Гуманистическая педагогика л.н.толстого (1828-1910)
ПЛАН
1. Исходные положения педагогики Л. Н. Толстого.
2. Яснополянская школа - педагогическая лаборатория Толстого.
3. Дидактика Л. Н. Толстого.
4. Разработка частных методик обучения, учебников и литературы для детей.
5. Л. .Н. Толстой об учителе.
6. Современное звучание педагогических идей Толстого.
"Толстой - это целый мир" - писал М. Горький, показав необъятность духовного богатства, созданного писателем.
Толстой известен не только как гениальный писатель, но и как создатель оригинальной системы педагогических взглядов, как убежденный борец за просвещение народа, как страстный учитель народной школы. Пожалуй, нет другого подобного писателя с мировым именем, который бы отдал столько сил делу народного просвещения. "Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе", - писал Л. Н. Толстой.
Любовь к народу, стремление сделать все для образования простых людей и побуждало Толстого открывать школы. В Крапивенском уезде им было открыто более 20 школ для крестьянских детей, для них написаны учебные книги, в т.ч. знаменитая "Азбука", и "Новая азбука"; издавался журнал "Ясная поляна", на страницах которого освещался опыт работы школы и теоретические педагогические позиции Л. Н. Толстого. Педагогические проблемы волновали его на протяжении всей жизни.
О своей педагогической деятельности Толстой вспоминает как о наиболее счастливом времени. В письме графине А. Толстой (1862 г.) он пишет: "Вы знаете, что такое была для меня школа? Эта была вся моя жизнь. Это мой монастырь. Школа это мое детище, ребята - моя поэзия и любовь. Журнал - мое призвание..."
А в письме своему биографу Бирюкову (1863 г.) Толстой признавался что "Самый светлый период в моей жизни дала мне не женская любовь, а любовь к людям, детям".
Педагогические взгляды Толстого носят на себе яркий отпечаток его мировоззрения, которому присущ противоречивый характер.
Толстой выступает как обличитель существующего строя и критик, ведет борьбу за право на образование, пропагандируя идеи народности образования.
С другой стороны, призывает к нравственному самоусовершенствованию, считая, что таким путем можно изменить существующее общество: "Народное образование в настоящее время есть единственная законная сознательная деятельность для достижения наибольшего счастья всего человечества". В его педагогических взглядах нашло отражение и религиозное учение в духе истинного христианства, проповеди всеобщей любви, братства, смирения и всепрощения.
Не все в педагогическом учении Толстого можно принять. Мы же рассмотрим те основополагающие идеи, в которых заложены прогрессивные начала и все ценное, ставшее достоянием мировой педагогики.
Что же привлекает в педагогическом наследии Л. Н. Толстого? Это прежде всего демократизм и гуманизм его идей. Не ребенок для школы, а школа для ребенка. В центре педагогики Толстого - личность ребенка, с индивидуальной неповторимостью, с творческим потенциалом, и школа должна обеспечивать его свободное развитие.
В своих работах и педагогической деятельности в Яснополянской школе Толстой доказал, что дети не "маленькие глупыши", не наивные и безвольные существа, а личности, по-своему чувствующие, переживающие, мыслящие и действующие, и он защищает их право быть личностями.
Глубоко проникнув в мир ребенка, Толстой раскрывает естественность детского восприятия жизни, индивидуальность личности во всем ее богатстве.
Взгляды Толстого на детей проникнуты оптимизмом, глубокой верой в творческие силы, способности детей, возможности их развития. Толстой выступает против подавления личности ребенка, его инициативы и самостоятельности, призывает к чуткому и внимательному отношению к ним. Во всем этом величайшая гуманность писателя и педагога.
В современном обществе нарастает волна жестокости и насилия, в том числе и со стороны взрослых к детям. В нем еще жива авторитарная бездушная педагогика. В этих условиях взоры мировой педагогической общественности, в том числе и нашей, обращаются к педагогике Л. Н. Толстого, "педагогике ненасилия". Ее гуманистическая направленность созвучна идеям Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 году, где излагаются личные, социальные, культурные и политические права ребенка. Среди них право сохранять свою индивидуальность, свободу от жестокости, нечеловеческого обращения или наказания и т.д.
В педагогике Л. Н. Толстого виден смелый отказ от старых, консервативных устоев школы, нетерпимость его к формализму, шаблону в преподавании, зубрежке, к пассивному состоянию учеников на уроке. Толстой предъявляет высокие требования к учителю, который должен прежде всего любить детей и овладеть творческим методом работы.
Помимо этих прогрессивных идей в педагогике Толстого видное место занимает проблема свободы в воспитании и образовании детей. В процессе решения педагогических вопросов Толстой основательно изучал педагогические труды Коменского, Руссо, Ушинского и др.
Более всего ему импонирует Руссо, провозгласивший лозунг свободы воспитания в естественных условиях. Гуманистические воспитательные идеи Руссо были восприняты и развиты Толстым, но он сумел уловить искусственность системы такого воспитания, оторванность его от жизни.
Учение Толстого о свободном воспитании было своеобразным протестом, борьбой против подавления личности ребенка, против царской педагогики и казенной школы.
Понимание свободы не является простым. Толстой не одобрял свободы восприятия в духе анархии и вседозволенности. Он писал, что самый легкий путь воспитания - шлепки и насилие, а самый трудный, но верный - побудить ребенка к самовоспитанию, самоусовершенствованию.
Свобода в воспитании по Толстому - это результат педагогических усилий, когда создаются условия к проявлению лучших сил ребенка, когда он не подвергается давлению со стороны воспитателя и вместе с тем находится в сфере его нравственного и интеллектуального влияния.
В этом видна забота Толстого о том, чтобы воспитание и обучение не подавили все то, что заложено природой, а развили в полной мере задатки и дарования ребенка.
Следует отметить и некоторые противоречия Толстого в трактовке свободного воспитания и разного толкования этого понятия в течение жизни.
Так, в 60-е годы он писал, что воспитание - это насилие над личностью ребенка; главная задача школы - не воспитание, а передача знаний. На практике в Яснополянской школе Толстой осуществлял воспитывающее обучение. В 90-е годы он признает свою ошибку и пишет о том, что воспитание и образование неразделимы. "Хочешь наукой воспитывать ученика - люби свою науку и знай ее, ученики полюбят и тебя и науку, и ты воспитаешьих; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния".(т.8 с.243)
В Яснополянской школе Толстой показал преимущество духовного становления детей, основанного на идее свободного воспитания.
Надо отметить, что Яснополянская школа была живой, уникальной педагогической лабораторией, где писатель обучал, экспериментировал, творил. Его по праву можно назвать одним из первых русских педагогов-экспериментаторов. "Только тогда, - пишет Толстой, когда опыт будет основанием школы, когда каждая школа будет педагогической лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего прогресса, и опыт будет твердым основанием для науки педагогики".
Никто из педагогов 2-ой половины XIX в.(разве только К. Д. Ушинский) не показал так ярко роли передового педагогического опыта для развития педагогической науки.
Впервые Толстой стал заниматься педагогической деятельностью в 1849 году, но занятия носили эпизодический характер. Серьезно же взялся за организацию школы и обучение спустя 10 лет в 1859 году и вел занятия в течение 1861-62 гг.
Надо отметить, что педагогической деятельностью Толстой занимался с перерывами до конца своей жизни (это 70-е годы и последний период - 90-е и 1906 годы).
Самым интересным и плодотворным периодом педагогической деятельности был первый период 60-х годов, где Толстой раскрылся как педагог-мыслитель, педагог-художник, как видный деятель народного образования.
В эти годы Толстой едет за границу, уделяя много времени изучению постановки народного образования (был в Германии, Франции, Бельгии, Англии, Италии; посещал уроки, беседовал с А. Дистервегом, Фребелем и др.). Свои впечатления записывает в дневнике: "Был в школе. Ужасно! Молитвы за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети". Он подверг равной критике педагогику и зарубежную школу. Толстой не приемлет безумие, бюрократизм, педантизм в отношении к детям, оторванность школы от жизни.
Возвратившись, Толстой изучает русскую народную школу и приходит к выводу, что "...лучшая берлинская народная школа с портретом Песталоцци и русская сельская школа недалеко от Ясной Поляны совершенно одинаковы и равны. Эти школы лишают ребенка всякой свободы, притупляют творческие силы и способности, далеки от их интересов". Такую школу он назвал "учреждением для мучения детей".
Какой же должна быть народная школа? По утверждению Толстого, она должна, прежде всего, отвечать потребностям и запросам народа, строиться на идее народности. Создавая Яснополянскую школу как школу для народа, в основу ее деятельности Толстым были положены идеи, в корне отличающиеся от современной ему как зарубежной, так и русской школы:
1. Отсутствие всяких средств подавления личности ребенка, полная свобода. Главный принцип - не понуждать, а побуждать.
2. Искренняя любовь к детям, уважение к личности ребенка, гуманное отношение к ним.
3. Вера в творческие силы детей, стремление сохранить их индивидуальность.
4. Постоянное создание в школе "наивыгоднейших условий" для развития познавательной активности и творчества учащихся.
Толстой великолепно охарактеризовал свою школу в знаменитой работе "Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы". Это была бесплатная школа для крестьянских детей (до 40 детей). К началу занятий в школу потянулись дети. Толстой пишет: "С собой никто ничего не несет - ни книг, ни тетрадок. Уроков на дом не задают. Мало того, что в руках ничего не несут', им нечего и в голове нести. Никакого урока, ничего сделанного вчера и не обязан помнить нынче. Его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только себя, свою восприимчивую натуру..." Именно такого ученика Толстой ждал в школу.
В школе не было строго регламентированного расписания, обязательного посещения занятий, экзаменов, никогда не делают выговоров за опоздание, но никогда и не опаздывают, отсутствуют наказания. Все это было поводом сторонникам традиционных взглядов на дисциплину объявить Толстого противником дисциплины, хотя Толстой стремился к тому, чтобы дети сами осознали необходимость порядка и дисциплины в школе. Навязывать силой порядок невозможно. Дети, по мнению Толстого, очень скоро почувствовали потребность в порядке и постоянно поддерживали его сами. Чернышевский, оценивая работу Яснополянской школы, сумел увидеть, как он назвал, "добрый и полезный" беспорядок - великую силу этой школы, где дети учились со всей энергией и даже страстью.
Среди всех начал, определяющих полное духовное развитие детей, Толстой считал создание в школе реальных условий для свободного их воспитания и обучения: это, во-первых, создание в школе определенного настроения, духа, который способствовал творческой работе, атмосфере жизнерадостности. Этот "дух" напряженного оживления... есть необходимое условие принятия "умственной пищи". Во-вторых, естественное и доброжелательное отношение между учителями и учащимися, полное доверие, позиция равенства. Толстой считал, что ученик должен полностью "отдаться" учителю. Главным мотивом учения должна быть потребность в знаниях, убеждение в их жизненной необходимости. Залогом успешного обучения Толстой считал интерес к знаниям, так как процесс учения - всегда открытие мира, новое видение его.
Много внимания Толстой уделил вопросам дидактики и методам обучения.
В Яснополянской школе он разработал программу содержания образования, куда входило изучение 12-ти предметов. Кроме актов грамоты, Толстой знакомил детей с явлениями природы и общества. Надо заметить, что в разные периоды деятельности он по-разному решал этот вопрос.
Основная задача школы - восприятие творческой личности ребенка и создание условий для ее творческого самовыражения. Средствами развития творческих сил детей Толстой считал: тщательно подготовленные и интересные уроки, на которых создается атмосфера творческих исканий; художественное рассказывание (на уроках истории, географии и др.); писание сочинений; рисование, пение, музыка; игры, прогулки, экскурсии; физкультура и труд; физические эксперименты и опыты.
Мы остановимся на методике писания сочинений. Писать сочинения было любимым занятием детей Яснополянской школы (они писали два раза в месяц по отдельным предметам). Толстой был в постоянном поиске развития творческой активности детей. В процессе экспериментальной работы он был крайне удивлен тем, что описание простых предметов, как хлеб, изба, дерево и др., доводило учащихся почти до слез тем, что давалось им трудно. Он ставит новый эксперимент: пробует давать описание каких-нибудь событий. В результате пробуждается интерес. В практике Толстого были сочинения-рассказы, сочинения на свободные темы, сочинения на пословицы и поговорки, которые особенно хорошо давались детям.
Толстой постепенно вел учащихся к искусству выражения мыслей, потребности их художественного выражения. Опыт этот описан в статье, которая признана художественно-педагогическим шедевром и называется "Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?".
Толстой вспоминает, что испытывал глубокое волнение, наблюдая за творческой работой своих учеников в процессе написания сочинений, когда они проявляли художественное чутье, глубину переживаний. Он был потрясен своим откровением, когда увидел "зарождение таинственного цветка поэзии у детей". В статье показан и процесс руководства развитием творческих способностей детей, совместного переживания на примере коллективного сочинения на одну из пословиц. Толстой пишет, что учился у крестьянских детей тонкости видения окружающего мира. Впервые в истории сочинения простых крестьянских детей были опубликованы Толстым; в них раскрывалась поэтическая одаренность детей русского крестьянства.
Любил Толстой прогулки с детьми, во время которых "особенно ярко раскрывались души детей, и их пытливый ум задавал массу вопросов, когда нет предела доверию и любви к своему учителю". "Вне училища, - писал Толстой, несмотря на всю свободу его, на воздухе между учениками и учителями устанавливаются новые отношения - большей свободы, большей простоты и большего доверия, те самые отношения, которые представляются нам идеалом того, к чему должна стремиться школа".
Толстой по-новому подошел к определению сущности процесса обучения. Он считал, что обучение - многосторонний процесс, процесс активного, сознательного, творческого, а не механического усвоения знаний и навыков. Поэтому основным и решающим является принцип сознательного усвоения знаний. Главный путь обучения - на основе анализа фактов постепенно вести учащихся к обобщениям. "Ум человеческий, - подчеркивал Толстой, - только тогда понимает обобщение, когда сам его сделал или проверил". Эти обобщения выражаются в понятиях, правилах и законах, и могут быть сознательно и прочно усвоены детьми. Критерий осознанности понятий - это умение выразить их словами. Толстой на 'практике проверял сравнительную эффективность индуктивного и дедуктивного методов, умело сочетая их в учебном процессе.
Особое место в дидактике Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Толстой резко критиковал немецкую школу, которая оторвана от жизни и народа и строилась на основе реакционных школьных уставов. По мнению Толстого, в учебные книги для начальной школы необходимо включить материалы из жизни своей страны, из истории своего народа, быта, русской природы, трудовой деятельности людей, что оживляет учебный процесс и делает его интересным.
Толстой обосновывает и принцип доступности обучения, требующий сообщения ученикам сложного учебного материала в доступной форме. Лучшим приемом для достижения доступности обучения Толстой считал накопление учащимися возможно большего количества конкретных сведений. Доступность не означает облегченности "добавить такую работу, чтобы урок чувствовался шагом вперед". Толстой разрабатывает целый ряд требований, раскрывающий суть принципа. Например, избегать двух крайностей: не говорить ученику о том, что он не в состоянии понять и усвоить, и не сообщать того, что ученик уже знает; избегать непонятных для детей объяснений, непонятных русских и иностранных слов и др.
Высоко ценил Толстой и роль наглядности в обучении. Ученикам необходимо давать как можно больше сведений и вызывать у них наибольшее число наблюдений по всем отраслям знаний. Первоначальное обучение, по мнению Толстого, должно начинаться со знакомства детей с реальными предметами и вещами, живыми природными явлениями и событиями общественной жизни, причем теми, которых не знают дети, или которые могут знакомить их "с тонкими сторонами" известных им предметов и явлений действительности. Толстой справедливо замечает, что учитель знакомит учащихся только с той наглядностью, которая дает возможность выработать у них новые восприятия, иначе дети не будут активны, и на уроке будет господствовать скука. В Яснополянской школе ставились опыты по физике и естествознанию, особенно большое значение придавалось непосредственному изучению предметов и явлений в естественной обстановке.
В тесном единстве со всеми предыдущими выступает и проблема интереса, пробуждения любознательности, что является основой успешного овладения знаниями. "Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно:
1) чтобы то, чему ученика учат, было понятно и занимательно,
2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях".
Толстой приходит также к выводу о неотъемлемости обучения и воспитания. Отчеты Толстого о работе Яснополянской школы полны приемов воспитывающего обучения. За время пребывания в школе у учащихся должно сформироваться мировоззрение, привычки нравственного поведения, выработаться свое отношение к окружающим людям, обществу, чувство любви к Родине.
Залогом успеха учебно-воспитательной деятельности школы был индивидуальный подход к детям. Обучая, надо изучать каждого ребенка, учитывать их индивидуальные особенности и находить пути воздействия на них. Толстой обладал талантом педагогического наблюдения, умел увидеть внутренний мир ребенка. Он приводит ряд примеров индивидуального подхода к детям, когда забитая девочка, молчавшая месяц, вдруг заговорила, благодаря осторожным психолого-педагогическим приемам учителя. Толстой дал глубокие психологические характеристики детей. Несколько штрихов, и перед нами как живые встают ученики Толстого: Федька - мальчик лет девяти, нежная, восприимчивая, поэтическая натура; Пронька - болезненный, кроткий, чрезвычайно даровитый мальчик; Семка - здоровенный и физически и морально малый лет двенадцати.
Толстой тем и велик, что глубже, чем кто-либо из педагогов, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов, потребностей.
Толстой заостряет внимание и на таком важном вопросе, как роль эмоций, подчеркивая их огромную силу в обучении. Гармония разума и чувств ведет к успешному усвоению знаний. С. Т. Шацкий в статье о Толстом писал, что у него учиться надо окрашивать знания эмоциональными моментами и что чрезвычайно вредно лишать эмоционального элемента преподносимые истины, говорить о них сухо, заставить скучать. Оценивая дидактические взгляды Толстого, надо отметить и негативную сторону - нельзя согласиться с ним, когда отрицается принцип систематичности и познавательности обучения, отбирать только тот учебный материал, который интересен ребятам и др.
Интересные мысли были высказаны Толстым по методике преподавания истории, географии, чтения, математики, рисования, пения в работе "Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы". В разделе этой работы "Священная история. Русская история. География" писатель делится опытом преподавания этих предметов, и приходит к выводу о том, что для преподавания истории необходимо предварительное развитие в детях исторического интереса. "Возбудить интерес - это знать про то, как живет, жило, слагалось и развивалось человечество в разных государствах, интерес к познанию тех законов, которыми вечно двигается человечество..."
Толстой дает советы: в первую очередь знакомить со своим отечеством; далее, так как исторический интерес возникает большей частью после интереса художественного, то необходимо вызывать у учащихся яркие исторические впечатления путем живого рассказа, который должен иметь интересный сюжет, динамичность действия, живость показа действующих лиц, их внутренних переживаний и проявлений, краткость и законченность изложения, образность и художественность языка, силу морально-психологического воздействия на слушателей. Таким образом, художественное чувство поэзии и патриотизм являются лучшими средствами пробуждения интереса школьников к истории. По мнению Толстого, историко-политический интерес проявляется в результате участия детей в современной жизни общества путем познания современной истории, политических споров и мнений, чтения газет и т.д. Эти советы касались и уроков географии, которую нельзя преподавать сухо, холодно и скучно, а необходимо сделать ее художественной и интересной.
Толстой приходит к выводу о том, что начинать преподавать географию надо со своей деревни, а первый шаг в изучении этой науки - географические путешествия.
Преподавание естествознания в Яснополянской школе строилось в виде бесед из "естественных наук", которые были любимы учениками. Они включали сведения из физики, зоологии, ботаники, химии, астрономии. На занятиях проводились эксперименты. В школе был физический кабинет, естественно-научный музей с коллекциями, собранными самими учащимися. Занятия часто проводились на лоне природы.
Толстой был новатором в области преподавания математики, сам очень ею увлекался. Любимое его сравнение: "человек - это дробь, числитель которой - его достоинства, а знаменатель - его мнение о себе". Толстой перенес тяжесть в обучении арифметики на изучение нумерации, арифметических действий и решение задач, в частности, "задач жизни".
Определенный вклад внес Толстой в методику обучения чтению. Он выдвигал звуковой метод обучения грамоте, который был значительным шагом вперед по сравнению с устаревшим буквослагательным.
Велики заслуги Л. Н. Толстого в области создания учебных книг и литературы для детей.
По мнению Толстого, учебные книги должны быть занимательны, доступны детскому восприятию, написаны простым, немногословным и высокохудожественным языком, иметь научную ценность и проверенность материала. Сам Толстой был автором 28 рассказов по физике "Тепло", "Магнит", "Гальваниум", "Кристаллы", "От скорости - сила" и др. Ради уяснения вопроса. Толстой прочитал многие тома литературы на эту тему. Так, работая над небольшим детским рассказом о газах, он прочитал 9 томов сочинений английского химика Дэви. Учебная книга - не только источник знаний, но и средство воспитания культуры речи. В соответствии с этими требованиями Толстой создает свою знаменитую "Азбуку" (4 книги), объемом в 47 печатных листов, "Новую азбуку". В одном из писем Толстой писал:
"Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке будут учиться два поколения русских детей: от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получают из нее и, что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть".
В "Азбуку" вошли басни на сюжеты Эзопа: "Муравей и голубка", "Черепаха и орел", "Хорек", "Лев и мышь" и др. Они заставляли детей думать над тем, хорошо ли поступили люди, формировали у детей нравственные качества. В детских рассказах, написанных самим Толстым, таких как "Кавказский пленник", "Ермак", "За ягодами" и др. отражена жизнь детей, мысли, которые волнуют их и оставляют глубокое впечатление, обладают силой морального воздействия. В "Азбуке" напечатаны рассказы по истории, естествознанию, заставляющие думать о причинах явлений, наблюдаемых ежедневно детьми. Общественность высоко оценила "Русские книги для чтения", в которых были собраны рассказы из "Азбуки" и "Новой Азбуки". Дети говорили о ней, как о книге доброй.
Учебные книги Толстого явились замечательным педагогическим памятником 2-ой половины XIX века.
Толстой об учителе
Толстой проявил себя не только как педагог-теоретик, но и как педагог-практик, как учитель, талантливый воспитатель. С артистическим мастерством, эмоционально, вдохновенно проводил уроки Толстой, увлекая детей, открывая в каждом дарование.
Толстой отводил определяющую роль в формировании духовного мира детей человеческим и профессиональным педагогическим качествам учителя. Его работа "Общие замечания для учителя" представляет собой педагогические рекомендации, многие из которых не потеряли значения для учителей современной школы. К основным качествам учителя Толстой относил: любовь к детям, к педагогическому труду; педагогическое искусство и талант учителя.
"ЕСЛИ учитель имеет только любовь к делу - он будет хороший учитель.
ЕСЛИ учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу, ни к ученикам.
ЕСЛИ учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель".
Толстой требовал от учителя непрестанной работы над собой, совершенствования своего мастерства. Учитель - это творец и исследователь. "Всякий учитель - говорил Толстой, - должен знать, что каждая изобретенная метода есть только ступень, на которую он должен становиться для того, чтобы идти дальше" (8, 15).
Развитие педагогических идей Л. Н. Толстого в современном мире ни в коем случае не сопряжено с их модернизацией или тем, что связано с историческими условиями того времени. Мы осмысливаем и берем то, что созвучно сегодняшнему дню школы и педагогики.
В 1928 году младшая дочь Толстого Александра Львовна построила школу его имени и была первым ее директором, заложив в ее основание гуманистический принцип.
Сегодня это школа-гимназия имени Л. Н. Толстого, которая не воссоздает Яснополянскую школу прошлого века. По словам руководителя экспериментальной работы В. Б. Ремизова, "Школа Л. Толстого как учебное заведение нового типа" - это метаморфоза того лучшего, что есть в отечественной и зарубежной педагогике, и Толстой здесь - символ духовных исканий и здоровья, в ней великая мудрость веков и народов.
В основу концепции этой школы положена идея развития физически здоровой личности ребенка, в центре ее - сама личность, ее внутренние ресурсы, ее способности к самовосстановлению.
Средством развития духовности ребенка является новый предмет - "Чаша жизни". В процессе живого общения с детьми затрагиваются разные стороны жизни: дорогая Родина, планета людей, культура эпох, отчий дом, внутренний мир человека, периода человеческой жизни от детства до мудрой старости и бессмертия. Этот предмет не для оценок, он призван сформировать внутреннюю свободу, культуру чувств, понимания и общения.
Первоклассники не только этой школы, но и других экспериментальных школ-гимназий учатся по уникальному учебнику - "Азбуке" Толстого, переизданной в современной русской орфографии, сохраняя верность толстовским текстам.
В Яснополянской школе-гимназии отказались от традиционных уроков труда и природоведения, заменив их интегрированной экологической дисциплиной. Учителя работают над содержанием и методикой преподавания новых предметов, проникаясь педагогикой личностно-ориентированного обучения.
Члены литературного кружка Яснополянской школы обратились к Александре Львовне Толстой, которая по воле судеб жила в США с 1929 г., с просьбой ответить на их вопросы и получили в ответ ряд писем. Вот выдержка из письма, датированного 15 января 1976 года:
"...Как бы далеко от меня ни была школа Ясной поляны, она всегда близка по мыслям и по чувству, близки и дороги ученики ее, и я всегда, до самой смерти, буду вас носить в моем сердце. Как я счастлива, что работа, начатая мною, продолжается... Желаю главного - сохранить все душевные качества, о которых в своих книгах проповедовал отец: любовь к людям, вера во все светлое и радостное, любовь ко всему живому и природе" (Учит. газета №29 за 1990 год).