Возрастная периодизация развития личности. Соотношение возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении личности.
ВОЗРАСТ - определенный, ограниченный относительными границами период в психическом и физическом развитии человека: детство, отрочество, юность и т.д.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, которые характерны для большинства людей одного возраста.
ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ - это изменения, которые происходят в психическом, физическом и социальном аспектах развития личности в рамках относительно замкнутого периода жизни ребенка; они отличаются своей целостностью и формированием психических новообразований
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ - выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков.
В современной науке принято несколько периодизаций, мы рассмотрим принятую педагогическую.
(педагогическая периодизация)
1.Младенчество (0-1): кризис рождения (переход от одной формы жизни в др.); непосредст-ое эмоц общение со взрослыми, формир-е сенсорно-моторных, манипулятивных дейс-й; кризис 1года (к концу этого периода происходит скачок от незнания и неумения к учению говорить и ходить).2. Преддошкольный (1-3): предметно-орудийная де-ть, в ходе кт осущ-ся де-ть овладение де-й с предметами,; кризис 3лет (накопление соц.опыта, становление психических процессов, восприятие себя как отдельной личности «Я сам»).3. Дошкольный (3-6): ролевая игра, ориентация в самых общих смыслах; не характеризуется кризисами; происходит интеллектуальное накопление социально значимого опыта, ориентация в соц.пространстве.4. младший школьный: гендерные различия, физиолог созревание (период продолжается: мальчики 6-12, девочки 6-11); интенсивное формир-е познавт-ых сил ребенка; кризис 7лет (переход от игровой деятельности к учебной; происходит завершение первонач-ого созревания физиолог-их и психологич-ких структур коры головного мозга, т.е дети готовы к учебному труду, но при этом рекомендуется использовать элементы игры в условиях знаний; продолжается накопление интеллектуальных сил ребенка).5. Подростковый гендерные различия (мальчики 12-16, девочки 11-15); характерен кризис подростка: происходит становление личности, половое созревание, личное самосовершенствование, сознат-ое прояв-ие индивиду-и).6. Юношеский (15-21,16-20): кризис самоопределения; завершается физическое и психическое созревание, формирование социальной готовности к труду, чувство ответственности.7. Период зрелости разделяют на ряд стадий и кризисов: 1.стадия ранней зрелости, или молодости (20-23 до 30-35), соответствует вступление человека в интенсивную и профессиональную деятельность, период становления, самоутверждения себя 2. стадия длиться (30-35 до 60) 8. Пенсионный период (60-75) 9. Старческий период ( до 90)10. Долгожители (90 до …)
Особенность педагогической периодизации: рассматривает половое различие (особенности пола); рассматривается весь жизненный цикл: в основу входят стадии психического и физического развития с одной стороны и условия, в которых протекает обучение – с другой; рассматривают особенности развития на каждом этапе в общении, обучении, игре, подражании и.т.д.
Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебную нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов, и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Общее свойственно всем людям Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным - индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей.
К индивидуальным особенностям относятся: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности.
Отечественная педагогика - воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход, заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни.
В индивидуальном подходе особенно нуждаются "трудные" воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития
Индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей учащихся, своеобразия их личности. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»,- писал К. Д. Ушинский. Хорошее знание индивидуально-психологических особенностей школьника поможет найти наиболее целесообразные и эффективные методы, приемы и формы воспитательного воздействия на него. Следовательно, учителю и воспитателю необходимо овладеть умением изучать школьников, видеть не серую, однородную ученическую массу, а коллектив, в котором каждый представляет собой нечто особое, индивидуальное, своеобразное.
Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.
4.Особенности развития младшего школьника. Основные проблемы, задачи, содержание воспитательно-образовательной работы.
Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах (6-10лет). В младшем школьном возрасте дети имеют значительные резервы развития. Их выделение и эффективное использование –одна из главных задач педагога. Самое эффективное - обучение в игре.
Важными особенностями характеризуется их физическое состояние. К этому возрасту заканчивается окостенение черепа, закрывается роднички и продолжается упрочнение скелета в целом. Начинается половое созревание. Отставание нарастания мышечной массы. Необходима двигательная активность, смена деятельности в ходе урока. Развивается мышца кисти из-за письма. Появляется способность выполнять тонкие движения.
Состояние психики: повышается точность работы органов чувств, формирование полового поведения, идентификация себя, формирование собственного мнения. В этом возрасте дети – кинестетики. Интенсивное повышение нервно-психической деятельности, высокая возбудимость, подвижность и острое реагирование на внешние воздействия. Это сопровождается быстрым утомлением, что требует бережного отношения к психике детей этого возраста.
Мышление –развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому, дети много фантазируют. Задача школы первой ступени - поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В связи с тем, что в этом возрасте преобладает конкретный тип мышления, школьникам нужно давать как можно больше примеров, фактов, наглядности. Наглядность – ведущий принцип обучения (очень много картинок в учебнике).
Речь – обогащается словарный запас, появляется умение устно и письменно излагать свою речь
Восприятие – неутойчиво, неорганизованно, но в то же время острое и свежее. Школьник может путать буквы и цифры. Необходим приучать целенаправленно слушать, смотреть, наблюдать.
Внимание – непроизволное, недостаточно устойчивое, ограничено по объему.
Память – имеет наглядно-образный характер: запоминается яркий красочный материал. Учитель должен помнить, что у ребенка может быть слуховая или зрительная память. Необходимо контролировать и развивать процесс заучивания в этом возрасте.
Социальные новообразования: 1)балансировка в плане требований и возможностей. 2)начинает оформляться общение со сверстниками, отношение с другим полом, коллективом.
Таким образом, основные характеристики этого возраста: активность, фантазия, любопытство, открытость, утомляемость, не доводят дело до конца, быстро теряют интерес, шумливы.
Ведущие виды деятельности –игра, учебная деятельность, общение, трудовая деятельность.
Требования к деятельности: разнообразие, совместная деятельность, разделение труда, оптимальное время - 45мин, соревновательность, активность, подвижность, возможность быть замеченным.
Основные формы деятельности: беседы о природе, животных, дружбе; викторины, конкурсы, турниры, эстафеты, походы. В этом возрасте дети часто подражают взрослым, поэтому должен быть хороший пример.
Основные проблемы: 1.Появление нового вида деятельности –учебы. Нужно как можно быстрее адаптировать ребенка к работе в школе и дома, научить его учиться, быть внимательным, усидчивым. Поэтому школьная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и постоянно поддержать интерес у учеников. 2. Многие дети приходят в школу не только не подготовленными, но и с различиями в мотивации, ЗУНах, что делает для одних учебу легкой и неинтересной, для других очень сложной и только для немногих –соответствующей их способностям. Возникает необходимость психологического выравнивания детей. Кризис 7 лет-кризис первоклассника. Психологическая неподготовленность ребенка к школе: нежелание идти в школу, неуверенность, неусидчивость. 3.Умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах –все это для младшего школьника еще очень сложно. Нужно учить ребенка способам саморегуляции и дозировать умственной нагрузки.
5. Особенности развития подростка. Основные проблемы, задачи, содержание воспитательно – образовательной работы.
Подростковый возраст ( мальчики 12-16, девочки 11-15)
Подростковый возраст - переходный от детства к юности. Он характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В своем развитии он уже "ушел" от детей, но еще не "пристал" к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Этот период называют возрастом кризисов и несостоявшихся конфликтов.
Особенности физиологии
1. В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину. Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (прибавляют в росте 20-25 см) и девочки 13 лет. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц.
2. Интенсивно растут трубчатые кости, поэтому подростки тонкие и длинные. Формируется сутулость. Обязательно нужна гимнастика.
3. Не хватает крови, ее объем в этом возрасте должен увеличиться на 20-25%. В результате этого дефицита начинаются головокружения, головные боли, быстрая утомляемость.
4. Интенсивно развивается сердце, его объем увеличивается в 2-4 раза. Происходит обострение врожденных заболеваний сердца или могут появиться новые.
5. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще недостаточно окрепли, поэтому подростки быстро устают. Необходимо правильное дозирование физических нагрузок
6. Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков - несколько позже, с 12-13 лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания. То есть увеличивается разница между половой и социальной зрелостью.
Особенности психологии:
1. В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.
2. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом - характерная особенность учеников среднего школьного возраста.
3. Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста - его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении.
4. В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Чтобы не упустить возможности сензитивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.
5. Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль поведения учащихся.
6. Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. В этот период подростки очень болезненно относятся к грубости и со стороны взрослых, особенно со стороны учителей. Это может привести даже к суицидным попыткам. Одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста - несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением - с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.
7. Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых и даже аморальных представлений. Подростки - мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей.
8. К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии.
9. В подростковом возрасте происходит смена авторитета учителя на авторитет сверстника, авторитет взрослого вернется только в юношеском возрасте к 18-20 годам. Реакция группирования - через общение, познание и оценку себя, утверждение своего достоинства и престижа среди товарищей. Подросток начинает совершать большое количество действий для того, чтобы завоевать внимание ровесников:
10. Вся повседневная жизнь неинтересна, в этот период сильна направленность в будущее, мечты о будущем, о другой, взрослой жизни.
12. В этот период доминирует стремление к риску, преодоление всего, в том числе правил, обычаев. Экстравагантность в одежде, стремление к противоречиям. Независимость в поведении. Склонность к девиантному поведению, то есть отклонениям от нормы. Преступление - тоже как средство заполнить вакуум. Стремление к переживанию сильных эмоций, к предельным переживаниям.
То есть, с одной стороны, стремление к независимости, взрослости, а с другой стороны, - негатив. Его протекание у мальчиков и девочек отличается: у девочек -негативные проявления более пассивны, в основном высокая утомляемость, раздражительность, стремление к уединению; у мальчиков - негативные проявления более агрессивны, грубы, выражаются в более жесткой форме.
14. Противоречие между стремлением подростка к взрослости и принижением взрослости подростка со стороны старших. Именно поэтому в этом возрастном периоде нужно перейти с детьми на "Вы". Это может повысить авторитет учителя, если, конечно,
учитель сможет естественно это сделать.
15. Большое желание найти свое место в жизни, подросток хочет, чтобы его оценивали по личным достоинствам. Нужно дать ему возможность проявить себя. Возможно несколько вариантов:
- создать атмосферу желания учиться, авторитета хороших учеников. Нельзя завышать оценки, ставить "за красивые глаза" или просто, чтобы подбодрить, так как у детей в этот период гипертрофированное чувство справедливости. Вообще желательно, чтобы был культ знаний, а не оценок;
- создать систему общественной значимости, то есть поручения. Поручение нужно давать то, которое смогут выполнить, и тем, кто сможет выполнить. Но необязательно и даже нежелательно, чтобы поручения давал учитель, лучше, чтобы этим занимался актив.
- Подростку нельзя допускать физического переутомления. Очень опасны в этот период перегрузки в спорте.
- Стараться не создавать психологического давления.
Ведущее противоречие, которое определяет развитие Л в этом возрасте – несовпадение 3 точек созревания: физического, психического и социального (Выготский). Т.е. темп физического созревания обгоняет психический и социальный. Подросток отвергает свою принадлежность к детям, но еще нет ощущения подлинной взрослости. Претензии на новые права, кт он еще не умеет реализовать. Промежуточное положение м/у детством и взрослостью. Особые условия, способствующие формированию: а)занятость род, дети предоставлены сами себе. б)доступность средств получения информации (СМИ), получения взрослых знаний. Условия, тормозящие формирование: 1) «мораль послушания» родителям. 2)материальная и Личная зависимость от родителей. 3)отсутствие умения делать самостоятельно.
Начинается форми-ие самосознания – потр-ть осознать себя как Л. В этом возрасте нач-ся процесс самовоспр-я. С реб в этом возрасте лучше всего общаться тоном убеждения, совета или просьбы. Реакция группирования - через общение, познание и оценку себя, утверждение своего достои-ва и престижа среди товарищей. Подросток начинает совершать большое кол-во действий для того, чтобы завоевать внимание ровесников. А.С.Макаренко:Если тот или иной подросток не добивается досто-го места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Учителям следует вним-но изучать взаимоотн-ия учащихся со своими товарищами и помогать им завоевывать уважение к себе.
6. Особенности развития личности в юношеском возрасте. Основные проблемы, задачи, содержание воспитательно – образовательной работы.
Юношеский возраст. (ЮНОШИ -16-21, ДЕВУШКИ 15-20)
В физическом развитии особых перемен нет. К концу подросткового возраста все приходит в норму, только продолжается рост и расширение грудной клетки. Выделяются следующие психологические особенности этого периода:
1.Авторитетом является собирательный образ человека, сверстника.
2. Юноши предпочитают книги о будущей профессии, по интересам, у них планированное чтение.
3.Меняется направленность: • у юноши - на профессию, на свое будущее место в жизни. Поэтому в этот период необходимо показывать и доказывать практическое значение и важность изучения предмета.
5. В этом возрасте формируется абстрактное мышление, если его не удастся сформировать и у ребенка останется только конкретное мышление - это признак отставания в развитии.
6. В этот период начинается и завершается социальная зрелость, появляется большое количество новых социальных ролей, интерес к неформальным молодежным организациям, религии, право вступления в брак, получение паспорта, участие в выборах. Меняется социальная ситуация: изменяется положение юноши в коллективе, семье, обществе; изменяется система отношений с окружающими; о изменяется круг социальных ролей; общество предъявляет к юноше почти все требования как к взрослому; в этом состоял парадокс подросток рвался к взрослости, а мы ему не давали; в юности все дают, а он уже не хочет; по отношению к младшим - позиция взрослого.
7. Резкий перелом в жизненной линии - окончание школы.
8. Появляется зрелость идейная, психическая, гражданская, изменяется общественное положение, появляется общественная значимость.
Изменения в психике продолжаются, но они не столь заметны как у подростков. Поэтому специальных педагогических работ мало, в основном в сравнении с предыдущим возрастом.
9. Быстро нарастающий процесс становления самосознания, период открытия своего внутреннего мира, осознания собственной неповторимости, уникальности. Вместе с этим приходит и чувство одиночества, но оно носит положительный характер.
10. Формируется внутренняя позиция юноши, существенно отличающаяся от внутренней позиции подростка. Юноша сначала подумает, потом скажет, а подросток сначала скажет, а потом подумает.
11. Происходят изменения в содержании мотивов. Новый ведущий мотив - потребность в самоопределении. Подросток определяет будущее исходя из настоящего; юноша определяет настоящее с позиции будущего.
12. В этом возрасте ведущим видом деятельности становится общение, учебная деятельность отходит на второй план. Взгляд на учебу с позиции будущей трудовой деятельности.
13. Появляется стремление критически оценивать себя и окружающих. Самый лучший вариант - адекватная самооценка, но это бывает крайне редко.
14. Юность является сензитивным периодом для формирования нравственной зрелости и самовоспитания.
15. Межличностные отношения: более значимыми становятся отношения личностные, парные, а не групповые.
16. Различия юношей и девушек:
- девушки более продвинуты во всех отношениях, в отношениях с людьми более тонки, психологичны; у юношей более простой и конкретный характер оценки и взаимоотношений;
- мужская дружба - это взаимоотношения простые, у девушек - более сложные, тонкие, более качественные;
- у юношей большая эмоциональная закрытость;
- у девушек круг общения шире, он выходит за рамки школы и люди старше по возрасту; у юношей круг общения школьный и, в основном, среди ровесников;
- по успеваемости девушки лучше, стабильнее, но рецептивнее, у юношей -более творческое отношение к предмету;
- у девушек более вербализированный интеллект, легче могут высказаться, оформить свои мысли, больший словарный запас, у юношей больше развит пространственный интеллект.
Крутецкий делит старших школьников на 4 группы по успеваемости и усвояемости: (Эта классификация не является оригинальной и единственной.. Отечественные классификации от зарубежных отличаются тем, что наши основываются на тестах и наблюдениях, а западные опираются в основном только на результаты тестов.)
1 группа: берет памятью, говорит как учитель. Противоречие между требованиями к интеллекту и собственными возможностями. Говорит и учит по учебнику.
Методы работы с ними:
а) организация индивидуальной работы творческого характера;
б) организация работы по самовоспитанию мыслительных способностей;
в) изучение психологических особенностей и объяснение, рекомендации по самовоспитанию;
г) продумать систему бесед о том, как легче учиться
2 группа: имеет ярко выраженную практическую направленность, теоретическое мышление отстает.
Методы работы с ними: давать больше заданий теоретического характера.
3 группа: имеет явную склонность к теории, избегает практики, часто делает выводы, не подтвержденные практикой.
Методы работы с ними:
а) есть среди них ребята, которые действительно склонны к теории, но не имеют возможности попрактиковаться в ней - они и так видят свои недостатки и с ними ничего делать не нужно, им необходимы только консультации;
б) есть группа тех, кто просто гордится своей неспособностью применять знания на практике. Их нужно приобщать любыми средствами, объяснять им, что любая теория хороша только тогда, когда она проверена практикой.
4 группа: стремление и к теории, и к практике, высокий интеллектуальный уровень.