Тема 2. Отечественный и зарубежный опыт проведения педагогических исследований.

Тема 2.1.Понятие о методологии педагогики и ее уровнях. Философские основания педагогики.

Тема 2.2. Общенаучный уровень методологии педагогики. Конкретно методологические принципы педагогических исследований.

Тема 2.3. Организация педагогического исследования. Система методов и методика педагогического исследования.

Тема 3. Аксиологические основы педагогики.

Тема 3.1. Обоснование новой методологии педагогики.

Тема 3.2. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений.

Тема 3.3. Понятие о педагогических ценностях.

Тема 3.4. Классификация педагогических ценностей.

Тема 3.5. Образование как общечеловеческая ценность.

Тема 4. Актуальные проблемы образования и воспитания.

Тема 4.1. Развитие, социализация и воспитание личности. Развитие личности как педагогическая проблема. Сущность социализации и ее стадии.

Тема 4.2. Воспитание и формирование личности.

Тема 4.3. Роль обучения в развитии личности. Факторы социализации и формирования личности.

Тема 4.4.Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.

Тема 5. Виды методов обучения.

Тема 5.1. Формы и методы обучения.

Тема 5.2. Организационные формы и системы обучения.

Тема 5.3. Виды современных организационных форм обучения.

Тема 5.4. Методы обучения. Дидактические средства.

Тема 5.5. Контроль в процессе обучения. Закономерности обучения. Принципы обучения.

Тема 6. Сущность методов воспитания и их классификация.

Тема 6.1. Методы формирования сознания личности.

Тема 6.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.

Тема 6.3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.

Тема 6.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Тема 6.5. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

Тема 7. Целостный педагогический процесс.

Тема 7.1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления.

Тема 7.2. Педагогическая система и ее виды.

Тема 7.3. Общая характеристика системы образования. Сущность педагогического процесса

Тема 7.4. Педагогический процесс как целостное явление. Логика и условия построения целостного педагогического процесса.

Тема 8. Обучение в целостном педагогическом процессе.

Тема 8.1. Обучение как способ организации педагогического процесса. Функции обучения. Методологические основы обучения.

Тема 8.2. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения. Виды обучения и их характеристика.

Тема 8.3. Характеристики основных концепций развивающего обучения. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения.

Тема 9. Воспитание в целостном педагогическом процессе.

Тема 9.1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.

Тема 9.2. Цели и задачи гуманистического воспитания. Личность в концепции гуманистического воспитания. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.

Тема 9.3. Воспитание базовой культуры личности.

Тема 9.4. Формирование эстетической культуры студентов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины «Основы педагогики» у студентов происходит осмысление понятия «педагогика», которое имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика - это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика, педагогика отождествления.

Для того чтобы не уклоняться в сторону при объяснении сложных педагогических проблем, примем однозначную трактовку: педагогика означает «педагогическая наука», и только в этом смысле будем употреблять это слово.

Текущая аттестация студентов заочной формы производиться в следующих формах: в межсессионный период – на основе выполнения контрольной работы; во время экзаменационной сессии – в процессе проведения занятий, предшествующих сдаче экзаменов. Написания рефератов и эссе, разбор практических педагогических ситуаций и ответы на вопросы.

Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в форме экзамена, включает в себя ответы на контрольные вопросы, выполнение практических заданий.

Согласно учебному плану студенты заочной формы 5,4 лет обучения должны сдать экзамен в шестом семестре, студенты заочной формы 3 лет обучения должны сдать экзамен во втором семестре

Обратим внимание, на основные вопросы каждой из изучаемых тем.

Наши рекомендации