Педагогика как гуманитарная наука. Её объект и предмет. Функции и основные категории педагогики.

Педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знаний, ее развитие неотделимо от развития общества. Уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Позже эти знания нашли отражение в поговорках, пословицах, мифах, легендах, сказках, составивших содержание народной педагогики. Педагогическая мысль в рамках народной педагогики — это первый этап развития педагогики как науки. Житейский педагогический опыт развивался и сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и составлял основу научного педагогического знания. Второй этап связан с зарождением педагогических идей в русле религиозных и философских учений. Третий этап развития педагогического знания представлен формированием педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений. Суть четвертого этапа заключается в переходе от утопических и гипотетических теорий к концепциям и теориям, основанным на педагогической практике и эксперименте. Указанные этапы не выстраиваются в хронологическом порядке и не имеют четких границ. Все они так или иначе реализуются и в настоящее время.

Современный термин «педагогика» употребляется в нескольких значениях. Выделяют (по Н.В. Бордовской):

- «Бытовое» значение педагогики: каждый человек на протяжении жизни обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе, то есть выступает в роли «педагога».

- Педагогику как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Это педагогическая деятельность, высшее проявление которой называют искусством.

- Педагогику как науку и отрасль человековедения. Педагогика изучает и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, индивидуального и общественного. Педагогика базируется на целостном и системном знании о развивающемся человеке, которое предоставляют ей философия, психология, социология и другие науки о человеке.

Педагогику как учебную дисциплину, которую изучают студенты, обучающиеся как по педагогическим, так и по непедагогическим специальностям. Включает теоретический и практический аспекты обучения и воспитания человека на различных возрастных этапах его развития. Основная цель этого учебного предмета — подготовка профессионального педагога, специалиста в области образования.

- Педагогику как отрасль гуманитарного знания, имеющую общекультурное значение для развития общества и личности.

Для определения педагогики как науки необходимо осмыслить её объект и предмет исследования. Объектом педагогики является сфера образования, то есть те явления действительности, которые обуславливают развитие, обучение и воспитание человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет педагогики — образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно реализуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных, культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика изучает сущность, закономерности, перспективы, тенденции развития педагогического процесса (образования), являющегося фактором и средством развития человека на протяжении всей его жизни. Можно сказать и так: педагогика изучает процесс развития и формирования личности в условиях воспитания и обучения.

Педагогика одновременно является и теоретической, и прикладной наукой. Будучи теоретической наукой, она осуществляет теоретический анализ практики образования, устанавливает функционирующие в ней закономерности педагогического процесса, тенденции и перспективы его развития. Как прикладная наука, педагогика использует теоретические знания в повседневной педагогической практике, разрабатывая на их основе практические рекомендации. С этим двойственным характером педагогики связаны ее основные функции и соответствующие группы задач (см. схему 3).

Педагогика как любая наука имеет свой категориальный и понятийный аппарат. Понятия и категории педагогики выражаются в терминах. Большинство современных ученых-педагогов называют в качестве основных категорий педагогики следующие: образование, воспитание, обучение личности. К основным понятиям педагогики также относят понятия: педагогический процесс, социализация личности, формирование личности, педагогическое общение и другие. Педагогика оперирует и такими понятиями, как развитие, индивид, личность, индивидуальность, субъект воспитания.

Развитие как универсальное, непрерывное, закономерное свойство природы присуще и человеку. Это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, групповая деятельность и т.п.) и внутренних (задатки, собственная активность личности и т.п.), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное стихийное влияние среды) факторов.

Термином «формирование» в педагогике обозначают процесс становления личности в результате влияния наследственности, среды, образования и собственной активности личности.

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИКИ
Теоретическая функция Технологическая (проективно-конструктивная) функция
Задачи: · анализ, изучение, обобщение и оценка передового, новаторского педагогического опыта; · теоретическое изучение, раскрытие сущности педагогических явлений, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей педагогического процесса, определение его целей и задач; · уточнение и дальнейшее развитие понятийно-категориального аппарата; · выявление состояния педагогических явлений, условий успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся; § экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности; · разработка моделей педагогических систем, опережающих педагогическую практику. Задачи: · разработка содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания, новых педагогических систем и технологий, основ инновационной педагогической деятельности; · разработка на основе теоретических концепций соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников, учебных и методических пособий и т.п.); · внедрение достижений педагогической науки, результатов педагогических исследований в образовательную практику с целью ее совершенствования или преобразования; · оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, последующая коррекция взаимодействия науки и практики; · научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами и системами, реформирования системы образования.

Процесс развития человека под воздействием социальной среды обозначают термином «социализация». В ходе социализации происходит усвоение и воспроизводство индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности или группе. Социализация, происходящая под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых обществом условий, есть воспитание (в широком социальном значении).

Дать определение такой категории, как воспитание, сложно, так как под воспитанием понимают и социальное явление, и явление общечеловеческой культуры, и педагогический процесс, и воспитательную деятельность.

С учётом вышесказанного, дадим общее (не строгое) определение воспитания как категории педагогики. Воспитание — это процесс целенаправленного, специально организованного взаимодействия старших и младших поколений по передаче, усвоению и воспроизводству социального опыта и общечеловеческой культуры.

ВОСПИТАНИЕ
в широком социальном значении — объективно- закономерное, социокультурное явление, призванное обеспечить передачу опыта, накопленного человечеством в различных видах жизнедеятельности, от старших поколений младшим. О воспитании в широком смысле говорят, когда анализируют историю педагогической теории и практики, идеалы и цели воспитания, присущие конкретному обществу, народу, общественным движениям в широком педагогическом значении — педагогический процесс, протекающий на микросоциальном и/или межличностном уровнях (под воздействием семьи, учебной или другой детской группы, педагогов и других субъектов педагогического процесса). Это процесс формирования личности в условиях специально организованной педагоги-ческой системы, которая обеспечивает взаимо-действие воспитателей и воспитуемых. На этом уровне конкретизированы субъекты воспитания, направления воспитания, в общем виде определены технологии воспитания и т.п. На межличностном уровне воспитание — педагогическое взаимодей-ствие двух личностей (например, педагога и воспитанника, двух воспитанников, ребенка и одного из родителей). Цели и задачи воспитания предельно индивидуализи-рованы, а потому диагностичны; на их основе конструируется предельно конкретная педагогическая технология. На личностном уровне воспитание есть самовоспитание, самосовер-шенствование личности   в узком педагогическом значении — специальная воспитательная деятельность (воспитательная работа), имеющая целью формирование личности в целом, ее отношений, качеств, свойств    

Целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение целей и задач образования, называют педагогическим процессом. С категорией воспитания тесно связана еще одна категория педагогики — обучение. Обучение — специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности.

Понятие педагогический процесс исполняет роль центрального, стержневого понятия, оно выражает сущность предмета педагогики — образования.

Образование — многозначная категория. Первоначально под образованием понимали передачу важнейших жизненно необходимых сведений и навыков. В современной трактовке образование — это система, процесс и результат воспитания, обучения, развития личности. Один из смыслов понятия «образование» заключается в строительстве человеком своего образа «Я».

Наши рекомендации