Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции
Древняя Греция - страна, состоящая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов). Наиболее влиятельными из них были Лакония - с главным городом Спартой и Аттика - с главным городом Афины. В каждом из государств сложились особые системы воспитания: спартанская и афинская. Разница в этих двух системах была обусловлена некоторыми особенностями экономического и политического развития и состоянием культуры этих государств. Но оба государства были рабовладельческими и система образования и воспитания обслуживала только детей рабовладельцев. Рабы же во всей Греции рассматривались лишь как «говорящие орудия». Они были лишены всех человеческих прав.
Лакония (Спарта) занимала территорию, на побережье которой не было удобных гаваней. В стране господствовало земледелие, опирающееся на труд рабов. Незначительное полусвободное население в большинстве своем относилось к ремесленникам. Девять тысяч семейств рабовладельцев держали под своей властью более 250000 порабощенного населения. Эксплуатация рабов в Спарте носила жестокий характер, и рабы нередко восставали. Все это заставляло спартанцев держаться очень сплоченно, быть в состоянии военной готовности.
Воспитание осуществляло государство, оно преследовало задачу - готовить из детей воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Этой задаче и было подчинено все спартанское воспитание.
С 7 лет мальчики-спартанцы, жившие до этого времени дома, помещались в особого рода государственные воспитательные учреждения, называемые агеллами, где воспитывались и обучались до 18 лет. В качестве руководителя всем делом воспитания назначался известный властям человек (педоном).
Особое внимание обращалось на физическое воспитание подростков: их закаляли, приучали переносить холод, голод, жажду, выносить боль. Много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям (походам, фехтованию, метанию копья, стрельбе из лука и т.д.). К физическому воспитанию присоединялась музыка, пение, религиозные танцы, они носили воинствующий характер. Детей принуждали ходить круглый год в легкой одежде; наказывали за слабоволие, требовали умения переносить физическую боль и голод. В воспитательных целях широко использовался рассказ о мальчике, который добыв лисенка, терпеливо переносил боль, когда зверек, спрятанный под одеждой, начал выгрызать его живот.
Особой задачей было воспитание презрения, безжалостности к рабам. С этой целью они принимали участие в так называемых «криптиях» - ночных облавах на рабов. Таким образом, юный спартанец свою взрослую жизнь начинал, по сути говоря, с убийства человека.
Нравственное и политическое воспитание давалось во время специальных бесед государственных руководителей с молодежью. Дети приучались к четкости и краткости ответов (лаконическая речь).
Юноши 18-20 лет переводились в особую группу эфебов и несли военную службу. Большое внимание было уделено военному и физическому воспитанию девушек. Это было вызвано тем, что подавляя восстания рабов или уходя на войну, мужчины оставляли город и жилища, а вооруженные женщины несли охрану и держали в повиновении рабов.
По иному было организовано афинское воспитание. Экономическая жизнь в Афинах не была такой замкнутой, как в Спарте. На рабов была установлена частная собственность. В воззрениях некоторых Афинских философов видны элементы материализма и диалектики. Развивались естествознание, математика, история, строительное искусство, замечательная греческая скульптура.
Афиняне считали идеальным того человека, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Для такого человека требовалось сочетание умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания. Но этот идеал полностью относится только к социальной верхушке - рабовладельцам. Физический труд считался обязанностью только рабов. Однако в результате расслоения в самом рабовладельческом обществе вычленилась значительная часть малоимущих свободнорожденных и вольноотпущенных, которые вынуждены были заниматься ремеслом или другими видами деятельности, в том числе и учительской деятельностью. На этих свободнорожденных также переносилось презрительное отношение со стороны богатых рабовладельцев.
В Афинах дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали посещать школу, девочки же получали дальнейшее воспитание в семье.
Первоначально дети (с 7 до 13-14 лет) обучались в школах грамматиста и кифариста. Эти школы были платными, поэтому были недоступны для большинства свободнорожденных детей, не имеющих средств (демос). Занятия в школах вели учителя-дидаксалы. В школу мальчика сопровождал один из рабов, называемый педагогом.
В школах грамматиста обучались читать, писать и считать. В школе кифариста мальчику давалось литературное образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации.
В 13-14 лет мальчики переходили в учебное заведение, называющееся палестрой (школа борьбы). Здесь в продолжении 2-3-х лет они занимались системой физических упражнений, которая получила наименование «пятиборье» и включала в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья, плавание. Одновременно с молодежью велись беседы по политическим и нравственным вопросам. Занятиями в палестре руководили безвозмездно наиболее известные граждане. Обучение было бесплатным и для значительной части молодежи этим и заканчивалось.
Наиболее обеспеченные поступали далее в гимнасии, где изучали философию, политику, литературу, для подготовки к управлению государством и продолжали заниматься гимнастикой.
Наконец, как и в Спарте, юноши с 18-20 лет переходили в эфебию, где готовились к военной службе и продолжали свою политическую подготовку. Они учились строить укрепления, обращаться с военными машинами, несли службу в городских гарнизонах, изучали морское дело и т.д. Поэтому мы можем говорить о гармоничном, в известном смысле, воспитании молодых людей в Афинах.