против феодализма и массовый характер религиозно-демократического движения. Развитие гуманистических традиций образования в педагогическом творчестве Я.А.Коменского. Мировоззрение, общественная позиция. Принцип природосообразности – центральная идея Я.А.Коменского. Обоснование Я.А.Коменским системы всеобщего образования, основных дидактических положений (дидактические принципы, классно-урочная система, цели и содержание образования и общественное назначение школ). Проблемы нравственного и религиозного воспитания, формирования личности, роль семьи в воспитании ребёнка в произведениях Я.А.Коменского. Требования к учителю. Значение педагогической теории Я.А.Коменского для развития педагогической практики.

Тема 1.5. Развитие идей свободы и гуманизма в педагогических теориях эпохи Просвещения (Дж.Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци) педагогическая практика к.18 – н.19 вв.

Социально-психологический облик человека эпохи Просвещения. Ориентиры и идеалы развивающейся промышленной цивилизации. Синхронные революции и их влияние на общественное сознание. Система взглядов эпохи Просвещения на объективный мир, человека и его предназначение. Моральный кризис в обществе. Обострение социальных противоречий в Западной Европе 18 в.

Конкретизация идеального типа представителя новой эпохи – буржуа – в педагогических теориях виднейших представителей эпохи. Цели и задачи воспитания, факторы развития личности и содержание образования в теории воспитания джентльмена Дж.Локка, теории свободного и естественного воспитания Ж.-Ж.Руссо, в педагогических взглядах французских философов-материалистов К.-А.Гельвеция и Д.Дидро, в теории элементарного образования и развивающего обучения И.Г.Песталоцци. Влияние французской буржуазной революции 1788 г., первых документов о правах человека на развитие мировой педагогической мысли.

Несоответствие школьного дела в западноевропейских странах в 18 в. потребности развивающегося индустриального общества. Общая характеристика развития школьной практики в Западной Европе эпохи Просвещения: школа и государство, школа и церковь. Социально-психологическая обусловленность движения филантропистов И.-Б.Базедов, Х.Зельцман) и педагогической практики к.18 – н.19 вв. (Белль-ланкастерская система взаимного обучения, филантропины, вязальные школы и др.).

Тема 1.6.. Развитие ведущих педагогических идей в реформаторской педагогике XIX – начала XX веков

Экономическая и социокультурная ситуация в Западной Европе 19 в. Развитие демократических идей И.Г.Песталоцци в Германии (Ф.-В.-А.Дистервег, К.-Ф.-В.Вандер). Дистервег и его дидактическое учение. Разработка Ф.-В.-А.Дистервегом проблем развивающего и воспитывающего обучения. Принципы и правила обучения. Требования к учителю и его подготовке. «Руководство к образованию немецких учителей». Влияние идей Дистервега на дальнейшее развитие педагогической мысли.

Педагогическая теория И.-Ф.Гербарта. Философско-психологическое обоснование им педагогики как науки. Теория многостороннего интереса. Идея воспитывающего обучения. Воспитание, обучение и управление как составные части единого целого. Структура процесса обучения и его ступени. Содержание и методы нравственного воспитания. Деятельность последовательность Гербарта.

Выделение дошкольной педагогики в самостоятельную область педагогического знания, Педагогическая деятельность и теория Ф.Фребеля.

Утилитарно-позитивистская теория Г.Спенсера. Виды человеческой деятельности и задачи воспитания Содержание и методы обучения. Нравственное воспитание. Реакционность взглядов Спенсера на просвещение трудящихся.

Утопический социализм 19 в. Учение Р.Оуэна о формировании человеческого характера. Социально-педагогический опыт Р.Оуэна в Нью-Ланарке, опыт соединения обучения с производительным трудом в учреждённых им коммунистических общинах Нью-Гармони (США) и Гармони-Холл (Англия). Педагогические идеи Ш.Фурье, вытекающие из его учения о страстях. Одержание и методы воспитания при строе гармонии.

Учение К.Маркса и Ф.Энгельса о воспитании, его социально-исторической сущности и классовом характере в классовом обществе. Обоснование программных требований пролетариата в области народного образования.

Утверждение индустриального общества в 20в. Отражение характерных черт социокультурной ситуации эпохи (кризисные явления, НТП, состояние науки и пр.) в развитии школы и педагогики в Западной Европе и США. Формирование массовых школ. Педоцентристская революция. Поиск нетрадиционных подходов к воспитанию и обучению. Основные направления реформаторской педагогики: экспериментальная педагогика (В.А.Лай, Э.Мейман), теория умственной одарённости и зарождение педологии (А.Бине), прагматическая педагогика (Д.Дьюи), трудовая школа и гражданское воспитание (Г.Кершенштейнер), теория и практика «нового воспитания» (О.Декроли). Развитие теории свободного воспитания в позитивистско-антропологической концепции М.Мотессори, антропософском подходе Р.Штейнера. Влияние реформаторской педагогики на практику массовой школы (Дальтон-план, метод проектов, комплексное обучение и пр.).

Раздел I1. Характеристики образовательных систем в России в разные исторические эпохи

Тема 2.1. Педагогические идеалы и практика Киевской Руси и Московского централизованного государства VIII – XVII вв.

Народная педагогика дохристианской Руси. Влияние языческой культуры древних славян на оформление педагогических идеалов и ценностей. Цели и содержание воспитания и обучения разных сословий. Основные тенденции и этапы профессионального обучения в общей системе древнерусского воспитания и образования. Основные черты семейного воспитания дохристианской общины и средства накопления опыта воспитания и передачи его от старшего поколения подрастающему. Народная педагогика в фольклорных памятниках древних славян.

Утверждения православия на Руси и его влияние на развитие образования и педагогической мысли. Первые русские школы: элементарные и повышенного типа, их роль и значение. Организация школ и методы их работы. Содержание простого начального обучения и повышенного «книжного учения». Вопросы воспитания в памятниках древнерусской педагогической мысли – «Повесть временных лет», «Поучение детям» Вл.Мономаха, Изборники, «Пчела» и др.

Состояние просвещения в русских княжествах в 13-15 вв. Мастера грамоты. Традиции семейного воспитания.

Просвещение на Украине и Белоруссии. Братские школы Украины и Белоруссии как средство борьбы за сохранение национальной культуры против насильственной полонизации и католицизма. Киевская академия.

Просвещение и школа в Русском централизованном государстве. Возникновение греко-латинских и разноязычных школ. Славяно-греко-латинская академия и её роль в развитии образования и педагогической мысли. Учебная и педагогическая литература.

Становление русской педагогики как науки о христианском жительстве (строение душевное, строение домовное, строение гражданское) в текстах Священного Писания, «Домострое», «Гражданстве обычаев детских».

Тема 2.2. Влияние идей эпохи Просвещения на формирование образовательных идеалов в России XVIII в.

Содержание политических, организационно-структурных и культурных реформ Петра 1, их противоречивость, историческое значение. Проблема ассимиляции европейской образованности в России 1-й четверти 18 в. Поиски идеала за границей и организация обучения в России. Просветительские реформы н.18 в. Организация государственных светских школ (школа математических и навигацких наук, цифирные школы, горнозаводские школы и пр.). «Юности честное зерцало». Зарождение и развитие профессионального образования в России. Роль соратников Петра 1 в распространении идеи научного знания. Создание Академии наук и учебных заведений при ней. Возникновение сословных учебных заведений. Реформа духовного образования. Духовный регламент Ф.Прокоповича. Деятельность М.В.Ломоносова в области просвещения. Создание Московского университета, его влияние на развитие школы и педагогической мысли.

Влияние идей эпохи Просвещения на формирование образовательного идеала в России времён правления Екатерины II. Политика «просвещённого абсолютизма» в области образования. Создание воспитательных учреждений по проектам И.И.Бецкого, их цели и значение для осуществления культурных реформ в России 2-й пол.18 в. «Ведомство» императрицы Марии Фёдоровны. Развитие сети приютов по призрению детей дошкольного возраста. Устав народных училищ 1786 г. Главные и малые народные училища.

Тема 2.3. Реформаторская педагогика в России XIX — начала XX в.

Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования и её противоречивость. Устав учебных заведений, подведомственных университетам (1804). Борьба правительства с передовой педагогической мыслью после Отечественной войны 1812 г. Просветительская деятельность и педагогические взгляды декабристов. Характеристика изменений в системе образования, содержание обучения в период правления Николая 1. Устав гимназий и училищ, состоящих в ведомстве университетов (1828), его реакционный характер. Усиление роли государства в вопросах организации народного просвещения. Государственная доктрина образования: «Православие. Самодержавие. Народность» Деятельность Е.О.Гугеля по обучению детей. Разработка методов и приёмов воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Педагогические взгляды В.Ф.Одоевского (методы умственного воспитания детей, методы развивающих бесед и т.д.). «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея». Роль В.Ф.Одоевского в организации детских приютов.

Русская революционная педагогика 30 – 40-х гг. Критика В.Г.Белинским и .И.Герценом реакционной сущности официально-крепостнической педагогики и защита идеи гармоничного развития личности.

Общественно-педагогическое движение и реформы в области просвещения в 60-е гг. 19 в.Экономическая и социокультурная ситуация в России 60-х гг. 19 в. Отмена крепостного права. Защита общечеловеческого образования – основная идея общественно-педагогического движения 60-х гг. 19 в. «Вопросы жизни» Н.И.Пирогова и обсуждение общественностью острых проблем воспитания и народного образования. Основные направления общественно-педагогической мысли.

Идея народности в воспитании (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой). Философские и психологические основы педагогической системы К.Д.Ушинского, развитие педагогики как науки и искусства. Осмысление идей свободного воспитания Л.Н.Толстым, К.Н.Вентцелем и др. Педагогические идеи Л.Н.Толстого и их реализация в практике работы Яснополянской школы. Учебные книги К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого.

Развитие революционно-демократических педагогических идей Н.Г. Чернышевским, Н.А.Добролюбовым, Д.И.Писаревым.

Школьные реформы 60 – 70-х гг. Развитие начальной школы на основе «Положения о начальных народных училищах» (1864) Типы школ, содержание и методы учебно-воспитательной работы. Система управления и контроля за школами. Городские училища. Женское образование. Борьба царского правительства против деятельности либеральных земств в области народного образования и протекционисткая политика по отношению к церковноприходским школам. Начальная школа.

Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения (1864). Классические и реальные гимназии. Реакционная политика в области просвещения. Новый «Устав гимназий и прогимназий» (1871), «Положение о начальных народных училищах» (1874).

Важнейшие педагогические проблемы н.20 в. Состояние начальной и средней школы. Распространение в России марксистских педагогических идей. Программные требования к демократизации общеообразовательной и профессиональной школы. Деятельность важнейших представителей буржуазно-демократической педагогики (В.П.Вахтеров, П.Ф.Лесгафт, К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптеров и др.). Обострение педагогических проблем: цели воспитания, организации народного образования, отношения государства к школе и учителю, классическое и реальное образование, содержание и методы обучения и др. Школа, учащиеся и учительство в период революции 1905 г, Февральской буржуазно-демократической революции. Вопросы народного образования в государственных думах, попытки реформирования средней школы в 1916 г.

Тема 2.4. Характеристика образовательной системы на разных этапах становления и развития советской школы и педагогики.

Социальные революции в России и революции в образовании. Кризис образования. Смена педагогической парадигмы. Первые декреты в области просвещения. «Положение о единой трудовой школе РСФСР», «Основные принципы единой трудовой школы». Изменения в системе народного образования. Развитие школы и педагогической науки в 20-е гг.: поиск нового содержания и методов обучения, создание опытно-показательных учреждений Наркомпроса, комплексные программы ГУСа. Создание школ ФЗУ, ШКМ, ФЗС. Самоуправление учащихся. Политехнизация общего и профессионального образования. Пионерская организация в школе. Разработка А.С. Макаренко теории и практики коммунистического воспитания молодёжи.

Принципы и основные направления политики ВКП(б) в области образования в период 30-х гг. Постановления о школе. Перестройка содержания, организации и методов учебно-воспитательной работы. Разработка новых учебных планов и программ. Создание стабильных учебников, развитие частных методик. Введение единой системы народного образования в СССР (1934).

Советская школа в годы Великой отечественной войны (1941 – 1945). Проблемы обучения и воспитания. Создание новых типов учебно-воспитательных учреждений, изменения в содержании образования. Организация Академии педагогических наук РСФСР.

Восстановление и развитие школы после Великой отечественной войны. Осуществление семилетнего всеобуча и расширение среднего образования. Постановления ЦК ВКП(б) (1946 –1948) по вопросам идеологической работы и усиление внимания к идейно-политическому воспитанию школьников. Политическая система, духовная сфера и образование в 50-е гг. Проблема укрепления связи школы с жизнью и практикой коммунистического строительства, политехнизация советской школы. Государственная политика в области образования в 60-е гг. Введение всеобщего среднего образования. Создание Министерства Просвещения и Академии педагогических наук СССР. Основные направления деятельности АПН СССР. Педагогическая деятельность и литературно-педагогическое наследие В.А. Сухомлинского. Утверждение Основ законодательства СССР о народном образовании (1973). Реорганизация начальной ступени обучения. Основные тенденции развития теории и практики образования в 70-е гг. Формализм и процентомания в оценке знаний школьников и труда педагогов. Социальная обусловленность кризисных явлений в образовании 70 – 80-х гг. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы (апрель 1984 г.): основные направления, проблемы реализации и перспективы. Проблема создания системы непрерывного образования.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ

(СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ)

Семинар № 1. История образования и педагогических учений в античном мире (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности античной социокультурной и образовательной среды.
  2. Особенности систем образования и воспитания в Афинах и Спарте.
  3. Проблемы образования и воспитания в философских учениях Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля.
  4. Влияние Древнегреческой культуры на характер и содержание образования в Древнем Риме. Вопросы воспитания и обучения в трудах М.Ф.Квинтилиана.

Источники:

  1. Платон. Законы// История зарубежной педагогики. Хрестоматия. – М., 1986.
  2. Аристотель. Политика // Там же.
  3. М.Ф. КвинтилианО воспитании оратора // Там же.

Основная литература:

1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.

2. История педагогики: В 2-х ч. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.

3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до к.20 в. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.

4. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебн. для студентов пед. инст. – М., 1983.

5. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. инст. – Екатеринбург, 1994.

6. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М., 1994.

7. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.

Дополнительная литература:

  1. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1961.
  2. Мару А.И. История воспитания в античности. – М., 1999.
  3. Словарь античности. – М., 1993.

Семинар № 2. Педагогические идеалы Средневековья в системе христианских целей

И ценностей

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогические идеалы раннего, классического и позднего Средневековья в системе христианских идеалов и ценностей.

2. Церковные школы.

3. Сословное определение целей и содержания средневекового образования: монашеского, рыцарского, городского.

4. Философско-религиозные основы педагогики средневековой Западной Европы в схоластике и мистицизме.

Источники:

1. Библия. Ветхий Завет. Пятая книга. Моисеево Второзаконие. Гл. 5: 7-21; Новый Завет. Евангилие от Матфея. Гл. 5-7. Нагорная проповедь Иисуса.

2. Блаженный Иероним. Письмо к Лете // История зарубежной педагогики. Хрестоматия зарубежной дошкольной педагогики/ Сост. М.Б. Мчелидзе и др. – М., 1986. – С. 33-35.

3. Гуго Сен-Викторский. Семь книг назидательного обучения, или Дидасколион // Антология педагогической мысли христианского Средневековья… - М., 1994. – Т.2. – С. 52-92.

4. Иоанн Солсберийский. Металогик // Там же. – С. 100-102.

Наши рекомендации