Цель воспитания как система целей
Ответ на эти конкретные вопросы заключается в том, что наряду с общей целью воспитания, целью-идеалом должна существовать в воспитании еще индивидуальная цель для каждого воспитанника. У каждого человека свои возможности, свои устремления, своя судьба. Но тем не менее он — член общества, и его подчиненность обществу, зависимость его благополучия от его общественного положения — факт неоспоримый. Поэтому гармоничное сочетание общей и личной (индивидуальной) цели есть важное условие решения проблемы цели воспитания в педагогике.
Есть еще два обстоятельства, имеющие важное значение в решении этой проблемы. Первое состоит в том, что в течение жизни человека цель формирования его личности не может быть неизменной: одно дело — воспитывать младенца, другое — подростка, третье — взрослого человека. Даже если не меняются за это время общественные идеалы, нельзя не видеть разницы в целях воспитательной работы в зависимости от возраста воспитуемого, уровня сформированности его личности.
Суть второго заключается в том, что достижение цели (как идеала и как индивидуальной) складывается из разнообразных деятельностей различных воспитателей и целых организаций: семьи, учебно-воспитательных заведений, отдельных учителей. У каждого из них есть конкретная цель: изучение биологии, например, и экологическое воспитание на этой основе, или изучение основ изобразительного искусства и осуществление художественного образования как важнейшей части эстетического воспитания и т. п. Конечно, каждый квалифицированный воспитатель понимает роль и место своей деятельности в системе всей работы по достижению общественного идеала и выполняет ее именно как часть работы, тесно связанной с деятельностью других воспитателей. Однако его цель все-таки конкретна, если деятельность профессиональна.
Кроме того, конкретная цель деятельности воспитателя (учи-Теля) в структуре своей содержит ряд частных целей (задач): изучение курса, крупного раздела учебной дисциплины, отдельного занятия, урока, воспитательного мероприятия и т.д.
Таким образом, мы имеем дело с системой целей, с определенной иерархической структурой:
общая цель воспитания;
Цель воспитания детей определенного возраста;
цель воспитательной деятельности учебно-воспитательного заведения;
цель изучения отдельной учебной дисциплины, проведения воспитательной работы определенной направленности;
воспитательные цели отдельных занятий или мероприятий.
Т.А.Ильина рассматривала три вида целей:
1) общая, или генеральная, цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности (указывает общее направление деятельности всех учебно-воспитательных учреждений общества, характер педагогической деятельности вообще);
2) педагогические цели на определенном этапе формирования личности;
3) оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного урока или воспитательного мероприятия.
У других исследователей есть иные разделения целей воспитания по группам.
Система целей воспитания
Общая цель воспитания
\
Цели воспитания людей преклонного, врзраста
Цели воспитания подростков и старших школьников
.7
Цели воспитания дошкольников
ч^
§3. Всестороннее гармоническое развитие личности как цель воспитания
Человеку присуще стремление к счастью и свободе. Поэтому общественный идеал личности всегда связывался с этими понятиями. Но что необходимо для счастья человека? При каких действиях он чувствует себя свободным? Для педагогики эти вопросы важны тем, что ответы на них раскрывают содержание цели воспитания, следовательно, и содержание самого воспитания в значительней мере.
философия дает ответы на вопросы о сущности счастья и свободы, но единого учения об этических категориях в философии, как и в других науках, нет.
Древнейшие философы считали, что целью воспитания должно быть формирование гармонично развитой личности, центральными качествами которой являются мудрость, здоровье, благородство. В «Диалогах» Платона мы находим утверждение, что счастливым может быть только человек мудрый. Мудрость же не только в философских рассуждениях, но и в правильном использовании вещей на основе знания, сочетающегося с умением что-то делать и пользоваться сделанным. Мудрости можно научиться, она не придет сама собой (см.: Платон. Диалоги. — М., 1986. — С. 113-135).
Мудрыми, а значит, и счастливыми могут быть и мастер игры на флейте, и грамматик (мастер написания и прочтения текстов), и искусный кормчий, военачальник, врач и плотник. Трудолюбие как способность завершить избранное дело, как добровольная терпеливость и безупречная способность к труду тоже должны быть присущи человеку (см. там же. — С. 429).
Гармоничное развитие духовных и физических способностей человека, в котором древние отдавали предпочтение духовному (у Аристотеля мышление человека есть высшее блаженство, радость жизни), составляло цель воспитания. Ее достижению служило обучение детей, которое развивало зрение и слух, пластичность тела, способность рассуждать, делать вычисления, укрепляло силу воли и т.п. Культ красоты, гармонии во всем, царивший в Древней Греции, был основой идеи гармонии физических и ду-х°вных качеств, совпадающей с понятием добра как цели воспитания.
В Средние века почти повсеместно на Земле господствовала подчинения и служения человека Богу. В значительной мере ^а в несколько измененном виде сохранилась и до нашего вре-
еНи. Различные религиозные учения — буддизм, магометанство, Рйстианство, иудаизм и т.д. — имеют свои особенности. Общим
я Них в отношении цели воспитания является подчинение по-
мыслов и дел человеческих служению Богу. Воспитание кн сформировать такую личность, которая все свои мысли и дел° посвятила бы служению Господу и подготовке к вечной Жизни на небесах после перехода в другой мир. Счастье подлинное — в вечной жизни. Земная жизнь — лишь подготовка к ней. И она определена божественным проведением. Смирение, посвящение дел своих церкви, усердие в исполнении религиозных обрядов стойкость в вере и отстаивании ее интересов, надежда на божественную помощь, спасение и понимание неотвратимости наказания за грехи. На этих положениях основано воспитание во всех религиозных школах.
В эпоху Возрождения поэты и художники (Данте, Рафаэль и др.) вновь обращаются к идее человека, возвышению его роли в обществе, провозглашению безграничных возможностей воли и разума личности в противовес учению об аскетизме и подчинении церкви. Великие географические открытия в астрономии и биологии дали мощный толчок развитию философии зарождающейся буржуазии — философии активного преобразования мира, инициативы, предприимчивости, индивидуальной ответственности.
В этот период наблюдается возвращение к идее гармоничного развития личности, которая в окончательном и философ-ско-педагогическом варианте была сформулирована К. Марксом. Он наиболее полно раскрыл суть буржуазных общественно-экономических отношений и проанализировал место личности в капиталистическом обществе. В дальнейшем учение о всестороннем и гармоничном развитии личности было развито советскими педагогами (Н. К. Крупская, А. В.Луначарский, А.С. Макаренко, В. С. Сухомлинский и др.).
Обосновывается необходимость всестороннего и гармоничного развития личности тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в экономике всестороннее развитие личности каждого члена общества становится не благим пожеланием, а объективной потребностью. С одной стороны, эта необходимость обусловлена высокими требованиями технико-экономического развития к личностным качествам человека, а с другой — потребностью самого человека во всестороннем развитии своих задатков с целью приспособления (выживания) в условиях борьбы за существование в быстро изменяющемся мире техники и общественных отношений.
Личностно-психологической основой этой цели является ес' тественное стремление человека к совершенствованию и совер' шенству.
Это справедливо считается необходимой основой для послеДУ' ющего освоения любой специальности.
г
§4. Общая и индивидуальные цели воспитания
В конце 80-х — начале 90-х годов в нашей стране идея всестороннего развития личности как общей цели воспитания была подвергнута критике. Основным возражением против нее было то, ,^0 нельзя обеспечить всестороннее развитие всех детей, каждого ребенка, вообще нельзя ставить какую-то единую для всех цель. Ставить общую цель — значит стремиться к усреднению, стандартизации людей.
Эти возражения имеют основания, но только в том случае, если воспитатели забывают о сочетании общей цели с индивидуальной. Каждый человек стремится к своей цели, и даже в плане своего профессионального будущего он индивидуален. Однако эта индивидуальность должна строиться на общих (общественных) основах.
Великий немецкий педагог XIX в. А.Дистервег справедливо подчеркивал, что общие основы должны быть заложены для всякой будущей специальности: сначала человек, а потом гражданин и товарищ по профессии, а не наоборот. Основа всякого образования — общечеловеческая, общая для всех детей земного шара, писал он. И с этим нельзя не согласиться в наше время, когда особенно актуальны тесная связь и взаимная зависимость развитая всех наций и народов мира, их общая ответственность за благополучие и само существование человечества.
Необходимо хорошо представлять себе и еще одно чрезвычайно важное обстоятельство: идея всестороннего развития не означает требования знать и уметь все на самом высоком (или хотя бы среднепрофессиональном) уровне.
Речь идет об общей, но достаточно уверенной ориентации каждого человека во всех сферах общественной жизни и практической деятельности людей. Это необходимо прежде всего в его собственных интересах. Уровень этой ориентации не остается неизменным. Он повышается с развитием науки, техники, социально-экономических отношений. Конкретизируется этот уровень и в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанника, его способностей в определенных видах интеллектуальной и практической деятельности.
Конкретизация общей цели на уровне индивида означает глав-Чьщ образом выявление его природных задатков, того, чем он отличается от других людей, в чем он сможет в наибольшей мере "Роявить себя. В принципе выявление этих задатков возможно лишь
Процессе «опробования», испытания индивида в разных видах ^еятельности, т. е. в процессе первоначального всестороннего раз-Ития его личности.
^ В Дальнейшем по мере выявления задатков может быть поставка индивидуальная цель их развития.
И
В каком возрасте могут быть выявлены эти задатки и поставде на индивидуальная цель? Задатки некоторых способностей прояв~ ляются достаточно рано, еще в дошкольном возрасте. Напримеп музыкальные способности, математические, некоторые спортив.! ные и т.д. Однако многие способности, необходимые для успещ.. ного исполнения большинства профессиональных обязанностей проявляются и развиваются позже — лет в 14—16, а иногда и в более старшем возрасте.
Особенно это относится к способностям, необходимым ддя так называемых гуманитарных профессий (учитель, врач и др.) Лишь в старших классах в отношении большинства школьников становится возможной постановка обоснованной конкретной цели воспитания как формирования личности, имеющей вполне определенную направленность деятельности, будущего члена определенного профессионального сообщества с присущими ему особенностями.
Подводя итоги изложению того, какой же должна быть цель воспитания — общей, приближающей каждого к общечеловеческому идеалу, или индивидуальной, обеспечивающей сохранение неповторимости каждого человека, можно привести рассуждение известного русского социолога начала XX в. П. Сорокина: «Требование равного распределения интеллектуально-моральных благ вовсе не равносильно требованию «абсолютного равенства».
Последнее было бы дано, если бы я сказал, что раз X знает санскрит, его должны знать и все остальные, раз Узнает теорию дифференциалов, ее должны знать и все сочеловеки. Интеллектуальное равенство мыслится как обладание более или менее одинаково развитым логико-мыслительным аппаратом, а не обладание одинаковыми познаниями.
Познания могут быть различны. Одному человеку нельзя знать всего. Это и вредно, и невозможно. Но можно и должно каждому владеть всеми логическими и научными предметами, при наличии которых он мог бы «перерабатывать» любую «интеллектуальную пищу».
Задача всякого обучения именно к этому и сводится прежде всего, а не к обогащению памяти всевозможными сведениями. Раз такой аппарат дан — потенциально дана возможность овладеть любой отраслью знания, а следовательно, и взаимное умственное равенство и умственная независимость. Дело каждого уже выбрать себе любую сферу знания и работать над ее проблемами...
То же применимо и к моральному равенству. И оно не обозначает того, что раз во имя долга я перевязываю раны сифилитикам, то же обязаны делать все. Нет! Форм проявления альтруй31^ бесконечно много, и каждый может и должен здесь делать то, чТ° соответствует его склонностям. Важно только, чтобы все повеДе
нце в целом вызывалось и соответствовало заповедям действи-теЛьной любви...
Сама история и жизнь ведут к указанным формам равенства. Правда, полное умственно-моральное уравнение — предел, абсо-дютный идеал, который, быть может, никогда не будет достигнут, fjo вместе с тем несомненно, что историческое колесо вертится именно в этом, а не в ином направлении» (Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. — М., 1992. — С. 265).
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте понимание цели воспитания как педагогической проблемы.
2. Охарактеризуйте основые цели воспитания.
3. Проанализируйте соотношение цели воспитания и потребностей общества и личности.
4. Покажите значение успешного целеполагания для осуществления целостного педагогического процесса.
5. Как соотносятся в цели воспитания общечеловеческие, национальные и личностные ценности?
6. Покажите взаимосвязи цели воспитания и задач профессионально-личностного развития специалиста.
ГЛАВА 19. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
§ 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассив-Ное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Понятие «воспитание» — одно из ведущих в педагогике. Оно Употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание прак-^ески отождествляется с социализацией. Воспитание в узком с^Ысле — это специально организованная деятельность педагогов
воспитанников по реализации целей образования в условиях ^едагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае воспитательной работой.
Виды воспитания классифицируются по разным основания Наиболее обобщенная классификация включает в себя умстве ное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависи мости от различных направлений воспитательной работы в обп зовательных учреждениях выделяют гражданское, политической интернациональное, нравственно-этическое, эстетическое, тру' довое, физическое, правовое, экологическое, экономическое вое питание.
По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях1. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание.
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.
Уже в период Средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления -подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону»; управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемам11 управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказанй и запрещения.
Как выражение протеста против авторитарного воспитанй возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж- РУС ' Он и его последователи призывали уважать в ребенке т
1 См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. С. 165.
• Т.
человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Эта теория также нашла своих ^следователей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние Я на отечественную педагогику.
Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 20-х годов XX в. ориентировали педагогов ла гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления.
Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференциации обучения и воспитания. Устремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание всего мира. Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался недолго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его к заданному шаблону, авторитаризм педагогов.
Преодоление этих недостатков требует разработки гуманистической концепции воспитания.
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.
В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.
Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на Себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно две стороны самосозидания.
Самость как отражение внутреннего плана развития личности, Прежде всего психофизического, характеризует глубину индивидуальности личности. Она обусловливает развитие личности от элементарных моментов ее жизнедеятельности до сложных пси-^ческих состояний, которые осуществляются с помощью самопознания, саморегуляции и самоорганизации.
Социумность отражает внешний план развития личности, и
%ежде всего социальный. Она имеет такие параметры, как широ-
а и высота восхождения личности к социальным ценностям,
°РМам, обычаям, степень ориентации в них и уровень приобре-
тенных на их основе личностных качеств. Социумность достигается с помощью адаптации, самоутверждения, коррекции и реабилитации и проявляется в актах самореализации личности.
Гармония самости и социумности характеризует личность с позиции целостности и всесторонности представлений о ее «я» которое развивается и реализуется во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром. Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития личности.
Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.
В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет его субъект-ности, развитие которой есть цель жизни. Благодаря такой формулировке цели воспитания появляются возможность переосмыслить влияние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества. Следовательно, в современной трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.