Тема 2. Составление характеристики семейных взаимоотношений в семье.
Задание:
· Провести диагностику семейных взаимоотношений в семье;
· Провести диагностику взаимоотношений родителей и детей;
· Провести диагностику представлений детей о семейных взаимоотношениях;
· По результатам диагностики составить характеристику изучаемой семьи, составить прогноз на дальнейшее развитие семейных взаимоотношений;
· Составить примерный план работы с семьей.
Оценка проводится по письменным работам, которые предоставляют студенты.
Тема 3. Проведение дискуссионного «аквариума» по теме «Насилие в семье».
Задание:
· Подготовить реферат «Насилие в семье»;
· Выбрать две проблемные ситуации по теме дискуссии;
· Ознакомится с вопросами административной и уголовной ответственности за совершение насилия.
Оценка проводится по активности участия в дискуссии каждого студента.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Предмет и задачи семейного воспитания детей с особенностями развития
2. Методы семейного воспитания
3. Системный подход в изучении проблем семьи, структура семьи.
4. Модели семейных взаимоотношений.
5. Типы и функции семьи.
6. Жизненный цикл семьи воспитывающей ребенка с ОПФР.
7. Взаимоотношения государства и семьи.
8. Нарушение взаимодействий между супругами и их влияние на детей с интеллектуальной недостаточностью.
9. Стили семейного воспитания.
10. Родительские установки.
11. Свойства родительской позиции.
12. Отношение родителей к дефекту ребенка.
13. Особенности семейного воспитания.
14. Основные подходы к вопросу взаимодействия семейного и общественного воспитания.
15. Направления социальной политики в отношении семьи и детства в 60-х, 70-х годах ХХ века.
16. Современные направления во взаимодействии общественного и семейного воспитания Республике Беларусь.
17. Генетическое консультирование в системе планирования рождения ребенка.
18. Ранняя комплексная помощь детям с ОПФР и родителям.
19. «Родительская школа».
20. Основные направления в развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
21. Особенности использования методов воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
22. Организация развивающей среды в семье
23. Актуальные проблемы подросткового возраста.
24. Девиантное поведение подростков с умственной отсталостью.
25. Типы реакций у подростков при девиантном поведении.
26. Особенности методов воспитания подростков с умственной отсталостью.
27. Виды насилия в семье.
28. Этапы сексуального развития детей.
29. Реализация сексуальных потребностей детей с интеллектуальной недостаточностью.
30. Сексуальное развитие и половое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.
31. Нарушения сексуального развития.
32. Современные подходы к изучению семьи.
33. Изучение семейного опыта воспитания.
34. Диагностика восприятия семьи ребенком.
35. Модели работы с семьей.
36. Основные направления в работе специалиста с семьей воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
37. Родительский авторитет.
38. Типы неблагополучных семей.
39. Материнство и его особенности в воспитании ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
40. Роль отцовства в семейном воспитании.
41. Влияние религии на семейное воспитание.
42. Воспитание детей в условиях семейного детского дома
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. – М.: «КСП», 1997
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1985
3. Буянов М.И. ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. – М., 1988
4. Дружинина В.Н. Психология семьи. – М., 1996
5. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1988
6. Киреева Л.А., Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. – М., 1986
7. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.,1983
8. Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. – М.,1972
9. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М., 1996
10. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992
11. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004
12. Психолого-педагогический проблемы семейного воспитания на различных этапах его развития. – Л.,1986
13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании, - М.: «Владос», 1996
14. Семейное неблагополучие и социализация детей / Проблемы коррекционно-диагностической консультативной помощи семье / под ред. Л.М. Сизанова. – М., 1988
15. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.З. Столина. – М., 1989
16. Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. – М., 1967
17. Тингей-Михаэлис Керол Дети с недостатками развития / пер. с англ. – М., 1988
18. Хоменауская Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1993
19. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психология. – М., 1990
Дополнительная
1. Бауэр Т. Психологическое развитие младенца / пер с англ. – М., 1985
2. В помощь родителям умственно отсталых детей, находящихся в домах-интернатах: Метод. рекомендации. Н.Ф. Дементьева и др. – М., 1986
3. Ваш ребенок / под ред. И.И. Гребешковой. – М., 1990
4. Гузеев Г.Г. Общая диагностическая модель поведения семьи в процессе консультирования // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей / под ред. И.Т. Власенко. – М., 1990
5. Левкович В.И. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка // Психология личности и образ жизни. – М., 1987
6. Маллер А.Г. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология № 5, 1995
7. Популярная психология для родителей / под ред. А.А. Бодалева. – М., 1988
8. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. – М., 1974
9. Энциклопедия психологических тестов /сост. Книгина И.В. – М.: «Арнадия», 1997
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 6
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. Ошибка! Закладка не определена.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ... 7
Тема 1. Введение, предмет, задачи и методы семейного воспитания. 7
Тема 2. Семья как социальное и историческое явление. 8
Тема 3. Значение семейного воспитание в системе формирования личности человека. 9
Тема 4. Особенности взаимодействий, в семье воспитывающей ребенка с отклонениями развития. 10
Тема 5. Методы изучения семьи. 11
Тема 6. Особенности воспитания ребенка раннего возраста с ОПФР.. 12
Тема 7. Специфика методов воспитания в семье дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.. 13
Тема 9. Своеобразие воспитания в семье умственно отсталого подростка. 15
Тема 10. Сексуальность и умственная отсталость. 15
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.. 17
Тема 1. Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.. 17
Тема 2 . Особенности взаимодействий, в семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.. 18
Тема 3. Особенности воспитания в семье ребенка раннего возраста с ОПФР.. 19
Тема 4. Специфика методов воспитания дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в семье. 19
Тема 5. Особенности воспитания в семье подростка с умственной отсталостью. 21
Тема 6. Сексуальное развитие и интеллектуальная недостаточность. 22
Тема 7. Контрольная работа. 23
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.. 24
ПРАКТИЧЕСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.. 24
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ.. 25
Тема 1. Составление представление на книги и периодические издания посвященные вопросам семейного воспитания. 25
Тема 2. Составление характеристики семейных взаимоотношений в семье. 26
Тема 3. Проведение дискуссионного «аквариума» по теме «Насилие в семье». 26
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.. 27
ЛИТЕРАТУРА.. 29