Дошкольное и семейное воспитание в педагогике П.Ф. Каптерева
Придавал большое значение семейному воспитанию, издавал Энциклопедию семейного воспитания.
Воспитание ребенка должно начинаться с момента его рождения.
Систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребенка — важнейшая задача первоначального воспитания.
Рекомендовал использовать «дары Фре-беля»: цветные мячи, шар, цилиндр, различные треугольники и папочки.
Сумел правильно оценить пед. и общественное значение детских садов и ратовал за их распространение.
В развитии ребенка большое место отводил играм, особенно совместным.
Товарищество — важнейшее условие детских игр.
Детский сад не снимает с родителей ответственности за воспитание детей.
Необходима «живая» связь семьи с общественными организациями.
Родителей и воспитателей следует просвещать в вопросах психологии, педагогики и гигиены.
48. Основополагающие документы о становлении и развитии образования и воспитания в Республике Беларусь на современном этапе.
Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах(закон):
• приоритетности образования;
• обязательности общего базового образования;
• осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;
• доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;
• преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;
• национально-культурной основы образования;
• приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
• научности;
• экологической направленности образования;
• демократического характера управления образованием;
• светского характера образования.
Основные цели и задачи реформы общеобразовательной школы:
1. повышение уровня обязательного образования;
2. равенство прав на получение образования;
3. обеспечение реального учёта способностей и склонностей каждого ученика;
4. создание эффективной системы патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания школьников;
5. обеспечение гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса.
Развитие революционно-демократических идей в 60-90 гг. XIX века. Н.Т. Чернышевский, H. А. Добролюбов, К. Калиневский -представители белорусского революционно-демократического движения в Беларуси.
50. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века. (Основные направления реформы школы и государственной молодежной политики в РБ на современном этапе).
Совершенствование общеобразовательной школы будет проходить по следующим направлениям:
· организационная структура;
· содержание образования;
методика обучения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТУПЕНЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Преемственность ступеней школьного образования
Новая модель общеобразовательной школы включает в себя 3 ступени
1-4 годы обучения (подготовительный-1-3 классы) — начальное общее образование;
5-10 годы обучения (4-9 классы) — основное (базовое) общее образование;
11-12 годы обучения (10-11 классы) — полное среднее общее образование.
Цели и содержание деятельности на каждой из ступеней школы отражают как организационно-структурную, так и содержательную основу системности построения образования в стране.
Содержание, объем учебной нагрузки, уровень и качество подготовки обучающихся на ступенях дошкольного, начального, основного (базового) и полного общего среднего образования будут определяться системой преемственно связанных государственных стандартов и образовательных программ.
В основу обеспечения преемственности между ступенями образования в целях, содержании, методах, формах и средствах обучения и воспитания положены следующие возрастные периоды развития: дошкольное детство — до 6 лет, период отрочества — 6-11 лет, подростковый — 11-15 лет и ранний юношеский возраст— 15-18 лет. В соответствии с психологическими и возрастными особенностями детей и подростков на каждой возрастной ступени триединые цели обучения, воспитания и развития учащихся, содержание образования и технологии обучения уточняются и конкретизируются адекватно выделенным ступеням образования и их целевым функциям.
В то же время традиции развития отечественной системы образования, сложившиеся культурные стереотипы, социально-экономические преобразования в стране и существующая перегрузка учащихся в школе требуют увеличения сроков обучения в основной (базовой) школе до 16 лет.
В программе выделены 12 основных этапов реформирования общеобразовательной школы. Двенадцатый этап приходится на 2008/09 уч. год. Разделим 12 этапов на 3 объемных этапа:
- нормативно-законодательный(1996-2000г.) (научно-методическое обеспечение реформы, законы, концепции, программы, планы)
- организационно-внедренческий (2001-2005) (новые программы, новые учебники, методики, технологии)
- завершающий этап (2005-2009) (диагностика, корректировка, доработка, оценка результатов реформы, преобразование всей системы образования) Принципы национальной системы образования:
- гуманизация и демократизация образования;
- доступность
- равенство прав граждан на получение образования;
- единство образовательных и воспитательных задач;
- обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- преемственность между уровнями и ступенями образования;
- опора на отечественные традиции и международный опыт развития образования.
·
51. Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь.
В ходе распада СССР в начале 90-х школа в Беларуси, как и в других странах бывшего Советского Союза школа, образование приходило во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. В образовательной системе "детский сад - школа - вуз", несоответствие между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания выражалось в следующих недостатках:- невостребованность в практической жизни знаний, навыков и умений, получаемых в школе;
- отсутствие у выпускников школы умений и готовности к быстрой адаптации к изменяющимся социально- экономическим условиям развития общества;
- завышенные требования учебных программ, отсутствие учета индивидуальных запросов и возможностей личности;
- чрезмерная учебная нагрузка со всеми вытекающими негативными последствиями для развития и здоровья школьников;
- устаревшие технологии обучения школьников, построенные на принципах авторитарной педагогики;
- неэффективная система оценки знаний, развития способов деятельности и качеств личности.
Назрела необходимость устранения недостатков, реформирования общеобразовательной системы. В 1991г. РБ принимается Закон " Об образовании в Республике Беларусь" В нем четко формулируются принципы государственной политики в области образования, цель и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся и студентов, финансирование системы образования. (В 2002г Закон уточняется и дополняется в связи с новыми реалиями и потребностями национальной системы образования). В соответствии с Законом разрабатывается концепция реформы общеобразовательной средней школы. В соответствии с Концепцией реформы общеобразовательной средней школы (1996г.) разработана программа ее реализации. Она содержит основные этапы реформирования общеобразовательной школы, организационно- управленческое и ресурсное обеспечение реформы, основные направления развития ступеней общего среднего образования. Структура Программы, ее содержание обусловлены основной целью реформы: перевод общеобразовательной школы на качественно новый уровень, личностно-гуманистическая ориентация образования при сохранении лучших достижений советской школы, творческом использовании мирового опыта. Осуществление реформы связано с реализацией задач национальной системы образования:
- сохранение и развитие лучших традиций национальной системы образования;
- интеграция системы образования с наукой и культурой;- формирование обучающей и воспитательной системы, отвечающей задачам нового этапа развития общества;- разработка принципов совершенствования системы образования в РБ.
Реализация реформы обусловлена так же необходимостью решения следующих практических задач:
- переход на 12-летний срок обучения, что предполагает обучение детей с 6-летнего возраста и введение новой структуры общеобразовательной средней школы;
- разработка и внедрение нового учебного плана, обеспечивающего высокий уровень образования при снижении учебной нагрузки школьников;
- трансформация содержания школьного образования на основе оптимального сочетания фундаментальности и практической направленности учебного материала;
- обеспечение разноуровневого, вариативного обучения учащихся учетом их индивидуальных возможностей и способностей;
- обеспечение широкой дифференциации обучения на 3 (старшей) ступени средней школы;
- разработка, апробация и внедрение новой системы оценки знаний учащихся;
- создание системы воспитания, основой которой является воспитание у детей и молодежи чувства патриотизма и гражданственности.