Гуманистическая педагогика л.н.толстого (1828-1910)

ПЛАН

1. Исходные положения педагогики Л. Н. Толстого.

2. Яснополянская школа - педагогическая лаборатория Толстого.

3. Дидактика Л. Н. Толстого.

4. Разработка частных методик обучения, учебников и литературы для детей.

5. Л. .Н. Толстой об учителе.

6. Современное звучание педагогических идей Толстого.

"Толстой - это целый мир" - писал М. Горький, показав необъятность духовного богатства, созданного писателем.

Толстой известен не только как гениальный писатель, но и как создатель оригинальной системы педагогических взглядов, как убеж­денный борец за просвещение народа, как страстный учитель народ­ной школы. Пожалуй, нет другого подобного писателя с мировым име­нем, который бы отдал столько сил делу народного просвещения. "Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тону­щих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе", - писал Л. Н. Толстой.

Любовь к народу, стремление сделать все для образования простых людей и побуждало Толстого открывать школы. В Крапивен­ском уезде им было открыто более 20 школ для крестьянских детей, для них написаны учебные книги, в т.ч. знаменитая "Азбука", и "Новая азбука"; издавался журнал "Ясная поляна", на страницах ко­торого освещался опыт работы школы и теоретические педагогические позиции Л. Н. Толстого. Педагогические проблемы волновали его на протяжении всей жизни.

О своей педагогической деятельности Толстой вспоминает как о наиболее счастливом времени. В письме графине А. Толстой (1862 г.) он пишет: "Вы знаете, что такое была для меня школа? Эта была вся моя жизнь. Это мой монастырь. Школа это мое детище, ребята - моя поэзия и любовь. Журнал - мое призвание..."

А в письме своему биографу Бирюкову (1863 г.) Толстой признавал­ся что "Самый светлый период в моей жизни дала мне не женская лю­бовь, а любовь к людям, детям".

Педагогические взгляды Толстого носят на себе яркий отпеча­ток его мировоззрения, которому присущ противоречивый характер.

Толстой выступает как обличитель существующего строя и кри­тик, ведет борьбу за право на образование, пропагандируя идеи на­родности образования.

С другой стороны, призывает к нравственному самоусовершен­ствованию, считая, что таким путем можно изменить существующее общество: "Народное образование в настоящее время есть единствен­ная законная сознательная деятельность для достижения наибольше­го счастья всего человечества". В его педагогических взглядах нашло отражение и религиозное учение в духе истинного христиан­ства, проповеди всеобщей любви, братства, смирения и всепрощения.

Не все в педагогическом учении Толстого можно принять. Мы же рассмотрим те основополагающие идеи, в которых заложены прогрес­сивные начала и все ценное, ставшее достоянием мировой педагогики.

Что же привлекает в педагогическом наследии Л. Н. Толстого? Это прежде всего демократизм и гуманизм его идей. Не ребенок для школы, а школа для ребенка. В центре педагогики Толстого - лич­ность ребенка, с индивидуальной неповторимостью, с творческим по­тенциалом, и школа должна обеспечивать его свободное развитие.

В своих работах и педагогической деятельности в Яснополян­ской школе Толстой доказал, что дети не "маленькие глупыши", не наивные и безвольные существа, а личности, по-своему чувствующие, переживающие, мыслящие и действующие, и он защищает их право быть личностями.

Глубоко проникнув в мир ребенка, Толстой раскрывает естес­твенность детского восприятия жизни, индивидуальность личности во всем ее богатстве.

Взгляды Толстого на детей проникнуты оптимизмом, глубокой верой в творческие силы, способности детей, возможности их разви­тия. Толстой выступает против подавления личности ребенка, его инициативы и самостоятельности, призывает к чуткому и внима­тельному отношению к ним. Во всем этом величайшая гуманность пи­сателя и педагога.

В современном обществе нарастает волна жестокости и насилия, в том числе и со стороны взрослых к детям. В нем еще жива авторитарная бездушная педагогика. В этих условиях взоры мировой педагоги­ческой общественности, в том числе и нашей, обращаются к педагогике Л. Н. Толстого, "педагогике ненасилия". Ее гуманистическая направленность созвучна идеям Конвенции о правах ребенка, приня­той в 1989 году, где излагаются личные, социальные, культурные и политические права ребенка. Среди них право сохранять свою инди­видуальность, свободу от жестокости, нечеловеческого обращения или наказания и т.д.

В педагогике Л. Н. Толстого виден смелый отказ от старых, консервативных устоев школы, нетерпимость его к формализму, шаб­лону в преподавании, зубрежке, к пассивному состоянию учеников на уроке. Толстой предъявляет высокие требования к учителю, который должен прежде всего любить детей и овладеть творческим методом работы.

Помимо этих прогрессивных идей в педагогике Толстого вид­ное место занимает проблема свободы в воспитании и образовании детей. В процессе решения педагогических вопросов Толстой основа­тельно изучал педагогические труды Коменского, Руссо, Ушинского и др.

Более всего ему импонирует Руссо, провозгласивший лозунг свободы воспитания в естественных условиях. Гуманистические вос­питательные идеи Руссо были восприняты и развиты Толстым, но он сумел уловить искусственность системы такого воспитания, оторван­ность его от жизни.

Учение Толстого о свободном воспитании было своеобразным протестом, борьбой против подавления личности ребенка, против царской педагогики и казенной школы.

Понимание свободы не является простым. Толстой не одобрял свободы восприятия в духе анархии и вседозволенности. Он писал, что самый легкий путь воспитания - шлепки и насилие, а самый трудный, но верный - побудить ребенка к самовоспитанию, самоусо­вершенствованию.

Свобода в воспитании по Толстому - это результат педагоги­ческих усилий, когда создаются условия к проявлению лучших сил ребенка, когда он не подвергается давлению со стороны воспитате­ля и вместе с тем находится в сфере его нравственного и интеллек­туального влияния.

В этом видна забота Толстого о том, чтобы воспитание и обу­чение не подавили все то, что заложено природой, а развили в пол­ной мере задатки и дарования ребенка.

Следует отметить и некоторые противоречия Толстого в трак­товке свободного воспитания и разного толкования этого понятия в течение жизни.

Так, в 60-е годы он писал, что воспитание - это насилие над личностью ребенка; главная задача школы - не воспитание, а пере­дача знаний. На практике в Яснополянской школе Толстой осущес­твлял воспитывающее обучение. В 90-е годы он признает свою ошиб­ку и пишет о том, что воспитание и образование неразделимы. "Хо­чешь наукой воспитывать ученика - люби свою науку и знай ее, уче­ники полюбят и тебя и науку, и ты воспитаешьих; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния".(т.8 с.243)

В Яснополянской школе Толстой показал преимущество духовно­го становления детей, основанного на идее свободного воспитания.

Надо отметить, что Яснополянская школа была живой, уни­кальной педагогической лабораторией, где писатель обучал, экспе­риментировал, творил. Его по праву можно назвать одним из первых русских педагогов-экспериментаторов. "Только тогда, - пишет Тол­стой, когда опыт будет основанием школы, когда каждая школа бу­дет педагогической лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего прогресса, и опыт будет твердым основанием для нау­ки педагогики".

Никто из педагогов 2-ой половины XIX в.(разве только К. Д. Ушинский) не показал так ярко роли передового педагогическо­го опыта для развития педагогической науки.

Впервые Толстой стал заниматься педагогической деятельнос­тью в 1849 году, но занятия носили эпизодический характер. Серьезно же взялся за организацию школы и обучение спустя 10 лет в 1859 году и вел занятия в течение 1861-62 гг.

Надо отметить, что педагогической деятельностью Толстой за­нимался с перерывами до конца своей жизни (это 70-е годы и пос­ледний период - 90-е и 1906 годы).

Самым интересным и плодотворным периодом педагогической дея­тельности был первый период 60-х годов, где Толстой раскрылся как педагог-мыслитель, педагог-художник, как видный деятель народно­го образования.

В эти годы Толстой едет за границу, уделяя много времени изучению постановки народного образования (был в Германии, Фран­ции, Бельгии, Англии, Италии; посещал уроки, беседовал с А. Дистервегом, Фребелем и др.). Свои впечатления записывает в дневни­ке: "Был в школе. Ужасно! Молитвы за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети". Он подверг равной критике педаго­гику и зарубежную школу. Толстой не приемлет безумие, бюрокра­тизм, педантизм в отношении к детям, оторванность школы от жизни.

Возвратившись, Толстой изучает русскую народную школу и приходит к выводу, что "...лучшая берлинская народ­ная школа с портретом Песталоцци и русская сельская школа недале­ко от Ясной Поляны совершенно одинаковы и равны. Эти школы ли­шают ребенка всякой свободы, притупляют творческие силы и способ­ности, далеки от их интересов". Такую школу он назвал "учрежде­нием для мучения детей".

Какой же должна быть народная школа? По утверждению Толсто­го, она должна, прежде всего, отвечать потребностям и запросам народа, строиться на идее народности. Создавая Яснополянскую шко­лу как школу для народа, в основу ее деятельности Толстым были положены идеи, в корне отличающиеся от современной ему как зару­бежной, так и русской школы:

1. Отсутствие всяких средств подавления личности ребенка, полная свобода. Главный принцип - не понуждать, а побуждать.

2. Искренняя любовь к детям, уважение к личности ребенка, гуман­ное отношение к ним.

3. Вера в творческие силы детей, стремление сохранить их индиви­дуальность.

4. Постоянное создание в школе "наивыгоднейших условий" для раз­вития познавательной активности и творчества учащихся.

Толстой великолепно охарактеризовал свою школу в знаменитой работе "Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы". Это бы­ла бесплатная школа для крестьянских детей (до 40 детей). К нача­лу занятий в школу потянулись дети. Толстой пишет: "С собой ник­то ничего не несет - ни книг, ни тетрадок. Уроков на дом не за­дают. Мало того, что в руках ничего не несут', им нечего и в голо­ве нести. Никакого урока, ничего сделанного вчера и не обязан помнить нынче. Его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только себя, свою восприимчивую натуру..." Именно такого ученика Толстой ждал в школу.

В школе не было строго регламентированного расписания, обя­зательного посещения занятий, экзаменов, никогда не делают выго­воров за опоздание, но никогда и не опаздывают, отсутствуют нака­зания. Все это было поводом сторонникам традиционных взглядов на дисциплину объявить Толстого противником дисциплины, хотя Тол­стой стремился к тому, чтобы дети сами осознали необходимость по­рядка и дисциплины в школе. Навязывать силой порядок невозможно. Дети, по мнению Толстого, очень скоро почувствовали потребность в порядке и постоянно поддерживали его сами. Чернышевский, оценивая работу Яснополянской школы, сумел увидеть, как он назвал, "доб­рый и полезный" беспорядок - великую силу этой школы, где дети учились со всей энергией и даже страстью.

Среди всех начал, определяющих полное духовное развитие де­тей, Толстой считал создание в школе реальных условий для свобод­ного их воспитания и обучения: это, во-первых, создание в школе определенного настроения, духа, который способствовал творческой работе, атмосфере жизнерадостности. Этот "дух" напряженного ожив­ления... есть необходимое условие принятия "умственной пищи". Во-вторых, естественное и доброжелательное отношение между учите­лями и учащимися, полное доверие, позиция равенства. Толстой счи­тал, что ученик должен полностью "отдаться" учителю. Главным мо­тивом учения должна быть потребность в знаниях, убеждение в их жиз­ненной необходимости. Залогом успешного обучения Толстой считал интерес к знаниям, так как процесс учения - всегда открытие мира, новое видение его.

Много внимания Толстой уделил вопросам дидактики и методам обучения.

В Яснополянской школе он разработал программу содержания об­разования, куда входило изучение 12-ти предметов. Кроме актов грамоты, Толстой знакомил детей с явлениями природы и общества. Надо заметить, что в разные периоды деятельности он по-разному решал этот вопрос.

Основная задача школы - восприятие творческой личности ре­бенка и создание условий для ее творческого самовыражения. Сред­ствами развития творческих сил детей Толстой считал: тщательно подготовленные и интересные уроки, на которых создается атмосфе­ра творческих исканий; художественное рассказывание (на уроках истории, географии и др.); писание сочинений; рисование, пение, музыка; игры, прогулки, экскурсии; физкультура и труд; физичес­кие эксперименты и опыты.

Мы остановимся на методике писания сочинений. Писать сочине­ния было любимым занятием детей Яснополянской школы (они писали два раза в месяц по отдельным предметам). Толстой был в постоян­ном поиске развития творческой активности детей. В процессе эк­спериментальной работы он был крайне удивлен тем, что описание простых предметов, как хлеб, изба, дерево и др., доводило учащихся почти до слез тем, что давалось им трудно. Он ставит новый экспе­римент: пробует давать описание каких-нибудь событий. В результа­те пробуждается интерес. В практике Толстого были сочинения-рас­сказы, сочинения на свободные темы, сочинения на пословицы и по­говорки, которые особенно хорошо давались детям.

Толстой постепенно вел учащихся к искусству выражения мыс­лей, потребности их художественного выражения. Опыт этот описан в статье, которая признана художественно-педагогическим шедевром и называется "Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?".

Толстой вспоминает, что испытывал глубокое волнение, наблю­дая за творческой работой своих учеников в процессе написания со­чинений, когда они проявляли художественное чутье, глубину пере­живаний. Он был потрясен своим откровением, когда увидел "зарож­дение таинственного цветка поэзии у детей". В статье показан и процесс руководства развитием творческих способностей детей, сов­местного переживания на примере коллективного сочинения на одну из пословиц. Толстой пишет, что учился у крестьянских детей тон­кости видения окружающего мира. Впервые в истории сочинения прос­тых крестьянских детей были опубликованы Толстым; в них раскрыва­лась поэтическая одаренность детей русского крестьянства.

Любил Толстой прогулки с детьми, во время которых "особенно ярко раскрывались души детей, и их пытливый ум задавал массу воп­росов, когда нет предела доверию и любви к своему учителю". "Вне училища, - писал Толстой, несмотря на всю свободу его, на возду­хе между учениками и учителями устанавливаются новые отношения - большей свободы, большей простоты и большего доверия, те самые отношения, которые представляются нам идеалом того, к чему дол­жна стремиться школа".

Толстой по-новому подошел к определению сущности процесса обучения. Он считал, что обучение - многосторонний процесс, про­цесс активного, сознательного, творческого, а не механического усвоения знаний и навыков. Поэтому основным и решающим является принцип сознательного усвоения знаний. Главный путь обучения - на основе анализа фактов постепенно вести учащихся к обобщениям. "Ум человеческий, - подчеркивал Толстой, - только тогда понимает обобщение, когда сам его сделал или проверил". Эти обобщения вы­ражаются в понятиях, правилах и законах, и могут быть сознательно и прочно усвоены детьми. Критерий осознанности понятий - это уме­ние выразить их словами. Толстой на 'практике проверял сравни­тельную эффективность индуктивного и дедуктивного методов, умело сочетая их в учебном процессе.

Особое место в дидактике Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Толстой резко критиковал немецкую школу, кото­рая оторвана от жизни и народа и строилась на основе реакционных школьных уставов. По мнению Толстого, в учебные книги для на­чальной школы необходимо включить материалы из жизни своей стра­ны, из истории своего народа, быта, русской природы, трудовой деятельности людей, что оживляет учебный процесс и делает его ин­тересным.

Толстой обосновывает и принцип доступности обучения, требую­щий сообщения ученикам сложного учебного материала в доступной форме. Лучшим приемом для достижения доступности обучения Тол­стой считал накопление учащимися возможно большего количества конкретных сведений. Доступность не означает облегченности "доба­вить такую работу, чтобы урок чувствовался шагом вперед". Толстой разрабатывает целый ряд требований, раскрывающий суть принципа. Например, избегать двух крайностей: не говорить ученику о том, что он не в состоянии понять и усвоить, и не сообщать того, что ученик уже знает; избегать непонятных для детей объяснений, непо­нятных русских и иностранных слов и др.

Высоко ценил Толстой и роль наглядности в обучении. Учени­кам необходимо давать как можно больше сведений и вызывать у них наибольшее число наблюдений по всем отраслям знаний. Первона­чальное обучение, по мнению Толстого, должно начинаться со зна­комства детей с реальными предметами и вещами, живыми природными явлениями и событиями общественной жизни, причем теми, которых не знают дети, или которые могут знакомить их "с тонкими сторонами" известных им предметов и явлений действительности. Толстой справедливо замечает, что учитель знакомит учащихся только с той наг­лядностью, которая дает возможность выработать у них новые вос­приятия, иначе дети не будут активны, и на уроке будет господ­ствовать скука. В Яснополянской школе ставились опыты по физике и естествознанию, особенно большое значение придавалось непосред­ственному изучению предметов и явлений в естественной обстановке.

В тесном единстве со всеми предыдущими выступает и проблема интереса, пробуждения любознательности, что является основой ус­пешного овладения знаниями. "Для того, чтобы ученик учился хоро­шо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно:

1) чтобы то, чему ученика учат, было понятно и занимательно,

2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях".

Толстой приходит также к выводу о неотъемлемости обучения и воспитания. Отчеты Толстого о работе Яснополянской школы полны приемов воспитывающего обучения. За время пребывания в школе у учащихся должно сформироваться мировоззрение, привычки нравствен­ного поведения, выработаться свое отношение к окружающим людям, обществу, чувство любви к Родине.

Залогом успеха учебно-воспитательной деятельности школы был индивидуальный подход к детям. Обучая, надо изучать каждого ре­бенка, учитывать их индивидуальные особенности и находить пути воздействия на них. Толстой обладал талантом педагогического наб­людения, умел увидеть внутренний мир ребенка. Он приводит ряд примеров индивидуального подхода к детям, когда забитая девочка, молчавшая месяц, вдруг заговорила, благодаря осторожным психоло­го-педагогическим приемам учителя. Толстой дал глубокие психоло­гические характеристики детей. Несколько штрихов, и перед нами как живые встают ученики Толстого: Федька - мальчик лет девяти, нежная, восприимчивая, поэтическая натура; Пронька - болезненный, кроткий, чрезвычайно даровитый мальчик; Семка - здоровенный и фи­зически и морально малый лет двенадцати.

Толстой тем и велик, что глубже, чем кто-либо из педагогов, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его жела­ний, интересов, потребностей.

Толстой заостряет внимание и на таком важном вопросе, как роль эмоций, подчеркивая их огромную силу в обучении. Гармония разума и чувств ведет к успешному усвоению знаний. С. Т. Шацкий в статье о Толстом писал, что у него учиться надо окрашивать зна­ния эмоциональными моментами и что чрезвычайно вредно лишать эмо­ционального элемента преподносимые истины, говорить о них сухо, заставить скучать. Оценивая дидактические взгляды Толстого, надо отметить и негативную сторону - нельзя согласиться с ним, когда отрицается принцип систематичности и познавательности обучения, отбирать только тот учебный материал, который интересен ребятам и др.

Интересные мысли были высказаны Толстым по методике препода­вания истории, географии, чтения, математики, рисования, пения в работе "Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы". В разде­ле этой работы "Священная история. Русская история. География" писатель делится опытом преподавания этих предметов, и приходит к выводу о том, что для преподавания истории необходимо предвари­тельное развитие в детях исторического интереса. "Возбудить инте­рес - это знать про то, как живет, жило, слагалось и развивалось человечество в разных государствах, интерес к познанию тех зако­нов, которыми вечно двигается человечество..."

Толстой дает советы: в первую очередь знакомить со своим отечеством; далее, так как исторический интерес возникает большей частью после интереса художественного, то необходимо вызывать у учащихся яркие исторические впечатления путем живого рассказа, который должен иметь интересный сюжет, динамичность действия, живость показа действующих лиц, их внутренних переживаний и проявлений, краткость и законченность изложения, образность и ху­дожественность языка, силу морально-психологического воздействия на слушателей. Таким образом, художественное чувство поэзии и патриотизм являются лучшими средствами пробуждения интереса школьников к истории. По мнению Толстого, историко-политический интерес проявляется в результате участия детей в современной жиз­ни общества путем познания современной истории, политических спо­ров и мнений, чтения газет и т.д. Эти советы касались и уроков географии, которую нельзя преподавать сухо, холодно и скучно, а необходимо сделать ее художественной и интересной.

Толстой приходит к выводу о том, что начинать преподавать географию надо со своей деревни, а первый шаг в изучении этой науки - географические путешествия.

Преподавание естествознания в Яснополянской школе строилось в виде бесед из "естественных наук", которые были любимы учениками. Они включали сведения из физики, зоологии, ботаники, химии, астроно­мии. На занятиях проводились эксперименты. В школе был физический каби­нет, естественно-научный музей с коллекциями, собранными самими учащимися. Занятия часто проводились на лоне природы.

Толстой был новатором в области преподавания математики, сам очень ею увлекался. Любимое его сравнение: "человек - это дробь, числитель которой - его достоинства, а знаменатель - его мнение о себе". Толстой перенес тяжесть в обучении арифметики на изучение нумерации, арифметических действий и решение задач, в частности, "задач жизни".

Определенный вклад внес Толстой в методику обучения чтению. Он выдвигал звуковой метод обучения грамоте, который был значи­тельным шагом вперед по сравнению с устаревшим буквослагательным.

Велики заслуги Л. Н. Толстого в области создания учебных книг и литературы для детей.

По мнению Толстого, учебные книги должны быть занимательны, доступны детскому восприятию, написаны простым, немногословным и высокохудожественным языком, иметь научную ценность и проверенность материала. Сам Толстой был автором 28 рассказов по физике "Тепло", "Магнит", "Гальваниум", "Кристаллы", "От скорости - си­ла" и др. Ради уяснения вопроса. Толстой прочитал многие тома ли­тературы на эту тему. Так, работая над небольшим детским расска­зом о газах, он прочитал 9 томов сочинений английского химика Дэви. Учебная книга - не только источник знаний, но и средство вос­питания культуры речи. В соответствии с этими требованиями Тол­стой создает свою знаменитую "Азбуку" (4 книги), объемом в 47 пе­чатных листов, "Новую азбуку". В одном из писем Толстой писал:

"Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке будут учиться два поколения русских детей: от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получают из нее и, что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть".

В "Азбуку" вошли басни на сюжеты Эзопа: "Муравей и голубка", "Черепаха и орел", "Хорек", "Лев и мышь" и др. Они заставляли де­тей думать над тем, хорошо ли поступили люди, формировали у де­тей нравственные качества. В детских рассказах, написанных самим Толстым, таких как "Кавказский пленник", "Ермак", "За ягодами" и др. от­ражена жизнь детей, мысли, которые волнуют их и оставляют глубокое впечатление, обладают силой морального воздействия. В "Азбуке" напечатаны рассказы по истории, естествознанию, заставляющие ду­мать о причинах явлений, наблюдаемых ежедневно детьми. Обществен­ность высоко оценила "Русские книги для чтения", в которых были собраны рассказы из "Азбуки" и "Новой Азбуки". Дети говорили о ней, как о книге доброй.

Учебные книги Толстого явились замечательным педагогическим памятником 2-ой половины XIX века.

Толстой об учителе

Толстой проявил себя не только как педагог-теоретик, но и как педагог-практик, как учитель, талантливый воспитатель. С ар­тистическим мастерством, эмоционально, вдохновенно проводил уро­ки Толстой, увлекая детей, открывая в каждом дарование.

Толстой отводил определяющую роль в формировании духовного мира детей человеческим и профессиональным педагогическим качес­твам учителя. Его работа "Общие замечания для учителя" представ­ляет собой педагогические рекомендации, многие из которых не по­теряли значения для учителей современной школы. К основным качес­твам учителя Толстой относил: любовь к детям, к педагогическому труду; педагогическое искусство и талант учителя.

"ЕСЛИ учитель имеет только любовь к делу - он будет хороший учитель.

ЕСЛИ учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу, ни к ученикам.

ЕСЛИ учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель".

Толстой требовал от учителя непрестанной работы над собой, совер­шенствования своего мастерства. Учитель - это творец и исследова­тель. "Всякий учитель - говорил Толстой, - должен знать, что каж­дая изобретенная метода есть только ступень, на которую он дол­жен становиться для того, чтобы идти дальше" (8, 15).

Развитие педагогических идей Л. Н. Толстого в современном ми­ре ни в коем случае не сопряжено с их модернизацией или тем, что связано с историческими условиями того времени. Мы осмысливаем и берем то, что созвучно сегодняшнему дню школы и педагогики.

В 1928 году младшая дочь Толстого Александра Львовна пос­троила школу его имени и была первым ее директором, заложив в ее основание гуманистический принцип.

Сегодня это школа-гимназия имени Л. Н. Толстого, которая не воссоздает Яснополянскую школу прошлого века. По словам руко­водителя экспериментальной работы В. Б. Ремизова, "Школа Л. Толсто­го как учебное заведение нового типа" - это метаморфоза того луч­шего, что есть в отечественной и зарубежной педагогике, и Тол­стой здесь - символ духовных исканий и здоровья, в ней великая мудрость веков и народов.

В основу концепции этой школы положена идея развития физически здоровой личности ребенка, в центре ее - сама личность, ее внутренние ресурсы, ее способности к само­восстановлению.

Средством развития духовности ребенка является новый пред­мет - "Чаша жизни". В процессе живого общения с детьми затраги­ваются разные стороны жизни: дорогая Родина, планета людей, культура эпох, отчий дом, внутренний мир человека, периода чело­веческой жизни от детства до мудрой старости и бессмертия. Этот предмет не для оценок, он призван сформировать внутреннюю свободу, культуру чувств, понимания и общения.

Первоклассники не только этой школы, но и других эксперимен­тальных школ-гимназий учатся по уникальному учебнику - "Азбуке" Толстого, переизданной в современной русской орфографии, сохра­няя верность толстовским текстам.

В Яснополянской школе-гимназии отказались от традиционных уроков труда и природоведения, заменив их интегрированной эколо­гической дисциплиной. Учителя работают над содержанием и методи­кой преподавания новых предметов, проникаясь педагогикой личностно-ориентированного обучения.

Члены литературного кружка Яснополянской школы обратились к Александре Львовне Толстой, которая по воле судеб жила в США с 1929 г., с просьбой ответить на их вопросы и получили в ответ ряд писем. Вот выдержка из письма, датированного 15 января 1976 года:

"...Как бы далеко от меня ни была школа Ясной поляны, она всегда близка по мыслям и по чувству, близки и дороги ученики ее, и я всегда, до самой смерти, буду вас носить в моем сердце. Как я счастлива, что работа, начатая мною, продолжается... Желаю глав­ного - сохранить все душевные качества, о которых в своих книгах проповедовал отец: любовь к людям, вера во все светлое и радос­тное, любовь ко всему живому и природе" (Учит. газета №29 за 1990 год).

Наши рекомендации