Характеристика словесных методов обучения. И особенности их применения в преподавании психологии
Метод – способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися ЗУНми (знаниями, умениями и навыками), на развитие учащихся и воспитание.
Словесные методызанимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учащимися проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. В 20-30 гг в педагогике пытались умалить роль словесных методов обучения, т.к. они якобы не активизируют познанвательную деятельность, а сводят учебный процесс к преподнесению готовых знаний.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция +методы иллюстрации при устном изложении материала.
Рассказ –метод повествовательно-сообщающего изложения материала учителя и активации познавательной деятельности учащихся. Он используется при изложении материала, который носит описательный характер (факты и примеры из истории научных открытий, биографии писателей). Чаще используется в младших классах. К расказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований: рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания; содержать только достоверные и научно проверенные факты; включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений; иметь четкую логику изложения; быть эмоциональным; излагаться простым и доступным языком. Эффективность рассказа зависит от его сочетания с другими методами –иллюст-ей (в младших класах), обсуждением (в средних и старших классах), а также от времени и места. Рассказ в чистом виде применяется редко, т.к. включает рассуждение учителя, анализ фактов, примеров, сопоставление различных явлений, т.е. сочетается с объяснением.
Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Применение метода объяснения требует: точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; применяются сравнения, сопоставления, аналогии; привлечения ярких примеров; безукоризненной логики изложения. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Но в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, применение этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.
Лекция –монологический способ изложения объемного материала. Используется обычно в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия учащимися учебного материала в его логических взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам. Традиция изложения материала путем дословного чтения заранее написанного текста восходит к средневековым университетам. Сейчас это метод обучения, при котором учитель в течение долгого времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Условия эффективности лекции: составление учителем четкого плана, логические связи при переходе от одной части лекции к другой, краткие обобщающие выводы после каждого пункта плана, эмоциональность изложения, примеры, контакт с аудиторией, оптимальный темп изложения, использование наглядности. облегчающей восприятие и запоминание, сочетание лекции с семинарами.
Беседа –диалогический метод обучения, при котором учитель путем умело поставленных вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного, побуждает их к рассуждению и анализу фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений. Это вопросно-ответный метод. Он применяется, когда изучаемая тема является сравнительно несложной и у учащихся по ней имеется определенный запас представлений или жизненных наблюдений, которые позволяют осмысливать и усваивать знания эвристическим путем. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала. Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Учитель задает вопросы всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопрос должен быть краткими, четкими, содержательным, сформулированным так, чтобы активизировать мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”. Надо чаще спрашивать слабых, не надо поощрять выкрикивающих ответы учеников. В целом, метод бесада имеет следующее преимущество: активизирует учеников, развивая их память и речь; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы: требует много времени.
Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда ученики обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Словесные методы занимают ведущую позицию среди методов преподавания психологии. Главное их достоинство состоит в том, что они позволяют в короткий срок передать большую по объему информацию. Типичными словесными методами являются рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой. Эти методы преимущественно используются на лекциях, семинарах, в самостоятельной работе студентов и учащихся с учебниками, учебными пособиями, научной и справочной литературой, во время консультаций.