Тема 2. Отечественный и зарубежный опыт проведения педагогических исследований.
Тема 2.1.Понятие о методологии педагогики и ее уровнях. Философские основания педагогики.
Тема 2.2. Общенаучный уровень методологии педагогики. Конкретно методологические принципы педагогических исследований.
Тема 2.3. Организация педагогического исследования. Система методов и методика педагогического исследования.
Тема 3. Аксиологические основы педагогики.
Тема 3.1. Обоснование новой методологии педагогики.
Тема 3.2. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений.
Тема 3.3. Понятие о педагогических ценностях.
Тема 3.4. Классификация педагогических ценностей.
Тема 3.5. Образование как общечеловеческая ценность.
Тема 4. Актуальные проблемы образования и воспитания.
Тема 4.1. Развитие, социализация и воспитание личности. Развитие личности как педагогическая проблема. Сущность социализации и ее стадии.
Тема 4.2. Воспитание и формирование личности.
Тема 4.3. Роль обучения в развитии личности. Факторы социализации и формирования личности.
Тема 4.4.Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
Тема 5. Виды методов обучения.
Тема 5.1. Формы и методы обучения.
Тема 5.2. Организационные формы и системы обучения.
Тема 5.3. Виды современных организационных форм обучения.
Тема 5.4. Методы обучения. Дидактические средства.
Тема 5.5. Контроль в процессе обучения. Закономерности обучения. Принципы обучения.
Тема 6. Сущность методов воспитания и их классификация.
Тема 6.1. Методы формирования сознания личности.
Тема 6.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.
Тема 6.3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.
Тема 6.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Тема 6.5. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
Тема 7. Целостный педагогический процесс.
Тема 7.1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления.
Тема 7.2. Педагогическая система и ее виды.
Тема 7.3. Общая характеристика системы образования. Сущность педагогического процесса
Тема 7.4. Педагогический процесс как целостное явление. Логика и условия построения целостного педагогического процесса.
Тема 8. Обучение в целостном педагогическом процессе.
Тема 8.1. Обучение как способ организации педагогического процесса. Функции обучения. Методологические основы обучения.
Тема 8.2. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения. Виды обучения и их характеристика.
Тема 8.3. Характеристики основных концепций развивающего обучения. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения.
Тема 9. Воспитание в целостном педагогическом процессе.
Тема 9.1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.
Тема 9.2. Цели и задачи гуманистического воспитания. Личность в концепции гуманистического воспитания. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.
Тема 9.3. Воспитание базовой культуры личности.
Тема 9.4. Формирование эстетической культуры студентов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения дисциплины «Основы педагогики» у студентов происходит осмысление понятия «педагогика», которое имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика - это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика, педагогика отождествления.
Для того чтобы не уклоняться в сторону при объяснении сложных педагогических проблем, примем однозначную трактовку: педагогика означает «педагогическая наука», и только в этом смысле будем употреблять это слово.
Текущая аттестация студентов заочной формы производиться в следующих формах: в межсессионный период – на основе выполнения контрольной работы; во время экзаменационной сессии – в процессе проведения занятий, предшествующих сдаче экзаменов. Написания рефератов и эссе, разбор практических педагогических ситуаций и ответы на вопросы.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в форме экзамена, включает в себя ответы на контрольные вопросы, выполнение практических заданий.
Согласно учебному плану студенты заочной формы 5,4 лет обучения должны сдать экзамен в шестом семестре, студенты заочной формы 3 лет обучения должны сдать экзамен во втором семестре
Обратим внимание, на основные вопросы каждой из изучаемых тем.