Русская педагогическая мысль второй половины xix века
ПИРОГОВ Н.И. (1810-1881) - известный врач и педагог-просветитель. В основе педагогической теории Пирогова лежит идея общечеловеческого воспитания, суть которой в воспитании человека-гражданина полезного своей стране. Пирогов требовал уважения к личности ребенка. Выступал против ранней, преждевременной специализации детей, которая, по его мнению, суживает кругозор и тормозит нравственное развитие.
Ратовал за принцип единой школы, как основу построения школьной системы, пытался реализовать этот принцип на практике, предлагая школьную систему из четырех ступеней:
УНИВЕРСИТЕТ | ВЫСШЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ |
Классическая гимназия (5 лет) | Реальная гимназия (3 года) |
Классическая прогимназия (4 года) | Реальная прогимназия (4 года) |
ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ШКОЛА (2 года) |
Н. И. Пирогову принадлежит выдающаяся роль в создании первых воскресных школ в России.
Много внимания он уделял работе учителей-практиков. Настаивал на том, чтобы не реже раза в месяц собирались педагогические советы для обсуждения различных педагогических методов и приемов преподавания. Рекомендовал учителям обмениваться опытом работы, заниматься научными и литературными трудами, собирать исторические сведения о родном крае и пропагандировать их через публикацию в газетах.
Учредил участие профессоров университета в гимназическом преподавании в старших классах и выпускных экзаменах.
Организовал конкурсы и испытания на замещение вакантных педагогических должностей. Учредил педагогическую семинарию при Киевском университете по шести предметам гимназического курса. Написал два проекта подготовки учителей для начальной и средней школ.
По праву считается зачинателем общественно-педагогического движения второй половины XIX века.
Сочинения: "Вопросы жизни" (1856), "О ходе просвещения в Новороссийском крае и о необходимости преобразования учебных заведений"(1856), "Правила о проступках и наказаниях"(1858), "Правила о переводных экзаменах"(1859) и др.
КОРФ Н.А. (1834-1883) - применительно к нуждам русского крестьянства создал тип одноклассной сельской земской школы с трехгодичным сроком обучения. Специально для сельской школы написал учебную книгу "Наш друг"(1871), содержавшую практические советы и общеразвивающий материал, которая явилась дополнением к "Родному слову" К. Д. Ушинского.
Н. А. Корф подчеркивал, что успех преподавания в начальной школе зависит прежде всего от учителя, его личности и мастерства. Был инициатором съездов-курсов для учителей, организатором учительских библиотек.
Разрабатывая принципы народной школы, указывал, что множеству национальных типов населения необходимы соответствующие типы школ, преподавание в которых должно вестись на родном языке.
Сочинения: "Земский вопрос"(1867), "Наше школьное дело: ''Сборник статей по училищеведению"(1873), "Русская начальная школа"(1879) и др.
БУНАКОВ Н.Ф. (1837-1904) - исходил из идеи всеобщего бесплатного начального обучения. В школьную программу включил обучение письму, счету, арифметике, пению и рисованию, элементам природоведения, отечественной истории и географии, а также гимнастические упражнения.
В системе учебных занятий выделял три решающих элемента:
обучение грамоте, объяснительное чтение и письменные упражнения. Н. Ф. Бунаков защищал и разрабатывал звуковой аналитико-синтетический способ обучения грамоте, подчеркивал, что уроки грамоты являются в то же время и уроками родного языка. Школьное чтение в сочетании с беседами и исследованиями наглядного материала, дают детям, по мнению Бунакова, реальные знания, учат их работать с книгой.
Школа, считал Н.Ф.Бунаков, должна обеспечить гармоничное развитие в физическом, умственном, нравственном и эстетическом отношениях. Свои идеи Н.Ф.Бунаков воплотил в школах, содержавшихся на его собственные средства: школа в Воронеже и училище в селе Петино (Ныне Воронежская область), где организовал первый в России крестьянский самодеятельный театр.
Сочинения: подготовил пособия, охватывающие полный курс начальной школы: "Азбука и уроки чтения и письма"(1871),книга для чтения "Книжка-первинка"(1881), хрестоматия для начальной школы "В школе и дома"(1876);для учителей: "Обучение грамоте по звуковому способу…"(1871), "Родной язык как предмет обучения в народной школе"(1872).
ВОДОВОЗОВ В. И. (1825-1886) - в основе педагогики видел идею общегуманного развития личности. Являлся сторонником "реального" или "практического" метода, который должен быть направлен на воспитание инициативы и творческой самостоятельности школьника. Реальный метод связывался с распространением наглядного обучения (использование природного окружения ребенка, опора на его эмоциональное восприятие действительности, связь с трудом).
Творческая природа "реального метода" предполагала принципиальное изменение характера воспитательных отношений, отказ от традиционного авторитаризма. Развитие у ребенка самостоятельности и тем самым чувства ответственности способствовало бы, по Водовозову, взаимной поддержке и содействию в детском коллективе.
В. И. Водовозов требовал демократизации всей системы народного образования. Считал необходимым создание гибкой образовательной структуры, исключающей чрезмерную централизацию и однообразие . Ее важнейшим элементом должна стать ориентированная на местные потребности школа, в которой изучаются естественно-научные и практические дисциплины: физика, химия, архитектура, физиология, землеведение и т.д. Особое значение В. И. Водовозов придавал сельской школе, связывая с ней надежды на возрождение русской деревни.
Сочинения: "Книга для первоначального чтения в народных школах"(1896), "Русские сказки в стихах"(1883), "Элементарные рассказы из физики и химии"(1873),"О воспитательном значении русской литературы"(1870) и др.
ГЕРД А.Я. (1841-1888) - основоположник методики преподавания естествознания как научной дисциплины в России. Выработал систему преподавания естествознания, связывая учебные задачи естествознания с его воспитательным значением; обосновал эволюционно-биологическое направление в преподавании естествознания. Создал для школы учебники по минералогии, зоологии, географии, включал в них мировоззренческий материал.
В 1871-74 гг. возглавлял первую в России исправительную колонию для несовершеннолетних преступников (близ Петербурга). Основой воспитания колонистов был труд, главными приемами - доверие , взаимное уважение, нравственное воздействие, отсутствие физических наказаний.
Сочинения: "Краткий курс естествознания"(1878), "Предметные уроки в начальной школе"(1883), учебник естествознания "Мир божий" (1883) и др.
ОСТРОГОРСКИЙ В.П. (1840-1902) - методист-словесник, общественный деятель, литератор. Его статьи по вопросам эстетического и нравственного воспитания при изучении художественных произведений, а также развития творческой деятельности детей в процессе обучения литературе пользовались неизменным успехом. Советовал сочетать учебную деятельность с активной внеучебной работой (кружки, посещение музеев, театров и т.п.).
В методических работах В.П.Острогорского давались рекомендации по преподаванию литературы, по методике обучения выразительному чтению. В совокупности его статьи представляли систему литературного образования в средней общеобразовательной школе от младшего до выпускного класса.
В.П.Острогорский был редактором ряда петербургских педагогических журналов ("Детское чтение", "Педагогический листок", "Воспитание и обучение"). Он активно участвовал в деятельности Педагогического общества и Комитета грамотности Петербурга.
Сочинения: "Письма об эстетическом воспитании"(1890), "Учитель словесности"(1895) и др.
СТОЮНИН В.Я. (1826-1888) - теоретик и практик в области педагогики и методики преподавания словесности. В своей педагогической системе стремится тесно связать задачи образования и воспитания. В процессе учебной деятельности у школьников должны быть выработаны такие качества как трудолюбие, воля, целеустремленность, сознательность.
Исходя из принципа воспитания "человека и гражданина", Стоюнин особо подчеркивал значение литературы как одного из важнейших учебных предметов.
В качестве основного принципа методики В.Я.Стоюнин выдвигает принцип критического изучения литературы. По его мнению, ученик должен браться за учебник лишь тогда и только для того, чтобы закрепить знания, полученные на уроке и в ходе самостоятельного размышления над прочитанным литературным произведением. Задача учителя словесности - раскрыть воспитательное значение отечественной литературы.
Сочинения: "Мысли о наших гимназиях"(1860), "Заметки о русской школе"(1881), "О преподавании русской литературы" (1879), "Образование русской женщины"(1883) и др.
ВАХТЕРОВ В.П. (1853-1924) - сторонник развивающего обучения; выступал за расширение содержания образования и использование активных методов обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления.
По Вахтерову, формирование ребенка зависит от внутреннего стремления к развитию и от влияния окружающей среды. Задача педагога - способствовать благоприятному сочетанию этих условий.
Задача развивающего обучения решалась В. П. Вахтеровым при составлении "Русского букваря"(1898), выдержавшего свыше 100 изданий, и хрестоматии для классного чтения "Мир в рассказах для детей"(1900). Его учебные книги строились по звуковому аналитико-синтетическому методу, обеспечивая развитие речи ребенка и приобретение прочных орфографических навыков.
Сочинения: "Всеобщее обучение"(1897), "Нравственное воспитание и начальная школа"(1901), "Предметный метод обучения"(1907), "Спорные вопросы образования"(1907).
КАПТЕРЕВ П.Ф. (1849-1922) - педагог и психолог. Разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории русской педагогики, педагогической психологии.
Выступал в защиту дошкольных учреждений и теоретически обосновал их роль в формировании личности и гражданина, сформулировал принципы взаимодействия между детским садом и семьей, разработал основы семейного воспитания. Под редакцией П. Ф. Каптерева была издана "Энциклопедия семейного воспитания и обучения"(1889-1910), по его инициативе был созван первый Всероссийский съезд по семейному воспитанию. В теоретических работах Каптерев рассматривал проблемы интенсификации умственного развития ребенка, важность закаливания, физических упражнений и т.п.
П.Ф.Каптерев разрабатывал проблемы теории образования, определил сущность и содержание образовательного процесса. Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ. Обращал особое внимание на эвристический способ преподавания как наиболее продуктивный метод обучения. Выдвинул идею автономности педагогического процесса от давления государства, выявил его роль в формировании свободного гражданина.
Исследовал важнейший период в истории отечественной педагогики и школы -судьбу народного образования в России после отмены крепостного права.
Сочинения : "Педагогический процесс" (1905), "Основные начала семейного обучения"(1912),"Педагогическая психология" (1914), "История русской педагогики" (1915), "Дидактические очерки. Теория образования"(1915).
ЛЕСГАФТ П.Ф. (1837-1909) - педагог, анатом, врач. В основу теоретической педагогики Лесгафт ставил антропологический принцип, целью которого было выяснение для педагога личности ребенка как самой большой ценности. Главный принцип образовательной теории Лесгафта - единство физического и умственного развития человека. П.Ф.Лесгафт разработал систему направленных физических упражнений как средство не только физического, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Используя непосредственные наблюдения, разработал типологию людей, имевшую практическое значение для родителей и воспитателей. При описании школьных типов (лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетенный), П.Ф.Лесгафт выявил влияние семейной жизни ребенка на его развитие. Он считал наследственным лишь темперамент, формирующийся же тип поведения, по его мнению, зависит от влияния среды.
В концепции процесса обучения П.Ф.Лесгафт раскрыл дидактическое значение ощущений, восприятии, представлений и их проверки деятельностью. Методы обучения, по Лесгафту, должны прежде всего исключать механическую работу, стимулировать развитие мысли учащихся, возбуждать их сознательную деятельность, открывать простор для умственных проявлений. Лесгафт подчеркивал важное значение отвлеченного научного понятия в познавательной деятельности, предостерегал против переоценки наглядности.
П.Ф.Лесгафт принимал активное участие в деятельности ''Общества содействия физическому развитию'': организовывал детские площадки, катки, экскурсии и прогулки для детей.
В 1896 году Лесгафт добился открытия ''Курсов для воспитательниц и руководительниц физического образования'', которые затем были преобразованы в ''Вольную высшую школу''.
Сочинения: "Семейная жизнь ребенка"(1885), "Семейное воспитание ребенка и его значение"(ч.1-2.1885-1890), "Задачи физического развития в школе"(1888), "О физическом развитии в школе"(1880), "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста"(1888-1901).
ВЕНТЦЕЛЬ К.Н. (1857-1947) - педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Главной задачей воспитания считал развитие творческой, независимой, самобытной личности, чувствующей свою неразрывную связь со всем человечеством. К.Н. Вентцель детально разработал и воплотил в практике принципы организации воспитательно-образовательного учреждения - ''Дома свободного ребенка'' (Москва, 1906-1909гг.).
Им же была разработана "Декларация прав ребенка"(1917), одна из первых в мире, в которой провозглашались для детей равные со взрослыми свободы и права (в том числе на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание детских организаций и т.п.).
В 1917-22гг. разрабатывал принципы построения новой школы. После резкой критики своей педагогической концепции, которую назвали вредной и реакционной утопией (1922), отошел от активной педагогической деятельности.
В 30-е - 40-е гг. разрабатывал новое направление в воспитании - космическую педагогику, высшая цель которой - полное освобождение и раскрепощение личности, обладающей собственной нравственной религией и осознающей себя Гражданином Вселенной. Космос трактовался К.Н.Вентцелем как целостное единство вселенской жизни и регулятор человеческого общества. Важнейшим нравственным императивом выступало осознание воспитанником роли своей личности в Космосе, стремление познать его законы.
Многие законы К.Н.Вентцеля остались неопубликованными и стали известны читателям только в 90-е гг. XX века.
Сочинения: "Основные задачи нравственного воспитания" (1896), "Борьба за свободную школу"(1906), "Этика и педагогика творческой личности"(1911-12), "Как создать свободную школу"(1923), "Новые пути образования и воспитания детей" (1923), "Освобождение ребенка"(1923); неопубликованные работы: "Философия творческой воли"(1937), "Луч света на пути творчества"(1938) и др.