Значение педагогического опыта и идеи Р. Оуэна
Учение Р. Оуэна, складывавшееся в тот период, когда “решение общественных задач, еще скрытое в неразвитых экономических отношениях, приходилось выдумывать из головы , имело утопический характер. Тем не менее в этом учении и в деятельности Оуэна было много ценного. Он резко критиковал современное ему капиталистическое общество и в течение сорока лет деятельно проповедовал идеи коммунизма. Он настойчиво боролся за законодательное ограничение рабочего дня, в особенности для детей и подростков, за просвещение пролетариата.
Сторонник общественного воспитания с раннего возраста, Оуэн организовал первые дошкольные учреждения для детей пролетариата, где воспитывал их в духе коллективизма, прививал им трудовые навыки, учитывая их интересы и используя в работе с ними игры и развлечения как важнейший воспитательный фактор.
Оуэн создал школы нового типа, в которых образование, освобожденное от религии и построенное на изучении достоверных фактов, сочеталось с физическим воспитанием и производительным трудом, а также усвоением детьми высоких моральных принципов. Об этих школах весьма положительно отзывались А. И. Герцен и Н. А. Добролюбов.
Педагогический эксперимент Р. Оуэна был высоко оценен К. Марксом, который усмотрел в нем “. зародыш воспитания эпохи будущего.
Будучи утопистом, Оуэн не мог до конца понять хода исторического развития общества и возлагал надежды на воспитание как на одно из важнейших средств мирного преобразования капитализма в социализм. И все же педагогическое наследие Оуэна, в котором многое опережало его время, было критически использовано основоположниками марксизма при создании подлинно научного учения о воспитании.
Глава 7
УЧЕНИЕ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА О ВОСПИТАНИИ
К. Маркс и Ф. Энгельс — основоположники научной педагогики пролетариата
Марксизм возник в 40-х годах XIX в., когда в Западной Европе широко развернулась классовая борьба европейского пролетариата против буржуазии. К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895) подняли стихийное движение рабочих на уровень сознательной борьбы против капитализма. Они открыли в пролетариате ту могучую революционную силу, которая призвана историей свергнуть буржуазный строй и построить социалистическое общество. Маркс и Энгельс вооружили пролетариат передовой научной теорией, они создали философию революционного пролетариата — диалектический материализм и учение о законах общественного развития — исторический материализм, которые дали возможность вскрыть подлинные законы развития природы и общества и превратить таким путем социализм из утопии в науку. Марксизм, появление которого было подготовлено всем предшествующим развитием научной мысли, гениально предугадал пути дальнейшего исторического развития. Установив, что капитализм обречен на гибель и должен быть заменен высшей формой общественного развития — социализмом, он стал действенным научным оружием в руках рабочего класса в его борьбе против буржуазии.
“Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета”,— писал В. И. Ленин .
Органической частью теории научного коммунизма является учение Маркса и Энгельса о воспитании. Оно знаменует коренной переворот в развитии педагогической мысли. Впервые вопросы воспитания были неразрывно связаны с революционной борьбой пролетариата за уничтожение эксплуатации и классового общества, с борьбой за коммунизм.
Учение Маркса и Энгельса о воспитании возникло, разумеется, не в стороне от развития предшествовавшей ему прогрессивной педагогической теории. Но только в свете марксизма смогли быть принципиально по-новому поставлены и разрешены важнейшие социально-педагогические проблемы, на которые не в состоянии была дать правильный ответ домарксистская педагогика. Применение последовательного философского материализма и марксистского диалектического метода в педагогике дало возможность освободить ее от господствовавших в ней ранее идеалистических и метафизических концепций и обнаружить действительные закономерности воспитания.