Тема 2. Составление характеристики семейных взаимоотношений в семье.

Задание:

· Провести диагностику семейных взаимоотношений в семье;

· Провести диагностику взаимоотношений родителей и детей;

· Провести диагностику представлений детей о семейных взаимоотношениях;

· По результатам диагностики составить характеристику изучаемой семьи, составить прогноз на дальнейшее развитие семейных взаимоотношений;

· Составить примерный план работы с семьей.

Оценка проводится по письменным работам, которые предоставляют студенты.

Тема 3. Проведение дискуссионного «аквариума» по теме «Насилие в семье».

Задание:

· Подготовить реферат «Насилие в семье»;

· Выбрать две проблемные ситуации по теме дискуссии;

· Ознакомится с вопросами административной и уголовной ответственности за совершение насилия.

Оценка проводится по активности участия в дискуссии каждого студента.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет и задачи семейного воспитания детей с особенностями развития

2. Методы семейного воспитания

3. Системный подход в изучении проблем семьи, структура семьи.

4. Модели семейных взаимоотношений.

5. Типы и функции семьи.

6. Жизненный цикл семьи воспитывающей ребенка с ОПФР.

7. Взаимоотношения государства и семьи.

8. Нарушение взаимодействий между супругами и их влияние на детей с интеллектуальной недостаточностью.

9. Стили семейного воспитания.

10. Родительские установки.

11. Свойства родительской позиции.

12. Отношение родителей к дефекту ребенка.

13. Особенности семейного воспитания.

14. Основные подходы к вопросу взаимодействия семейного и общественного воспитания.

15. Направления социальной политики в отношении семьи и детства в 60-х, 70-х годах ХХ века.

16. Современные направления во взаимодействии общественного и семейного воспитания Республике Беларусь.

17. Генетическое консультирование в системе планирования рождения ребенка.

18. Ранняя комплексная помощь детям с ОПФР и родителям.

19. «Родительская школа».

20. Основные направления в развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

21. Особенности использования методов воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

22. Организация развивающей среды в семье

23. Актуальные проблемы подросткового возраста.

24. Девиантное поведение подростков с умственной отсталостью.

25. Типы реакций у подростков при девиантном поведении.

26. Особенности методов воспитания подростков с умственной отсталостью.

27. Виды насилия в семье.

28. Этапы сексуального развития детей.

29. Реализация сексуальных потребностей детей с интеллектуальной недостаточностью.

30. Сексуальное развитие и половое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.

31. Нарушения сексуального развития.

32. Современные подходы к изучению семьи.

33. Изучение семейного опыта воспитания.

34. Диагностика восприятия семьи ребенком.

35. Модели работы с семьей.

36. Основные направления в работе специалиста с семьей воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

37. Родительский авторитет.

38. Типы неблагополучных семей.

39. Материнство и его особенности в воспитании ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

40. Роль отцовства в семейном воспитании.

41. Влияние религии на семейное воспитание.

42. Воспитание детей в условиях семейного детского дома

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. – М.: «КСП», 1997

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1985

3. Буянов М.И. ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. – М., 1988

4. Дружинина В.Н. Психология семьи. – М., 1996

5. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1988

6. Киреева Л.А., Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. – М., 1986

7. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.,1983

8. Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. – М.,1972

9. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М., 1996

10. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992

11. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004

12. Психолого-педагогический проблемы семейного воспитания на различных этапах его развития. – Л.,1986

13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании, - М.: «Владос», 1996

14. Семейное неблагополучие и социализация детей / Проблемы коррекционно-диагностической консультативной помощи семье / под ред. Л.М. Сизанова. – М., 1988

15. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.З. Столина. – М., 1989

16. Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. – М., 1967

17. Тингей-Михаэлис Керол Дети с недостатками развития / пер. с англ. – М., 1988

18. Хоменауская Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1993

19. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психология. – М., 1990

Дополнительная

1. Бауэр Т. Психологическое развитие младенца / пер с англ. – М., 1985

2. В помощь родителям умственно отсталых детей, находящихся в домах-интернатах: Метод. рекомендации. Н.Ф. Дементьева и др. – М., 1986

3. Ваш ребенок / под ред. И.И. Гребешковой. – М., 1990

4. Гузеев Г.Г. Общая диагностическая модель поведения семьи в процессе консультирования // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей / под ред. И.Т. Власенко. – М., 1990

5. Левкович В.И. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка // Психология личности и образ жизни. – М., 1987

6. Маллер А.Г. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология № 5, 1995

7. Популярная психология для родителей / под ред. А.А. Бодалева. – М., 1988

8. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. – М., 1974

9. Энциклопедия психологических тестов /сост. Книгина И.В. – М.: «Арнадия», 1997

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. Ошибка! Закладка не определена.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ... 7

Тема 1. Введение, предмет, задачи и методы семейного воспитания. 7

Тема 2. Семья как социальное и историческое явление. 8

Тема 3. Значение семейного воспитание в системе формирования личности человека. 9

Тема 4. Особенности взаимодействий, в семье воспитывающей ребенка с отклонениями развития. 10

Тема 5. Методы изучения семьи. 11

Тема 6. Особенности воспитания ребенка раннего возраста с ОПФР.. 12

Тема 7. Специфика методов воспитания в семье дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.. 13

Тема 9. Своеобразие воспитания в семье умственно отсталого подростка. 15

Тема 10. Сексуальность и умственная отсталость. 15

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.. 17

Тема 1. Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.. 17

Тема 2 . Особенности взаимодействий, в семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.. 18

Тема 3. Особенности воспитания в семье ребенка раннего возраста с ОПФР.. 19

Тема 4. Специфика методов воспитания дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в семье. 19

Тема 5. Особенности воспитания в семье подростка с умственной отсталостью. 21

Тема 6. Сексуальное развитие и интеллектуальная недостаточность. 22

Тема 7. Контрольная работа. 23

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.. 24

ПРАКТИЧЕСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.. 24

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ.. 25

Тема 1. Составление представление на книги и периодические издания посвященные вопросам семейного воспитания. 25

Тема 2. Составление характеристики семейных взаимоотношений в семье. 26

Тема 3. Проведение дискуссионного «аквариума» по теме «Насилие в семье». 26

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.. 27

ЛИТЕРАТУРА.. 29

Наши рекомендации