Демократическая направленность педагогической системы великого русского педагога к.д. ушинского (1824-1870)

ПЛАН

1. Теоретическая разработка К.Д.Ушинским основных педагоги­ческих проблем, их актуальность.

2. Принципы построения педагогической системы Ушинского.

3. Проблемы воспитания в трудах Ушинского.

4. Дидактическое учение Ушинского.

5. Ушинский и современность.

К. Д. Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему.

Как отмечали современники Ушинского, "его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике", а его самого назы­вали отцом этой науки.

Ушинский универсален как педагог, как педагог-мыслитель синтетического склада ума, как педагог перспективного видения. Прежде всего он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на выдвинутых им антропологичес­ком принципе и концепции народности воспитания, отражающих специ­фику развития этой науки и специфику национальной культуры и вос­питания.

Ушинский – теоретик воспитания, его отличает глубина про­никновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием чело­века.

Ушинский как дидакт и методист разрабатывал вопросы содер­жания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники "Родное слово" и "Детский мир", которые, по словам исследователя Белявского, сос­тавили эпоху в детской педагогической литературе.

Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей (дал характерис­тику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли).

Ушинский выступал и как школовед. Им выдвинута программа преобразования русской школы, особенно русской народной шкоды, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования.

И, наконец, Ушинский - историк педагогики, изучал труды представителей мировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, Дистервега, Гербарта, Спенсера и др. На основе анализа и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных сво­их наблюдений и педагогического опыта Ушинский создает свой ка­питальный труд, психолого-педагогический трактат "Человек как предмет воспитания" (1ч. 1867 г., П ч. 1869 г.). Ушинского на­зывают великим учителем русских народных учителей, создавшим полную программу подготовки народного учителя.

Деятельность Ушинского всецело отвечала назревшим потреб­ностям исторического развития страны, преобразования системы просвещения.

После окончания Московского университета Ушинский препода­вал в Ярославском юридическом лицее, плодотворно занимался пе­дагогической деятельностью в Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц, редактировал "Журнал ми­нистерства просвещения".

В философских воззрениях Ушинского переплетались элементы материализма и идеализма. Во взглядах на природу преобладал стихийный материализм. Гносеологические воззрения Ушинского, несмотря на их противоречивость, отличались в основном материа­листической направленностью. Что касается социологии, то Ушинский остается на идеологических позициях, считая основным фактором исторического процесса развитие разума. Исследователи педагогического наследия Ушинского едины во мнении, что он сыграл огромную роль в материалистичес­ком обосновании педагогики, с диалектических позиций подходил к рассмотрению педагогических фактов и явлений.

Ушинский - просветитель-демократ, его лозунг - пробуждать в народе жажду знаний, вносить свет знаний в глубины народной мысли, видеть народ счастливым.

Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превра­титься в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психология и физиология.

Антропологический принцип стал исходным и основополагающим принципом в построении научной педагогики. На основе этого прин­ципа Ушинский подошел к научному решению вопроса о целостном формировании личности в процессе воспитания. Впервые в развитии мировой педагогической мысли Ушинский понял необходимость все­стороннего изучения человека. Он утверждал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". (О пользе педагогической литературы).

Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень. Известный ученый Ананьев, оценивая целостный под­ход Ушинского к человеческой личности, справедливо отмечает си­лу его теоретического мышления и педагогического убеждения, су­мевшего столетие назад обосновать проблему, которую современ­ная наука считает фундаментальнейшей проблемой философии, ес­тествознания и психологии.

Другой ведущей идеей, положенной в основу педагогической системы Ушинского, явилась выдвинутая им концепция народности воспитания. Отечественная педагогическая наука должна быть построена, по мнению педагога, с учетом национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной культуры и вос­питания. В статье "О народности в общественном воспитании'' Ушинский дает глубокий анализ воспитания в духе народности. Под на­родностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его ха­рактер и особенности, культура, географические и природные ус­ловия определяют направленность воспитания со своими ценностя­ми и идеалами.

Создавая русскую педагогику, Ушинский считал невозможным подражать или механически переносить в нее принципы воспитания других народов. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творчес­кими проявлениями. При этом педагог не отрицал возможности ис­пользовать достижения в области педагогики других народов, ра­зумно преломляя их к своим национальным особенностям. Его пони­мание народной педагогики не узко формальное, не страдает на­циональной ограниченностью и великодержавным шовинизмом, хотя и чёткости по вопросу взаимосвязи национального и общечеловечес­кого у него не прослеживается.

Народность воспитания в трактовке Ушинского раскрывается как принцип преобразования всей системы образования на основе органической связи с жизнью народа. Отсюда и требования:

- воспитание должно быть самобытным, национальным;

- дело народного образования должно находиться в руках са­мого народа, который бы занимался его организацией, руко­водил и управлял школой;

- народ определяет содержание и характер воспитания;

- все население должно быть охвачено просвещением, общест­венным воспитанием;

- воспитание женщин наравне с мужчи­нами;

- подлинная народность выражается прежде всего в родном языке. Гимном родному языку является статья Ушинского "Родное слово", написанная вдохновенно, эмоционально. В ней он сравнивает язык народа с распускающимся цветом всей духовной жизни нации, утверждая, что в языке одухотворен народ и его родина, что язык - самая живая связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее. Родной язык является лучшим средством вос­питания, который учит естественно и успешно, откуда идет духов­ное, нравственное и умственное развитие. Недаром Ушинский наз­вал его удивительным педагогом.

- принцип народности связан и с задачами формирования лич­ности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эс­тетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от на­рода и соотносятся с его характером и традициями, помогают фор­мировать национальное самосознание народа.

- принцип народности должен быть реализован через препода­вание в школе отечествоведения: истории своей страны, геогра­фии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы России и др.

Идея народности у Ушинского, являясь идеей демократической, определяла новый прогрессивно-творческий подход к развитию педа­гогики и как нельзя лучше отвечала потребностям народа и народного образования.

Еще одним основанием педагогики как науки Ушинский считает единство теории и практики. Истинная наука педагогика может раз­виваться только на основе связи теории и практики, всестороннем обобщении педагогического опыта - "теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли". Ушинский обращает внимание не только на теоретическое, но и большое практическое назначение педагогики. Эта приложимость законов пе­дагогической науки и практической деятельности позволила ему назвать педагогику "искусством воспитания". В педагогической дея­тельности, которая строится на научной основе нельзя отрицать индивидуальное мастерство и творчество педагога, что обогащает саму науку педагогику. Ушинский отмечает, что "Воспитатель - есть художник, воспитанник - художественное произведение, школа - мас­терская".

Актуально звучит сегодня положение Ушинского о том, что "передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт".

Важным основанием педагогики Ушинский считает формирующую роль деятельности и активности личности. Стремление детей к раз­нообразной деятельности заложено в самой природе человека, это основной закон детской психики. Деятельность Ушинский рассмат­ривал как основу воспитания и обучения, ибо без творческой само­стоятельной деятельности, без активности самого ребенка успеш­ность воспитания и обучения невозможна.

С деятельностью связано развитие и формирование всех явле­ний психической жизни, важнейших качеств человеческой личности. Отсюда особое внимание к активным методам обучения, к побужде­нию учащихся к постоянному труду.

Одной из важнейших форм деятельности Ушинский считал труд. В своей работе " Труд в его психическом и воспитательном значе­нии" он показывает, что труд - это прежде всего основа материаль­ной жизни, и источник развития человека, необходимое условие гармонического развития - физического, умственного, нравственного, эстетического. К тому же деятельность и труд являются и условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, фор­мирования способностей и характера ребенка.

Школа должна готовить человека к свободному и творческому труду, вызывать у него "жажду серьёзного труда", формировать привычку трудиться и находить счастье в наслаждении трудом.

К обоснованию процесса воспитания Ушинский подходит с науч­ных позиций, подводя под него психологический и естественнонауч­ный фундамент.

Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, предна­меренный процесс «управления личностью» цель которого - подгото­вить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспи­тать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои ин­тересы с интересами своего народа и всего человечества. Из нап­равлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравствен­ное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, что "обогащение познаниями принесет много пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего "сетным человеком"''. Вос­питание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разруша­ет человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гума­низм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный ры­чаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процес­се нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, эгоизм, карьеризм, лицемерие, праздность и др.

Важными задачами нравственного воспитания являются:

- формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой человеческого поведения;

- развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким, пламенным чувством в человеке, "его общест­венным цементом" Ушинский считал патриотическое чувство, которое "последним гибнет даже в злодее". Чувство переведет сознание, убеждение в поведение человека. Воспитанию чувств посвящена специальная глава;

- воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинс­кого, человек, благодаря хорошей привычке, "воздвигает нравст­венное здание своей жизни все выше и выше". Процесс их фор­мирования длительный, требующий настойчивости и терпения.

Нравственное воспитание не должно строиться на страхе на­казания, утомительных "словесных назиданий",

Методы и средства воспитания зависят от его задержания и цели. Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, про­буждать жажду этих убеждений.

В воспитании важны и метод упражнений, режим дня, автори­тет родителей, личность учителя, пример (организованная среда), поощрения и разумные, предупреждающие наказания, организация детского общественного мнения. В деле воспитания большую роль играет общий дух в школе, благоприятная атмосфера. Одним из сильных средств воспитания Ушинский считает природу: "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жиз­ни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое ог­ромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с кото­рым трудно соперничать влиянию педагога". Эту идею более конк­ретно будет развивать в своих трудах наш современный педагог В. А. Сухомлинский.

Воспитание Ушинский рассматривал в тесном единстве с про­цессом обучения и протестовал против разделения воспитания и обучения, между учителем и воспитателем (классной дамой).

Большой вклад внес Ушинский в разработку вопросов дидакти­ки. Особое внимание он уделял проблемам содержания образова­ния. В условиях общественно-педагогического движения 60-х годов XIX века она решалась в развернувшейся дискуссии о классическом и реальном образовании.

Систему образования в России с ее классической, античной направленностью Ушинский считал прадедовской ветошью, от кото­рой пора отказаться и начать создавать школу на новой основе. Содержание образования должно включать прежде всего изучение родного языка, так как "родное слово есть основа всякого умст­венного развития и сокровищница всех знаний...", даже предме­тов, раскрывающих человека и природу: историю, географию, естест­венные науки, математику. Особое место Ушинский отводит изучению природы, называя ее одним из "великих наставников человечества", не только потому, что логика природы наиболее доступна ребенку, но и в силу ее познавательного и воспитательного значения.

В первую очередь, в школе надо иметь ввиду душу учащегося в ее целости и ее органическое, постепенное и всестороннее раз­витие, а знания и идеи должны выстраиваться в светлый и, по воз­можности, обширный взгляд на мир и его жизнь. В этом гуманистическая позиция Ушинского - дидакта.

Ушинский подверг обоснованной критике как сторонников фор­мального образования (цель обучения - развитие умственных способ­ностей учащихся), так и материального (цель - приобретение зна­ний) за их односторонность. Показывая несостоятельность формаль­ного образования, он подчеркивал, что "рассудок развивается толь­ко в реальных знаниях... и что самый ум есть не что иное, как хорошо организованнее знание". Материальное направление критико­вал за его утилитаризм, за преследование непосредственно практи­ческой пользы. Ушинский считает необходимым и развитие умственных сил учащихся, и овладение знаниями, связанными с жизнью.

Исходя из того, что в школе изучаются не науки, а основы наук, Ушинский различал понятия наука и учебный предмет и опреде­лил соотношение между ними. Заслуга его в том, что он занимался переработкой научных знаний в соответствии с возрастными и пси­хологическими особенностями учащихся, т.е. переработкой научной системы в дидактическую.

Обучение рассматривалось Ушинским как посильная деятельность детей под руководством учителя. Учение должно быть трудом, раз­вивающим и укрепляющим волю детей.

Обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою логическую структуру: 1-ая ступень - познание на стадии чувственного восприятия (ощущения, представления). Учитель дол­жен способствовать накоплению учащимися материала, учить их наб­людать; вторая - познание на стадии рассудочного процесса (поня­тия и суждения). Учитель учит сравнивать, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения. Третья ступень идейного (разумного) познания, это ступень формирования самосознания, ми­ровоззрения. Учитель приводит в систему знания, способствует фор­мированию мировоззрения. И следующая ступень освоения приобретен­ных знаний - закрепление.

Преподавание и учение связаны в единое целое тогда, когда преподавание начинается своевременно, развертывается постепенно и органично, сохраняет постоянство, возбуждает самодеятельность учащегося, избегает как чрезмерной напряженности, так и чрезмер­ной лёгкости занятий, обеспечивает нравственность и полезность материала и его применения.

В области организации и конкретной методики учебного про­цесса Ушинский разрабатывал вопрос: как учить ребенка учиться, проблему активизации учебного процесса, познавательной деятель­ности, развития мышления, сочетания механического и логического запоминания, повторения, единства наблюдения и интереса, вни­мания, речи.

Великий педагог научно обосновал и всесторонне развил ди­дактические принципы наглядности (связывая её с проблемой мыш­ления, речи (особенно, младших школьников) и в целом развития личности), сознательности, посильности, последовательности, прочности.

Преподавание осуществляется двумя главными методами - син­тетическим и аналитическим. Методы дополняются приемами, их четыре: догматический (или предлагающий), сократический (или спрашивающий), эвристический (или дающий задачи), секро-сематический (или излагающий). Все они, сочетаясь или соединяясь в преподавании, применяются в каждом классе и на каждом уроке с учётом возраста учащегося и содержания предмета.

Мысли Ушинского об обучении объединяются общей идеей вос­питывающего и развивающего обучения. Если развитие, формирова­ние и воспитание личности осуществляется в единстве своем через обучение, то само обучение неизбежно, по мнению Ушинского, дол­жно быть развивающим и воспитывающим. Обучение Ушинский считал могущественным органом воспитания. Наука должна действовать не только на ум, но и на душу, чувство. Он пишет: "К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные достоинства выше случайных преиму­ществ". По мнению Ушинского, обучение может выполнить образо­вательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основные условия: связь с жизнью, соответст­вие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке.

Большое внимание Ушинским уделялось уроку, разработке тре­бований к организации классных занятий: они должны давать проч­ные глубокие знания, учить добывать их самостоятельно, развивать познавательные силы и возможности школьника, воспитывать нравст­венно ценные качества. Ушинский выступает против трафарета, схе­матизма и шаблона в построении урока, формализма, который ско­вывает творческую инициативу учителей. Им дана типология уро­ков.

Много внимания Ушинский уделяет проблеме первоначального обучения. Он пишет, что "чем меньше возраст, тем больше должна быть педагогическая подготовка лиц, которые воспитывают и обу­чают детей". Начальная школа должна закладывать фундамент обще­го образования и воспитывать положительные качества личности. Ушинский написал для начальной школы учебные книги: "Родное сло­во" и "Детский мир", в которых реализовал свои методические прин­ципы. В эти книги он включил обширный материал из естественной истории (природы), а также, связанные с изучением Родины жиз­ненные факты и явления, способствующие воспитанию любви к прос­тому народу; подобрал материал для умственных упражнений и раз­вития дара речи; ввел поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, русские сказки, чтобы развивать чуткость к звуковой красоте языка.

Ушинский обосновал звуковой, аналитико-синтетический ме­тод обучения грамоте в начальной школе, объяснительное чтение. Им показана необходимость изучения природы и использования ее как средства всестороннего развития личности школьника, воспи­тания наблюдательности, развития логического мышления, т.к. ло­гика природы - самая доступная и самая полезная логика для де­тей, и она - "великий наставник человечества".

В правильно организованной школе, связанной с жизнью и современностью, ведущую роль Ушинский отводил учителю. В статье "О пользе педагогической литературы" Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней предстает яркий образ народного учителя и сформули­рованы основные требования к нему: "Воспитатель, стоящий в уро­вне с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо... его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории".

Ушинский утверждал личность учителя-воспитателя центром и душой школы: "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер".

Учитель должен иметь твердые убеждения; глубокие знания и умения по тем наукам, которые он будет преподавать; знать педа­гогику, психологию, физиологию; овладеть практическим искусством преподавания; любить свое дело и беззаветно ему служить. ''Для народного учителя, писал Ушинский, необходимо всесторонне ши­рокое образование, важно развивать в учителе способность и го­товность к постоянному расширению своего научного и педагоги­ческого кругозора''. В 1961 году Ушинский пишет большую работу "Проект учительской семинарии", в которой излагает систему под­готовки учителей. Многие принципиальные положения этой работы являются актуальными и в наше время.

Наши рекомендации