Семейнай педагогика и домашнее воспитание
С.А. Глуховская
СЕМЕЙНАЙ ПЕДАГОГИКА И ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Программно-методический комплекс
Для специальности 03 03 08 “Олигофренопедагогика”
(с дополнительной специальностью):
1 - 03 03 08 – 01 “Олигофренопедагогика. Дошкольное образование”
Олигофренопедагогика. Логопедия»
МИНСК 2005
Рецензент:Мамонько О.В. кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики учреждения образования «Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка»
Аннатация.
В издании представлено содержание лекционных и практических занятий, самостоятельная управляемая деятельность студентов, тематика рефератов, практических творческих работ и вопросы к зачету.
Адресуется студентам и преподавателям факультетов специального образования педагогических вузов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программно-методический комплекс по курсу «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей с особенностями психофизического развития» предназначен для студентов дефектологического факультета. Материал представленный в курсе поможет студентам рассмотреть семью, как явление социальное и историческое. Как социальная общность, семья является главным воспитателем, самым влиятельным на становление личности ребенка. Стержнями семейного воспитания выступают любовь и свобода, которые представляют собой человеческий идеал и обеспечивают гармонию с природой, обществом и с самим собой. Изменения, происходящие во внутренней жизни общества, в экономике, социально-политическом развитии, культуре, науке, неизбежно влияют на повседневную жизнь человека, на характер и стиль семейных отношений. В настоящее время в условиях социально-экономического кризиса, семья переживает большие трудности: увеличивается число неполных семей, неблагополучных, смещение моральных ценностей и ориентиров понижает ответственность родителей за воспитание детей, ослабленная педагогическая деятельность понижает уровень психолого-педагогической подготовки родителей.
Проблемы семьи является объектом изучения разных общественных дисциплин, таких как социология, демография, этика, психология, педагогика, этика, этнография, история и др. В содержании данного учебного курса раскрываются сущность и специфика семейного воспитания, а так же теоретические основы воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Анализируются актуальные подходы к изучению семейного воспитания на современном этапе, рассматриваются внешние и внутренние факторы, влияющие на воспитание детей в семье, что позволяет подбирать оптимальные методы исследования семейных отношений и выявление неблагополучных семей.
Учебно-методический комплекс поможет студентам увидеть материал курса максимально систематизированным, рассмотреть возможности преемственности с содержанием другими дисциплинами. Целью комплекса является формирования системы профессиональных знаний в области семейного воспитания, в частности воспитания в семье детей с интеллектуальной недостаточностью, развитие социально-педагогической готовности будущего специалиста для решения проблем семейного воспитания и работы с членами семьи.
Поставленная цель будет достигнута в ходе решения следующих задач:
- изучить исторический опыт воспитания детей в семье;
- рассмотреть традиции белорусской национальной семейной педагогики и целесообразность их использования на современном этапе;
- выделить важнейшие пути, средства и формы воспитания детей в семье, оказывая коррекционно-педагогическую помощь;
- обозначить тенденции взаимодействия общественного и семейного воспитания;
- формировать умения и навыки сотрудничества с семьей, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточности.
В программно-методическом комплексе по курсу «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью» представлены лекционные и практические занятия, план и содержание самостоятельной управляемой деятельности, примерный тематический план для стационара и заочной формы обучения, творческие задания, темы рефератов, вопросы к зачету, общий список литературы.
На лекционных занятиях раскрывается сущность и специфика семейного воспитания детей, а так же детей с интеллектуальной недостаточностью. Особенности взаимодействий в семье изучаются через теорию семейных отношений и социально-экологическую модель семьи. Рассмотрены вопросы родительско-детских отношений, методы и приемы семейного воспитания, особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Вопросы сексуального развития и полового воспитания изучаются с учетом последних научных исследований.
Каждое практическое занятие ориентированно на реализацию творческих способностей студентов через активные формы обучения: рефераты, дискуссии, «деловые игры», решение и оценка проблемных ситуаций, выполнение заданий практического характера, просмотр и анализ учебных видеофильмов.
Самостоятельная управляемая деятельность студентов помогает рассмотреть вопросы семейного воспитания, особенности взаимодействий между членами семьи, возможности взаимодействия общественного и семейного воспитания, возможности педагогики и психологии в оказании помощи семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью.
После изучения курса студенты овладевают следующими знаниями и умениями:
· знают особенности формирования семейных взаимоотношений в семье воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью;
· могут оптимально запланировать и построить коррекционно-воспитательную работу с привлечением членов семьи детей имеющих интеллектуальные нарушения;
· диагностировать внутрисемейные отношения, определять неблагополучные семьи;
· знают возрастные особенности детей и индивидуальные особенности, вызванные нарушением;
· могут составлять консультации по воспитанию детей разных возрастных групп для родителей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По курсу «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей с ОПФР»
№ п/п | Главы и темы лекций | Кол-во часов | |||||
дневное | заочное | ||||||
л | п | с | л | п | с | ||
Глава 1. Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии | |||||||
Тема: Ведение, предмет, задачи и методы семейного воспитания | |||||||
Тема: Семья как историческое и социальное явление | |||||||
Тема: Значение семейного воспитания в системе формирования личности человека | |||||||
Особенности взаимодействия в семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии | |||||||
Глава 2. Диагностика семейных взаимоотношений в семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии | |||||||
Тема: Методы изучения семьи | |||||||
Глава 3. Воспитание в семье ребенка с интеллектуальной недостаточностью | |||||||
Тема: Особенности воспитания детей раннего возраста с ОПФР. | |||||||
Тема: Специфика методов воспитания в семье дошкольников с интеллектуальной недостаточностью | |||||||
Тема: Особенности воспитания в семье младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью | |||||||
Тема: Своеобразие воспитания в семье подростков с умственной отсталостью | |||||||
Тема: Сексуальность и умственная отсталость | |||||||
всего | 2/4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Глава I. Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 7. Контрольная работа.
Выполнение письменного задания. Преподаватель может выбирать тестовое задание или контрольные вопросы по вариантам.
Примерные варианты контрольных вопросов:
Вариант 1.
1. Системный подход в изучении проблем семьи, структура семьи.
2. Нарушение взаимодействий между супругами и их влияние на детей с интеллектуальной недостаточностью.
3. Ранняя комплексная помощь детям с ОПФР и родителям.
Вариант 2.
1. Типы и функции семьи.
2. Особенности семейного воспитания.
3. Особенности использования методов воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Вариант 3.
1. Стили семейного воспитания.
2. Организация развивающей среды в семье
3. Девиантное поведение подростков с умственной отсталостью.
Вариант 4.
1. Жизненный цикл семьи воспитывающей ребенка с ОПФР.
2. Взаимодействие общественного и семейного воспитания в Республике Беларусь.
3. Этапы сексуального развития детей.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Особенности семейного воспитания в белорусской семье.
2. Влияние религии на воспитание в семье.
3. Кодекс о семье и браке в Республики Беларусь.
4. Родительский авторитет.
5. Методы семейного воспитания.
6. Детская ложь и средства ее предупреждения.
7. Система помощи семьям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии за рубежом.
8. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью в семье.
9. Семейный алкоголизм. Пути помощи.
10. Значение любви в супружеских отношениях.
11. Неблагополучная семья.
12. Роль материнства в жизни женщины.
13. Роль отцовства в жизни мужчины.
14. Социальный статус родительства и повышение педагогической культуры родителей.
15. Половое воспитание подростков с интеллектуальной недостаточностью в семье.
16. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков.
17. Насилие в семье.
18. Воспитание в условиях детского дома семейного типа.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Подобрать восемь пословиц и поговорок о воспитании детей.
2. Описать обряд или праздник из белорусских традиций с участием детей.
3. Составить консультации для родителей по следующим темам:
· Развитие коммуникативной сферы детей раннего возраста.
· Необходимость физического развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
· Значение игры для детей дошкольного возраста.
· Формирование взаимоотношений у подростков.
· Роль родительского примера в воспитании подростков с умственной отсталостью.
4. Составить цикл бесед и практических рекомендаций для родителей по теме «Как провести детский праздник».
5. Составить рекламный проспект по оказанию ранней комплексной помощи.
6. Эссе «Традиции в моей семье».
7. Сочинении – рассуждение «Равноправие супругов в современной семье» или «Необходима ли любовь при создании семьи?».
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ
Тема 1. Составление представление на книги и периодические издания посвященные вопросам семейного воспитания.
Задание:
· Составить отзыв на книгу;
· Составить представление газеты или журнала посвященных вопросам семейного воспитания
Оценка проводится по анализу письменных работ, которые предоставляют студенты.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Предмет и задачи семейного воспитания детей с особенностями развития
2. Методы семейного воспитания
3. Системный подход в изучении проблем семьи, структура семьи.
4. Модели семейных взаимоотношений.
5. Типы и функции семьи.
6. Жизненный цикл семьи воспитывающей ребенка с ОПФР.
7. Взаимоотношения государства и семьи.
8. Нарушение взаимодействий между супругами и их влияние на детей с интеллектуальной недостаточностью.
9. Стили семейного воспитания.
10. Родительские установки.
11. Свойства родительской позиции.
12. Отношение родителей к дефекту ребенка.
13. Особенности семейного воспитания.
14. Основные подходы к вопросу взаимодействия семейного и общественного воспитания.
15. Направления социальной политики в отношении семьи и детства в 60-х, 70-х годах ХХ века.
16. Современные направления во взаимодействии общественного и семейного воспитания Республике Беларусь.
17. Генетическое консультирование в системе планирования рождения ребенка.
18. Ранняя комплексная помощь детям с ОПФР и родителям.
19. «Родительская школа».
20. Основные направления в развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
21. Особенности использования методов воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
22. Организация развивающей среды в семье
23. Актуальные проблемы подросткового возраста.
24. Девиантное поведение подростков с умственной отсталостью.
25. Типы реакций у подростков при девиантном поведении.
26. Особенности методов воспитания подростков с умственной отсталостью.
27. Виды насилия в семье.
28. Этапы сексуального развития детей.
29. Реализация сексуальных потребностей детей с интеллектуальной недостаточностью.
30. Сексуальное развитие и половое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.
31. Нарушения сексуального развития.
32. Современные подходы к изучению семьи.
33. Изучение семейного опыта воспитания.
34. Диагностика восприятия семьи ребенком.
35. Модели работы с семьей.
36. Основные направления в работе специалиста с семьей воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
37. Родительский авторитет.
38. Типы неблагополучных семей.
39. Материнство и его особенности в воспитании ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
40. Роль отцовства в семейном воспитании.
41. Влияние религии на семейное воспитание.
42. Воспитание детей в условиях семейного детского дома
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. – М.: «КСП», 1997
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1985
3. Буянов М.И. ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. – М., 1988
4. Дружинина В.Н. Психология семьи. – М., 1996
5. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1988
6. Киреева Л.А., Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. – М., 1986
7. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.,1983
8. Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. – М.,1972
9. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М., 1996
10. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992
11. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004
12. Психолого-педагогический проблемы семейного воспитания на различных этапах его развития. – Л.,1986
13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании, - М.: «Владос», 1996
14. Семейное неблагополучие и социализация детей / Проблемы коррекционно-диагностической консультативной помощи семье / под ред. Л.М. Сизанова. – М., 1988
15. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.З. Столина. – М., 1989
16. Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. – М., 1967
17. Тингей-Михаэлис Керол Дети с недостатками развития / пер. с англ. – М., 1988
18. Хоменауская Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1993
19. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психология. – М., 1990
Дополнительная
1. Бауэр Т. Психологическое развитие младенца / пер с англ. – М., 1985
2. В помощь родителям умственно отсталых детей, находящихся в домах-интернатах: Метод. рекомендации. Н.Ф. Дементьева и др. – М., 1986
3. Ваш ребенок / под ред. И.И. Гребешковой. – М., 1990
4. Гузеев Г.Г. Общая диагностическая модель поведения семьи в процессе консультирования // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей / под ред. И.Т. Власенко. – М., 1990
5. Левкович В.И. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка // Психология личности и образ жизни. – М., 1987
6. Маллер А.Г. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология № 5, 1995
7. Популярная психология для родителей / под ред. А.А. Бодалева. – М., 1988
8. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. – М., 1974
9. Энциклопедия психологических тестов /сост. Книгина И.В. – М.: «Арнадия», 1997
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 6
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. Ошибка! Закладка не определена.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ... 7
Тема 1. Введение, предмет, задачи и методы семейного воспитания. 7
Тема 2. Семья как социальное и историческое явление. 8
Тема 3. Значение семейного воспитание в системе формирования личности человека. 9
Тема 4. Особенности взаимодействий, в семье воспитывающей ребенка с отклонениями развития. 10
Тема 5. Методы изучения семьи. 11
Тема 6. Особенности воспитания ребенка раннего возраста с ОПФР.. 12
Тема 7. Специфика методов воспитания в семье дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.. 13
Тема 9. Своеобразие воспитания в семье умственно отсталого подростка. 15
Тема 10. Сексуальность и умственная отсталость. 15
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.. 17
Тема 1. Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.. 17
Тема 2 . Особенности взаимодействий, в семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.. 18
Тема 3. Особенности воспитания в семье ребенка раннего возраста с ОПФР.. 19
Тема 4. Специфика методов воспитания дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в семье. 19
Тема 5. Особенности воспитания в семье подростка с умственной отсталостью. 21
Тема 6. Сексуальное развитие и интеллектуальная недостаточность. 22
Тема 7. Контрольная работа. 23
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.. 24
ПРАКТИЧЕСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.. 24
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ.. 25
Тема 1. Составление представление на книги и периодические издания посвященные вопросам семейного воспитания. 25
Тема 2. Составление характеристики семейных взаимоотношений в семье. 26
Тема 3. Проведение дискуссионного «аквариума» по теме «Насилие в семье». 26
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.. 27
ЛИТЕРАТУРА.. 29
С.А. Глуховская
СЕМЕЙНАЙ ПЕДАГОГИКА И ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ