Педагогическая теория яна амоса коменского
Я. Коменский (1592-1670) жил в переходный период от средневековья к новому времени, что определило некоторую двойственность его мировоззрения. Цель воспитания Коменский выводил из религии, утверждая, что ею является подготовка человека к загробной жизни. Он противоречиво намечает задачи воспитания:
* познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), которое строится на чувственном опыте, реалистически;
* управление собой (нравственное воспитание);
* стремление к богу (религиозное воспитание).
Оценивая роль воспитания, Коменский говорил, что человек делается человеком только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте – в детстве.
Через все творчество Коменского проходит мысль о том, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой. Поэтому его педагогику часто называют природосообразной. Требование строить воспитание природосообразно заключается в том, что человек является частью природы и подчиняется ее универсальным законам. «Природа все собирает вместе, - говорил Коменский, - рыбы собраны в водах, деревья - в лесах, травы - в полях, следовательно и дети для обучения должны быть собраны в школах».
Давая возрастную периодизацию и намечая соответствующую каждому возрасту школьную ступень, Коменский устанавливает четыре последовательных возраста по аналогии с четырьмя временами года и таким же количеством стадий в развитии растений.
Коменский предложил интересную возрастную периодизацию, выделяя четыре периода в жизни молодого поколения: детство, отрочество, юность и возмужалость. Для каждого из возрастов Коменский определил особую ступень образования:
n Для детства (до 6 лет) - «материнскую школу» в каждой семье, т.е. дошкольное семейное воспитание.
n Для отрочества (6-12 лет) - школу родного языка в каждой общине, селении, области.
n Для юности (12-18 лет) - школу латинскую или гимназию в каждом городе.
n Для возмужалости (18-24 года) - академию в каждом государстве.
Ян Амос Коменский подробно разработал содержание образования для каждого периода:
* «материнская школа» - развитие запаса представлений ребенка из окружающей жизни, религиозное воспитание, развитие органов внешних чувств, приучение к хозяйству.
* школа родного языка - чтение и письмо на родном языке, арифметика с элементами геометрии, элементы естествознания и географии, закон божий, ручной труд, пение.
* латинская школа - древние языки, грамматика, риторика, диалектика, математика, астрономия, музыка, физика, история, география, этика и богословие.
* академия - предусматривает обычные факультеты университетов того времени (богословский, юридический, медицинский).
Анализируя школьную систему Коменского, следует отметить то новое, что разработал великий педагог в этой области:
1. Идею всеобщего начального обучения.
2. Теорию дошкольного воспитания.
3. Теорию начального обучения.
4. Идею начальной школы на родном языке.
5. Содержание обучения в гимназии.
Коменский подробно разработал организацию школьной работы, а именно: установил понятие школьного года с его делением на четверти, организацию учебного дня, классно- урочную систему и т.д.
Коменский требовал, чтобы прием учащихся в школу происходил один раз в год - осенью. В конце года, по его мнению, должны проводиться переводные экзамены из класса в класс.
Учебный день должен начинаться утром и продолжаться в школе родного языка 4 часа, а в гимназии - 6. Коменский рекомендовал в классах собирать детей примерно одного возраста и уровня развития и проводить занятия уроками (определенное время для изучения отдельной темы). Он давал ряд методических указаний, как вести урок: часть урока уделять опросу учащихся, часть - изложению нового материала и упражнениям. Учитель на уроках должен проверять знания учащихся, добиваясь прочного, основательного усвоения знаний всеми учениками.
Разрабатывая дидактику, Коменский поставил своей целью дать на новых началах теорию обучения, или «всеобщее искусство учить всех всему скоро, легко и основательно».
Коменский подробно и обоснованно разработал дидактическое требование наглядности. Начало познания всегда вытекает из ощущений; он говорил: «ведь нет ничего в уме, чего ранее не было в ощущениях». Поэтому следует начинать обучение не со словесного толкования о вещах, а с реального наблюдения за ними. Коменский требует, чтобы обучение начиналось с вещей, явлений, так как «вещь - тело, слово - одеяние». Надо учиться так, «чтобы исследовались вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о вещах, чтобы при изучении слух соединялся со зрением и слово - с деятельностью руки». Этим он положил начало важнейшему дидактическому правилу, которое гласит : восприятие становится сильнее, если в нем одновременно участвуют несколько органов чувств.
Коменский требует, чтобы учитель, сообщая что-либо ученикам, не только рассказывал, но и показывал: « чтобы все, что обыкновенно изучается в каждом классе, будь то теоремы или правила, или образы и эмблемы из преподаваемого предмета, изображались наглядно на стенах аудитории».
Ученики должны заучивать только то, что они поняли. Выступая против догматического обучения, он писал: « Не следует ни чему учить на основании одного только авторитета, но всему учить на основании доказательства, посредством внешних чувств и разума». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений и до понимания связи между ними. После обозрения объекта или явления в общих чертах нужно обратиться к подробному изучению частей. Надо приучать учеников «оттенять различия вещей, чтобы знание всех вещей было точное».
Коменский сформулировал также требования систематичности, последовательности и посильности обучения. Понимание изученного будет достигнуто правильно лишь в том случае, если учебный материал будет излагаться учителем систематически и последовательно, чтобы предыдущее пролагало путь последующему и «ничто не было пропущено, ни извращено». Говоря о последовательности обучения, он советует сначала развивать чувства учащихся (так как без правильного умения наблюдать не может быть правильного обучения), затем - память, дальше - мышление, наконец - язык и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить его на деле.
В тесной связи со своими дидактическими правилами Коменский рассматривал требование прочности знаний. «Необходимо, - писал он, - закладывать прочные основания, идти вперед не спеша, останавливаться, постоянно повторять, изучая что-либо до тех пор, пока учащиеся не усвоят материал вполне прочно». Поэтому, он придает большое значение повторению и упражнению.
В небольшом сочинении «Законы хорошо организованной школы» великий педагог дал много правил, касающихся школьного режима, управления школой, обязанностей учителей, порядка обучения, поведения учеников.
Важным условием хорошо организованной школы является школьная дисциплина. «Школа без дисциплины, что мельница без воды». Но в то же время Коменский требует, чтобы из школы были изгнаны телесные наказания. Следует поддерживать дисциплину преимущественно «хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним и откровенным благорасположением». Необходимо предрасполагать детей к занятиям, делая для них обучение привлекательным и легким.
Коменский придавал большое значение учителю, считая его должность очень почетной, «настолько превосходной, как ни какая другая под солнцем». Ближайшая забота учителя состоит в том, чтобы увлекать учеников благим примером, в совершенстве владеть искусством обучения, быть настоящим мастером своего дела.
Учителю следует быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетели, человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по отечески, учитывать и будить интерес к учению, а так же постоянно работать над собой.
Учитель должен заботиться о развитии и воспитании детей. «Ты не можешь, - писал он, - действовать как учитель, если не станешь поступать как отец».