Дошкольное и семейное воспитание в педагогике П.Ф. Каптерева

Придавал большое значение семейному воспитанию, издавал Энциклопедию семейного воспитания.

Воспитание ребенка должно начинаться с момента его рождения.

Систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребенка — важнейшая задача первоначального воспитания.

Рекомендовал использовать «дары Фре-беля»: цветные мячи, шар, цилиндр, различные треугольники и папочки.

Сумел правильно оценить пед. и общественное значение детских садов и ратовал за их распространение.

В развитии ребенка большое место отводил играм, особенно совместным.

Товарищество — важнейшее условие детских игр.

Детский сад не снимает с родителей ответственности за воспитание детей.

Необходима «живая» связь семьи с общественными организациями.

Родителей и воспитателей следует просвещать в вопросах психологии, педагогики и гигиены.

48. Основополагающие документы о становлении и развитии образования и воспитания в Республике Беларусь на современном этапе.

Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах(закон):

• приоритетности образования;

• обязательности общего базового образования;

• осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

• доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

• преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

• национально-культурной основы образования;

• приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

• научности;

• экологической направленности образования;

• демократического характера управления образованием;

• светского характера образования.

Основные цели и задачи реформы общеобразовательной школы:

1. повышение уровня обязательного образования;

2. равенство прав на получение образования;

3. обеспечение реального учёта способностей и склонностей каждого ученика;

4. создание эффективной системы патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания школьников;

5. обеспечение гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса.

Развитие революционно-демократических идей в 60-90 гг. XIX века. Н.Т. Чернышевский, H. А. Добролюбов, К. Калиневский -представители белорусского революционно-демократического движения в Беларуси.

50. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века. (Основные направления реформы школы и государственной молодежной политики в РБ на современном этапе).

Совершенствование общеобразовательной школы будет проходить по следующим направлениям:

· организационная структура;

· содержание образования;

методика обучения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТУПЕНЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Преемственность ступеней школьного образования

Новая модель общеобразовательной школы включает в себя 3 ступени

1-4 годы обучения (подготовительный-1-3 классы) — начальное общее образование;

5-10 годы обучения (4-9 классы) — основное (базовое) общее образование;

11-12 годы обучения (10-11 классы) — полное среднее общее образование.

Цели и содержание деятельности на каждой из ступеней школы отражают как организационно-структурную, так и содержательную основу системности построения образования в стране.

Содержание, объем учебной нагрузки, уровень и качество подготовки обучающихся на ступенях дошкольного, начального, основного (базового) и полного общего среднего образования будут определяться системой преемственно связанных государственных стандартов и образовательных программ.

В основу обеспечения преемственности между ступенями образования в целях, содержании, методах, формах и средствах обучения и воспитания положены следующие возрастные периоды развития: дошкольное детство — до 6 лет, период отрочества — 6-11 лет, подростковый — 11-15 лет и ранний юношеский возраст— 15-18 лет. В соответствии с психологическими и возрастными особенностями детей и подростков на каждой возрастной ступени триединые цели обучения, воспитания и развития учащихся, содержание образования и технологии обучения уточняются и конкретизируются адекватно выделенным ступеням образования и их целевым функциям.

В то же время традиции развития отечественной системы образования, сложившиеся культурные стереотипы, социально-экономические преобразования в стране и существующая перегрузка учащихся в школе требуют увеличения сроков обучения в основной (базовой) школе до 16 лет.

В программе выделены 12 основных этапов реформирования общеобразовательной школы. Двенадцатый этап приходится на 2008/09 уч. год. Разделим 12 этапов на 3 объемных этапа:

- нормативно-законодательный(1996-2000г.) (научно-методическое обеспечение реформы, законы, концепции, программы, планы)

- организационно-внедренческий (2001-2005) (новые программы, новые учебники, методики, технологии)

- завершающий этап (2005-2009) (диагностика, корректировка, доработка, оценка результатов реформы, преобразование всей системы образования) Принципы национальной системы образования:

- гуманизация и демократизация образования;

- доступность

- равенство прав граждан на получение образования;

- единство образовательных и воспитательных задач;

- обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- преемственность между уровнями и ступенями образования;

- опора на отечественные традиции и международный опыт развития образования.

·

51. Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь.

В ходе распада СССР в начале 90-х школа в Беларуси, как и в других странах бывшего Советского Союза школа, образование приходило во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. В образовательной системе "детский сад - школа - вуз", несоответствие между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания выражалось в следующих недостатках:- невостребованность в практической жизни знаний, навыков и умений, получаемых в школе;

- отсутствие у выпускников школы умений и готовности к быстрой адаптации к изменяющимся социально- экономическим условиям развития общества;

- завышенные требования учебных программ, отсутствие учета индивидуальных запросов и возможностей личности;

- чрезмерная учебная нагрузка со всеми вытекающими негативными последствиями для развития и здоровья школьников;

- устаревшие технологии обучения школьников, построенные на принципах авторитарной педагогики;

- неэффективная система оценки знаний, развития способов деятельности и качеств личности.

Назрела необходимость устранения недостатков, реформирования общеобразовательной системы. В 1991г. РБ принимается Закон " Об образовании в Республике Беларусь" В нем четко формулируются принципы государственной политики в области образования, цель и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся и студентов, финансирование системы образования. (В 2002г Закон уточняется и дополняется в связи с новыми реалиями и потребностями национальной системы образования). В соответствии с Законом разрабатывается концепция реформы общеобразовательной средней школы. В соответствии с Концепцией реформы общеобразовательной средней школы (1996г.) разработана программа ее реализации. Она содержит основные этапы реформирования общеобразовательной школы, организационно- управленческое и ресурсное обеспечение реформы, основные направления развития ступеней общего среднего образования. Структура Программы, ее содержание обусловлены основной целью реформы: перевод общеобразовательной школы на качественно новый уровень, личностно-гуманистическая ориентация образования при сохранении лучших достижений советской школы, творческом использовании мирового опыта. Осуществление реформы связано с реализацией задач национальной системы образования:

- сохранение и развитие лучших традиций национальной системы образования;

- интеграция системы образования с наукой и культурой;- формирование обучающей и воспитательной системы, отвечающей задачам нового этапа развития общества;- разработка принципов совершенствования системы образования в РБ.

Реализация реформы обусловлена так же необходимостью решения следующих практических задач:

- переход на 12-летний срок обучения, что предполагает обучение детей с 6-летнего возраста и введение новой структуры общеобразовательной средней школы;

- разработка и внедрение нового учебного плана, обеспечивающего высокий уровень образования при снижении учебной нагрузки школьников;

- трансформация содержания школьного образования на основе оптимального сочетания фундаментальности и практической направленности учебного материала;

- обеспечение разноуровневого, вариативного обучения учащихся учетом их индивидуальных возможностей и способностей;

- обеспечение широкой дифференциации обучения на 3 (старшей) ступени средней школы;

- разработка, апробация и внедрение новой системы оценки знаний учащихся;

- создание системы воспитания, основой которой является воспитание у детей и молодежи чувства патриотизма и гражданственности.

Наши рекомендации