Семейнай педагогика и домашнее воспитание

С.А. Глуховская

СЕМЕЙНАЙ ПЕДАГОГИКА И ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Программно-методический комплекс

Для специальности 03 03 08 “Олигофренопедагогика”

(с дополнительной специальностью):

1 - 03 03 08 – 01 “Олигофренопедагогика. Дошкольное образование”

Олигофренопедагогика. Логопедия»

МИНСК 2005

Рецензент:Мамонько О.В. кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики учреждения образования «Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка»

Аннатация.

В издании представлено содержание лекционных и практических занятий, самостоятельная управляемая деятельность студентов, тематика рефератов, практических творческих работ и вопросы к зачету.

Адресуется студентам и преподавателям факультетов специального образования педагогических вузов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программно-методический комплекс по курсу «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей с особенностями психофизического развития» предназначен для студентов дефектологического факультета. Материал представленный в курсе поможет студентам рассмотреть семью, как явление социальное и историческое. Как социальная общность, семья является главным воспитателем, самым влиятельным на становление личности ребенка. Стержнями семейного воспитания выступают любовь и свобода, которые представляют собой человеческий идеал и обеспечивают гармонию с природой, обществом и с самим собой. Изменения, происходящие во внутренней жизни общества, в экономике, социально-политическом развитии, культуре, науке, неизбежно влияют на повседневную жизнь человека, на характер и стиль семейных отношений. В настоящее время в условиях социально-экономического кризиса, семья переживает большие трудности: увеличивается число неполных семей, неблагополучных, смещение моральных ценностей и ориентиров понижает ответственность родителей за воспитание детей, ослабленная педагогическая деятельность понижает уровень психолого-педагогической подготовки родителей.

Проблемы семьи является объектом изучения разных общественных дисциплин, таких как социология, демография, этика, психология, педагогика, этика, этнография, история и др. В содержании данного учебного курса раскрываются сущность и специфика семейного воспитания, а так же теоретические основы воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Анализируются актуальные подходы к изучению семейного воспитания на современном этапе, рассматриваются внешние и внутренние факторы, влияющие на воспитание детей в семье, что позволяет подбирать оптимальные методы исследования семейных отношений и выявление неблагополучных семей.

Учебно-методический комплекс поможет студентам увидеть материал курса максимально систематизированным, рассмотреть возможности преемственности с содержанием другими дисциплинами. Целью комплекса является формирования системы профессиональных знаний в области семейного воспитания, в частности воспитания в семье детей с интеллектуальной недостаточностью, развитие социально-педагогической готовности будущего специалиста для решения проблем семейного воспитания и работы с членами семьи.

Поставленная цель будет достигнута в ходе решения следующих задач:

- изучить исторический опыт воспитания детей в семье;

- рассмотреть традиции белорусской национальной семейной педагогики и целесообразность их использования на современном этапе;

- выделить важнейшие пути, средства и формы воспитания детей в семье, оказывая коррекционно-педагогическую помощь;

- обозначить тенденции взаимодействия общественного и семейного воспитания;

- формировать умения и навыки сотрудничества с семьей, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточности.

В программно-методическом комплексе по курсу «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью» представлены лекционные и практические занятия, план и содержание самостоятельной управляемой деятельности, примерный тематический план для стационара и заочной формы обучения, творческие задания, темы рефератов, вопросы к зачету, общий список литературы.

На лекционных занятиях раскрывается сущность и специфика семейного воспитания детей, а так же детей с интеллектуальной недостаточностью. Особенности взаимодействий в семье изучаются через теорию семейных отношений и социально-экологическую модель семьи. Рассмотрены вопросы родительско-детских отношений, методы и приемы семейного воспитания, особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Вопросы сексуального развития и полового воспитания изучаются с учетом последних научных исследований.

Каждое практическое занятие ориентированно на реализацию творческих способностей студентов через активные формы обучения: рефераты, дискуссии, «деловые игры», решение и оценка проблемных ситуаций, выполнение заданий практического характера, просмотр и анализ учебных видеофильмов.

Самостоятельная управляемая деятельность студентов помогает рассмотреть вопросы семейного воспитания, особенности взаимодействий между членами семьи, возможности взаимодействия общественного и семейного воспитания, возможности педагогики и психологии в оказании помощи семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью.

После изучения курса студенты овладевают следующими знаниями и умениями:

· знают особенности формирования семейных взаимоотношений в семье воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью;

· могут оптимально запланировать и построить коррекционно-воспитательную работу с привлечением членов семьи детей имеющих интеллектуальные нарушения;

· диагностировать внутрисемейные отношения, определять неблагополучные семьи;

· знают возрастные особенности детей и индивидуальные особенности, вызванные нарушением;

· могут составлять консультации по воспитанию детей разных возрастных групп для родителей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

По курсу «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей с ОПФР»

№ п/п Главы и темы лекций Кол-во часов
дневное заочное
л   п с л п с
Глава 1. Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии
Тема: Ведение, предмет, задачи и методы семейного воспитания        
Тема: Семья как историческое и социальное явление      
Тема: Значение семейного воспитания в системе формирования личности человека      
Особенности взаимодействия в семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии    
Глава 2. Диагностика семейных взаимоотношений в семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Тема: Методы изучения семьи      
Глава 3. Воспитание в семье ребенка с интеллектуальной недостаточностью
Тема: Особенности воспитания детей раннего возраста с ОПФР.    
Тема: Специфика методов воспитания в семье дошкольников с интеллектуальной недостаточностью      
Тема: Особенности воспитания в семье младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью        
Тема: Своеобразие воспитания в семье подростков с умственной отсталостью      
Тема: Сексуальность и умственная отсталость    
  всего 2/4


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Глава I. Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 7. Контрольная работа.

Выполнение письменного задания. Преподаватель может выбирать тестовое задание или контрольные вопросы по вариантам.

Примерные варианты контрольных вопросов:

Вариант 1.

1. Системный подход в изучении проблем семьи, структура семьи.

2. Нарушение взаимодействий между супругами и их влияние на детей с интеллектуальной недостаточностью.

3. Ранняя комплексная помощь детям с ОПФР и родителям.

Вариант 2.

1. Типы и функции семьи.

2. Особенности семейного воспитания.

3. Особенности использования методов воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Вариант 3.

1. Стили семейного воспитания.

2. Организация развивающей среды в семье

3. Девиантное поведение подростков с умственной отсталостью.

Вариант 4.

1. Жизненный цикл семьи воспитывающей ребенка с ОПФР.

2. Взаимодействие общественного и семейного воспитания в Республике Беларусь.

3. Этапы сексуального развития детей.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Особенности семейного воспитания в белорусской семье.

2. Влияние религии на воспитание в семье.

3. Кодекс о семье и браке в Республики Беларусь.

4. Родительский авторитет.

5. Методы семейного воспитания.

6. Детская ложь и средства ее предупреждения.

7. Система помощи семьям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии за рубежом.

8. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью в семье.

9. Семейный алкоголизм. Пути помощи.

10. Значение любви в супружеских отношениях.

11. Неблагополучная семья.

12. Роль материнства в жизни женщины.

13. Роль отцовства в жизни мужчины.

14. Социальный статус родительства и повышение педагогической культуры родителей.

15. Половое воспитание подростков с интеллектуальной недостаточностью в семье.

16. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков.

17. Насилие в семье.

18. Воспитание в условиях детского дома семейного типа.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Подобрать восемь пословиц и поговорок о воспитании детей.

2. Описать обряд или праздник из белорусских традиций с участием детей.

3. Составить консультации для родителей по следующим темам:

· Развитие коммуникативной сферы детей раннего возраста.

· Необходимость физического развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

· Значение игры для детей дошкольного возраста.

· Формирование взаимоотношений у подростков.

· Роль родительского примера в воспитании подростков с умственной отсталостью.

4. Составить цикл бесед и практических рекомендаций для родителей по теме «Как провести детский праздник».

5. Составить рекламный проспект по оказанию ранней комплексной помощи.

6. Эссе «Традиции в моей семье».

7. Сочинении – рассуждение «Равноправие супругов в современной семье» или «Необходима ли любовь при создании семьи?».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Тема 1. Составление представление на книги и периодические издания посвященные вопросам семейного воспитания.

Задание:

· Составить отзыв на книгу;

· Составить представление газеты или журнала посвященных вопросам семейного воспитания

Оценка проводится по анализу письменных работ, которые предоставляют студенты.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет и задачи семейного воспитания детей с особенностями развития

2. Методы семейного воспитания

3. Системный подход в изучении проблем семьи, структура семьи.

4. Модели семейных взаимоотношений.

5. Типы и функции семьи.

6. Жизненный цикл семьи воспитывающей ребенка с ОПФР.

7. Взаимоотношения государства и семьи.

8. Нарушение взаимодействий между супругами и их влияние на детей с интеллектуальной недостаточностью.

9. Стили семейного воспитания.

10. Родительские установки.

11. Свойства родительской позиции.

12. Отношение родителей к дефекту ребенка.

13. Особенности семейного воспитания.

14. Основные подходы к вопросу взаимодействия семейного и общественного воспитания.

15. Направления социальной политики в отношении семьи и детства в 60-х, 70-х годах ХХ века.

16. Современные направления во взаимодействии общественного и семейного воспитания Республике Беларусь.

17. Генетическое консультирование в системе планирования рождения ребенка.

18. Ранняя комплексная помощь детям с ОПФР и родителям.

19. «Родительская школа».

20. Основные направления в развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

21. Особенности использования методов воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

22. Организация развивающей среды в семье

23. Актуальные проблемы подросткового возраста.

24. Девиантное поведение подростков с умственной отсталостью.

25. Типы реакций у подростков при девиантном поведении.

26. Особенности методов воспитания подростков с умственной отсталостью.

27. Виды насилия в семье.

28. Этапы сексуального развития детей.

29. Реализация сексуальных потребностей детей с интеллектуальной недостаточностью.

30. Сексуальное развитие и половое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.

31. Нарушения сексуального развития.

32. Современные подходы к изучению семьи.

33. Изучение семейного опыта воспитания.

34. Диагностика восприятия семьи ребенком.

35. Модели работы с семьей.

36. Основные направления в работе специалиста с семьей воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

37. Родительский авторитет.

38. Типы неблагополучных семей.

39. Материнство и его особенности в воспитании ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

40. Роль отцовства в семейном воспитании.

41. Влияние религии на семейное воспитание.

42. Воспитание детей в условиях семейного детского дома

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. – М.: «КСП», 1997

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1985

3. Буянов М.И. ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. – М., 1988

4. Дружинина В.Н. Психология семьи. – М., 1996

5. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1988

6. Киреева Л.А., Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. – М., 1986

7. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.,1983

8. Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. – М.,1972

9. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М., 1996

10. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992

11. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004

12. Психолого-педагогический проблемы семейного воспитания на различных этапах его развития. – Л.,1986

13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании, - М.: «Владос», 1996

14. Семейное неблагополучие и социализация детей / Проблемы коррекционно-диагностической консультативной помощи семье / под ред. Л.М. Сизанова. – М., 1988

15. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.З. Столина. – М., 1989

16. Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. – М., 1967

17. Тингей-Михаэлис Керол Дети с недостатками развития / пер. с англ. – М., 1988

18. Хоменауская Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1993

19. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психология. – М., 1990

Дополнительная

1. Бауэр Т. Психологическое развитие младенца / пер с англ. – М., 1985

2. В помощь родителям умственно отсталых детей, находящихся в домах-интернатах: Метод. рекомендации. Н.Ф. Дементьева и др. – М., 1986

3. Ваш ребенок / под ред. И.И. Гребешковой. – М., 1990

4. Гузеев Г.Г. Общая диагностическая модель поведения семьи в процессе консультирования // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей / под ред. И.Т. Власенко. – М., 1990

5. Левкович В.И. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка // Психология личности и образ жизни. – М., 1987

6. Маллер А.Г. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология № 5, 1995

7. Популярная психология для родителей / под ред. А.А. Бодалева. – М., 1988

8. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. – М., 1974

9. Энциклопедия психологических тестов /сост. Книгина И.В. – М.: «Арнадия», 1997

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. Ошибка! Закладка не определена.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ... 7

Тема 1. Введение, предмет, задачи и методы семейного воспитания. 7

Тема 2. Семья как социальное и историческое явление. 8

Тема 3. Значение семейного воспитание в системе формирования личности человека. 9

Тема 4. Особенности взаимодействий, в семье воспитывающей ребенка с отклонениями развития. 10

Тема 5. Методы изучения семьи. 11

Тема 6. Особенности воспитания ребенка раннего возраста с ОПФР.. 12

Тема 7. Специфика методов воспитания в семье дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.. 13

Тема 9. Своеобразие воспитания в семье умственно отсталого подростка. 15

Тема 10. Сексуальность и умственная отсталость. 15

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.. 17

Тема 1. Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.. 17

Тема 2 . Особенности взаимодействий, в семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.. 18

Тема 3. Особенности воспитания в семье ребенка раннего возраста с ОПФР.. 19

Тема 4. Специфика методов воспитания дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в семье. 19

Тема 5. Особенности воспитания в семье подростка с умственной отсталостью. 21

Тема 6. Сексуальное развитие и интеллектуальная недостаточность. 22

Тема 7. Контрольная работа. 23

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.. 24

ПРАКТИЧЕСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.. 24

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ.. 25

Тема 1. Составление представление на книги и периодические издания посвященные вопросам семейного воспитания. 25

Тема 2. Составление характеристики семейных взаимоотношений в семье. 26

Тема 3. Проведение дискуссионного «аквариума» по теме «Насилие в семье». 26

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.. 27

ЛИТЕРАТУРА.. 29

С.А. Глуховская

СЕМЕЙНАЙ ПЕДАГОГИКА И ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ

Наши рекомендации