Структура педагогической антропологии С. И. Гессена
Основная корреляция | Ступени любви | Ступени бессмертия | Планы воспитания | Ступени счастья |
I. План биологического бытия | ||||
Биологическая особь – биологический вид, наследствен-ность | Половое вожделение | Бессмертие в потомстве | Опека и дрессировка | Наслаждение |
II. План общественного бытия | ||||
Индивид – социальная группа, власть | Appetitus socialis, at-tachement au groupe social | Длительность группы во времени, «обычное» предание (воспроизводя-щие прошлое) | Обработка молодого поколения соответственно потребностям группы | Триумф |
III. План духовной культуры | ||||
Личность – духовное общение, ценность | Эрос (любовь совершенного, любовь ценностей: «любовь к дальнему») | Историческое бессмертие в прекрасных произведениях и занятиях, творческое предание (преодолеваю-щее прошлое) | Образование, соучастие в культурных ценностях | Удовлетворение от исполненного должествования («Ты им доволен ли, взыскательный художник») |
IV. План благодатного бытия | ||||
Душа человека – царствие Божие. Бог | Caritas (Любовь к ближнему и любовь к Богу как потенцирован-ная любовь к ближнему) | Личное бессмертие | Спасение | Радость |
ТЕМА 2: Развитие образования и педагогической мысли в Тульском регионе
Цель:конкретизация знаний студентов в области теории и истории педагогики за счет привлечения краеведческого материала; отработка умений и навыков самостоятельной исследовательской работы.
Итогом изучения этой темы должно быть: 1) знание основных фактов и ключевых тенденций развития образования в Тульском крае XVIII–XX вв.; основных нормативных документов, регулирующих региональное образовательное пространство; понимание сущности изменений, происходящих сегодня в сфере образования в Тульской области; и 2) умение иллюстрировать общие положения курса истории образования конкретными фактами из истории образования в Тульском крае; соотносить хронологически и содержательно события истории образования в России и в Тульском крае.
Рекомендуемая литература:
1. Ашурков, В. Н. Страницы тульской старины / В. Н. Ашурков.– Тула, 1988.
2. Глаголева, О. Е. Русская провинциальная старина / О. Е. Глаголева. – Тула, 1993.
3. Куликов, В. В. Первые школы Тульского края / В. В. Куликов // Тульская школа.– 1994.– № 3,4.
4. Маркова, С. М. Тульская мужская классическая гимназия (1804–1917) / С. М. Маркова // Тульский краеведческий альманах.– Вып. 3.– Тула: Инфра, 2005.
5. Мелешко, Т. И. Русская школа: истоки / Т. И. Мелешко // Тульская школа.– 1996.– № 2.
6. Народное образование в Тульской области. Сб. материалов.– Тула, 1959.
7. Охендушко, С. С. Сельский учитель Тульской губернии середины XIX – начала XX века. Социально-политический портрет / С. С. Охендушко // Тульская школа.– 1995.– № 4.
8. Присенко, Г. П. Проникновение в былое / Г. П. Присенко.– Тула, 1984.
9. Ромашина Е. Ю. Тульское главное народное училище (1786–1804 гг.) / Е. Ю. Ромашина // Тульский краеведческий альманах.– Вып. 3.– Тула: Инфра, 2005.
10. Россия. Традиции и новации: история, политология, право. Чтения, посвященные памяти В. Н. Ашуркова.– Тула, 2000.
11. Самарцева Е. И. Тульские преподаватели на рубеже XIX - начала XX вв. Состав и положение / Е. И. Самарцева // Тульская школа.– 1995.– № 1.
12. Тула историческая: прошлое и настоящее: Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной 850-летию г. Тулы.– Тула, 1996.
13. Тульский биографический словарь.– Тула, 1996.
14. Тульская региональная программа развития образования // Тульская школа.– 1994.– № 1,2.
Задания
I. Задания для обязательного выполнения
1. Составьте хронологическую таблицу возникновения и создания основных образовательных учреждений в Тульском крае в XVIII–XX вв.
2. Начертите схему структуры системы образования в Тульском крае в:
- 1786г., - 1804г., - 1864г., - 1918г., - 1988г., - 2005г.
3. Вычлените основные тенденции развития системы образования в Тульском крае – до 1917 года,
- в советский период, - в 90-е гг. XX века
4.Сделайте выписки о жизни, философских и социально-политических взглядах одного из выдающихся деятелей просвещения в Тульском крае (А.Т. Болотов, Ф.Г. Покровский, С.Д. Нечаев, гр. Бобринские). Раскройте его вклад в развитие педагогической науки и (или) школьной практики.
5.По воспоминаниям учителя Е. Маркова, в начале 60-х гг. и в Тульской мужской классической гимназии содержание образования, методы и организация учебного процесса подверглись большим изменениям. Латынь была сильно урезана и сведена почти на необязательный предмет, в младших классах ее вообще не было, а в старших большей частью читались классические авторы.
Зато русский язык, история, география, физика, естественная история, новые языки, французский и немецкий, были сильно расширены. В двух старших классах по русскому языку, истории, географии делался уже некоторый переход к университетскому преподаванию. Читались и объяснялись очень серьезно авторы, выбирались более крупные исторические эпохи и обрабатывались по новейшим источникам гораздо подробнее и интереснее, чем помещалось в учебниках; география проходилась научная с широким использованием наглядных пособий, чертежей, карт, рисунков, этнографических моделей и др., материал объяснялся «демонстративно» и «при деятельном участи самого класса».
Преподаватели языков – иностранцы были практически отстранены от деятельности. В младших классах их вытеснили русские «классные учителя», а в старших классах часть их уроков была передана для чтения с учениками лучших немецких и французских авторов тем учителям, которые основательно знали эти языки. (Марков, Е. Живая душа в школе / Е. Марков // Вестник Европы.– 1900.– № 2.– С. 565–587)
Подумайте, какие общие тенденции в развитии отечественного образования иллюстрируют эти факты?
6.Познакомьтесь с программой литературно-музыкального вечера, состоявшегося в Тульской мужской гимназии 30 марта 1882 г. силами ее учеников и солистов музыкально- драматического общества.
1-е отделение:
1. Sherzino Шумана, Polonaise Shopin – исп. ученик Кислинский.
2. Стихотворение Майкова «Нива» – исп. Н.Н. Куликов.
3. Романс «Зачем» – исп. А.Ф. Колосов.
4. Стихотворение Майкова «Клермонтский собор» – исп. ученик Щеглов.
5. Романс Чайковского «Страшная минута» – исп. Е.И. Теннер.
6. Сцена и хор из оперы «Фауст» Гуно (по требованию публики) – соло исп. Е.И. Теннер и В.И. Соколов, хор музыкально-драматического общества.
2- е отделение:
1. Соло на фортепиано – исп. ученик Романов.
2. Дуэт из оперы «Ернани» – исп. Е.И. Теннер и В.И. Соколов.
3. Сцена из народного быта сочинения Горбунова – исп. Е.И. Гласков.
4. Соло на гармонике – исп. ученик Шишкин.
5. Дуэт – исп. В.И. Соколов и ученик Соколов.
6. Хор «Вдоль по улице в конец» сочинения Воротникова. – соло г-жа Гартман и г-н Румянцев, исп. хор музыкально-драматического общества.» (Государственный архив Тульской области, ф. 8, оп. 1, д. 688, л.3.)
Сделайте вывод о целях, характере, уровне внеклассной воспитательной работы в гимназии.
II. Задания повышенной сложности
1. Отметьте расположение основных дореволюционных учебных заведений на карте Тульской губернии и отдельно – на карте г. Тулы.
2. Выясните, здания каких учебных заведений XVIII–XIX вв. сохранились до наших дней. Как изменился их облик и назначение?
3. В отделе редких книг Тульской областной универсальной научной библиотеки познакомьтесь с учебными книгами XVIII–XIX вв., применявшимися в тульских школах. Расскажите о них.
4. Подготовьте сообщение об одном из образовательных учреждений Тульского края: Александровское военное училище, приходские школы, белланкастерские школы, частные дворянские пансионы, крестьянские сельские школы, школа оружейных мастеров при ТОЗе, тульская мужская классическая гимназия, тульская женская гимназия (1-я и 2-я), Тульское реальное училище, Тульское коммерческое училище, современные лицеи г. Тулы, частная школа им. Поленова или др.
5. Изучите уставы современных тульских гимназий. Проведите их сопоставление с Уставами гимназий дореволюционных.
6. Вычлените основные этапы исторического развития духовного образования в Тульском крае. Подумайте, в чем разница между светскими и духовными учебными заведениями. Как по-вашему, почему духовное образование возрождается сегодня? Есть ли перспективы его развития? Расскажите об одном из духовных учебных заведений Тульской губернии.
7. Составьте словесный портрет одного из лучших учителей современной Тульской школы.
8. Если Вам известны учительские династии на Тульской земле, напишите о них очерк.
9. Какие новшества в содержании образования появились в тульских школах за последние годы?
10. Напишите об одной из новых технологий обучения (компьютерные технологии, разноуровневое обучение, модульное обучения, полного усвоения и т.д.) и опыте ее применения в одной из школ области.
11. Посетите Тульский областной институт повышения квалификации работников образования. Выясните, какие кафедры и лаборатории в нем существуют, какие разрабатываются идеи и перспективы развития образования в Тульском регионе.
12. Побывайте в Тульской областной фильмотеке. Подберите видео фильм, посвященный инновационным процессам в образовательном пространстве Тульской области. Посмотрите и обсудите его с коллегами или однокурсниками. Напишите рецензию или эссе-размышление об увиденном.
Методические рекомендации
I. 1.При составлении таблицы воспользуйтесь книгой «Народное образование в Тульской области. Сборник материалов» (Тула, 1959) и статьей В.В. Куликова «Первые школы Тульского края» (Тульская школа.–1994.– № 3,4.). Таблица 7 может быть составлена по следующему образцу:
Таблица 7
Год создания | Наименование образовательного учреждения |
1786г. | Тульское главное народное училище. |
I. 2.Выполняя это задание, ориентируйтесь на схемы, иллюстрирующие развитие системы образования России в целом.
I. 3–6.В подготовке этого задания вам помогут издания «Тульский биографический словарь», «Гордость земли тульской» и другие источники, указанные в списке литературы.
II. 1–2.Для выполнения этих заданий помимо литературы, указанной в списке, вы можете использовать туристические путеводители по г. Туле.
II. 3.Для описания школьных учебников вы можете воспользоваться следующим планом:
1) наличие и характер текстов учебника
- основных,
- пояснительных (словари, алфавиты, примечания и пояснения),
- дополнительных (материалы необязательного изучения, документы).
2) наличие, характер, качество внетекстовых компонентов учебника
- иллюстративный материал (карты, рисунки, иллюстрации и т.п.)
- аппарат организации усвоения (задания, вопросы, ответы, таблицы)
- аппарат ориентировки (оглавление, предисловие, предметно – тематические указатели, рубрикации и выделения, колонтитулы).
3) функции, реализуемые данным учебником
- информационная,
- воспитывающая (т.е. целенаправленное воздействие на развитие учащегося).
II. 4.Готовя свое сообщение, придерживайтесь следующего плана: наименование учебного заведения, время и обстоятельства его создания; организация учебного процесса; содержание образования; методика преподавания; особенности воспитательной системы; выдающиеся учителя и выпускники.
II. 5.С уставамидореволюционных российских гимназий вы можете познакомиться в хрестоматии «Антология педагогической мысли в России» или в «Полном собрании законов Российской Империи».
II. 6.Одним из наиболее интересных современных духовных учебных заведений является Тульская православная классическая гимназия. Познакомиться с ее деятельностью можно по издаваемому журналу «Вестник Тульской православной гимназии».
II. 7–8. Данные задания выполняются студентами, работающими в учебных заведениях г. Тулы и Тульской области, выпускниками педагогических колледжей (училищ).
II. 9.Особенности содержания образования могут составлять: учебный план образовательного учреждения; авторские учебные программы; учебники и учебные пособия, использующиеся в нем.
II. 10.Прежде чем знакомиться с опытом применения той или иной технологии в образовательном учреждении, постарайтесь уяснить для себя ее теоретические аспекты: на какой психологической и педагогической концепции построена эта технология, каковы цели ее использования, как меняется содержание образования, методы и организация учебного процесса при ее применении.
II. 11.Адрес ИПКиППК РОТО: г. Тула, ул. Ленина, 56. Тел. 27-17-71; 27-17-56.
II. 12. Адрес фильмотеки: г. Тула, ул. Галкина, 29. (на территории МОУ школа № 1).
Тема 3. Взаимосвязь образования и политики. Основные законодательные акты российского образования (XIX-XX в.в.).
Цель: получить представление об основных вехах в истории принятия в России законодательных актов в области народного образования; критически осмыслить пути исторического развития государственной политики в области народного образования; проследить трансформацию целей, принципов государственной политики, структуры, содержания и форм получения образования на протяжении XIX – XX столетий.
Задания
I. Задания для обязательного выполнения
1.Сформулируйте цель образования в законодательных актах 1804-1992 гг.
2.Выделите основные принципы государственной политики в области образования (1804-1992 гг.)
3.Покажите историческую трансформацию системы образования, пути и формы получения образования (1804-1992 гг.)
4. Проанализируйте особенности содержания образования в разные исторические периоды (1804-1994 гг.)
II. Задания повышенной сложности
1.Определите основы управления образованием в России (1804-1992 гг.).
2.Проведите сравнительный анализ современной системы образования в России с состоянием образования в одной из развитых стран Западной Европы.
Нормативные документы
1. Об образовании: Закон РФ от 13 янв. 1996 г. № 12-ФЗ (в ред. от 16 нояб. 1997 г. № 144-ФЗ) // Собр. законодательства РФ.– 2002.– № 30.– Ст. 3029.
2. Основы законодательства СССР и союзных республик о народном образовании. 19 июля 1973 г. // Хрестоматия по педагогике / Под ред. З. И. Равкина.– М., 1976.– С. 151.
3. Основные принципы единой трудовой школы. Положение о единой трудовой школе РСФСР // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Под ред. Н. А. Алексеева.– М.: Просвещение, 1972.– С. 71, 80, 81–87.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Бюл. М-ва образования.– 2002.– № 2.
Рекомендуемая литература:
1. Антология педагогической мысли.– М.: Педагогика, 1987.– Т. 2.– С. 28–46, 178–187.
2. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2003.
3. Джуринский, А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 1999.
4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века.: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.
5. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А. Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009.
Методические рекомендации
В основу работы над данной темой должны быть положены тексты основных законодательных актов об образовании в России. (см. Приложение 6).
I. При подготовке первого и второго заданий следует учитывать обусловленность характера целей образования уровнем социально-экономического развития общества; потребностью в квалифицированных кадрах, усложнением технологий, ростом объема информации, повышением мобильности совершенствования производства, а также наличием в обществе различных классов и социальных групп, необходимостью подготовки руководящих кадров государственного аппарата и т.д.
Обращаясь к текстам документов, ответьте на следующие вопросы:
1. Как соотносились интересы государства с целями и задачами образования?
2.В чем Вы видите принципиальную разницу в определении целей образования в документах XIX века и XX–XXI вв., (советского и современного периодов)?
3. Как в законодательных актах начала XIX века были сформулированы основные принципы функционирования системы народного образования? Какие из этих принципов нашли свое дальнейшее развитие в законах первых лет Советской власти, новом Законе РФ об образовании?
Для выполнения третьего задания следует обратиться к той части документов об образовании в России, которые характеризуют систему образования. Попытайтесь схематически изобразить процесс развития системы образования в России на протяжении XIX–XX вв. Какие типы учебных заведений предусматривались законодательными актами? Допускалось ли получение различных форм, образования? Какие «государственные стандарты» при этом устанавливались? Чем вызван постепенный переход к непрерывному образованию и в чем его суть?
Работая над четвертым заданием, вспомните, что понимают под содержанием образования. Подумайте и сопоставьте, на что было ориентировано содержание образования в уставах учебных заведений XIX века и в современных документах об образовании. Как решен вопрос о соотношении общего и профессионального образования? Покажите, руководствуясь документами, как шел процесс переосмысления содержания образования в сторону общечеловеческих ценностей и признания самоценности личности ребенка.
II.Изучите документы и соответствующие разделы в учебных пособиях, сделайте выписки, характеризующие развитие управления системой образования в России.
Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:
1. Как сложилось централизованное управление системой образования в начале XIX века? Чем это было вызвано?
2. Как происходила борьба тоталитарных и демократических начал в управлении образованием в России?
3. Опираясь на текст Закона РФ «Об образовании», покажите сущность демократизации управления образованием на современном этапе. В чем выражаются свобода и плюрализм в образовании?
4. Проследите, какое место отводится учителю и каковы требования к личным методам работы в основных законодательных актах о народном образовании в России.
Проводя сравнительный анализ систем образования в современной России и в одной из стран Западной Европы, обратите внимание на следующие вопросы: структура образования, содержание общего среднего образования, дифференциация обучения на старшей ступени средней школы.