Раздел VI. Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX веке (до 90-х гг.)
Семинар № 10.Педагогическая система народного образования и воспитания Иоганна Генриха Песталоцци ( 1746-1827)
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность педагогической системы И. Г. Песталоцци.
2. Проблема воспитывающего и развивающего обучения.
3. Теория элементарного образования И. Г. Песталоцци.
4. Проблема интеллектуального и трудового воспитания.
5. Психологизация обучения в педагогической теории И.Г. Песталоцци.
6. Роль матери и педагога в развитии и обучении детей.
Литература
1. Бим-Бад Б.М. И.Г. Песталоцци: Концепция развивающего обучения //Советская педагогика. 1986. №3.
2. История педагогики. Часть II. / ред. А. И. Пискунова. – М., 1997.
3. Кларин М.В. Песталоцци: подвижник педагогики //Педагогика. 1996. №1.
4. Медынский Е. Н. И др. Иоганн Генрих Песталоцци. Его жизнь, учение и влияние на русскую педагогику. – М., 1960.
5. Песталоцци И.Г. Избранные пед.соч.: В 2 т. /Под ред. В.А. Ротенберг, М.В. Кларина. М., 1981.
6. Песталоцци И. Г. Как Гертруда учит своих детей. // Избр. пед соч. – М., 1981.
7. Песталоцци И. Г. Книга матерей. // Там же.
8. Песталоцци И. Г. Лебединая песня. // Там же.
9. Шевченко Л.И., Заплатников Л.Т. И.Г. Песталоцци: внутренний покой и внешний порядок //Педагогика. 1996. №3.
Семинар №11. Теория и практика общественного и дошкольного воспитания Фридриха Фрёбеля (1782-1852)
Вопросы для обсуждения:
1. Философские основы педагогической системы Ф. Фрёбеля.
2. Проблема развития человека. Значение периода дошкольного детства.
3. Особенности организации общественных дошкольных учреждений по теории Ф. Фрёбеля.
4. Детский сад, его значение и особенности организации педагогического процесса.
Литература
1. Фрёбель Ф. Воспитание человека //Избр. пед соч. – М., 1956.
2. Фрёбель Ф. Детский сад //Там же.
Семинар №12. «Воспитывающее обучение» в педагогической системе И.Ф. Гербарта
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность педагогической теории И.Ф. Гербарта, её социально-философские основы.
2. Особенности психологических воззрений И.Ф. Гербарта. Их роль в становлении педагогической концепции немецкого педагога.
3. Теория «воспитывающего обучения» в педагогической системе И.Ф. Гербарта.
4. Особенности организации учебно-воспитательной деятельности, направленной на развитие «нравственной воли».
5. Роль интереса в процессе обучения в дидактике И.Ф. Гербарта.
6. Соотношение человеческой природы, влияния среды и целенаправленного воспитания в становлении личности в трактовке И.Ф. Гербарта.
7. Значение педагогической концепции И.Ф. Гербарта для современной массовой школы.
Литература
1. Антология педагогической мысли. М., 1983.
2. Бим-Бад Б.М. Борьба в буржуазной педагогике Запада вокруг проблем природы и сущности воспитательного процесса //Борьба прогрессивных и реакционных тенденций в педагогике Запада эпохи домонополистического капитализма (конец XVIII – конец XIX в.). М.. 1983.
3. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1940. Т. 1.
Раздел VII. Развитие системы образования и педагогической мысли в России в XIX в.
Семинар №13.Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины XIX века
Вопросы для обсуждения:
1.Предпосылки возникновения и этапы становления гуманистической педагогики в России во второй половине XIX века.
2.Основные направления развития гуманистических идей в теории и практике образования в России второй половины XIXвека.
3.Влияние западноевропейской гуманистической мысли на становление и развитие русской гуманистической педагогики.
4.Гуманистическая направленность педагогической деятельности великих русских педагогов (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, С.А. Рачинский, Е.Н. Водовозова).
Литература
1.См. общий список литературы, учебники, пособия, хрестоматии, антологии (Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XXв. М., 1990).
2.Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века. //Педагогика.2000. №4.
3.Водовозова Е.Н. Умственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб, 1901.
4.Зеньковский В.В. Русская педагогика в начале XX века //Педагогика.1997. №2.
5.Игнатьев П.Н. Очерк о русской школе //Педагогика.2000. №2,3.
6.Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания //Энциклопедия семейного воспитания. – СПб, 1898. – Вып.1.
7.Каптерев П.Ф. Об «общем ходе» развития детской природы //Воспитание и обучение. – 1893. - №2.
8.Лесгафт П.Ф. Задача антропологии и метод её изучения //Собр. соч. по судебной медицине. – СПб., 1872. – Т.1.
9.Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – началоXX в. /Отв. ред. Э.Д. Днепров. – М., 1991.
10.Рачинский С.А. Сельская школа. – М., 1995.
11.Сластёнин В.А. Педагогической наследие П.Ф. Каптерева и современность //Педагогика.1999. №6.
12.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. //Собр. соч. – М.; Л., 1948. – Т.8.
13.Юдашина Н.И. Антропологическая педагогика П.Ф. Лесгафта //Педагогика, 2000. №4.
14.Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. – М., 1993.