Предмет педагогической науки, ее место в системе наук о человеке. Проблемы и задачи ее развития на современном этапе.
Характеристика процесса воспитания. Принципы воспитания и их реализация в воспитательной деятельности. Характеристика стилей воспитательной деятельности.
Воспитание- целенаправленный специально организованный процесс по формированию у личности определенных качеств, черт, это процесс целенаправленной и контролируемой социализации (семейной, религиозной, школьной). Воспитание должно включать цель, деятельность и должно быть систематическим. Благодаря воспитанию и складываются собственная психологическая структура личности.
(педагогика)- процесс воспитания - сознательное организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулировние активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и другое. Воспитание- долговременный, непрерывный процесс, переходящий в самовоспитание. Результаты носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Могут обнаружиться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.
Две основных функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.
Принцип воспитания в педагогике - исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам. Принципы указывают ведущие направления воспитательной деятельности, характеризуют особый стиль воспитания.
Требования к принципам: 1.Обязательность. Принципы воспитания - это не совет, не рекомендации; они требуют обязательного и полного воплощения в практику 2.Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное применение на всех этапах воспитательного процесса 3.Равнозначность. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.
Принципы:1 Целеустремленность - подчинение всей воспитательной работы, большой и малой, общей цели воспитания, определяющей все стороны воспитания; 2 Связь воспитания с трудом, жизненной практикой; 3 Воспитание в коллективе- создание правильного влияния коллектива на личность, правильных внутриколлективных отношений. Воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива; 4 Активность и самодеятельность учащихся. А.С.Макаренко и Н.К.Крупская проблему самоуправления, активности и самодеятельности выдвигали на одно из первых мест. А.С.Макаренко ставил их на первое место и в практической деятельности; 5 Уважение к личности и высокая требовательность к ней; 6Учет возрастных и индивидуальных особенностей;7 Опора на положительное в воспитании; 8 Единство и целостность воспитательного процесса: а)между обучением и воспитанием, б)между нравственным, физическим, эстетическим, трудовым, умственным воспитанием, в)между различными сторонами самого нравственного воспитания, г)единство требований всех педагогов, д)единство школы, семьи и общественности.
Стили: авторитарный - строгость, требовательнось, средства - угрозы, принуждения. Главный принцип - держать детей в страхе. Дети реагируют либо протестом, агрессией, либо апатией, пассивностью. Дети вырастают безвольными, ленивыми, трусливыми, озлобленными, мстительными. Макаренко выделял 2 разновидности - авторитет подавления и авторитет расстояния (воспитанием занимаются бабушки-дедушки); либеральный - предполагает терпимость в отношениях с детьми. Источник - чрезмерная родительская любовь. Ребенку потакают, все разрешают, дети растут недисциплинированные, безответственные; демократический- характеризуется гибкостью. Родители прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений
Содержание и основные компоненты процесса воспитания
Воспитание – специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, цель которого формирование личности, нужной и полезной обществу.
Особенности воспитания: должно иметь цель – близкую и понятную воспитаннику. Воспитание-многофакторный процесс, на его результат влияют субъективные (потребности личности) и объективные (внешняя обстановка) факторы. Когда они соответствуют друг другу, успешно решаются задачи воспитания.
Воспитательный процесс - длителен, непрерывен, комплексный (единство целей, задач, содержания, форм и методов), вариативность и неопределенность результатов.
Содержание процесса воспитания. Содержание воспитания - система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достигнуть главной цели воспитания: формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
В основе современной идеологии воспитания лежат идеи:1.Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня – разносторонне развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая; культура семейных отношений; 2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе; 3.Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией; 4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должна стоять не программа, не мероприятие, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитателя; 5. Добровольность. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать “воспитываться”. Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, стремление к самостоятельности, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга; 6.Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу, как к сугубо дисциплинарному средству, способному подавлять личность, а не возвышать её духовные, нравственные силы. Основные компоненты педагогического процесса: Состав процесса не идентичен составу системы, в которой он протекает. Он имеет уже специфические процессуальные компоненты. Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы воспитания состоит из определенных процессов: из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.
Характеристика процесса перевоспитания: его сущность, особенности. «Трудный» подросток: причины конфликтов и проблемы его воспитания и перевоспитания. Характеристика известного Вам опыта по перевоспитанию личности
Воспитание в узком смысле - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к жизни и труду.
Перевоспитание – педагогический процесс, направленный на устранение у личности отрицательных черт, свойств, качеств, которые противоречат нормам и требованиям общества, формирование и закрепление положительного опыта.
Привычка – динамический стереотип, т.е. типические обстоятельства провоцируют типичные способы поведения. Для того, чтобы нейтрализовать привычку, надо совершить воздействие в 2 направлениях.Психологическая основа – нейтрализация одного очага возбуждения и стимулирование другого: а) с помощью запретов и требований снять привычку; б) формирование новой привычки - формируются в возрастные кризисы (3, 7, 11-13 лет; в 1 год закладывается капризность, упрямство). Кризис поведения провоцирует несовпадение самооценки личности и оценки окружающими.
Перевоспитание –гораздо более длительный и сложный процесс, чем воспитание. Когда в процессе воспитания наблюдается сбои, отклонения, возникает перевоспитание. Результаты перевоспитания зависят оттого, как долго шел процесс неправильного воспитания, как сформировались негативные черты. Перевоспитание и исправление не тождественны, потому, как перевоспитание, направленное на организацию педагогических процессов. Исправление – результат перевоспитания. Перевоспитать гораздо труднее, чем воспитать, т.к педагогу приходится изменять уже сложившийся в той или иной мере стереотип поведения - привычки, взгляды, черты характера- и формировать новые, резко отличающиеся от прежних. Степень трудности перевоспитания зависит от того, насколько далеко зашло неправильное развитие личности и в какой мере оно захватило личность:
Классификация по Алемаскину: 1. Трудный подросток. 2. Педагогически запущенный. 3. Несовершеннолетний правонарушитель. 4. Несовершеннолетний преступник.
1. Трудный подросток – диссонанс между взрослостью и детскостью ведет к асоциальному поведению. Ломка прежних ценностей, интересов, отношений. Непослушание, негативизм, упрямство, скрытность. Трудный подросток –широкий круг детей, характеризуется трудностями в обучении и воспитании (разовые срывы, вспышки). Появляется некоторые отрицательные качества личности, такие как грубость, леность, лживость. В эту группу относят избалованные, непослушные, капризные дети, дети с физическими недостатками. Учебная деятельность – ведущая, если в ней он не может получить положительную оценку, то у него формируется негативное отношение к учебе. Для детей с физическими недостатками нет соответствующей программы работы с ними.
2. Педагогически запущенные– им свойственно систематическое нарушение дисциплины (прогулы, драки, пьянство). Постоянно проявляются отрицательные качества, свойства личности. Эти дети психически и физически здоровы, т.е. эти дети – «ошибки воспитания».
3. Несовершеннолетние правонарушители – это дети, которые совершают существенные правонарушения (воровство, бродяжничество), что запрещено существующими правилами и нормами. Они стоят на внутришкольном учете, на учете в милиции.
4. Несовершеннолетние преступники – могут быть педагогически запущенными, трудными. Они совершают правонарушения, которые карают судом. Среди них могут быть все и 1, и 2, и 3 типы. В результате длительного влияния асоциальной среды, они совершают более дерзкие преступления, направляются в исправительные колонии. Но практика показывает, что перевоспитание в колонии бессмысленно, следовательно, следуют патологии: невротики, шизоиды, травматики, алкоголики, наркоманы.
Категории трудных детей: 1. Педагогически запущенные дети – такое состояние личности, к-ое яв-ся следствием недостатков или неправильной постановки учебно-воспитательной работы (Невский «педагогическая запущенность подростков») 2. Социально запущенные дети – дети попавшие под влияние окружающего общества или дети из неблагополучных семей. 3. Нервно больные – дети, нуждающиеся в лечении, для них необходимы специальные школы
Психологические особенности и поведенческие реакции: 1. Трудный подросток особо остро чувствительны к оценке его внешности, характера, может быть завышенной или заниженной самооценка, но прикрываемая агрессией. 2. Чрезмерная критичность в отношении окружающих. 3. независимость и критическое отношение к авторитетам. 4. склонность к абстрактному мудрствованию. 5. часто попадает в стрессовые ситуации. Все это проявляется в реакциях: Реакция эмансипации – стремятся вырваться из-под опеки взрослых, желание поступать по-своему. Крайний вариант – побег из дома.
Причины трудного подростка: 1.неумеренный контроль и надзор взрослых, либо попустительство. 2. Реакция группировки со сверстниками а) желание уровнять информационный дефицит. б) желание идентифицировать себя с другими в) желание занять определенное место в группе, высокий статус. 3. Чрезмерное увлечение своим хобби, азартными играми. 4. Реакция, обусловленная половым влечением. Акселерация – ускоренное развитие по сравнению с нормой, раньше наступает половая зрелость, а психологически - ребенок к этому еще не готов. В связи с этим возникают половые проблемы. 5. Безнадзорность, беспризорность.
Причины пропусков уроков: 1. организация воспитательного процесса (плохое отношение педагога). 2. конфликт с одноклассниками и учителями. 3. слабая успеваемость.
Причины ухода из дома: 1. отклонения в развитии психики. 2. неблагополучие в семье. 3. тяга к получению удовольствий. 4. поиск приключений. 5. попадание детей в разряд трудных.
Стратегии деятельности педагога: 1. изучение, наблюдение, сбор и анализ информации. 2. установка контакта, организация системы воздействия на личность и систему взаимодействия с личностью. 3. требования (такт). 4. бороться с проблемой, а не с ребенком. 5. одновременно запреты и поощрения.
Методы: объяснение, разъяснение, система требований, беседы, поручения, включение в деятельность, применение стимулирующих методов (одобрение).
Условия:изучение личности, привлечение личности и коллектива, включение в деятельность, помощь в самовоспитании, осторожно: использование общественного мнения.
Блонский П.П.
11. Характеристика процесса самовоспитания и самообразования: сущность, содержание и формы
Существует две точки зрения: 1) самовоспитание – врожденная способность индивида, нет необходимости в педагогическом руководстве. 2) самовоспитание – следствие саморазвития, важна роль руководства по целенаправленному формированию умений.
Самовоспитание – целенаправленная планомерная работа над собой в целях совершенствования своих качеств (А. Г. Ковалев).
Самовоспитание – деятельность человека с целью изменения своей личности (Е.И. Медынский).
Второе определение ближе к истине, т.к. самовоспитание не всегда бывает постоянным и планомерным. Деятельность ученика по самовоспитанию то активизируется, то замирает.
Самовоспитание иногда может идти в направлении формирования отрицаетльных качеств, например, лицемерия, приспособленчества, жестокости. Поэтому не любое самовоспитание есть улучшение качеств личности
Самовоспитание – это процесс продолжения воспитания, направленный на совершенствование личности, устранение недостатков и формирование положительных черт.
Зависит от деятельности личности, волевых усилий, мотиваций и потребностей.
Самовоспитание вытекает и является продолжением правильно организованного воспитания.
Для детей дошкольного возраста характерна начальная, элементарная стадия самовоспитания, связанная со стремлением изменить лишь поведение (не обижать товарищей, вежливо вести себя и т.д.). Как правило, дошкольник не осознает своих качеств.
Период, когда отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой – старший подростковый возраст (А.Г. Ковалев, А.И. Кочетов). Подросток стремится посредством самовоспитания устранить недостатки в собственном поведении, сформировать положительные качества, дающие ему право считаться сильным умелым самостоятельным.
В юношеском возрасте самовоспитание часто сочетается с самообразованием. Направляется на овладение умственными операциями, на формирование тех умений и навыков, которые связаны с профессией, на формирование высоких нравственных качеств.
Самовоспитание, как фактор саморазвития, действует до глубокой старости.
Процесс самовоспитания и самообразования тесно связаны. Самообразование требует следующие качества: внимание, воля, трудолюбие, организованность. Эти качества самообразуются при правильном воспитании.
Противоречия между Я-настоящим и Я-будущим порождает потребность в самовоспитании. Потребность в самовоспитании обусловлена жизнью в обществе. Все черты и качества, формируемые человеком в процессе самовоспитания, задаются обществом и в идеальном виде существуют как система нравственных требований общества к личности. Поэтому самовоспитание всегда носит социальный характер.
Этапы самовоспитания: 1. самопознание (наши «плюсы» и «минусы») – сравнение своей деятельности, критика; используются различные методики и тесты; результатом самовоспитания является самооценка 2. самооценка: высокая («плохо» т.к. нет мотивации к самовоспитанию), низкая («плохо» т.к. не мотивированы на работу над собой; они не уверены в себе), адекватная.
Цели самовоспитания с возрастом меняются: они становятся все более реалистическими, прозаическими, все более жизненно значимыми.
В основе процесса самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он предполагает совершить, предвосхищение тех качеств и черт, которые он собирается выработать у себя. Если такая мысленная программа есть, то она побуждает к практическимим действиям по ее реализации. Главное поставить четкую цель.
Основные методы самовосптания: самоубеждение, самовнушение, самокритика, самообязательство, мысленный перенос себя в положение другого человека, самоприказ.
Приемы и средства самовоспитания: 1)самонаблюдение и самоанализ (средством самоанализа может служить дневник, где человек описывает и оценивает свои поступки. Побуждая человека к самоанализу. Оно возникает в результате осознания противоречий между своими потребностями и возможностями): своих потребностей, своих интересов, своих поступков. 2)самоооценка – оценка действий 3)саморефлексия –соотнесение возможностей и способностей. 4)самокритика. 5)саморегуляция – самообладание, самоконтроль. 6)самопринуждение – требование к себе (эволюция внешних требований к личности в ее внутренние требования, которые выражаются в виде программы действий).
Надо помогать ребенку в его самосовершенствовании, поддерживать его. Главное, чтобы ему это доставляло удовольствие, не заставлять его. Особенно хороши для самовоспитания занятия спортом, которые самовоспитывают у ребенка физические и волевые качества. Заинтересованное, доброжелательное участие взрослого в самовоспитании ребенка помогает ему поверить в свои силы, преодолеть кризисные явления и комплексы, характерные для подросткового возраста. Большую роль играет пример взрослого, т.к. этому возрасту характерно подражание авторитетам (взрослым).
В своей работе А. И. Кочетов определяет параметры самовоспитания: а) направленность, т.е. мотивы работы над собой. б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное). в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное). г) эффективность в формировании личности (выполняет функции: главные и вспомогательные).
Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.
Требования опережающего управления обучением. Таксономия учебных задач
Термин опережающего управления предложен Толлингеровой.
Основное содержание понятия созвучно с теорией поэтапного формирования умственных действия Гальперина.
В отечественной психологии проблемами опережающего управления занимались Талызина, Колошина.
Опережающее управление – определение границ интеллектуального пространства будущей учебно-познеавательной деятельности обучающихся.
Требования опережающего обучения:
1. Не должно сводиться к сообщению научных знаний в готовых формулировках
2. Наиболее действенная методика объединяющая теорию и практику
3. Методика должна учитывать пространственный (интеоризация) и временной (поэтапность) аспекты усвоения.
4. Методы и приемы должны стимулировать активную познавательную деятельность.
5. Наличие контроля хода обучения и оценки его результата.
Виды опережающего обучения:
1. Проектный (проективный) – операционализация усваемого содержания знаний. Регламентация деятельности ученика учителем.
2. Рефлексивный – предполагает выделение и осознание самого субъекта познания и обобщение способов его собственной познавательной деятельности.
Таксономия учебных задач.
Учебная задача – проект будущего учебного действия, реализуемого в определенных условиях.
Таксономия – классификация учебных задач по критерию требования задачи к когнитивному составу проектируемой учебной деятельности.
Дидактические стратегии – набор управляющих воздействий, обеспечивающих адекватное усвоение материала.
Реализация каждого вида опережающего управления осуществляется с помощью набора учебных задач.
ВВид опережающего управления | Учебные задачи | Дидактические стратегии | Тип проблемной ситуации |
Проектный | 1. предполагающие воспроизведение знаний – на повторение и актуализацию усвоенного содержания (назвать, воспроизвести, актуализировать, вспомнить, узнать) | Стратегия репродуктивного обучения | Перцептивно-мнемический 1+2+5 (задачи) |
2. предполагающие простые мыслит. операции – описание, систематизация фактов (перечислить,описать,проанализировать,сравнить,обобщить,классифицировать) | |||
3. предполагающие сложн. мыслит. операции – формир. собств. позиции обучающихся по отношению к исслед. проблемам, задачи на ориентацию и объяснение (объяснить, доказать, аргументировать, проинтерпретировать) | Стратегия продуктивного обучения | Продуктивно-эвристический 3+4+5+2 | |
4. предполаг. обобщение знаний и сочинение- порождение опред. Речевых высказываний для выражения продуктивного мыслит-го акта (написать, разобрать, сочинить) | |||
5. предполаг. продуктивное мышление- направлены на решение проблем практич. Характера (применить на практике, осуществить поиск решения проблемы, разработать и осуществить на практике) | |||
Рефлексивный | 6. обеспечивающие переход к осознанному использованию собственных приемов построения алгоритмов, эвристик, способов анализа открытых задач (осуществить выбор стратегии совместного или индивидуального решения проблемы, способом межличностного взаимодействия в ходе совмест. деят-ти, осуществить выбор типа научного текста, средств переработки инфы) | Продуктивно-рефлексивный 6+4+5 |
Стратегии обучения (В.Я Ляудис):
1. Стратегия репродуктивного обучения – использует задачи 1, 2 групп. Применяется на начальных этапах обучения. Ориентируется на обязательный минимум усвоения учебного материала.
2. Стратегия продуктивного обучения. Задачи 3-6 групп. Применяется на промежуточных и заключительных этапах. Ориентирована на возможность нахождения нестандартных творческих решений.
3. Оптимальная дидактическая стратегия. Ориентирована на адекватное сочетание задач из различных групп и применяется с учетом уровня усвоения. Для определения оптимальной стратегии необходимо выделить тип проблемной ситуации как критерий применения всего диапазона учебных задач с учетом логики процесса усвоения.
Типы проблемной ситуации:
1. Перцептивно-мнемический тип – ознакомление, наблюдение и освоение непосредственно практических моделирующих действий с целью построения репродуцируемых представлений (н-р, Осуществить наблюдение и анализ эмпирических проявлений личности, используя шкалу противопоставлений)
2. Продуктивно-эвристический тип – освоение простых и сложных эвристических программ с целью нахождения нового неизвестного ранее решения (н-р, Осуществить сопоставление теорий памяти, используя для интерпретации различные основания)
3. Продуктивно-рефлексивный – обобщение и систематизация ранее построенных способов познавательной деятельности и способствовать самоорганизации системы способов познавательной деятельности в данном предметном содержании (н-р, Составить характеристику личности)
Требования к уроку
Современный урок - четко организованная форма воспитательно-образовательной работы, включающая разнообразные занятия под руководством педагога с целью сознательного, активного, прочного усвоения учебного материала, развития творческого мышления.
Современные требования: 1. Повышение научно-технического уровня урока, т.е. усовершенствование. Использование современных научно- технических средств обучения (это вызывает интерес). Например: компьютерное обучение, демонстрация оборудования. 2. Развитие познавательной активности учащихся в ходе урока. Способы: игра; упражнения; беседа; творческие задания. 3. Поэлементное усвоение знаний (т.к. материал очень большой, его необходимо разбить на блоки, которые будет взаимосвязаны, в логической последовательности). 4. Поисковый путь усвоения знаний (использование на уроке элементов исследования, поиска, нахождения ответа). 5. Активизация процесса закрепления знаний (т.е. развитие самостоятельности школьников). Приемы: опрос темы, заданной на самостоятельное обучение; рефераты, доклады; выступления; сравнение. 6. Многообразие видов деятельности на уроке (частая смена деятельности, активности школьников на уроке). 7. Целевая установка урока и его общая организационная четкость; разнообразие способов организационного построения и проведения уроков; рациональное использование учебно-наглядных пособий и технических средств. 8. Соблюдение принципов обучения: четкая постановка задач и их последовательное решение; оптимальный отбор содержания, выбор форм учебной работы, методов, приемов и средств, направленных на развитие познавательной активности и самостоятельности приобретение знаний под руководством учителя.
Каждый урок - это законченный отрезок учебной работы. Подготовка учителя к уроку складывается из двух органически связанных между собой этапов: планирование системы уроков по теме и конкретизация этого планирования применительно к каждому уроку, продумывание и составление планов отделельных уроков.
Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций. Успех тематического планирования зависит главным образом от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны учащиеся усвоить, с чем познакомится. Поэтому тематическое планирование начинается с тщательного: изучения учителем учебной программы по предмету, образовательных стандартов, выделения основных воспитательных целей и целей развития учащихся в рамках изучения предмета в целом и в ракурсе решения дидактических задач по данной теме. Поскольку результаты воспитания и развития учащихся проявляются не сразу после проведения того или иного урока, планировать эти задачи надо на более длительный период, т.е. по курсу в целом (что определено программой), и по целой теме или разделу. Пример: 1. Название темы 2.Формирование новых понятий и способов действий 3.Применение (формирование умений и навыков) 4.Домашнее задание.
В основу приведенной схемы тематического планирования М.И. Махмутов положил дидактическую структуру урока, компоненты которой содержат элементы знаний (понятия) и способов действий, типы самостоятельных работ, т.е. содержание и способы обучения. Приступая к планированию системы уроков по очередной теме, учитель должен ясно представлять, какими опорными ЗУН уже овладели учащиеся, какие виды преемственных связей (внутрипредметные, межпредметные) могут и должны на их основе актуализироваться. В программе перечисляются основные понятия и закономерности, которые вводятся по данной теме (или изучаются неизвестные признаки ранее введенных понятий), важнейшие сведения об изучаемых явлениях, процессах, событиях и т.д.; характеризуюся типы задач, которые учащиеся должны научится решать, а также предлагаемые приращения в знаниях, умениях и навыках учащхся, которые должны произойти в результате изучения темы. Одновременно учитель планирует формирование у учащихся умений учебно-исследовательной деятельности, намечает основные задачи воспитания ответственного отношения учащихся к изучаемому содержанию темы, к тем видам деятельности, который предстоит школьникам выполнять в ходе изучения данной темы.
Планирование урока (поурочное планирование.) Непосредственная подготовка учителя к уроку - это планирование урока, конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определены основное содержание и направленность урока.
План урока В нем отражается тема урока и класс, в котором он проводится, цель урока с конкретизацией его дидактических задач, краткое содержание материала, изучаемого на уроке, определяется форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач.
Подготовка к уроку 1. Отбор фактического материала, выяснение новых достижений науки по проблеме; подбор методических приемов, отбор пособий 2. Выделение глав, основные идеи, основные проблемы, отбор основных методов (в зависимости от класса, темы и т.д.). 3. Анализ результатов занятий. 4. Окончательное определение типа и структуры урока. 5. Подбор материалов и методов к отдельным частям урока. 6. Определение содержания работы с отдельными учащимися (индивидуальные задания, кого спросить и т.д.). 7. Подготовка раздаточного материала и пособий к уроку.8. Составление плана урока.
Составляется план на основе тематического плана, содержания программы, а также уровня подготовки учеников.
В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяются две взаимосвязанные части: 1) обдумывание цели урока, каждого его шага; 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.
Критерии оценки:
1гр Критерии оценки содерж занятия (соответствие темы и содержания) 2гр Критерии (организации) методики проведения (приемы, формы выполнения задания) 3гр Критерии результативности (оценка степени сформированности у студентов необходимых умений и навыков.
Семинарским занятиям должна предшествовать специальная консультация, на которой сообщается тема, план, список литературы, даются методические указания о целесообразной последовательности в подготовке, технике учебного труда. Эффективности семинарского занятия споствуют подготовка рефератов и практических заданий. Важен грамотно поставленный вопрос, целесообразна проблемная постановка вопроса, возбуждающая у школьников интерес и потребность найти научное объяснение рассматриваемым явлениям.
Методика семинарского занятия должна соответствовать уровню развития учящихся, характеру изучаемого материала. Важно регулировать активность аудитории, дать возможность проявить себя каждому, целесообразноо использовать дифференцированный подход, стимулирующий участие в работе учащихся разных уровней развития мышления.
Все формы практических занятий (семинары-практикумы, лабораторные и собственно практические занятия) служат тому, чбобы студенты отрабатывали на них практические действия по психологическому анализу и оценке действий и поступков (поведения) людей в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности. Для студентов пед вузов - это главным образом педагогические ситуациии: особенности взаимодействия учителя и учеников, совместные или индивидуальные действия коллег, поведение учащихся в учебной и внеучебной обстановке, взаимоотношения детей и родителей и мн др. Студенты других гуманитарных вузов, изучающих психологию, будут работать вне образовательной системы - в учреждениях и на предприятиях в качестве практических психологов или руководителей коллективов и будут сталкиваться на практике с разнообразными ситуациями
К основным формам практических занятий могут быть отнесены следующие: Семинары-практикумы, на которых студент обсуждает различные варианты решения практических ситуативных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положения. Оценка правильности решения вырабатывается коллективно под руководством преподавателя. Семинары-дискуссии посвящаются обычно обсуждению различных методик психологического исследования применительно к нуждам практики, в процессе чего студенты уясняют для себя приемы и методы изучения психологических особенностей конкретных людей (детей и взрослых), с которыми им придется работать.
Предмет педагогической науки, ее место в системе наук о человеке. Проблемы и задачи ее развития на современном этапе.
Название педагогики происходит от двух греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - веду, т.е. дословно педагогика – детоведение. Педагогом в древней Греции называли раба, который водил ребенка своего господина в школу. Постепенно слово педагогика стало употребляться в более общем смысле для обозначения иск-ва( вести реб-ка по жизни ), т.е. восп-ть его и обучать, направлять дух-е и телесное. Педагогика наука о воспитании и обучении детей (до 20 в), после появилось понимание, что педагогика необходима и взрослым. Современная педагогика – понимается как наука о воспитании человека. Понимание «воспитание» употребляется здесь в широком смысле, т.к. оно включает образование, обучение и воспитание в узком смысле этого слова (Н. К. Крупская). Современная педагогика изучает закономерности образования, обучения и воспитания человека, разрабатывает условия и пути осуществления этих важнейших педагогических функций.
Предметом педагогики является обучение, воспитание, образование личности
Цель – воспитание гармонично развитой личности.
Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др.
В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, во