Проблема неуспевающих учащихся: причины и пути решения
Неуспеваемость учащихся - систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содерержания образования по сравнению с предусмотренной учебой программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям.Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка, они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды т.н. трудных подростков. Все дети имеют предрасположенность и стремление к знаниям.
Решающее значение в предупреждении неуспеваемости Каменский придавал правильной постановке самого обученения и воспитания. Неудачи в учебе может иметь скрытый или явный характер. Скрытые наблюдаются тогда, когда учитель не замечает дефектов в ЗУНах учащихся. Т.о исхоным пунктом слабых результатов учащихся являются скрытые неудачи, проблемы в знаниях. Если их не устранить, то они могут привести к возникновению явных неудач, которые сначала носят временный характер, а после относительно устойчивых неудач ведут к второгодничеству и отсеву.
Причины неуспеваемости: социально-психологические, биолого-психологические, педагогические (дидактические).
1.Социально-психологические: плохие материальные условия жизни, низкий уровень культурного развития родителей, неблагоприятные семейные отношения, чрезмерная загруженность детей домашней работой и т. д. Могут бытьи следствия физических недостатков, нервных нарушений.
2.Биологически-психологические: общая ослабленность организма, слабый тип внд, нарушение зрения, слуха, нарушение эмоционально-волевой сферы, низкий уровень познавтельных способностей, неустойчивое внимание и т. д. На успеваемость влияют черты характера, уверенность в себе, поощрения, наказания. Т.е врожденные задатки оказывают определенню роль в учебе, но более существенную роль играют условия семьи, учебно-воспитательная работа и усилия учителя. Успеваемость и дисциплина учащегося не зависят от типа нервной системы и темперамента в тех случаях, когда учитель применяет разнообразные приемы и методы. Несоблюдение дифференцированного подхода к различным группам учащихся в зависимости от их функциональных возможносей, уровня работоспособности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей, является главной проблемой отставания в учебе даже среди одаренных учащихся.
3.Педагогические причины: главное – слишком жесткая система образования, часто – неудовлетворительная работа учителя. Также могут быть дефекты в учебниках, учебных планах и программах, перегрузка занятиями. Влияют отношения между учителем и учеником, интерес к учебе, объективность оценки знания ребенка.
Средства борьбы с неудачами: 1.Педагогическая профилактика, в том числе проблемное обуч-е (работа учащихся в группе по нескоко человек над какой-либо проблемой. Это помогает увеличить интерес к учебе, приучает к коллективной работе). 2.Педагогическая диагностика - выявление проблем в ЗУНах. Здесь: беседы учителя с учениками и их родителями; наблюдение за учениками; посещение семьи; тестовые исследования; родительские собрания; сотрудничество с др учителями, чтоб больше узнать об учащемся; чаще проводить контрольные, чтоб выявить проблемы в знаниях. 3.Педагогическая терапия (устранение этих причин). Здесь: поручеение учащимся выполнения индивидуальных заданий; индивидуальные консультирования; уделять особое внимание слабым учащимся; работа с родителями; выравнивающие группы (после уроков, самостоятельно, составление этих групп не должно быть постоянным); программированные тесты.
Относительно зависящие от учителя причины неуспеваемости: -методичные ошибки (например: несоблюдение каках-либо приципов обучения); -недостаточное знание учащихся учителем; -отсутствие необходимого внимания к учащимся, отстающим в учебе со стороны школы.
Пути решения: комплексное изучение личности учащегося, сотрудничество с родителями и учителями, осуществление дифференцированного и личностного подхода (не только дополнительные занятия, но и включение его в свою рабочую деятельность), привлечение специалиста, индивидуальная работа в процессе обучения.