Русская педагогическая мысль второй половины xix века

ПИРОГОВ Н.И. (1810-1881) - известный врач и педагог-просветитель. В основе педагогической теории Пирогова лежит идея общечеловечес­кого воспитания, суть которой в воспитании человека-гражданина полезного своей стране. Пирогов требовал уважения к личности ре­бенка. Выступал против ранней, преждевременной специализации де­тей, которая, по его мнению, суживает кругозор и тормозит нрав­ственное развитие.

Ратовал за принцип единой школы, как основу построения школьной системы, пытался реализовать этот принцип на практике, предлагая школьную систему из четырех ступеней:

УНИВЕРСИТЕТ ВЫСШЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
Классическая гимназия (5 лет) Реальная гимназия (3 года)
Классическая прогимназия (4 года) Реальная прогимназия (4 года)
ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ШКОЛА (2 года)

Н. И. Пирогову принадлежит выдающаяся роль в создании первых воскресных школ в России.

Много внимания он уделял работе учителей-практиков. Настаи­вал на том, чтобы не реже раза в месяц собирались педагогические советы для обсуждения различных педагогических методов и приемов преподавания. Рекомендовал учителям обмениваться опытом работы, заниматься научными и литературными трудами, собирать историчес­кие сведения о родном крае и пропагандировать их через публика­цию в газетах.

Учредил участие профессоров университета в гимназическом преподавании в старших классах и выпускных экзаменах.

Организовал конкурсы и испытания на замещение вакантных пе­дагогических должностей. Учредил педагогическую семинарию при Киевском университете по шести предметам гимназического курса. Написал два проекта подготовки учителей для начальной и средней школ.

По праву считается зачинателем общественно-педагогического движения второй половины XIX века.

Сочинения: "Вопросы жизни" (1856), "О ходе просвещения в Но­вороссийском крае и о необходимости преобразования учебных заве­дений"(1856), "Правила о проступках и наказаниях"(1858), "Прави­ла о переводных экзаменах"(1859) и др.

КОРФ Н.А. (1834-1883) - применительно к нуждам русского крестьян­ства создал тип одноклассной сельской земской школы с трехгодичным сроком обучения. Специально для сельской школы написал учеб­ную книгу "Наш друг"(1871), содержавшую практические советы и общеразвивающий материал, которая явилась дополнением к "Родному слову" К. Д. Ушинского.

Н. А. Корф подчеркивал, что успех преподавания в начальной шко­ле зависит прежде всего от учителя, его личности и мастерства. Был инициатором съездов-курсов для учителей, организатором учи­тельских библиотек.

Разрабатывая принципы народной школы, указывал, что множест­ву национальных типов населения необходимы соответствующие типы школ, преподавание в которых должно вестись на родном языке.

Сочинения: "Земский вопрос"(1867), "Наше школьное дело: ''Сборник статей по училищеведению"(1873), "Русская начальная шко­ла"(1879) и др.

БУНАКОВ Н.Ф. (1837-1904) - исходил из идеи всеобщего бесплатного начального обучения. В школьную программу включил обучение письму, счету, арифметике, пению и рисованию, элементам природо­ведения, отечественной истории и географии, а также гимнастичес­кие упражнения.

В системе учебных занятий выделял три решающих элемента:

обучение грамоте, объяснительное чтение и письменные упражнения. Н. Ф. Бунаков защищал и разрабатывал звуковой аналитико-синтетический способ обучения грамоте, подчеркивал, что уроки грамоты яв­ляются в то же время и уроками родного языка. Школьное чтение в сочетании с беседами и исследованиями наглядного материала, дают детям, по мнению Бунакова, реальные знания, учат их работать с книгой.

Школа, считал Н.Ф.Бунаков, должна обеспечить гармоничное раз­витие в физическом, умственном, нравственном и эстетическом отно­шениях. Свои идеи Н.Ф.Бунаков воплотил в школах, содержавшихся на его собственные средства: школа в Воронеже и училище в селе Петино (Ныне Воронежская область), где организовал первый в России крестьянский самодеятельный театр.

Сочинения: подготовил пособия, охватывающие полный курс на­чальной школы: "Азбука и уроки чтения и письма"(1871),книга для чтения "Книжка-первинка"(1881), хрестоматия для начальной школы "В школе и дома"(1876);для учителей: "Обучение грамоте по звуко­вому способу…"(1871), "Родной язык как предмет обучения в на­родной школе"(1872).

ВОДОВОЗОВ В. И. (1825-1886) - в основе педагогики видел идею об­щегуманного развития личности. Являлся сторонником "реального" или "практического" метода, который должен быть направлен на вос­питание инициативы и творческой самостоятельности школьника. Реальный метод связывался с распространением наглядного обучения (использование природного окружения ребенка, опора на его эмоцио­нальное восприятие действительности, связь с трудом).

Творческая природа "реального метода" предполагала принци­пиальное изменение характера воспитательных отношений, отказ от традиционного авторитаризма. Развитие у ребенка самостоятельнос­ти и тем самым чувства ответственности способствовало бы, по Водовозову, взаимной поддержке и содействию в детском коллективе.

В. И. Водовозов требовал демократизации всей системы народно­го образования. Считал необходимым создание гибкой образова­тельной структуры, исключающей чрезмерную централизацию и однооб­разие . Ее важнейшим элементом должна стать ориентированная на местные потребности школа, в которой изучаются естественно-науч­ные и практические дисциплины: физика, химия, архитектура, физио­логия, землеведение и т.д. Особое значение В. И. Водовозов придавал сельской шко­ле, связывая с ней надежды на возрождение русской деревни.

Сочинения: "Книга для первоначального чтения в народных шко­лах"(1896), "Русские сказки в стихах"(1883), "Элементарные рас­сказы из физики и химии"(1873),"О воспитательном значении рус­ской литературы"(1870) и др.

ГЕРД А.Я. (1841-1888) - основоположник методики преподавания ес­тествознания как научной дисциплины в России. Выработал систему преподавания естествознания, связывая учебные задачи естествозна­ния с его воспитательным значением; обосновал эволюционно-биологи­ческое направление в преподавании естествознания. Создал для шко­лы учебники по минералогии, зоологии, географии, включал в них мировоззренческий материал.

В 1871-74 гг. возглавлял первую в России исправительную ко­лонию для несовершеннолетних преступников (близ Петербурга). Основой воспитания колонистов был труд, главными приемами - дове­рие , взаимное уважение, нравственное воздействие, отсутствие фи­зических наказаний.

Сочинения: "Краткий курс естествознания"(1878), "Предметные уроки в начальной школе"(1883), учебник естествознания "Мир бо­жий" (1883) и др.

ОСТРОГОРСКИЙ В.П. (1840-1902) - методист-словесник, общественный деятель, литератор. Его статьи по вопросам эстетического и нрав­ственного воспитания при изучении художественных произведений, а также развития творческой деятельности детей в процессе обучения литературе пользовались неизменным успехом. Советовал сочетать учебную деятельность с активной внеучебной работой (кружки, посе­щение музеев, театров и т.п.).

В методических работах В.П.Острогорского давались рекоменда­ции по преподаванию литературы, по методике обучения вырази­тельному чтению. В совокупности его статьи представляли систему литературного образования в средней общеобразовательной школе от младшего до выпускного класса.

В.П.Острогорский был редактором ряда петербургских педагоги­ческих журналов ("Детское чтение", "Педагогический листок", "Воспитание и обучение"). Он активно участвовал в деятельности Педа­гогического общества и Комитета грамотности Петербурга.

Сочинения: "Письма об эстетическом воспитании"(1890), "Учи­тель словесности"(1895) и др.

СТОЮНИН В.Я. (1826-1888) - теоретик и практик в области педагоги­ки и методики преподавания словесности. В своей педагогической системе стремится тесно связать задачи образования и воспитания. В процессе учебной деятельности у школьников должны быть вырабо­таны такие качества как трудолюбие, воля, целеустремленность, сознательность.

Исходя из принципа воспитания "человека и гражданина", Стоюнин особо подчеркивал значение литературы как одного из важней­ших учебных предметов.

В качестве основного принципа методики В.Я.Стоюнин выдви­гает принцип критического изучения литературы. По его мнению, уче­ник должен браться за учебник лишь тогда и только для того, что­бы закрепить знания, полученные на уроке и в ходе самостоя­тельного размышления над прочитанным литературным произведением. Задача учителя словесности - раскрыть воспитательное значение отечественной литературы.

Сочинения: "Мысли о наших гимназиях"(1860), "Заметки о рус­ской школе"(1881), "О преподавании русской литературы" (1879), "Образование русской женщины"(1883) и др.

ВАХТЕРОВ В.П. (1853-1924) - сторонник развивающего обучения; выс­тупал за расширение содержания образования и использование актив­ных методов обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления.

По Вахтерову, формирование ребенка зависит от внутреннего стремления к развитию и от влияния окружающей среды. Задача педа­гога - способствовать благоприятному сочетанию этих условий.

Задача развивающего обучения решалась В. П. Вахтеровым при составлении "Русского букваря"(1898), выдержавшего свыше 100 из­даний, и хрестоматии для классного чтения "Мир в рассказах для детей"(1900). Его учебные книги строились по звуковому аналитико-синтетическому методу, обеспечивая развитие речи ребенка и приобретение прочных орфографических навыков.

Сочинения: "Всеобщее обучение"(1897), "Нравственное воспита­ние и начальная школа"(1901), "Предметный метод обучения"(1907), "Спорные вопросы образования"(1907).

КАПТЕРЕВ П.Ф. (1849-1922) - педагог и психолог. Разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории русской педагогики, педагогической психологии.

Выступал в защиту дошкольных учреждений и теоретически обос­новал их роль в формировании личности и гражданина, сформулиро­вал принципы взаимодействия между детским садом и семьей, разработал основы семейного воспитания. Под редакцией П. Ф. Каптерева была издана "Энциклопедия семейного воспитания и обучения"(1889-1910), по его инициативе был созван первый Всерос­сийский съезд по семейному воспитанию. В теоретических работах Каптерев рассматривал проблемы интенсификации умственного разви­тия ребенка, важность закаливания, физических упражнений и т.п.

П.Ф.Каптерев разрабатывал проблемы теории образования, опре­делил сущность и содержание образовательного процесса. Общим ос­нованием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Обосновал необходимость вариативности общеобразо­вательных школ. Обращал особое внимание на эвристический способ преподавания как наиболее продуктивный метод обучения. Выдвинул идею автономности педагогического процесса от давления государ­ства, выявил его роль в формировании свободного гражданина.

Исследовал важнейший период в истории отечественной педаго­гики и школы -судьбу народного образования в России после отмены крепостного права.

Сочинения : "Педагогический процесс" (1905), "Основные нача­ла семейного обучения"(1912),"Педагогическая психология" (1914), "История русской педагогики" (1915), "Дидактические очерки. Тео­рия образования"(1915).

ЛЕСГАФТ П.Ф. (1837-1909) - педагог, анатом, врач. В основу теоре­тической педагогики Лесгафт ставил антропологический принцип, целью которого было выяснение для педагога личности ребенка как самой большой ценности. Главный принцип образовательной теории Лесгафта - единство физического и умственного развития человека. П.Ф.Лесгафт разработал систему направленных физических упражне­ний как средство не только физического, но и умственного, нрав­ственного и эстетического воспитания.

Используя непосредственные наблюдения, разработал типологию людей, имевшую практическое значение для родителей и воспитате­лей. При описании школьных типов (лицемерный, честолюбивый, доб­родушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетенный), П.Ф.Лес­гафт выявил влияние семейной жизни ребенка на его развитие. Он считал наследственным лишь темперамент, формирующийся же тип по­ведения, по его мнению, зависит от влияния среды.

В концепции процесса обучения П.Ф.Лесгафт раскрыл дидакти­ческое значение ощущений, восприятии, представлений и их провер­ки деятельностью. Методы обучения, по Лесгафту, должны прежде все­го исключать механическую работу, стимулировать развитие мысли учащихся, возбуждать их сознательную деятельность, открывать простор для умственных проявлений. Лесгафт подчеркивал важное значение отвлеченного научного понятия в познавательной дея­тельности, предостерегал против переоценки наглядности.

П.Ф.Лесгафт принимал активное участие в деятельности ''Общес­тва содействия физическому развитию'': организовывал детские пло­щадки, катки, экскурсии и прогулки для детей.

В 1896 году Лесгафт добился открытия ''Курсов для воспита­тельниц и руководительниц физического образования'', которые затем были преобразованы в ''Вольную высшую школу''.

Сочинения: "Семейная жизнь ребенка"(1885), "Семейное воспи­тание ребенка и его значение"(ч.1-2.1885-1890), "Задачи физичес­кого развития в школе"(1888), "О физическом развитии в школе"(1880), "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста"(1888-1901).

ВЕНТЦЕЛЬ К.Н. (1857-1947) - педагог, теоретик и пропагандист сво­бодного воспитания. Главной задачей воспитания считал развитие творческой, независимой, самобытной личности, чувствующей свою неразрывную связь со всем человечеством. К.Н. Вентцель детально разработал и воплотил в практике принципы организации воспита­тельно-образовательного учреждения - ''Дома свободного ребенка'' (Москва, 1906-1909гг.).

Им же была разработана "Декларация прав ребенка"(1917), од­на из первых в мире, в которой провозглашались для детей равные со взрослыми свободы и права (в том числе на развитие своих спо­собностей и дарований, воспитание и образование, свободное выра­жение мыслей, создание детских организаций и т.п.).

В 1917-22гг. разрабатывал принципы построения новой школы. После резкой критики своей педагогической концепции, которую наз­вали вредной и реакционной утопией (1922), отошел от активной пе­дагогической деятельности.

В 30-е - 40-е гг. разрабатывал новое направление в воспита­нии - космическую педагогику, высшая цель которой - полное осво­бождение и раскрепощение личности, обладающей собственной нрав­ственной религией и осознающей себя Гражданином Вселенной. Кос­мос трактовался К.Н.Вентцелем как целостное единство вселенской жизни и регулятор человеческого общества. Важнейшим нравственным императивом выступало осознание воспитанником роли своей личнос­ти в Космосе, стремление познать его законы.

Многие законы К.Н.Вентцеля остались неопубликованными и ста­ли известны читателям только в 90-е гг. XX века.

Сочинения: "Основные задачи нравственного воспитания" (1896), "Борьба за свободную школу"(1906), "Этика и педагогика творческой личности"(1911-12), "Как создать свободную школу"(1923), "Новые пути образования и воспитания детей" (1923), "Освобождение ребенка"(1923); неопубликованные работы: "Филосо­фия творческой воли"(1937), "Луч света на пути творчества"(1938) и др.

Наши рекомендации