ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ.
В конце XIX - начале XX века со всей остротой обнаружилось несоответствие состояния школьного дела новым общественно-экономическим условиям. Это привело к тому, что появилось большое количество различных реформаторских педагогических течений. Все педагоги-реформаторы были единодушны в требовании того, что школа не только должна сообщать знания», сколько заботиться об общем развитии детей», о выработке у них умения наблюдать факты, делать обобщения, самостоятельно приобретать знания. Большинство педагогов, искавших пути реформы школы, относились к сторонникам сочетания умственного труда с ручным, требовали учитывать в процессе воспитания и обучения возрастные и индивидуальные особенности детей.
К числу педагогов-реформаторов относится немецкий педагог ГЕОРГ КЕРШЕНШТЕЙНЕР - один из теоретиков «гражданского воспитания». Главным средством воспитания Г.Кершенштейнер считал трудовую школу, которая должна сменить старую книжную школу. По его мнению, большую роль в учебных планах школ должны занимать математика, естествознание, рисование и уроки труда. Любая школа должна быть оборудована специальными мастерскими, иметь школьный сад и школьную кухню, где учащиеся могли отрабатывать практические трудовые навыки. Наиболее результативными Г.Кершенштейнер считал активные методы обучения с широким использованием наглядных пособий, практических работ, экскурсий.
Таким образом, Г.Кершенштейнер тесно связывал гражданское воспитание с приучением ребенка к добросовестной работе на благо государства. В своей статье "Школа будущего - школа работы" он писал: "Нам нужны школьные мастерские, чтобы воспитать людей, которые понимали бы цель и благо государственного союза и посвящали бы себя ему на службу. Нам нужны они потому, что не книга является носителем культуры, но работа, преданная, жертвующая себя на службу людям или какой-либо великой истине".
Реформаторские идеи Г.Кершенштейнера дали значительный импульс для развития представлений о гражданском воспитании и роли профессиональной подготовки в жизни каждого члена общества.
Другим направлением реформаторской педагогики сталаэкспериментальная педагогика, основателем которой стал ЭРНСТ МЕЙМДН, немецкий педагог и психолог.
Основная цель экспериментальной педагогики, по Мейману, - дать общей педагогике эмпирическое основание.
Эмпирическому изучению подлежат объект воспитания /ребенок/, психологические и физиологические особенности школьной работы ребенка /техника заучивания, приемы "умственной гигиены" и пр./, дидактические приемы, школьная организация. Методами экспериментальной педагогики он считал не только непосредственный эксперимент, но и прямое систематическое наблюдение за детьми, анализ продуктов детского творчества / рисунков, дневников и пр./, Эти методы до сих пор считаются основными методами научно-педагогического исследования. Высказанные Э.Мейманом идеи комплексного подхода к изучению детского развития, индивидуализации обучения, более широкого привлечения к научным исследованиям педагогов-практиков также сохраняют свою актуальность.
Последователем Э.Меймана в области экспериментальной педагогики стал другой немецкий педагог
ВИЛЬГЕЛЬМ ЛАЙ. Решающее значение в педагогической практике он придавал организации действия. Именно действие ученика совместно со сверстниками составляет, по Лаю, смысл воспитания, решающим образом способствуя социализации учащихся.
С помощью дидактического эксперимента он стремился определить условия успешного обучения и обосновать оптимальную систему наглядных средств и методов обучения. Особое значение придавал учебному моделированию, химическому и физическому эксперименту, рисованию.
Лай считал, что "школа действия" способна изменить социальную действительность и оказать влияние на методику преподавания отдельных школьных предметов: естествознания, математики, рисования и др.
К числу педагогов-реформаторов конца XIX - начала XX вв. относят и американского педагога ДЖ. ДЬЮИ.
ДЖОН ДЬЮИ считается автором "прагматической педагогики".
Цель теории воспитания Дьюи - формирование личности, умеющей "приспособиться к различным ситуациям" в условиях "свободного предпринимательства". Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение "путем делания", при котором все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. В школах, работавших по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только знания, необходимые для личного опыта учащихся . В методике Д.Дьюи большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность. Роль учителя сводилась, в основном, к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознателъности.
Педагогическая концепция Дьюи оказала большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы школ США и некоторых других стран, в частности советской школы 20-х гг. Это влияние выразилось в создании комплексных программ /в которых учебный материал группируется вокруг "целостных областей жизни", связанных с детскими интересами/ и в методах проектов.
Сегодня идеи Дьюи изучаются в связи с идеями комплексного, интегрированного обучения, повышения активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения.