А. и. герцен о воспитании и обучении детей
Определяя значение Александра Ивановича Герцена (1812— 1870) в истории революционно-освободительного движения, В. И. Ленин писал: “Герцен принадлежал к поколению дворянских, помещичьих революционеров первой половины прошлого века... Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию, Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями “Народной воли . В. И. Ленин причислял его к величайшим мыслителям своего времени: “Герцен,— отмечал он,— вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед — историческим материализмом”.
Беспощадно и последовательно боролся А. И. Герцен против антинародной, реакционной правительственной политики в области просвещения, критиковал крепостническую систему воспитания и образования молодого поколения.
С особой теплотой Герцен отмечал смелые выступления борцов за свободу народа, признавал, что лучшие из них, в том числе некоторые студенты, профессора, учителя, были в период жестокой николаевской реакции “одинокими стражами, безвестными пионерами великой гуманитарной пропаганды”. Высоко оценивал Герцен "роль русских университетов в деле образования молодого поколения.
Педагогические взгляды Герцена были продолжением его революционно-демократического философского мировоззрения, составляли с ним одно неразрывное целое. Они были изложены в - литературных произведениях, в статьях публицистического характера, в переписке с друзьями и своими детьми.
В высказываниях А. И. Герцена ярко отразилось его критическое отношение к получившей в то время большое влияние и распространение на Западе и в России теории изолированного от общественной среды воспитания “человека вообще”, предложенной Руссо. В произведении “Кто виноват? Герцен показал, что применение этой теории на практике дает весьма печальные результаты. Герой романа Бельтов, воспитанный в отрыве от действительности, оказался человеком не подготовленным к жизни и полезной деятельности, не умеющим “разбирать связный почерк живых событий”.
Герцен сформулировал новые, революционно-демократические идеалы. воспитания. Он требовал воспитывать свободную гуманную личность — гражданина, патриота Родины, который будет активно бороться с общественными порядками во имя достижения своего идеала, за освобождение народа,
Герцен положительно относился к социальным и педагогическим мероприятиям, проведенным Оуэном в Нью-Ланарке. Этот опыт, по словам Герцена, “костью стоит в горле людей, постоянно обвиняющих социализм в утопиях и в неспособности что-нибудь осуществить на практике”. В то же время он отвергал утверждение Оуэна, что “главный путь водворения нового порядка — воспитание”, что человек лишь пассивный продукт среды и обстоятельств. Герцен писал: “Люди переделывают не только природу, но и историю”. Люди “не нитки, не иголки в руках фатума, шьющего пеструю ткань истории”; они могут “переменить узор ковра”. Однако Герцен в то время не мог увидеть революционно преобразующей силы рабочего класса и преувеличивал роль крестьянства в переустройстве общества на социалистических началах.
Много ярких страниц посвящено Герценом критике школьного образования, а также семейного воспитания и обучения детей дворянства. Семейное воспитание в дворянских семьях он называл школой рабства и тиранства. Дети, писал он, несчастные вешалки, на которых выставляют все модные покрои платья, а воспитатели — их душегубители, они могут лишь калечить детей в умственном и нравственном отношении. В результате этого “маленькие щенки растут и делаются бульдогами с правом грызть все, что носит название России”.
Воспитание детей, считал Герцен, нужно начинать с раннего возраста, своевременно и планомерно развивать у них врожденные задатки—“зародыши (“их больше хороших, чем дурных”), формировать из них людей революционного долга, патриотов родины, “воинов народа русского”.
Семейное воспитание детей Герцен считал “делом общественным, делом величайшей важности”. “Семья,— писал он в “Былом и думах”,— начинается с детей... Из эгоизма двух она (любовь.— М. Ш.) делается не только эгоизмом трех, но и самопожертвованием двух для третьего”. Родители ответственны перед обществом за воспитание детей.
“Величайшее дело начального воспитания, принадлежит матери”,— указывал Герцен. Ребенок делает жизнь матери более полной и содержательной. “Ребенок, не выводя женщины из дому, превращает ее в гражданское лицо”,— говорил он.
Герцен был горячим поборником равноправия женщины с мужчиной, не ограничивал деятельности женщины только воспитанием детей. “Семейное призвание женщины,— писал он,— никоим образом не мешает ее общественному призванию. Мир всеобщего так же открыт женщине, как и мужчине”. Он указывал, что участие женщины в общественной деятельности будет содействовать усилению ее воспитательной роли, и выступал. ревностным защитником разностороннего женского образования.
Велика и ответственна в воспитании детей и роль отца. Воспитывая своих детей, Герцен осознавал “огромность дела отцовского”, указывал, что судьба детей зависит и от отца: “Если дети пойдут в дурную сторону,— писал он,— это будет моя вина”. Он был нежным отцом, заботливым руководителем своих детей; сам выбирал для них воспитателей и учителей, постоянно наблюдал за работой учителей, исправлял допущенные ими ошибки.
Особенно большое внимание Герцен уделял идейной направленности воспитания. Он прилагал все усилия к тому, чтобы его дети были воспитаны в духе беззаветной любви к родине, преданности высшим идеалам человечества. Он сокрушался о том, что они воспитывались вдали от России, не слышали русской речи. Его горячим желанием было окружить детей в семье воспитателями и учителями из русских людей, способных обучить детей родному языку, основательно познакомить их со своей родиной, воспитать у них стремление продолжать “недоделанное дело отца, т. е. революционную борьбу с крепостничеством и самодержавием.
Одним из важнейших условий воспитания детей в революционно-демократическом духе Герцен считал установление в семье дружественных отношений между родителями и детьми, между всеми членами семьи, уважение и привязанность их друг к другу. Дети должны с раннего возраста проявлять заботу друг о друге, членах семьи, о близких людях. Со временем это непременно перерастет в высшие социальные чувства—в деятельную любовь к людям, особенно к угнетенным и эксплуатируемым. Пятнадцатилетняя дочь Герцена признавалась в ученическом сочинении: “У меня всегда была страсть к политике. Когда в четырехлетнем возрасте меня начинали обучать чтению на подвижных буквах, новая фраза, которую я сама составила, была: земля и воля! Итак, мое увлечение политикой началось на моем четвертом году и кончится, вероятно, лишь со смертью”.
Важнейшими задачами семейного воспитания детей Герцен считал развитие у них самостоятельности мышления, сознательного поведения, приучение их к напряженной, но доступной трудовой, умственной и физической деятельности, воспитание дисциплинированности. Он выступал против предоставления детям неограниченной свободы, за воспитание у них настойчивости, воли, умения подчинять свои желания требованиям взрослых. “Без дисциплины нет ни спокойной уверенности, ни повиновения, ни способа оградить здоровье и предупредить опасность”.
Умственное воспитание Герцен считал важнейшей составной частью всестороннего развития детей, его следует начинать с раннего возраста и направлять на выработку материалистического мировоззрения. Этому способствует, указывал он, изучение детьми природы, оно наполняет ум детей достоверными знаниями, приучает их логически мыслить, очищает ум от предрассудков и суеверий. В своей работе “Разговор с детьми А. И. Герцен с большим педагогическим искусством, живо, ясно, популярно изложил некоторые научные сведения, опровергнул религиозное учение о существовании души отдельно от тела, учил детей спрашивать старших, вырабатывать у себя способность смотреть на окружающие явления с точки зрения “здравого смысла”, необходимости борьбы за преобразование общественной среды.
Своими педагогическими высказываниями Герцен оказал сильное влияние на развитие прогрессивной педагогической мысли . в России.
Глава 13