Революционные марксисты о воспитании и школе
Август Бебель о воспитании
Август Бебель (1840—1913) был одним из основателей социал-демократической партии Германии и выдающимся деятелем международного рабочего движения конца XIX — начала XX в. Его деятельность протекала в период расширения организованного рабочего движения, распространения и развития марксизма.
Убежденный сторонник марксистского учения о социализме, Бебель, будучи первым депутатом от социалистов в рейхстаге, пропагандировал идеи социализма. Он неустанно боролся за женское равноправие и вместе с тем доказывал, что полное раскрепощение женщины возможно только в социалистическом обществе и что полное освобождение трудящихся от эксплуатации и угнетения является непременным условием социального равенства женщины. В своих устных выступлениях в рейхстаге и печатных работах он критиковал немецкую школьную систему, вскрыл ее классовый характер, показал, в каком жалком положении находятся общеобразовательные учреждения для народа. Бебель разъяснял народным массам, что господствующие классы фальсифицируют знания, обрекая трудящихся на невежество и темноту.
Позиция Бебеля в области политики и педагогики сформулирована в его замечательном труде “Женщина и социализм (1878), который завоевал всеобщее признание и еще при жизни автора (до 1909 г.) был переиздан в Германии 50 раз (в России впервые вышел в 1895 г.).
Проанализировав современное ему положение женщин, Бебель показал все, возрастающий процесс включения их в общественное производство (не только пролетарок, но и представительниц интеллигенции, средней и мелкой буржуазии), расширения их общественных интересов.
В связи с этим, считал он, постепенно будут сокращаться не только хозяйственные, но и воспитательные функции женщины.
Указывая на исторический факт и причины разрушения семьи в разных слоях капиталистического общества, Бебель особенно подчеркивал бедственное положение семей трудящихся, чье развитие сознательно задерживается буржуазией, поставившей их в нечеловеческие условия жизни и так организовавшей систему школ, чтобы они удовлетворяли интересы капиталистов: чем бестолковее масса, тем, легче господствовать над ней и управлять ею, “самый глупый рабочий для нас самый лучший”.
Показав потребности трудящейся женщины и семьи, Бебель вскрыл социальное значение развития общественных институтов, особенно дошкольных учреждений, как необходимых средств раскрепощения женщины, приобщения ее к участию в борьбе за построение лучшего общества. Полагая также, что маленькие дети “легче всего воспитываются в детском обществе”, он подчеркивал необходимость организации учреждения для них как важного средства формирования всесторонне развитых людей. Доказывая, что семья не имеет ни времени, ни условий, ни знаний, необходимых для осуществления ответственной задачи воспитания маленьких детей, Бебель считал нужным передать это дело в руки специалистов-дошкольников.
Разоблачив порочность современной ему буржуазной школы (где главными воспитательными средствами были палка и религия), проповедовавшей покорность и терпение, Бебель требовал создания единой светской, начиная от детского сада, равной для обоих полов государственной школы, где детям были бы предоставлены все условия для полного развития их способностей. Особое внимание он уделял разработке проблемы организации продуктивной трудовой деятельности учащихся, ее связи с обучением.
Развивая марксистские положения, прогрессивные мысли педагогов прошлого, Бебель пришел к убеждению, что при социализме “в системе воспитания произойдут такие же изменения и улучшения, как и в области производства: будет устранено множество устарелых, излишних, тормозящих духовное и физическое развитие методов и учебных предметов”. Располагая несравненно большим временем, чем при капитализме, родители смогут уделять своим детям больше внимания. Дети же с малолетства будут играть в общие игры, и воспитатели будут заботиться об их физическом и духовном развитии; в школе занятия гимнастикой, разнообразные спортивные соревнования будут чередоваться с умственным трудом, ознакомление с различными науками, учение переплетется с трудовыми занятиями в различных отраслях практической деятельности: с садоводством, земледелием, фабричным делом, техникой производственного процесса. Новая школа в новом обществе создаст новых людей.
Клара Цеткин о воспитании
Клара Цеткин (1857—1933)—видный деятель германского и международного рабочего движения, одна из основателей Коммунистической партии Германии, член ее Центрального Комитета, борец за женское равноправие, крупный педагог-марксист. Так же как и А. Бебель, К. Цеткин была избрана депутатом в рейхстаг. Цеткин была тесно связана с революционным движением в России, горячо приветствовала Великую Октябрьскую социалистическую революцию. С 1925 г. жила в Советском Союзе.
На протяжении всей своей жизни К. Цеткин неустанно боролась за торжество идей марксизма-ленинизма, за торжество демократии и социализма, против оппортунизма в рабочем движении, против буржуазно-феминистских идей, буржуазной школьной политики, за общественное дошкольное воспитание. С 1892 г. она была членом редакции журнала “Равенство”; в своих статьях, опубликованных на страницах этого журнала, К. Цеткин рассматривала многие вопросы пролетарского воспитания, стремясь дать родителям педагогические знания и практические советы по воспитанию детей.
Разрабатывая проблему общественного дошкольного воспитания, Клара Цеткин дала теоретическое обоснование его с марксистских позиций.
Развивая идеи Маркса и Энгельса по женскому вопросу, Цеткин выступала против защитников изолированного, семейного воспитания маленьких детей, против теоретиков доктрины “только мать — естественная воспитательница своих детей”. Она ответила им выводами, основанными на глубоком анализе психологии женщины и анализе новых требований жизни и перспектив их прогрессивного развития. Опираясь на статистические данные о положении женщин и семейных отношениях в различных слоях немецкого общества, К* Цеткин показала закономерный процесс пролетаризации даже мелкой и средней буржуазии, все большее увеличение числа женщин, живущих самостоятельным заработком. Цифры свидетельствовали, что из 9 миллионов работавших женщин 5 миллионов были замужними и подавляющее большинство их остро нуждалось в детских садах. Ненаучность формулы “мать — естественная воспитательница своих детей К. Цеткин доказывала, ссылаясь на научные данные. Она указывала, что если в результате многовекового опыта женщина и приобрела некоторые преимущества перед мужчиной в области воспитания, то они не могут быть руководящими в воспитательном процессе. “Важно,— говорила она,— не именно материнское, а вообще разумное, любовное воспитание, основанное на знании законов развития ребенка”.
К. Цеткин выдвинула положение: “Воспитатели детей должны... стоять на точке зрения нового времени”. Она считала, что ограниченная узкими рамками семьи женщина, думающая только о своей семье, женщина, стоящая вне общественных интересов и не принимающая непосредственного участия в общественной жизни, живет старой моралью и лишена всех добродетелен, которых требует современное общество, и потому и в обществе и в своей семье она является реакционным элементом. Такая “мать не сможет стать “наилучшей воспитательницей детей. Ибо дети воспитываются для будущего, а не для настоящего”. Из этого логически следовало твердое заключение, что воспитание детей “должно быть перенесено из семьи в общество, из рук матери в руки педагогов в самом широком смысле этого слова”.
Борясь за общественное дошкольное воспитание, К. Цеткин ставила и перед пролетарской семьей высокие задачи социалистического воспитания детей с малых лет. Анализируя работу дошкольных учреждений, организованных благотворительными, церковными обществами, частной инициативой, К. Цеткин вскрывала их классовый характер, их назначение притупить пролетарское самосознание у детей рабочего класса, дать им воспитание, противоречащее духу и интересам трудящихся.
К. Цеткин была убеждена, что в социалистическом обществе “новое положение женщины повлечет за собой полный переворот в ее представлениях о ее обязанностях и правах. Общество займет в жизни женщины то место, которое теперь занимает семья, и общее благо займет место частного”. Наряду с этим способности матери найдут свое полное развитие, превратятся в сознательную творческую силу, и она сыграет в будущем и в области воспитания выдающуюся роль.
Разрабатывая теорию социалистического воспитания, К. Цеткин определила цели, содержание и методы воспитания детей. Она участвовала также в, выдвижении программных задач партии в области школьной политики и организации дошкольного воспитания. В 1911 г. на женской конференции в Бремене она предложила план реформы школьного дела — план создания единой светской, государственной бесплатной школы от детского сада до высших учебных заведений.
В основе взглядов К. Цеткин на воспитание лежали интересы рабочего класса, научное представление о социалистической личности и ее развитии. Борясь с идеалистическими теориями развития личности, она писала: “Не предрешающая воля творца, провидения решает, какой должна быть отдельная личность, какой ступени развития должна она достигнуть... Все окружающее, в целом, создает определенные возможности развития для каждого человека”. Особенностью социалистической личности К. Цеткин считала всестороннее развитие; на первое место она выдвигала нравственное воспитание. и главное внимание уделяла формированию с малых лет чувства пролетарского интернационализма, интернациональной солидарности.
Ребенка она представляла как существо одаренное, способное к образованию; его воспитание должно строиться на знании законов развития природы. “Цель воспитания,— писала К. Цеткин,— не может быть достигнута без знания физических и психических законов, по которым ребенок развивается, и без понимания естественных и общественных причин, обусловливающих эти законы”.
К. Цеткин одним из важных считала физическое воспитание детей, подготовку здорового поколения трудящихся; она подчеркивала тесную связь физического и умственного развития ребенка; в условиях физического развития ребенка она видела ключ к пониманию особенностей его умственного развития. Придавая огромное значение интеллектуальному воспитанию детей, она писала, что большая часть представлений, которыми оперирует мысль, приобретается в дошкольном возрасте.
К. Цеткин выдвинула перед родителями задачу не делать различий для мальчиков и девочек в семейном труде. Она видела тесную связь игры и труда, постепенное перерастание игры в труд; одобрительно относилась к некоторым играм и занятиям, рекомендованным Фребелем.
Друг В. И. Ленина и Н. К. Крупской, К. Цеткин глубоко знала жизнь Советского Союза, работу его школьных и дошкольных учреждений. Она высоко ценила опыт строительства первого в мире социалистического государства, подчеркивала международное значение всех его институтов. В своем выступлении на III Всероссийской конференции дошкольных работников в 1926 г. К. Цеткин говорила о международном значении созидательного труда советских воспитателей детских садов, занимающихся впервые в истории коммунистическим воспитанием маленьких детей.
Научное наследство К. Цеткин всесторонне изучается в Германской Демократической Республике, ее вклад в педагогику стал достоянием прогрессивного человечества.
Глава 9