В. И. Ленин о воспитании молодежи в духе коммунистической морали

Впервые научное объяснение сущности морали и ее роли в жизни и развитии общества дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они доказали, что моральные требования и нормы, которым подчиняются люди, отражают характер общественного строя, в котором они живут, что при капитализме наряду с буржуазной моралью развивается и пролетарская мораль, в основе которой лежит борьба за уничтожение капиталистического строя и за создание социалистического общества. Но против распространения пролетарской морали направлены все средства идеологического воздействия со стороны господствующих классов и государственной власти. Поэтому решающим условием ее развития и воспитания всех трудящихся в духе пролетарской морали является социалистическая революция.

После победы социалистической революции формируется коммунистическая мораль, которая отражает интересы рабочего класса и всех трудящихся, борющихся против угнетения и эксплуатации, за победу бесклассового общества. В новом обществе подрастающие поколения должны воспитываться в духе коммунистической морали, советского патриотизма и интернационализма, социалистического отношения к труду, к общественной собственности, должны учиться правилам коммунистического общежития.

Классическую характеристику сущности коммунистической морали В. И. Ленин дал в своей исторической речи на III съезде РКСМ, он разоблачил до конца попытки врагов рабочего класса приписать марксизму отрицание нравственности. “Часто представляют дело таким образом,— писал Ленин,— что у нас нет своей морали, и очень часто буржуазия обвиняет нас в том, что мы, коммунисты, отрицаем всякую мораль. Это— способ подменять понятия, бросать песок в глаза рабочим и крестьянам

Разоблачая клеветнический и лживый характер таких измышлений, В. И. Ленин говорил о коренном, принципиальном отличии коммунистической нравственности от нравственности буржуазной. Обнажая сущность лицемерной буржуазной морали, он указывал, что в капиталистическом обществе, где интересы капиталистов и трудящихся не совпадают, а противостоят друг другу, буржуазной морали противостоит коммунистическая, которая “служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда”. “Нравственность,— писал В. И. Ленин,— это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов”.

В. И. Ленин придавал огромное значение идейной направленности воспитания. “Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали”3,— писал он. Он указывал, что люди коммунистического мировоззрения формируются в активной борьбе за установление нового общества, в борьбе против всех частнособственнических традиций и предрассудков. Этой борьбе и должно быть подчинено воспитание советской молодежи.

Составной частью коммунистического воспитания является воспитание в духе социалистического гуманизма, вобравшего в себя лучшие традиции человечества. Члены социалистического общества должны с уважением, чутко относиться друг к другу, к товарищам по борьбе, быть готовыми помочь каждому, попавшему в беду, они должны сочувствовать всем людям труда, защищать их от произвола, зла и насилия. Коммунистическое воспитание требует от каждого активного участия в борьбе с нравственными пороками, пережитками, аморальными проявлениями.

Огромное значение в деле нравственного воспитания подрастающего поколения В. И., Ленин придавал воспитанию социалистического патриотизма. Во всех своих обращениях к молодежи, выступлениях перед учителями он развивал идею бескорыстного служения Родине, защиты ее от врагов, преданности интересам советского народа.

Советский патриотизм несовместим с какими бы то ни было проявлениями расовых и национальных предрассудков, он органически сочетается с глубоким чувством ответственности советского народа за исторические судьбы народов всего мира. Воспитание любви к Родине должно быть тесно связано с воспитанием пролетарского интернационализма, братской солидарности с трудящимися всех стран, борющимися против империализма и колониализма, строящими социализм.

Решающую роль в коммунистическом воспитании молодого поколения В. И. Ленин отводил школе.

В. И. Ленин постоянно указывал на то, что детям и молодежи необходимо с ранних лет прививать любовь к труду, призывал молодежь к трудовому участию в строительстве нового общества. Надо, писал Ленин, чтобы “каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую”. “Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами”,— говорил он в своей речи на III. съезде. комсомола. Ленин призвал Союз молодежи стать инициатором дела воспитания всего подрастающего поколения с ранних лет в сознательном и дисциплинированном труде.

Для советского человека труд не может быть тяжелой повинностью, считал Ленин, а должен стать делом привычки, сознательного убеждения, здоровой органической потребностью.

Коммунистическое воспитание, учил В. И. Ленин, есть прежде воспитание сознательной дисциплины. Считая, что каждый участник социалистического строительства должен быть дисциплинированным, самостоятельным, инициативным и организованным, В. И. Ленин говорил о необходимости воспитывать эти качества в советских людях с ранних лет.

В задачи нравственного воспитания советских людей В. И. Ленин включал также формирование чувства коллективизма, чувства дружбы и товарищества.

В. И. Ленин об учителе и воспитателе

В. И. Ленин в своих трудах неоднократно высказывал мысль о том, что деятельность учительства в условиях советского строя составляет органическую часть строительства социалистического общества, имеет важнейшее значение. В работах, написанных в первые годы Советской власти, он указывал на выдающуюся роль учителей и воспитателей в укреплении и развитии советского строя.

В июне 1918 г. в речи на Всероссийском съезде учителей-интернационалистов В. И. Ленин говорил: “Учительская армия должна доставить себе гигантские просветительные задачи и прежде всего должна стать главной армией социалистического просвещения. Надо освободить жизнь, знание от подчинения капиталу, от ига буржуазии. Нельзя ограничить себя рамками узкой учительской деятельности. Учительство должно слиться со всей борющейся массой. трудящихся .

В обращении к IV съезду работников просвещения в 1922 г. Ленин указывал, что главнейшей задачей учительства является подготовка молодого поколения к строительству новой жизни. Как руководитель первого в мире государства рабочих и крестьян он постоянно ставил перед партией и органами Советской власти задачи повышения авторитета народного учителя путем разъяснения трудящимся его почетной и ответственной роли и создания всех необходимых условий для его работы. В “Страничках из дневника Ленин писал: “Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе 2. В. И. Ленин указывал на необходимость систематической работы по идейно-политическому воспитанию учительства, а также улучшения его материального положения,

Коммунистическая партия постоянно выполняет эти ленинские заветы. Учитель в нашей стране пользуется большим почетом и уважением со стороны народа, получает высокие награды. Лучшие, передовые учителя избираются народными депутатами в Советы; за долголетнюю работу и высокое педагогическое мастерство учителям присваивается звание заслуженного учителя республики и народного учителя СССР.

Наши рекомендации