Детей с интеллектуальной недостаточностью
Программно-методический комплекс
Для специальности 03 03 08 “Олигофренопедагогика”
(с дополнительной специальностью):
1 - 03 03 08 – 01 “Олигофренопедагогика. Дошкольное образование”
Олигофренопедагогика. Логопедия»
МИНСК 2005
Рецензент:Мамонько О.В. кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики учреждения образования «Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка»
Аннатация.
В издании представлено содержание лекционных и практических занятий, самостоятельная управляемая деятельность студентов, тематика рефератов, практических творческих работ и вопросы к зачету.
Адресуется студентам и преподавателям факультетов специального образования педагогических вузов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программно-методический комплекс по курсу «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей с особенностями психофизического развития» предназначен для студентов дефектологического факультета. Материал представленный в курсе поможет студентам рассмотреть семью, как явление социальное и историческое. Как социальная общность, семья является главным воспитателем, самым влиятельным на становление личности ребенка. Стержнями семейного воспитания выступают любовь и свобода, которые представляют собой человеческий идеал и обеспечивают гармонию с природой, обществом и с самим собой. Изменения, происходящие во внутренней жизни общества, в экономике, социально-политическом развитии, культуре, науке, неизбежно влияют на повседневную жизнь человека, на характер и стиль семейных отношений. В настоящее время в условиях социально-экономического кризиса, семья переживает большие трудности: увеличивается число неполных семей, неблагополучных, смещение моральных ценностей и ориентиров понижает ответственность родителей за воспитание детей, ослабленная педагогическая деятельность понижает уровень психолого-педагогической подготовки родителей.
Проблемы семьи является объектом изучения разных общественных дисциплин, таких как социология, демография, этика, психология, педагогика, этика, этнография, история и др. В содержании данного учебного курса раскрываются сущность и специфика семейного воспитания, а так же теоретические основы воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Анализируются актуальные подходы к изучению семейного воспитания на современном этапе, рассматриваются внешние и внутренние факторы, влияющие на воспитание детей в семье, что позволяет подбирать оптимальные методы исследования семейных отношений и выявление неблагополучных семей.
Учебно-методический комплекс поможет студентам увидеть материал курса максимально систематизированным, рассмотреть возможности преемственности с содержанием другими дисциплинами. Целью комплекса является формирования системы профессиональных знаний в области семейного воспитания, в частности воспитания в семье детей с интеллектуальной недостаточностью, развитие социально-педагогической готовности будущего специалиста для решения проблем семейного воспитания и работы с членами семьи.
Поставленная цель будет достигнута в ходе решения следующих задач:
- изучить исторический опыт воспитания детей в семье;
- рассмотреть традиции белорусской национальной семейной педагогики и целесообразность их использования на современном этапе;
- выделить важнейшие пути, средства и формы воспитания детей в семье, оказывая коррекционно-педагогическую помощь;
- обозначить тенденции взаимодействия общественного и семейного воспитания;
- формировать умения и навыки сотрудничества с семьей, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточности.
В программно-методическом комплексе по курсу «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью» представлены лекционные и практические занятия, план и содержание самостоятельной управляемой деятельности, примерный тематический план для стационара и заочной формы обучения, творческие задания, темы рефератов, вопросы к зачету, общий список литературы.
На лекционных занятиях раскрывается сущность и специфика семейного воспитания детей, а так же детей с интеллектуальной недостаточностью. Особенности взаимодействий в семье изучаются через теорию семейных отношений и социально-экологическую модель семьи. Рассмотрены вопросы родительско-детских отношений, методы и приемы семейного воспитания, особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Вопросы сексуального развития и полового воспитания изучаются с учетом последних научных исследований.
Каждое практическое занятие ориентированно на реализацию творческих способностей студентов через активные формы обучения: рефераты, дискуссии, «деловые игры», решение и оценка проблемных ситуаций, выполнение заданий практического характера, просмотр и анализ учебных видеофильмов.
Самостоятельная управляемая деятельность студентов помогает рассмотреть вопросы семейного воспитания, особенности взаимодействий между членами семьи, возможности взаимодействия общественного и семейного воспитания, возможности педагогики и психологии в оказании помощи семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью.
После изучения курса студенты овладевают следующими знаниями и умениями:
· знают особенности формирования семейных взаимоотношений в семье воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью;
· могут оптимально запланировать и построить коррекционно-воспитательную работу с привлечением членов семьи детей имеющих интеллектуальные нарушения;
· диагностировать внутрисемейные отношения, определять неблагополучные семьи;
· знают возрастные особенности детей и индивидуальные особенности, вызванные нарушением;
· могут составлять консультации по воспитанию детей разных возрастных групп для родителей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По курсу «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей с ОПФР»
№ п/п | Главы и темы лекций | Кол-во часов | |||||
дневное | заочное | ||||||
л | п | с | л | п | с | ||
Глава 1. Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии | |||||||
Тема: Ведение, предмет, задачи и методы семейного воспитания | |||||||
Тема: Семья как историческое и социальное явление | |||||||
Тема: Значение семейного воспитания в системе формирования личности человека | |||||||
Особенности взаимодействия в семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии | |||||||
Глава 2. Диагностика семейных взаимоотношений в семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии | |||||||
Тема: Методы изучения семьи | |||||||
Глава 3. Воспитание в семье ребенка с интеллектуальной недостаточностью | |||||||
Тема: Особенности воспитания детей раннего возраста с ОПФР. | |||||||
Тема: Специфика методов воспитания в семье дошкольников с интеллектуальной недостаточностью | |||||||
Тема: Особенности воспитания в семье младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью | |||||||
Тема: Своеобразие воспитания в семье подростков с умственной отсталостью | |||||||
Тема: Сексуальность и умственная отсталость | |||||||
всего | 2/4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Глава I. Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии