Школа и педагогика в эпохи Возрождения и Реформации.
Школа и педагогика в эпохи Возрождения и Реформации.
Возрождение.
Эпохе Возрождения, охватывавшей три с лишним столетия (XIV—XVI), человечество обязано признанием самоценности личности, достойной уважения и специального изучения.
Гуманизм как ведущее идеологическое движения эпохи. Неся в себе потенциал светскости и рационализма, гуманизм открывал путь и к познанию природы человека.
Сложившийся в античности идеал разносторонне развитой человеческой личности претерпевал в новую эпоху существенные изменения. Мыслители Возрождения не только описывали этот идеал, но и сами были как бы его воплощением.
Считали основной функцией воспитания формирование человека, действующего на благо общества, а очагом воспитания — семью. Семья является основой общества в целом, и потому семейному воспитанию следует придавать особое значение, уделив в нем важное место воспитанию женщины. Воспитание гражданина — дело отнюдь не только родительское, но, прежде всего государственное.
Новогуманистический образец воспитания родился в недрах отдельных школ. В «Школе радости» в Италии, кроме детей герцога, в поместье которого и на чьи средства она содержалась, учились еще около 70 неимущих учеников по выбору самого Витторино. В школе обучались как мальчики, так и девочки, что было принципиально новым для того времени.
Цель обучения заложить у воспитанников фундамент общей культуры, который в дальнейшем позволил бы им самостоятельно овладевать специальными знаниями.
Основу школьной программы составляло изучение классических языков и литературы, куда, естественно, включалось изучение традиционных «семи свободных искусств»( риторика,грамматика,диалектика,геометрия,арифметика,астрономия,музыка). Формирование личности учащихся сохраняло у Витториноэлементы рыцарского воспитания.
Близкой по гуманистическому духу, но отличавшейся по цели образования была школа в Ферраре. Задача- подготовить своих питомцев к будущей профессии.
Реформация
На рубеже XV—XVI вв. гуманизм уже не только в Италии, но и на всей территории от Англии и Нидерландов до Швейцарии и странПиренейского полуострова был ведущей идеологией эпохи. Но именно в этот период он вступил и в непримиримые противоречия с набиравшим силу реформаторским движением в христианстве, выступившим против традиционного католицизма.
Как культура Возрождения, так и Реформация как общественное движение против засилья католицизма выступали против господствовавших в то время идеологии и социальных институтов, ставших тормозом на пути общественного развития, хотя по своему духу это были противоположные явления.
Движение Реформации связано, прежде всего, с именами Мартина Лютера (1483—1546) в Германии, Жана Кальвина( 1509-1564), во Франции и Ульриха Цвингли (1484—1532) в Швейцарии.
Реформация стремилась к перестройке религиозного сознания людей в духе рациональной трактовки христианского вероучения. Внутри реформаторского движения наметилось два направления — бюргерское, выражавшее интересы буржуазии и возглавлявшееся М. Лютером, и крестьянское во главе с революционно настроенным Томасом Мюнцером (ок. 1490—1525), которое выдвигало идею уничтожения частной собственности и порабощения одних людей другими.
В целях распространения своего учения деятели Реформации широко использовали воспитание и образование, выдвинув лозунг всеобщего образования детей всех сословий на родном языке, что должно было в значительной степени облегчить усвоение и осмысление знаний. Выдвинутая реформаторами идея обязательной начальной школы была шагом вперед в осуществлении всеобщей грамотности. Вместе с тем уровень знаний, которыми она обеспечивала, оставался крайне низким, поскольку основная доля учебного времени отводилась изучению опять же религии. Начальная школа теперь попадала в прямую зависимость от идей Реформации, которые позднее стали основой широко трактуемого понятия протестантизма.
Если начальная школа решала простейшую задачу — научить читать Библию, то перед средней школой стояла более серьезная задача — с помощью организованной системы воспитания и образования готовить чиновничество, готовое служить интересам протестантских государств Европы.
В процессе реорганизации школьного дела деятели Реформации опирались на практику обучения и воспитания в так называемых «братских общинах», которые представляли собой формально светские организации, члены которых, не связанные официально с церковью, имели общее имущество, жили и работали вместе, исповедуя идеалы христианского коммунизма. Одну из важнейших своих задач они видели в воспитании детей и распространении образования. Принятое в этих общинах воспитание включало выработку умения совместно работать и уважения к физическому труду. Школы здесь имели постоянный состав учителей, отличались продуманностью методов обучения. Особенность этих школ состояла в том, что им удавалось при небольшом количестве преподавателей обучать несколько сотен учеников путем организации занятий в малых (по 10 человек) группах, при участии наиболее продвинутых в занятиях учащихся под контролем педагога.
Учебный план для средней школы «Евангелический церковный и школьный порядок, с предисловием доктора Мартина Лютера» предусматривал разделение детей на классы, усиление обучения латинскому языку, с особым вниманием к грамматике, римской поэтике и прозе, обязательное знание Закона Божьего, пение.
Первым учебным заведением, ставшим эталоном европейской школы, стала гимназия. Она строилась на трех принципах: благочестии, красноречии и знании. (Штурм)
В Англии с Реформацией связывались надежды на трансформацию общества, находившегося под гнетом абсолютизма. Новые чаяния широких слоев населения связывались с «библейской культурой», проповедовавшей идеалы общности и трудолюбия. Для неимущего населения на церковные средства и светские пожертвования в городах и сельских приходах стали открываться «паблик скулз» — школы для народа. Однако со временем именно неимущие слои и были вытеснены из этих школ, которые постепенно превратились в элитарные учебные заведения.
5. Я. А. Каменский – основоположник педагогики как самостоятельной отрасли научного знания.
Вклад Каменского в развитие педагогии состоит в том, что он не только создал педагогику как самостоятельную науку, но и теоретически обосновал классно-урочную систему обучения. Каменский создал первый школьные учебники с учетом возрастных особенностей детей и сформулированных им дидактических принципов. Он стремился к такой организации обучения, при которой было бы предусмотрено четкое распределение содержания всех видов школьной работы по годам, месяцам и даже дням обучения.У Каменского была «идея всеобщего образования» - «учить всех и всему». Каменский сформулировал и обосновал три типа образования:
· Научное образование(овлад. Всех наук в систем-м виде)
· Нрав-ое образ-е( главный результат-овладение человека самим собой)
· Религиозное воспит-е(чел-к мог бы «стать радостью своего Творца»)
Отсюда у Я.А. Коменского следует, что истинные требования, предъявляемые к человеку, заключаются в том, чтобы он был: 1) знающим все вещи, 2) владыкою всех вещей и самого себя, 3) чтобы он себя и все возводил к Богу — источнику всех вещей.
Я.А. Коменский был глубоко убежден в том, что в области обучения и воспитания в целом действуют законы, общие для природы, а методы школьной работы должны на эти законы опираться, т.е. быть природосообразными.
В школьной работе Я А Коменский огромное значение придавал соблюдению дисциплины, порядка во всем — следованию учащимися и учителями установленным правилам.
Каменский был и остается пока единственным педагогом-философом, увидевшим в воспитании подрастающих поколений предпосылку дальнейшего прогресса человечества.
Образованиев Русском государстве в XVII в.
В целом в XVII в. в начальном обучении не произошло каких-либо значительных перемен. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у домашнего учителя, в училище или индивидуально у «мастера грамоты», при монастырях и церквях.
Однако у высших сословий со второй половины XVII в. наметилось стремление давать своим детям повышенное образование, прежде всего, обучать иностранным языкам.Возникла необходимость в создании школ, дающих хорошее образование.Западные православные братства (Львовское, Виленское, Могилевское, Луцкое и др.) понимали основную функцию просвещения, — как и прежде, служить укреплению православной веры и церкви. Однако и им стало ясно, что без определенной школьной организации уже не обойтись. Поэтому в братствах создавались сначала элементарные школы, затем средние и даже высшие, такие как Киево-Могилянская академия. Средние школы имели богословский характер и были как бы духовными семинариями. Школы братств являлись общественными, а не частными или семейными.
Следующим шагом стало открытие школы в Богоявленском монастыре в Москве в 1685 г.Эта школа повышенного уровня уже приближалась по типу к западноевропейским университетам.
Важно отметить, что границы между средними и высшими школами в России в XVII в. были размыты. Все зависело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения.
Таким образом, в России в XVII в. появились образовательные учреждения нового типа, при организации которых учитывался опыт западноевропейских средневековых школ.
Педагогическаямысль в Россиик концу XVII в.
Стригольники отвергали всю церковную иерархию, которая, по их мнению, строилась за деньги, «по мзде»; осуждали попов за недостойный образ жизни; не признавали некоторых молитв, исповеди и т.д. Сами они стремились вести строгий образ жизни и изучать книги. Стригольники подвергли критике традиционные церковные формы воспитания и обучения. Они ратовали за обучение детей мирскими учителями из простонародной среды. Как и деятели Реформации на Западе, стригольники считали, что знания книжного характера должны получать все: дети бедных и богатых, мальчики и девочки.
16. Система образования и педагогика в Российской империи в XVIII в.
В это время коренным образом изменилось положение церкви. Петр 1 подчинил церковь советской власти, превратил ее в свое послушное орудие. Образование перешло в руки государства.
Появление нового идеала человека свидетельствовало о вступлении России в новый период истории своей духовной культуры — период XVIII в. — века Просвещения.
Российского образования в ХVIII веке целиком связано с грандиозной личностью Петра I, великого реформатора, придававшего образованию первостепенную государственную значимость. В своих циркулярах он требовал, чтобы подданные «сколь возможно, чтению и письму детей обучали». Кроме азбуки рекомендовалось использовать часослов и псалтирь. С дворян был особый спрос: их дети должны были учить иностранные языки и другие науки. Важнейшим компонентом своих реформ Петр считал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования. В связи с этим было принято решение открыть государственные школы для подготовки образованных людей дворянских, купеческих и верхушки посада.
Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 году были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. 27 августа 1701 года в Москве открылась первая государственная школа «математических и навигацких наук». В нее набрано 180 первых добровольцев, среди которых были подростки 12 – 17 лет. Было и несколько взрослых – двадцатилетних учеников. Обучение в школе было бесплатное. Боле того – неимущие ученики (а такие тоже принимались в школу) получали от нее денежное пособие на питание. В этой школе готовили кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ.
«Навигацкая школа» располагалась в Сухаревской башне. Занятия начинались с изучения грамоты. Самыми первыми предметами были русская грамота и арифметика. В зависимости от социального происхождения своих родителей ученики получали различное образование. В «Навигацкой школе» была введена строгая дисциплина, за прогулы с учащихся взимали штраф. Окончившие школу шли служить на флот, в артиллерию, а лучших учащихся посылали за границу для продолжения образования.
Выпускники Навигацкой, Инженерной, Медицинской, Артиллерийской школ, открытых в Москве по именным указам Петра 1, получая не только
общее, но и профессиональное образование, занимали ведущие должности на гражданской и воинской службе, становились активными проводниками реформ. Среди них – автор первой «Арифметики» Л.Ф.Магницкий, публицист И.С. Посошков, первый отечественный доктор медицины и философии П.В. Постников и многие другие «птенцы гнезда Петрова».
Петровская эпоха создала уникальные возможности личного роста талантливых людей из народа; развитие общей грамотности и духовности рассматривалось как приоритетная государственная задача, образованность всячески приветствовалась. Так, в Москве, в палатах боярина В.Ф. Нарышкина на Покровке в начале 1705 года была учреждена школа для детей «бояр и окольничих, и думных, и ближних, и всего служивого и купецкого чина…».
В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения « жениться не допускать и венечных памятей не давать».
К 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивающие начальное обучение математике. Гуманитарное обучение обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академии.
К 1725 году было около 50 епархиальных школ. Количество учеников в цифирных школах сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием "посадских людей" (купечества и ремесленников) отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть.
Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти - в 1726 году. Профессуру приглашали в основном из Германии - среди профессоров были знаменитости европейского уровня, например, математики Бернулли и Эйлер. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для "казеннокоштных" студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы, и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов). В гимназии также учились дети солдат, мастеровых и крестьян, однако они обычно ограничивались низшими (младшими) классами.
В 1755 году аналогичный университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев) был открыт в Москве. Курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки; в гимназии для разночинцев учили главным образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические науки.
В 1732 г., возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. Часть духовных ("архиерейских") школ расширили свой курс за счет "средних" и "высших" классов и стали именоваться "семинариями". В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.
Именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим - астрономия, фортификация и т.д. В ХУ111 веке по-прежнему значительную роль в московском образовании играл Печатный двор, получивший при Петре 1 наименование «Московская типография».
Она печатала разнообразные календари и азбуки, часословы и псалтири. Набор шел уже не славянскими, а русскими литерами. Учебники, особенно азбуки, стояли на первом месте среди издаваемых в Москве книг светского содержания. Сентября по декабрь 1714 года в городе было распродано 1525 азбук, за весь следующий год – 9796,а в 1716 году – более пяти тысяч. Рекордными тиражами выходили календари, только за один 1709 год – 7200.
Петр 1 живо интересовался делами образования, обращая особое внимание на вопросы воспитания добропорядочных и рачительных подданных, верных патриотов. Под его личным контролем огромным тиражем было напечатано и распространено «Юности честное зерцало», этот замечательный памятник национальной педагогической культуры, наполненный отеческими советами по многим вопросам. Оно стало наиболее популярным домашним чтением в дворянских семьях.
Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа - духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но эта система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, "вписав" его в европейскую систему образования.
Преемники Петра I — Екатерина! Петр II, Анна Иоанновна, отчасти Елизавета Петровна — лишь декларировали продолжение образовательной политики своего великого предшественника. Петровские школы, за редким исключением, во второй четверти XVIII в. стали закрываться, акцент был перенесен на развитие сословных, прежде всего дворянских, учебно-воспитательных учреждений: кадетских корпусов, «благородных» пансионов, домашнего воспитания, когда гувернеры и «мадамы» учили языку и манерам, а домашние учителя — наукам и т.п.
Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II
, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании.
Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Например, в России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, "Мысли о воспитании" Локка. Отсюда, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил "из уважения к правам и свободе личности" и устранял "из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения" (П.Н. Милюков). С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение.
За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней - добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России. В главной - подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры.
Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.
К.Д. Ушинский о народной школе «Проект учительской семинарии», «Вопросы о народных школах», «О необходимости сделать русские школы русскими», «Родное слово».
К.Д. Ушинский является основоположником начальной народной школы. Он обосновал необходимость реальной программы, связанной с изучением родного языка и основных доступных ребенку явлений жизни природы и общества, разработал проблему духовного формирования и развития школьника в процессе обучения. В соответствии с провозглашённой целью первоначального обучения как основы общего образования К.Д. Ушинский выделял главные предметы, имеющие решающее значение в умственном и духовном развитии ребенка. Среди предметов, оказывающих влияние на умственное развитие детей, он на первое место ставил родной язык и естествознание.Заслуга К.Д. Ушинского состояла в том, что он занимался переработкой научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, т.е. переработкой научной системы в дидактическую.
В методологическом плане принцип народности воспитания выступал как
коренная закономерность развития образования - школа и воспитание должныстроиться прежде всего в полном соответствии с особенностями и
потребностями своей страны. Резко критикуя сторонников механического
заимствования зарубежного опыта, К. Д. Ушинский писал: «Мы... усваиваем теи другие воспитательные начала Запада и под влиянием их хотим
преобразовывать и устраивать наше народное образование. Редко мы даем себеотчет, из какой общей идеи вытекают эти разнообразные правила», и наивноудивляемся, когда, прилагая их у себя, находим, что они друг другу
противоречат.
Требуя создания национальной школы и направляя усилия педагогов к
раскрытию национальных «воспитательных идей», Ушинский не отгораживал
русскую школу и русскую педагогическую науку от зарубежной педагогической
мысли. Наоборот, он всемерно стремился научно осмыслить реальные пути и
возможности обогащения русской педагогики и школы достоянием мирового
педагогического опыта. Но поиски источников и средств этого обогащения были
подчинены ведущей, генеральной идее: потребности русского образования,
русской школы, русской науки становились фильтром в сложном процессе
ассимиляции педагогических идей.
Итоговый вывод Ушинского по проблеме народности воспитания был четко
сформулирован в следующих словах: «Воспитание, созданное самим народом и
основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в
самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у
другого народа». «Только народное воспитание является живым органом в
историческом процессе народного развития». «Воспитание, если оно не хочет
быть бессильным, должно быть народным» (II, 160—161).
Принцип народности воспитания лежал в основе учения К. Д. Ушинского ородном языке как центральном предмете школьного образования.К. Д. Ушинский подчеркивал, что изучение родного языка должно являтьсяодной из основных задач школы, если эта школа служит интересам народа. Онрешительно выступал в защиту языка национальных меньшинств, изгоняемогосамодержавием из национальных школ, и требовал, чтобы обучениеосуществлялось на родном языке учащихся. «Нет насилия более невыносимого, -заявлял Ушинский, - как то, которое желает отнять у народа наследство,созданное бесчисленными поколениями его отживших предков».
Столь же неразрывно слито с принципом народности воспитания учение
Ушинского о труде как главном факторе воспитания.Связь воспитания с жизнью народа, по мнению Ушинского, должна
осуществляться прежде всего на основе подготовки ребенка к трудовой
деятельности, на основе воспитания в детях уважения к труду и трудовому
народу, который является создателем материальных и духовных ценностей.
«Воспитание, - писал Ушинский, - должно неусыпно заботиться, чтобы, с однойстороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире,а с другой - внушить ему неутомимую жажду труда». Задача школы состоит не только в передаче знаний и развитии мышления,
она должна вызвать у ученика «жажду серьезного труда, без которой жизнь егоне может быть ни достойной, ни счастливой».
Учебники воспитывали
у детей любовь к труду и труженикам, пробуждали стремление к труду.
В «Родном слове» и «Детском мире» последовательно и с большим
мастерством воплощены также ведущие дидактические принципы К. Д. Ушинского.
Материал учебников подобран и расположен таким образом, чтобы побуждать
учащихся самостоятельно решать трудные, но посильные задачи, чтобы «дитя
постепенно переходило от явлений простых к явлениям сложным» (VII, 252),
чтобы учение было основательным и в то же время сообразным возрасту
ребенка.
Проблемы педагогики в работах К.Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О нравственном элементе в русском воспитании», «О народности в общественном воспитании», Предисловие к работе «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии».
В педагогическом наследии К.Д. Ушинского условно можно выделить несколько важнейших проблем, первой из которых является разработка педагогической антропологии. Основная идея проблемы высказывалась еще в первых его статьях, а получила свое завершение в труде «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)».Основная идея книги сформулирована автором в предисловии: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях».
Вторая проблема, лежащая в основе педагогической системы К.Д. Ушинского, - это идея народности воспитания.Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями. В статье «О народности в общественном воспитании» К.Д. Ушинский начинает анализ воспитания в духе народности с характеристики тех черт, которые исторически сложились у различных народов.
Третья проблема педагогической системы К.Д. Ушинского – воспитание нравственных чувств. Среди различных сторон воспитания он ставил на первое место нравственное воспитание. Воспитание должно развивать, по мнению К.Д. Ушинского, в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, формировать твердый характер и волю, чувство долга.
Средствами нравственного воспитания, по К.Д. Ушинскому, являются нравственное просвещение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и изыскания.
Большое значение в воспитании, по мнению К.Д. Ушинского, принадлежит семье, которая закладывает основы формирования личности. Важнейшими условиями эффективного семейного воспитания являются доброжелательная атмосфера во взаимоотношениях всех членов семьи, единство требований родителей, постоянное участие детей в различных видах трудовой деятельности.
Школа и педагогика в эпохи Возрождения и Реформации.
Возрождение.
Эпохе Возрождения, охватывавшей три с лишним столетия (XIV—XVI), человечество обязано признанием самоценности личности, достойной уважения и специального изучения.
Гуманизм как ведущее идеологическое движения эпохи. Неся в себе потенциал светскости и рационализма, гуманизм открывал путь и к познанию природы человека.
Сложившийся в античности идеал разносторонне развитой человеческой личности претерпевал в новую эпоху существенные изменения. Мыслители Возрождения не только описывали этот идеал, но и сами были как бы его воплощением.
Считали основной функцией воспитания формирование человека, действующего на благо общества, а очагом воспитания — семью. Семья является основой общества в целом, и потому семейному воспитанию следует придавать особое значение, уделив в нем важное место воспитанию женщины. Воспитание гражданина — дело отнюдь не только родительское, но, прежде всего государственное.
Новогуманистический образец воспитания родился в недрах отдельных школ. В «Школе радости» в Италии, кроме детей герцога, в поместье которого и на чьи средства она содержалась, учились еще около 70 неимущих учеников по выбору самого Витторино. В школе обучались как мальчики, так и девочки, что было принципиально новым для того времени.
Цель обучения заложить у воспитанников фундамент общей культуры, который в дальнейшем позволил бы им самостоятельно овладевать специальными знаниями.
Основу школьной программы составляло изучение классических языков и литературы, куда, естественно, включалось изучение традиционных «семи свободных искусств»( риторика,грамматика,диалектика,геометрия,арифметика,астрономия,музыка). Формирование личности учащихся сохраняло у Витториноэлементы рыцарского воспитания.
Близкой по гуманистическому духу, но отличавшейся по цели образования была школа в Ферраре. Задача- подготовить своих питомцев к будущей профессии.
Реформация
На рубеже XV—XVI вв. гуманизм уже не только в Италии, но и на всей территории от Англии и Нидерландов до Швейцарии и странПиренейского полуострова был ведущей идеологией эпохи. Но именно в этот период он вступил и в непримиримые противоречия с набиравшим силу реформаторским движением в христианстве, выступившим против традиционного католицизма.
Как культура Возрождения, так и Реформация как общественное движение против засилья католицизма выступали против господствовавших в то время идеологии и социальных институтов, ставших тормозом на пути общественного развития, хотя по своему духу это были противоположные явления.
Движение Реформации связано, прежде всего, с именами Мартина Лютера (1483—1546) в Германии, Жана Кальвина( 1509-1564), во Франции и Ульриха Цвингли (1484—1532) в Швейцарии.
Реформация стремилась к перестройке религиозного сознания людей в духе рациональной трактовки христианского вероучения. Внутри реформаторского движения наметилось два направления — бюргерское, выражавшее интересы буржуазии и возглавлявшееся М. Лютером, и крестьянское во главе с революционно настроенным Томасом Мюнцером (ок. 1490—1525), которое выдвигало идею уничтожения частной собственности и порабощения одних людей другими.
В целях распространения своего учения деятели Реформации широко использовали воспитание и образование, выдвинув лозунг всеобщего образования детей всех сословий на родном языке, что должно было в значительной степени облегчить усвоение и осмысление знаний. Выдвинутая реформаторами идея обязательной начальной школы была шагом вперед в осуществлении всеобщей грамотности. Вместе с тем уровень знаний, которыми она обеспечивала, оставался крайне низким, поскольку основная доля учебного времени отводилась изучению опять же религии. Начальная школа теперь попадала в прямую зависимость от идей Реформации, которые позднее стали основой широко трактуемого понятия протестантизма.
Если начальная школа решала простейшую задачу — научить читать Библию, то перед средней школой стояла более серьезная задача — с помощью организованной системы воспитания и образования готовить чиновничество, готовое служить интересам протестантских государств Европы.
В процессе реорганизации школьного дела деятели Реформации опирались на практику обучения и воспитания в так называемых «братских общинах», которые представляли собой формально светские организации, члены которых, не связанные официально с церковью, имели общее имущество, жили и работали вместе, исповедуя идеалы христианского коммунизма. Одну из важнейших своих задач они видели в воспитании детей и распространении образования. Принятое в этих общинах воспитание включало выработку умения совместно работать и уважения к физическому труду. Школы здесь имели постоянный состав учителей, отличались продуманностью методов обучения. Особенность этих школ состояла в том, что им удавалось при небольшом количестве преподавателей обучать несколько сотен учеников путем организации занятий в малых (по 10 человек) группах, при участии наиболее продвинутых в занятиях учащихся под контролем педагога.
Учебный план для средней школы «Евангелический церковный и школьный порядок, с предисловием доктора Мартина Лютера» предусматривал разделение детей на классы, усиление обучения латинскому языку, с особым вниманием к грамматике, римской поэтике и прозе, обязательное знание Закона Божьего, пение.
Первым учебным заведением, ставшим эталоном европейской школы, стала гимназия. Она строилась на трех принципах: благочестии, красноречии и знании. (Штурм)
В Англии с Реформацией связывались надежды на трансформацию общества, находившегося под гнетом абсолютизма. Новые чаяния широких слоев населения связывались с «библейской культурой», проповедовавшей идеалы общности и трудолюбия. Для неимущего населения на церковные средства и светские пожертвования в городах и сельских приходах стали открываться «паблик скулз» — школы для народа. Однако со временем именно неимущие слои и были вытеснены из этих школ, которые постепенно превратились в элитарные учебные заведения.
5. Я. А. Каменский – основоположник педагогики как самостоятельной отрасли научного знания.
Вклад Каменского в развитие педагогии состоит в том, что он не только создал педагогику как самостоятельную науку, но и теоретически обосновал классно-урочную систему обучения. Каменский создал первый школьные учебники с учетом возрастных особенностей детей и сформулированных им дидактических принципов. Он стремился к такой организации обучения, при которой было бы предусмотрено четкое распределение содержания всех видов школьной работы по годам, месяцам и даже дням обучения.У Каменского была «идея всеобщего образования» - «учить всех и всему». Каменский сформулировал и обосновал три типа образования:
· Научное образование(овлад. Всех наук в систем-м виде)
· Нрав-ое образ-е( главный результат-овладение человека самим собой)
· Религиозное воспит-е(чел-к мог бы «стать радостью своего Творца»)
Отсюда у Я.А. Коменского следует, что истинные требования, предъявляемые к человеку, заключаются в том, чтобы он был: 1) знающим все вещи, 2) владыкою всех вещей и самого себя, 3) чтобы он себя и все возводил к Богу — источнику всех вещей.
Я.А. Коменский был глубоко убежден в том, что в области обучения и воспитания в целом действуют законы, общие для природы, а методы школьной работы должны на эти законы опираться, т.е. быть природосообразными.
В школьной работе Я А Коменский огромное значение придавал соблюдению дисциплины, порядка во всем — следованию учащимися и учителями установленным правилам.
Каменский был и остается пока единственным педагогом-философом, увидевшим в воспитании подрастающих поколений предпосылку дальнейшего прогресса человечества.