Раздел VIII. Реформаторская педагогика в Западной Европе и Америке в конце XIX - начале ХХ в.

Семинар №14. Экспериментальная педагогика М. Монтессори (1870-1952)

Вопросы для обсуждения:

1.Принцип свободы ребёнка в педагогическом методе М.Монтессори (теория витализма).

2.Интеллектуальное развитие детей на основе самовоспитания и саморазвития.

3.Организация воспитательно-образовательной работы в Домах ребёнка.

4.Методика развития сенсорной культуры детей (анализ дидактических материалов М.Монтессори).

5.Актуальность педагогики М.Монтессори на современном этапе развития общества.

Литература

1.Александрович Э. Новая педагогика (система доктора М. Монтессори).-М., 1913.

2.Литвин Л.Н. Наша и не наша М. Монтессори //Советская педагогика. – 1991. - №8.

3.Метод научной педагогики М. Монтессори. – Киев, 1993.

4.Монтессори М. Мой метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка.//Избр. пед. соч. – М., 1993.

5.Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. – М., 2000.

6.Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. – М., 1994.

7.Монтессори М. Воображение //Мир образования. – 1996. - №9.

8.Монтессори-материал: Школа для малышей. – М., 1992.

9.Сорокова М.Г. «Жизненная практика» и сенсорное развитие дошкольников по методу Монтессори. – М., 1998.

10.Сумнительный К.Е. Как помочь ребёнку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). – М., 1999.

11.Терри Мелоу. Монтессори и ваш ребёнок: Руководство для родителей: Пер. с англ. – М., 1997.

12.Упражнения с Монтессори-материалом: Школа для малышей. – М.; Рига, 1996.

13.Фаусек Ю. 30 лет по методу Монтессори. – М., 1994.

Семинар № 15. Развитие идей «свободного воспитания» в истории западноевропейской и отечественной педагогики

Вопросы для обсуждения:

1. Исторические предпосылки возникновения теории «свободного воспитания».

2. Идея свободы ребёнка в воспитании как основополагающий принцип теории Ж. Ж. Руссо.

3.Условно свободное воспитание М. Монтессори.

4. Педагогика ненасилия Л. Н. Толстого.

5. Идеальный детский сад К. Н. Вентцеля.

6. Деятельность С. Т. Шацкого.

Литература

1. История педагогики. Часть II /под ред. А. И. Пискунова. – М., 1998.

2. Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. – М., 1915.

3. Монтессори М. Мой метод научной педагогики. – М., 1993.

4. Руссо Ж. Ж. Эмиль или о воспитании // Избр. пед соч. – М., 1982.

5. Свободное воспитание. – М., 1995.

6. Толстой Л. Н. О воспитании // Избр. пед соч.: В 2 т. – М., 1989 – т. 1.

7. Толстой Л. Н. О свободной школе // Там же.

Раздел XI. Западная педагогика XX в.

Семинар №16. Западная педагогика XX века

Вопросы для обсуждения:

1.Роль педагогических традиций предшествующих лет на развитие теории и практики западного образования в XX веке.

2.Влияние социокультурных процессов на развитие теории и практики образования на Западе в XX веке.

3.Ведущие педагогические идеи XX века, определившие стратегию гуманизации образования.

4.Вклад мыслителей образования Запада XX века в развитие педагогической теории (У. Килпатрик, Р. Кузине, Я. Корчак, А. Нилл, К. Манхейм, Э. Фромм, И. Иллич, П. Фрейре, К. Роджерс, А. Маслоу).

Литература

1.Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века. Казань, 1996.

2.Веселова В.В. Менталитет американского общества и гуманистическая парадигма образования и воспитания // Педагогика. 1999. №8.

3.Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М., 2001.

4.Гахардо М. Иван Иллич //Мыслители образования. М., 1995. Т.2.

5.Герхардт Х.П. Паулу Фрейре //Мыслители образования. М., 1995. Т.2.

6.Корчак Я. Как любить ребёнка. М., 1990.

7.Зимринг Ф. Карл Роджерс //Мыслители образования. М., 1996. Т.4.

8.Нилл А. Саммерхилл – воспитание свободой. М., 2000.

8.А Мыслители образования. М., 1996. Т.3

9.Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

10.Район Л. Роже Кузине //Мыслители образования. М., 1996. Т.4.

11.Цырлина Т.В. На пути к совершенству: Антология интересных школ и педагогических находок XX века. М., 1997.

12.Малькова З.А. Исторический урок американской школы //Педагогика. 1998. №4.

13.Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. М., 1970.

14.Пилиповский В.Я. Поиски новой модели образования в США//Педагогика. 1996.№3

15.Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США \под ред. А.И. Пискунова, А.Н. Джуринского. М., 1989.

16.Корнетов Г.Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли». М., 2002.

Тематика рефератов

Совершенствование форм и методов обучения в педагогических университетах обеспечивает повышение уровня подготовки будущего педагога. В общей системе подготовки специалиста одно из важных мест занимает самостоятельная исследовательская деятельность студента, задачей которой является:

· развитие умений по установлению связей теории с практикой;

· развитие навыков самообразования;

· приобщение студента к научно-исследовательской работе;

· углубление и расширение теоретических знаний студента в области психолого-педагогических дисциплин.

Программа курса «История педагогики и образования» включает в себя ряд научно-исследовательских работ студентов: реферат, курсовая работа.

Реферат -этап самостоятельной работы студента по усвоению научной информации, приобщение к научному исследованию. Термин «реферат» (в пер. с лат. - докладывать, сообщать) имеет два значения: 1 - краткое изложение научной работы, содержание прочитанного текста; 2 - доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературы и других источников.

Особенность реферата по истории педагогики и образования в том, что он должен представлять собой не только изложение определённой научной публикации, но и критический её анализ и аналитический обзор по историко-педагогической проблеме.

Написание реферата целесообразно начинать с изучения и конспектирования предложенной литературы.

Критериями качественно выполненной работы являются следующие:

· правильно оформленная работа - составлен план, указана библиография, грамотно сделаны ссылки на используемые литературные источники;

· теоретический материал должен опираться на авторские работы, имеющие практические выводы, то есть следует показать, как идеи того или иного педагога послужили дальнейшему развитию педагогических теорий, педагогического опыта, современной педагогики.

Темы

1. Исторические корни современной системы школьного образования.

2. Влияние изменения отношения к детству как фактор эволюции подходов к организации развития ребёнка в истории педагогики.

3. Роль политического фактора в историческом развитии образования и педагогической мысли.

4. Становление гуманистических традиций в истории восточной (западной, отечественной) педагогики.

5. Влияние идей Платона (Аристотеля, Цицерона, Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Гербарта, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и других выдающихся мыслителей) на последующее развитие теории и практики образования.

6. Роль образования в истории общества.

7. Проблема соотношения воспитания и обучения в истории педагогических традиций цивилизаций Востока.

8. Проблема соотношения воспитания и обучения в истории западной педагагогики.

9. Проблема соотношения воспитания и обучения в истории отечественной педагогики.

10. Проблема возрастной периодизации в историко-педагогическом наследии.

11. Развитие идей свободного воспитания в истории отечественной и западно-европейской мысли.

12. Внедрение системы Фрёбеля в практику дошкольного образования в России во второй половине 19 века.

13. Альтернативные педагогические концепции в России начала 20 века.

14. Особенности семейного и домашнего воспитания детей дошкольного возраста в России (в Западной Европе).

15. Особенности организации профессиональной подготовки работников сферы начального образования (среднего, высшего) в России 19 века.

16. Влияние изменения отношений к детству как фактор эволюции подходов к организации развития ребёнка в истории педагогики 17-18 вв.

17. Влияние развития наук о человеке на эволюцию теории и практики образования на Западе в 17-18 вв.

18. Место философского обоснования представлений о целях, способах и путях образования в западной педагогике 19 века.

19. Российские учителя и источники их педагогических воззрений в России 18 века.

20. Достижения и проблемы теории и практики образования на Западе в 20 веке.

21. Значение идей библейской педагогики для развития отечественной педагогики 15-16 вв.

22. Педологические реформы в сфере отечественного дошкольного образования в первой трети 20 века.

23. Экономическое развитие общества как фактор эволюции всемирного историко-педагогического процесса.

24. Взаимовлияние педагогической мысли и практики образования в истории постановки и решения проблем воспитания и обучения подрастающих поколений.

25. Исторические корни современной системы школьного (дошкольного) образования.

7. Примерная тематика курсовых работ с методическими рекомендациями

Курсовая работа - самостоятельная научно-исследовательская работа студента по истории педагогики и образования. Целью данного исследования является развитие умений многопланово анализировать историко-педагогические проблемы на основе интеграции ряда наук (педагогики, истории, психологии, культурологи, философии), совершенствование навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Также как написание реферата, курсовую работу необходимо начинать с отбора, изучения и конспектирования историко-педагогической литературы по выбранной теме. Второй этап заключается о определении понятийно-категориального аппарата исследования. Следующий этап - оформление теоретической части работы (обзор и анализ историко-педагогических источников по проблеме исследования). В заключительной части формулируются выводы, даются конкретные рекомендации по реализации исторического наследия в современных учебно-образовательных учреждениях.

Наши рекомендации