М. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765)
ПЛАН
1. Научные исследования М. В. Ломоносова как основа университетских и гимназических учебных предметов.
2. Роль Ломоносова в организации университетского образования.
3. Организация учебно-воспитательного процесса в гимназиях.
4. Вопросы воспитания в педагогическом учении Ломоносова.
Просветительская деятельность М. В. Ломоносова имела разносторонний характер. Он выступает не только как великий ученый-энциклопедист, патриот, борец за истину в науке, философ, поэт, но и как организатор и руководитель крупных учебных заведений, создатель известных учебников, руководств, педагогических трудов, развивая демократические принципы организации просвещения и борясь за общедоступность образования.
"Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет, он лучше сказать сам был нашим первым университетом" - так оценил огромный вклад Ломоносова в распространение просвещения в России А. С. Пушкин.
Ломоносов - исследователь различных областей естествознания. Научные труды первого русского академика оказали влияние на развитие физики, химии, астрономии, геологии, географии и других естественных наук с материалистических позиций, на их служение практическим нуждам, экономическому развитию страны. Его исторические, филологические, лингвистические исследования наряду с естественными, обогащая науку имели непосредственный выход в учебные заведения, школьную практику.
Из-под пера Ломоносова, создателя науки о русском языке и литературе, выходит известный труд "Российская грамматика" как научный свод законов изменения и сочетания слов, составивший эпоху в языкознании и в истории отечественной педагогики. Ломоносов писал: "Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция... без грамматики" (Т.VII, с.391). По мнению ученого, грамматика является путем овладения языком, универсальным орудием познания в практической деятельности человека. Белинский отмечал, что "лучше "Российской грамматики" у нас еще не было, а установленные Ломоносовым законы стихосложения "навсегда останутся в русской литературе".
Ломоносов создает свои "Древнюю Российскую историю от начала российского народа до кончины Ярослава Первого, или до 1054 года" и "Краткий Российский летописец с родословием", закладывая основы отечественной истории как предмета школьного обучения.
В своей деятельности М. В. Ломоносов занимался педагогическими проблемами. Отечественная педагогика, развиваемая Ломоносовым, строилась на идеях гуманистического просвещения, народности, демократизма, связи науки с практикой. Борясь за развитие отечественной науки и просвещения, Ломоносов был сторонником широкого распространения образования и знаний во всех слоях общества, убежденным сторонником единой, светской, бессословной системы образования - "тот почетнее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды" (Т.Х, С.55).
Эти прогрессивные идеи были положены им в основу организации различных видов учебных заведений. Ломоносов выступил организатором и создателем первых учебно-научных центров, какими, по его мнению, должны быть гимназии, университет и Академия наук в их взаимосвязанной деятельности.
Велика заслуга Ломоносова в разработке проблем высшей школы и университетского образования. В 1742 году Ломоносова назначили адъюнктом физики Академии Наук. Благодаря энергичной деятельности Ломоносова, при Академии Наук был возрожден Академический университет и гимназия, однако из-за постоянно противодействия реакционной профессуры и сановных кругов, Ломоносову не удалось полностью осуществить свои демократические устремления и планы (поставить во главе заведений русских ученых и педагогов, создать образцовые учебные заведения как очаги национального просвещения, открыть доступ крестьянам и всем лицам низших сословий и т.д.).
Многие свои замыслы он осуществил в Московском университете, учрежденном в 1755 году по его проекту с тремя факультетами: медицинским, юридическим, философским. В отличие от западноевропейских университетов здесь отсутствовал богословский факультет. При университете учреждалась гимназия с двумя отделениями для дворян и для разночинцев, которые готовили будущих студентов. Для каждого из факультетов разработаны учебные планы, предусматривающие солидную научную подготовку студентов. Впервые в курсе университетского образования было введено изучение русского права, химии, ботаники, анатомии, восточных языков.
Сам Ломоносов был талантливым лектором, читал курсы экспериментальной физики, физической химии, экспериментальной химии, лекции о поэзии. В истории Академии наук впервые им были прочитаны лекции по экспериментальной физике на русском языке. Кроме лекций в университете практиковались новые формы обучения: диспуты, различные "экзерциции" (упражнения), самостоятельные, лабораторные и экспериментальные работы, приобщающие студентов к научной деятельности. Особое внимание уделялось заботе о студентах, их быте, стипендиях, снабжению учебниками, поощрению лучших и способных.
Среди первого выпуска студентов в количестве 20 человек был и брянский ученик Ломоносова - талантливая и яркая фигура - Алексей Константинов, один из семи выпускников, которым было присвоено звание магистра. Он родился в 1728 году в г. Брянске. В Возрасте 22 лет выдержал испытание в Академический университет и занимался у Ломоносова "по этике и красноречию". Ломоносов считал его в "философских науках одним из лучших". В рапорте о своих трудах за 1751 год М. В. Ломоносов писал, что он диктовал студентам сочинение Константинова - начало книги "Красноречия о стихотворстве". На следующий год Константинов написал 10 листов второй части - "Оратории". Он много занимался переводами. В частности, перевел "Рассуждение о гипеборейцах, или О народе, за севером находящимся". Можно сказать, что Московский университет стал центром отечественного просвещения.
Особой заботой Ломоносова была организация среднего образования, перестройка Академической гимназии. Гимназическое образование рассматривалось им как звено в подготовке специалистов по необходимым для народного хозяйства профессиям.
Ломоносов по-новому решает проблемы содержания образования. Основой обучения стал родной язык. Русский и латинский стали считаться базовыми языками гимназического образования, а немецкий и французский - факультативными. Преподавание в гимназии стало вестись на русском языке, тогда как прежде велось на латинском и немецком. Ломоносовым были составлены лучшие для того времени учебники "Российская грамматика", "Краткое руководство к риторике", "Краткое руководство к красноречию".
В учебный план гимназии были введены естественные науки (физика, химия, биология, география, астрономия), русская история как средство воспитания у учащихся гордости за "российского народа славное имя". В гимназии изучались также русский и древние языки, основы математики, философия. В качестве факультативных были введены музыка и пение.
Университетские гимназии были светскими, и изучение религии в них стало необязательным.
Ломоносовым были разработаны проект регламента московских гимназий (1755), в котором давались установки в области воспитания и обучения; а также проект регламента Академической гимназии (1758), в котором наиболее полно отражались педагогические взгляды М.В.Ломоносова. Регламент Академической гимназии представляет собой систему педагогически обоснованных и целенаправленных требований и рекомендаций, охватывающих все стороны педагогического процесса в средней школе. Следуя этим рекомендациям, учитель осуществлял свою роль наставника и воспитателя на всех этапах учебно-воспитательного процесса, что обеспечивалось прежде всего содержанием и методами обучения, схемами учета и контроля за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности, системой мер, стимулирующих на достижение наилучших успехов. Так, от преподавателя требовалось изучать и развивать "душевные дарования детей", а "особливо остроумие и память, помня, что ученики - это пашня, знания - сила, а учитель - сеятель". В этом регламенте можно прочитать: "Учитель должен присматриваться к способностям учеников и знать их успехи, чтобы понимать, чего он может ожидать и требовать от каждого".
Правильная организация учебного процесса в гимназиях предполагала учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Основные качества индивидуальных особенностей Ломоносов видел в способностях и прилежании, считая, что без трудолюбия даже самые большие способности не принесут успехов. Выдвижение требований индивидуального подхода к учащимся, признание наличия способностей у детей простого народа, вопреки существующей в то время теории о врожденных "способностях высшего слоя" общества, - дворянства, было связано с общей борьбой Ломоносова за демократизацию русской школы.
Ломоносов изменил форму обучения в гимназии, введя классно-урочную систему обучения с рекомендациями, определяющими порядок проведения урока, его структуру. Много внимания он уделял упражнениям как средству закрепления и учета знаний, а также изучению способностей учащихся. К упражнениям он относил сочинения, грамматический разбор, краткие и пространные переводы текстов лучших писателей, переложение прозы на стихи, писание писем, произнесение речей на русском и латинском языках в стихах и прозе и т.д.
Основной формой учета знаний, посещаемости и дисциплины учащихся была введенная Ломоносовым месячная табель.
Школа, по Ломоносову, выполняет функции и воспитания, и обучения. В развитии человека воспитание играет решающую роль. "Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли, добрым воспитанием управляются", - писал Ломоносов.
Мысли по воспитанию будущих "сынов отечества" изложены в разных работах и среди них "Узаконения..." для учащихся, где особое внимание уделялось проблемам трудового, нравственного, эстетического и умственного воспитания. "Узаконения..." - разработанные Ломоносовым правила для учащихся, цель которых - воспитание дисциплины и прилежания, усердия и трудолюбия, организованности, опрятности, уважения к науке, учителям, товарищам; воспитание честности и чуткости, скромности и др. Воспитание воли и характера является одной иэ основ нравственного воспитания. "Узаконения..." ясно и четко объясняли ученику, что можно и что нельзя ему делать и требовать. Ломоносов стремился воспитывать у детей любовь к знанию, наукам, привычку к систематическому труду, самостоятельности и творческий подход к делу, отвращение к праздности, тунеядству, лени.
В нравственном воспитании должна господствовать разумная гуманность, но воспитатель не должен проходить мимо проступков детей. Ломоносовым была разработана система мер поощрения и наказания, распорядок жизни учащихся в общежитии, система питания.
Ломоносов выступил за полное равенство учащихся всех сословий, проявлял заботу о создании необходимых условий для обучения детей простолюдинов. Среди учеников Академической гимназии был сын дьячка из Севска Василий Венедиктов. В конце 1764 года Ломоносов переводит его в студенты Академического университета. Венедиктов увлекался русской историей, происхождением народов России. Ломоносов пророчил ему хорошее будущее, поддерживал талантливого студента.
Способного ученика Академической гимназии Дмитрия Мокеева из Брянска, влачившего нищенское существование, заметил Ломоносов и в ноябре 1758 года отдал распоряжение о зачислении его в казенные гимназисты, а в августе 1760 года перевели в студенты Академического университета, где он также занимался у Ломоносова. Мокеев много трудился над переводами, в 1762 году был назначен учителем русского языка и русской истории в российские классы Академической гимназии и пользовался большим авторитетом среди гимназистов.
Занимался Ломоносов также вопросом семейного воспитания и организации воспитательных домов для детей-сирот.
Подводя итоги, сошлемся на вывод исследования отечественной истории педагогики С. Ф. Егорова, который писал: "Обозревая развитие отечественной педагогики конца XVIII - начала XIX века, прослеживая становление ее как самостоятельной области научных знаний, анализируя ее проблематику, ведущие идеи дидактических и методических концепций в сравнении с наследием великого ученого, мы с достаточным основанием можем утверждать, что прогрессивная педагогика вышла из Ломоносова".
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИИ XVIII ВЕКА
|
Духовные Архирейские
Духовные семинарии
|
Артиллерийские
|
Медицинские
Разноязычные
|
Адмиралтейские
Морской кадетский корпус
Сухопутный шляхетский корпус
|
Инженерный дворянский корпус
|
Университет для дворян
Гимназия для мещан
|
Учительская семинария
|
ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В
РОССИИ XIX ВЕКА
ПЛАН
1. Школа и педагогика в России первой половины XIX века.
2. Школьные реформы 60-х годов. Школа в период реакции 70-80-х годов.
3. Просвещение, школа и педагогика в конце XIX - начале XX вв.
С конца XVIII века в России относительно быстрыми темпами назревает кризис феодально-крепостнического строя. Процесс развития нового капиталистического уклада ознаменовался крупными достижениями в дальнейшем развитии внутреннего рынка и международных торговых отношений. Развивающееся товарное производство нуждалось в улучшении средств связи, транспорта и водных путей, вставал вопрос о железнодорожном строительстве. В связи с этим создавалась потребность в подготовленных, образованных специалистах в промышленности, сельском хозяйстве, в транспорте. В различных общественных кругах назревала мысль о необходимости более гибкой либеральной политики, о неизбежности реформ в области социальных отношений, науки и образования.
В начале 1802 года был опубликован царский манифест об учреждении министерств - новых органов власти, пришедших на смену устаревшим приказам и коллегиям. В этом манифесте впервые были специально выделены основные функции и обязанности Министерства народного просвещения, при котором было создано Главное управление училищ. В задачи этих органов управления образованием входило разработать общий план устройства народного образования в России.
В соответствии с этим планом были выработаны основные положения о создании новой государственной системы школьного образования, закрепленные в "Предварительных планах народного просвещения" (1803 г.) и в "Уставе учебных заведений, подведомых университетам" (1804 г.).
Согласно принятому уставу Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Дерптский. Во главе каждого учебного округа поставлен университет. На университеты, наряду с учебными и научными, возлагались и административно-педагогические функции.
В подчинении университетов находились три типа учебных заведений: приходские училища, уездные училища и гимназии. Между всеми типами учебных заведений, включая университет, устанавливалась преемственная связь в учебном и административном отношениях. Положительным нужно считать то, что об этой преемственной связи впервые официально декларировано в России.
Приходские училища могли учреждаться в городах и селениях при каждом церковном приходе. Перед ними ставилось две цели: готовить к уездным училищам и доставлять "детям земледельческого и других состояний сведения, им приличные", отмечалась необходимость сделать детей этих сословий лучшими в физическом и нравственном отношении.
Срок обучения в приходских училищах составлял один год. Предметами изучения были чтение, письмо, первые действия арифметики, закон божий и нравоучение. В приходские училища принимались дети всякого состояния. Девочек разрешалось принимать только в приходские училища.
Перед уездными училищами также ставилась двойная цель: готовить учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также "открыть детям различного состояния необходимые познания". Этот тип училищ создавался в губернских и уездных городах. В них был установлен двухгодичный срок обучения. Учебный план включал в себя многочисленные учебные предметы: закон божий и священную историю, чтение книги "О должностях человека и гражданина", грамматику, чистописание, всеобщую и русскую географию и историю, арифметику и геометрию, физику и биологию (естественную историю), рисование, а также "начальные правила технологии, имеющие отношение к местному положению и промышленности". В уездных училищах полагалось преподавать двум учителям с обязанностью преподавать большое число предметов (по 28 часов в неделю). Большая учебная нагрузка падала на учеников.
Гимназии учреждались в каждом губернском городе. Целью гимназий являлась, во-первых, подготовка к университету, во-вторых, преподавание наук, "хотя начальных, но полных", для тех, кто не будет продолжать обучение в университете, а планирует после ее окончания заняться практической деятельностью.
Учебный план гимназий был достаточно обширным. В него входили иностранные языки (немецкий, французский и латинский), математика (алгебра, геометрия и тригонометрия), география (всеобщая и российская), история, статистика, политическая экономия, изящные искусства (словесность, теория поэзии, эстетика), рисование.
При ознакомлении с этим учебным планом нельзя не отметить, что в нем отсутствовали религиозные дисциплины, и, в то же время, включались социологические знания, что означало светскую направленность гимназического образования. Характерно, однако, что в учебном плане отсутствовал родной язык, и не отмечалась важность изучения грамматики и отечественной литературы, о чем так много заботились ученики и последователи М. В. Ломоносова. Разрешалось расширять учебный план такими занятиями, как танцы, музыка, гимнастика. В том же учебном плане указывалось, что в гимназиях могут готовиться учителя уездных и приходских училищ.
В уставе 1804 г. большое внимание уделялось вопросам, относящимся к обязанностям учителей. Общий тон этих указаний отличался благожелательностью и уважением к педагогам и был лишен того недоверчивого отношения, которое было характерно для предыдущих Уставов.
Учитель, говорилось в Уставе, должен стараться, чтобы ученики "преподаваемые им предметы понимали ясно и правильно". Он должен заботиться более "об образовании и изощрении рассудка" детей, "нежели о наполнении и упражнении памяти", возбуждать у учеников "охоту и привязанность к наукам" и т.д. Следует заметить, что Устав 1804 г. делал шаг вперед по сравнению с теми дидактическими требованиями, которые были сформулированы в 1786 г. и ориентировали учителя в основном на требование точного заучивания и закрепления учебного материала. Продолжая лучшие традиции отечественной дидактики, Устав 1804 г. исходил из необходимости наглядности преподавания, связи теории с практикой. Эти дидактические советы подкреплялись требованием создать при гимназиях библиотеки и кабинеты, оборудованные необходимыми учебными пособиями: картами и атласами, глобусом, чертежами машин, геометрическими и геодезическими приборами, наглядными приборами для уроков физики.
Как видим, Устав 1804 г. явился документом, отразившим в себе борьбу демократических сил России, прогрессивных педагогов и крупных ученых за создание единой государственной системы школьного образования, а также за демократизацию содержания образования и всего школьного дела.
Однако уже к началу Отечественной войны 1812 г. правительство все более отходило от либеральных положений Устава 1804 г., а после ее окончания, в ответ на нарастающее в стране общественное недовольство и волнения среди крестьян, реакционное воздействие на школу усилилось. В 1819 году была введена плата за обучение, объявлено, что дети крепостных крестьян не должны приниматься в гимназии, институты, университеты. В том же году были изменены учебные планы всех школ. Из них исключились естествознание, философия, политическая экономия, естественное право, эстетика. В то же время значительно усиливается религиозное воспитание: в учебные планы всех школ было введено "чтение из священного писания", а в учебные планы гимназий - закона божьего. Особенно явно реакционные тенденции в образовании проявились после подавления восстания декабристов.
В 1826 г. правительством был создан Комитет устройства учебных заведений, в задачи которого входило разработать основы нового преобразования учебных заведений так, чтобы все "сословия получили только соответствующее их положению образование", то есть усилить сословный принцип в образовании. Результатом деятельности Комитета, просуществовавшего до 1835 г. , стал Устав гимназий и училищ уездных и приходских от 1828 г.
Существенным отличием нового Устава от Устава 1804 г. являлся его сословный характер, исключавший преемственность в системе школ. По новому Уставу приходские училища должны были существовать преимущественно для крестьян, мещан и промышленников низшего класса; гимназии - для детей дворян. В соответствии с сословной принадлежностью намечался их учебный курс.
В приходских училищах дети "самого низшего сословия" обучались всего лишь один год, изучая закон божий, чтение по книгам церковной и гражданской печати, чистописание, четыре первых действия арифметики. Эти училища имели "законченный характер", то есть были школой грамоты для низших сословий. Они часто не имели своих собственных помещений, все занятия вел один учитель.
Уездные училища теперь имели целью лишь "доставление необходимого и по возможности полного (то есть законченного) образования детям купцов, ремесленников и других городских обывателей". Срок обучения в нем был продлен до трех лет. Учебный план включал закон божий, священную историю, русский язык, арифметику, геометрию (до стереометрии и без доказательств), географию, сокращенную всеобщую и русскую историю, чистописание, черчение и рисование.
Гимназии по Уставу 1828 г. стали средними общеобразовательными учебными заведениями для дворян с курсом обучения в семь лет. В их учебный план входили закон божий, грамматика, словесность и логика, математика, физика, латинский, немецкий, французский и греческий языки, география и статистика, история и чистописание. Таким образом, гимназии стали классическими.
В школах было разрешено применение физических наказаний. В учебных заведениях увеличивались штаты чиновников, выполняющих роль надзирателей за поведением учащихся и учителей.
Дальнейшие меры, принимаемые правительством, способствовали усилению реакции в школьном деле. В 1835 г. был принят "Устав императорских российских университетов", согласно которому университеты лишались права руководить школами и создавать научные общества. Учебные заведения были переданы в непосредственное ведение учебных округов.
Министерством народного просвещения был принят ряд мер к сокращению объема гимназического образования. В 1844 г. из учебного плана гимназии была исключена статистика, в 1845 г. ограничено преподавание математики, в 1848 г. была изгнана логика. С 1845 г. была увеличена плата за обучение в гимназии, что сокращало доступ в них детей недворянского происхождения. С 1849 г. гимназии были разделены на классические, которые готовили к высшему образованию, и реальные, которые подготавливали "способных людей для службы военной и гражданской". В классических гимназиях основное учебное время отводилось на изучение древних языков, русской словесности и истории. В реальных гимназиях изучался курс практической математики и законоведения, сводившегося зачастую к механическому запоминанию учащимися многочисленных законов.
Однако несмотря на сокращение и упрощение учебных планов и программ, часть прогрессивных ученых и учителей-практиков стремились усовершенствовать методику преподавания в российских учебных заведениях. Так, знаменитый русский математик Н. И. Лобачевский, будучи в этот период ректором Казанского университета, добился разрешения по составлению инструкций по методике преподавания всех учебных предметов в училищах и гимназиях. Самим Н. И. Лобачевским была разработана методика математики.
Директор училищ Петербургской губернии А. Воронов писал о том, что в губернии немало учителей, которые своими методами стремились "не столько обогащать память учащихся одними знаниями, сколько преимущественно старались действовать на развитие ума возбуждением его к самодеятельности, на усовершенствование дара слова и на образование сердца". В низших классах, например, для этой цели "использовался способ учения Сократа, как наиболее способствующий к поддержанию внимания и деятельности" (Воронов А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа, 1849. - С.162).
Именно усилия прогрессивных педагогов подготовили те преобразования, которые начинаются в школьном деле во второй половине XIX века.
Вторая половина XIX века - время бурного развития общественно-педагогической мысли в России. Впервые в истории русской школы не только административно-правительственные круги, но и общественно-педагогические объединения выступили инициаторами создания дошкольных, школьных и внешкольных учреждений. Впервые педагогическая теория оказала заметное влияние на характер детских учреждений, на их воспитательную и образовательную жизнь. Обновление народного образования стало неотложным делом после отмены крепостного права в 1861 г., когда почти треть населения страны (около 23 млн. бывших крепостных) обрела гражданские права, личную свободу.
Центром, куда сходились разнородные педагогические течения этого времени, стала начальная школа. Вопросы содержания элементарного образования, методов и форм организации обучения в народной школе, а также подготовки народного учителя разрабатывались особенно интенсивно.
19 июля 1864 г. было утверждено "Положение о начальных народных училищах". К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств. Их целью провозглашалось распространение первоначальных полезных знаний, а также утверждение нравственных и религиозных понятий. В начальных школах преподавались закон божий, чтение, письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, пение. Принимались в народные училища дети всех сословий. В них допускалось совместное обучение, обычно оно было бесплатным.
Все начальные народные училища, находившиеся раньше в ведении различных министерств и ведомств, были подчинены министерству народного просвещения. Исключения составили начальные училища, открываемые духовенством. Непосредственное руководство учебно-воспитательной работой школ на местах должны были осуществлять уездные и губернские училища.
Реформы 60-х гг. коснулись и системы средних школ. В том же 1864 г. был принят новый Устав гимназий и прогимназий. По этому уставу устанавливаются два типа гимназий: классическая - с преподаванием древних языков: латинского и греческого; и реальная - без древних языков, обе с семилетним сроком обучения.
Учебный план реальной гимназии отличался прогрессивными чертами и был более жизненным. В реальных гимназиях в большем объеме, по сравнению с классическими, преподавались математика, естествознание, физика. В программы этих гимназий включалось черчение и два современных иностранных языка. Однако право поступления в университеты было предоставлено лишь окончившим классические гимназии. По окончании реальной гимназии открывался доступ только в технические и сельскохозяйственные высшие учебные заведения.
По уставу 1864 г. гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями. Были расширены функции и права педагогических советов гимназий. Каждая гимназия обязана была иметь библиотеку, наборы наглядных учебных пособий по естествознанию, географии, математике, рисованию и физический кабинет.
Прогимназии были неполными средними школами, имели четыре класса, соответствовавшие первым четырем классам гимназий, открывались они обычно в небольших городах.
В общественном движении 60-х гг. большое участие приняли профессора и студенты. Благодаря их усилиям, началась разработка нового университетского устава, который был учрежден 18 июня 1863 г. По этому наиболее прогрессивному из всех университетских уставов дореволюционной России, университетам предоставлялась определенная автономия: право выбора ученым советом университета ректора и проректора, избрание по конкурсу профессоров. Было увеличено число кафедр, им предоставлялось право вести научную работу. Более чем в полтора раза увеличился состав преподавателей.
Были реорганизованы, превращены в полноценные высшие учебные заведения существовавшие ранее институты: Петербургский технологический, Горный, Путей сообщения, Московское высшее техническое училище, Петровско - Разумовская (ныне Тимирязевская) сельскохозяйственная академия.
Распространению передовых взглядов о воспитании и образовании, о народной школе способствовала в этот период педагогическая и литературно-публицистическая журналистика. Возникшие во второй половине 50-х - начале 60-х гг. педагогические журналы ("Журнал для воспитания", переименованный в 1860 г. в "Воспитание", "Русский педагогический вестник", "Учитель", "Ясная поляна" и др.) знакомили учителей и родителей с новыми педагогическими теориями в области воспитания, дидактики и методики начального обучения в странах Западной Европы, выясняли основные задачи отечественного народного образования, призывали общественность содействовать просвещению народа.
В начале 1869 г. в С.-Петербурге возникло первое в России Педагогическое общество. Оно стремилось направить усилия видных педагогов и учителей на выработку общественно-педагогического мнения по вопросу о том, в каком направлении должна совершенствоваться школа. Членами общества были К. Д. Ушинский, Д. Д. Семенов, В.Я. Стоюнин и многие другие известные педагоги. Создавались филиалы общества в других городах, была открыта библиотека для учителей.
В 1861 г. при Вольном экономическом обществе открылся Комитет грамотности для поощрения и поддержки организации народных школ, а также для написания учебных пособий и руководств для учителей. В этих педагогических объединениях (Педагогическое общество, комитеты грамотности, педагогические кружки) наряду с практическими задачами обсуждались и теоретические проблемы педагогики, в частности, отношения между общим и профессиональным образованием, цели и задачи общего образования и народной школы; делались обзоры различных учений по общей и частной дидактике, педагогической литературе и др.
К 60-м годам относился такой важный факт, как начало земской деятельности по народному образованию. В 1864 г. в 34 губерниях Европейской России было введено местное самоуправление - земство. В области народного образования земствам поручалось содержание начальных школ и поощрение среднего образования. Земства большинства губерний за первые 10 лет своего существования создали значительную сеть начальных сельских школ: было открыто около 10000 земских школ. Передовые земства пытались организовать подготовку народных учителей в земских учительских школах, проводили курсы и съезды учителей, устраивали школьные библиотеки. Из всех типов начальной школы, существовавших в то время, земские школы были лучшими. Выше был образовательный уровень их учителей, они имели специальные здания, были лучше оборудованы учебными пособиями.
Таким образом, общественно-педагогическое движение 60-х гг. обновляло взгляды общества на воспитание. Именно на начало 60-х гг. пришлись проповеди широкой гуманности, чувства собственного достоинства, расширения прав самого народа, требование свободы и самостоятельности мысли.
Однако демократические достижения 60-х гг. XIX в. были утрачены в 70-80-х гг., когда усилилась политическая реакция в России. Правительство стало всячески тормозить открытие земских и городских школ и, в противовес им, упорно насаждало церковноприходские школы. Было усилено влияние духовенства на начальные школы и установлен строгий надзор за деятельностью учителей, для чего были созданы должности инспекторов, а позже и директоров народных училищ.
В 1874 г. было утверждено "Положение о начальных народных училищах", которое действовало без изменений в дореволюционный период. По сравнению с предыдущим, в "Положение..." 1874 года был внесен ряд изменений реакционного характера. Начальные школы, обслуживающие главным образом крестьян, отдавались под опеку дворянства. Усиливался надзор духовенства за характером преподавания в народных школах и за образом мыслей учителей. Сильно возросло число церковноприходских школ. Это были учебные заведения с двухлетним сроком обучения. Большая часть учебного времени в них уделялась закону божьему, церковнославянскому чтению и церковному пению.
Существующие народные школы с 2-х и 3-х летним сроком обучения не могли удовлетворить потребностей народного хозяйства. Возникла необходимость в создании повышенных школ для народа. Такими школами стали двухклассные народные училища и городские училища, создание которых относится именно к 70-м гг. XIX в.
Двухклассные начальные училища имели пятилетний срок обучения: первые три года считались первым классом и соответствов<