Методы интерактивного обучения
Интерактивное обучение основано на психике человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя центральное место занимает не отдельный учащийся, а группа взаимодействующих учащихся, которые обсуждают вопросы, спорят и соглашаются между собой, активизируя друг друга. При интерактивных методах сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, которая проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Действует такой психологический феномен, как заражение высказаннная соседом мысль может непроизвольно вызвать собственную, аналогичную высказанной или противоположную. Во время такого занятия от преподавателя требуется гораздо больше активности и творчества. При интерактивны методах общения совместная учебная деятельность студентов, благодаря участию самого преподавателя в дискуссиях с ними как бы на равных, превращается в некую модель социального общения личностей в творческой (продуктивной) деятельности.
Методы интерактивного обучения:1) эвристическая беседа, 2) метод дискуссии, 3) «мозговая атака», 4) метод «круглого стола», 5)метод «деловой игры», 6)тренинг.
Эвристическая беседа- функции получения ответов от учащихся через активизацию их мышления посредством искусно поставленных вопросов. По своей психологической природе эвристическая беседа - это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему.
2 Метод дискуссии - специально запрограммированное свободное обсуждение теоретических вопросов учебной программы, которое обычно начинается с постановки вопроса и развертывается вначале как эвристическая беседа.
Дискуссия - это диалогичная форма. Обмен мнениями идет не плавно и размеренно, как в обычной беседе, а в споре. Особенность дискуссии - мнения дискутирующих - это порождение мыслительной активности спорящих или мысли доказуемые, аргументируемые, а не просто мнения, неизвестно откуда появившиеся. Во-вторых, в психологическом смысле интересно то, что именно столкновение мнений, дискуссия порождает мышление, а оно ведет к рождению неординарных и разных, а потому спорных мыслей. Этот подход к пониманию причинно-следственных связей между дискуссией и мышлением выдвигался еще Л.С. Выготским. Данная психологическая особенность взаимосвязи дискусии и мышления была отмечена в исследованиях А. К. Марковой. Метод дискуссии используется в групповых формах занятий на семинарах-дискуссиях, семинарах-практикумах, собеседованиях по обсуждению итогов (или хода и методов) выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях.
3.Метод «мозговой атаки» как метод обучения еще не успел прижиться в практике вузовского преподавания. Само название метода родилось в системе управления, а также в сфере научных исследований. Метод мозговой атаки - оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при которой участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть применены на практике. Для проведения мозговой атаки создается 2 группы: - участники, предлагающие новые варианты решения задачи; - члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.
4 Метод круглого стола заимствован педагогикой из области политики и науки используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах, с участием специалистов разного профиля и т. д. можно в рамках студенческой учебно-методической конференции провести «круглый стол» студентов-психологов с группой студентов-педагогов или студентов-социологов. Главное, выбрать общую тему, входящую в программу как по психологии, так и других смежных предметов. Есть опыт проведения такого рода занятий с приглашением студентов и преподавателей другого вуза по одной и той же специальности - психология. Практиковались «круглые столы» и в международном сотрудничестве вузов,.
5 Метод деловой игры первоначально появился в практической сфере управления. Сейчас деловые игры применяются в самых различных областях практики: в исследовательской работе, в процессе проектных разработок, при коллективной выработке решений в реальных производственных ситуациях, а также в военном деле. Суть метода деловой игры как метода образования заключается в учебном моделировании ситуаций.Если говорить о подготовке учителя в пед вузе, то при преподавании им психологии можно разыгрывать, к примеру, ситуации: «урок», «работа с отстающими», «разбор ошибок».
Тренинг. Социально-психологический тренинг - это не тренировка в обычном смысле слова, не отработка конкретных навыков, а активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта.