Тема 9. Воспитание в целостном педагогическом процессе
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике, которое употребляется в широком и узком смыслах. Воспитание имеет ряд особенностей, отличающих его от процесса обучения. К ним относятся: а) многофакторность воспитания, характеризующая влияние многих объективных и субъективных факторов на процесс воспитания и его конечный результат; б) невозможность получения быстрого результата, т. к. качества личности формируются не так быстро, как знания или умения; в) длительность и непрерывность воспитания; г) комплексность; д) вариативность и неоднозначность результатов.
Существует разнообразие направлений и видов воспитания. Вычленяют умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. По направлениям воспитательной работы в школе выделяются гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. В зависимости от института социализации ребенка выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (релиогиозное) воспитание, воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание. В зависимости от философских оснований воспитания выделяются прагматическое, индивидуалистическое, коллективистское воспитание.
Современные научные представления о воспитании основываются на положениях теорий воспитания. Уже в период средневековья сложилась теория авторитарного воспитанием, которая в различных формах продолжает существовать в настоящее время. Теория свободного воспитания, выдвинутая французским просветителем Ж. Ж. Руссо в XVIII в., явилась альтернативой авторитарному воспитанию. Основной ее целью явилось стимулирование естественного развития ребенка, воспитание его духовных сил, ведущими принципами - уважение ребенка, признание права на его самостоятельность и свободу выбора поведения. Эта теория нашла широкое распространение в различных странах мира, оказала значительное влияние на отечественную педагогику и практику воспитания конца Х1Х-начала XX вв., в которой были популярны идеи свободного воспитания ребенка (Л. Н. Толстой, К Н. Вентцель и др.).
Система воспитания человека в коллективе и через коллектив (А. С. Макаренко) получила известность в мире как система коммунистического воспитания. Ее задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы были всегда выше личных. Основными показателями успешности воспитания являлись нравственные качества личности: коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, коммунистическая целеустремленность, чувство гордости.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте понятие «воспитание» как специально организованную деятельность по достижению целей образования.
2. Раскройте цели и задачи гуманистического воспитания.
3. Обоснуйте понятие «личность» в концепции гуманистического воспитания.
4. Назовите закономерности и принципы гуманистического воспитания.
5. В чем заключается воспитание базовой культуры личности?
6. Как происходит формирование эстетической культуры студентов.
Список тем эссе
1. Каким я вижу себя педагогом.
2. Каким должен быть современный педагог.
3. Каким должен быть педагог-дизайнер.
4. Приоритетные черты личности педагога-дизайнера.
5. Мой идеал педагога.
Список рефератов
1. История развития педагогики как науки.
2. Связь педагогики с другими науками.
3. Основные методы обучения.
4. Основные формы организации обучения.
1. Педагогическое мастерство.
2. Анализ проблем многоуровневого образования.
3. Современные формы обучения в высших учебных заведениях.
4. Дистанционная форма обучения: особенности и перспективы.
5. Формы и виды контроля обучения.
6. Система воспитания от первобытного общества до настоящего дней.
7. Современная система образования: роль мультимедийных технологий.
8. Развитие творческих способностей у студентов.
9. Воспитание любви к труду в институте.
10. Влияние компьютерных технологий на эффективность познавательного процесса и обучения.
11. Комплексный подход к воспитанию и обучению детей с физическими недостатками.
12. Отличительные особенности систем образования: Швеции, России.
13. Отличительные особенности систем образования: Америки, Франции.
14. Отличительные особенности систем образования: Германии, Японии.
15. Конфликтные ситуации в педагогике и пути выхода из них.
16. Образование будущего: трудности и перспективы.