Тема 1. Основные этапы развития педагогики.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель контрольной работы: сформировать у студентов общекультурные компетенции и навыки их реализации в практической деятельности в соответствии с требованиями.
Задачи контрольной работы:
- познакомить студентов со структурой педагогического мастерства, его связью с педагогическим творчеством;
- сформировать представление о профессионально-педагогической культуре преподавателя;
- познакомить с основными методами профессионально-личностного самообразования преподавателя;
- сформировать основы педагогической техники у студентов;
- сформировать умения тактичного и конструктивного разрешения конфликтов.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Основы педагогики» относится к вариативной части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлениям института (бакалавриат) и ООП вуза по направлению подготовки 54.03.01 (072500.62) «Дизайн».
Для освоения данной дисциплины как последующей необходимо знание дисциплин: история, философия, русский язык и культура речи, правоведение.
Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин и практик: психология художественного творчества, деловая этика, психология, история искусств, академический рисунок, академическая живопись, цветоведение и колористика, основы производственного мастерства, история дизайна, науки и техники, история орнамента, декоративная композиция, шрифт, основы теории и методологии дизайн проектирования, учебная практика, производственная практика, производственная (преддипломная) практика.
Требования к результатам освоения дисциплины
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные (ОК), профессиональные (ПК) компетенции:
Код компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | Структурные элементы компетенции | Формы контроля |
ОК-1 | владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | Знать: основания педагогической теории. | контрольные вопросы, реферат |
Уметь: ставить педагогические цели | практические задания | ||
Владеть: основными методиками проведения занятий | практические задания | ||
ОК-6 | стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства | Знать: отечественный и зарубежный опыт проведения и внедрения педагогических исследований в сфере дизайна | контрольные вопросы, реферат |
Уметь: подготавливать и проводить различные типы занятий. | практические задания | ||
Владеть: приемами педагогических исследований в сфере дизайна. | практические задания | ||
ОК-9 | использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы | Знать: актуальные социальные и профессиональные проблемы образования в сфере дизайна | контрольные вопросы |
Уметь: подготавливать и проводить дидактические эксперименты и наблюдения | практические задания | ||
Владеть: приемами, стратегиями проведения занятий | практические задания, экзамен |
Темы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Наименование тем | Распределение часов по темам 5 лет, 4 года / 3 года | З И Ф | Коды компе-тенций | |||
Л | С | СРС | Всего | ||||
I | Основные этапы развития педагогики. | 2/1 | 2/2 | 12/13 | 2/1 | ОК-1,6,9 | |
II. | Отечественный и зарубежный опыт проведения педагогических исследований. | 15/15 | ОК-1,6,9 | ||||
III. | Аксиологические основы педагогики. | 2/1 | 2/2 | 12/13 | 2/1 | ОК-1,6 | |
IV. | Актуальные проблемы образования и воспитания. | 14/14 | ОК-1,6,9 | ||||
V. | Виды методов обучения. | 2/0 | 2/0 | 12/16 | ОК-1,6,9 | ||
VI. | Сущность методов воспитания и их классификация. | 2/0 | 10/12 | ОК-1,6,9 | |||
VII. | Целостный педагогический процесс. | 2/0 | 2/0 | 12/16 | ОК-1,6,9 | ||
VIII | Обучение в целостном педагогическом процессе. | 16/16 | ОК-1,6,9 | ||||
IХ. | Воспитание в целостном педагогическом процессе. | 2/0 | 12/14 | ОК-1,6,9 | |||
Всего по дисциплине | 8/2 | 12/4 | 115/ | 4/2 | |||
Экзамен | |||||||
Итого |
Обозначения: Л – лекции, ПЗ – практические занятия, С – семинары, ЛР – лабораторные работы, СРС – самостоятельная работа студентов, ЗИФ – занятия в интерактивной форме.
Содержание разделов и тем дисциплины.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения дисциплины «Основы педагогики» у студентов происходит осмысление понятия «педагогика», которое имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика - это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика, педагогика отождествления.
Для того чтобы не уклоняться в сторону при объяснении сложных педагогических проблем, примем однозначную трактовку: педагогика означает «педагогическая наука», и только в этом смысле будем употреблять это слово.
Текущая аттестация студентов заочной формы производиться в следующих формах: в межсессионный период – на основе выполнения контрольной работы; во время экзаменационной сессии – в процессе проведения занятий, предшествующих сдаче экзаменов. Написания рефератов и эссе, разбор практических педагогических ситуаций и ответы на вопросы.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в форме экзамена, включает в себя ответы на контрольные вопросы, выполнение практических заданий.
Согласно учебному плану студенты заочной формы 5,4 лет обучения должны сдать экзамен в шестом семестре, студенты заочной формы 3 лет обучения должны сдать экзамен во втором семестре
Обратим внимание, на основные вопросы каждой из изучаемых тем.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение педагогики как науки.
2. В чем заключается объект, предмет и функции педагогики.
3. Дайте определение образования как социального феномена.
4. Дайте определение образования как педагогического процесса.
5. Обоснуйте понятийный аппарат педагогики.
6. Объясните и приведите примеры связи педагогики с другими науками.
7. Назовите и обоснуйте основные этапы развития педагогики.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятию «исследованием в педагогической науке».
2. Дайте определение понятию «методы теоретического исследования в педагогической науке» и приведите примеры.
3. Дайте определение понятию «методы практического исследования в педагогической науке» и приведите примеры.
4. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.
5. Как правильно организовать педагогическое исследование.
6. Расскажите о системе методов и методике педагогического исследования.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятию «аксиология».
2. Проведите обоснование новой аксиологической методологии педагогики. Объясните роль аксиологического подхода в изучении педагогических явлений.
3. Дайте определение понятию «педагогические ценности».
4. Расскажите о своем видении классификация педагогических ценностей.
5. Можно ли считать художественное образование общечеловеческой ценностью.
Тема 4. Актуальные проблемы образования и воспитания
В данной теме предлагается поменять концепции воспитания в связи с тем, что подростку нужно показывать примеры того, что его поступки влияют на него через общество. События, происходящие сегодня в нашем мире актуализируют социальные и экологические проблемы. Жить только для себя, происходит истощение природных ресурсов, загрязняется экология, едим генетически-модифицированную еду. Все крутиться вокруг прибыли. Мы полностью оторвались от реальности, позабыли об эффективности и рациональности использования ресурсов, о смысле, об истине. У людей нет времени на воспитание собственных детей, ведь им нужно всегда что-то покупать и всегда зарабатывать на ненужные вещи. К тому же, мы безрассудно израсходуем ресурсы. Дефицит ресурсов пагубно влияет на наше общество. Дефицит подпитывает желания к завоеваниям.
Итак, особая роль принадлежит воспитанию человека. На каком низком уровне развития мы находимся, ведь нас заботит только наш маленький личный мирок, наша личная прибыль. Сегодня востребована программа духовно-нравственного воспитания, раскрытия смысла жизни.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается развитие личности как педагогическая проблема?
2. Обоснуйте сущность социализации и ее стадии.
3. В чем заключается воспитание и формирование личности?
4. Какова роль обучения в развитии личности?
5. Перечислите факторы социализации и формирования личности.
6. Какую роль занимает самовоспитание в структуре процесса формирования личности?
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятия «методы обучения».
2. Назовите организационные формы и системы обучения.
3. Приведите примеры современных организационных форм обучения.
4. Приведите примеры методов обучения в современной школе.
5. Дайте определение понятия «приемы обучения».
6. Чем отличаются методы обучения от приёмов обучения?
Тема 6. Сущность методов воспитания и их классификация
В шестой теме обосновывается смысл методов воспитания. Рассмотрим традиционную классификацию методов Г.И Щукиной. Она выделяет три группы методов: формирования сознания личности; организации деятельности; стимулирования поведения и деятельности.
1. Формирование сознания через убеждения использует: назидательные истории, притчи, басни, рассказ на этические темы, объяснения, лекции, этические беседы, разъяснения, увещевания, внушения, инструктаж, диспут, доклад, пример.
2. Методы организации деятельности – через упражнения, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.
3. Методы стимулирования – поощрение, наказание, соревнование. Виды поощрения – одобрение, благодарность, награждение, похвала, предоставление почетных прав, награждение почетными грамотами, подарками.
В науке существуют и другие классификации методов воспитания:
· по характеру: убеждение, упражнение, поощрение, наказание (Болдырев, Гончаров, Королев);
· по характеру: убеждение, организация деятельности, стимулирование (Ильина, Огородников);
· приучения и упражнений, стимулирования и торможения, руководства, самовоспитания (Марьенко).
Методы воспитания представлены следующими группами:
1. Традиционные – убеждение, поощрение, принуждение, пример.
2. Инновационнодеятельностные - моделирование, творческая инвариантность.
3. Неформальные - воспитание через личностно значимых людей.
4. Тренинговоигровые - деловые игры, социально психологические тренинги.
5. Рефлексивные - осознание собственного «Я» и деятельной действительности.
В последнее время в воспитательном процессе успешно используются методы психотерапевтического воздействия на воспитанников: внушение, вытеснение, игнорирование, подавление, подбадривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик, санкционирование, релаксация, рефлексия и др.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятию «методы воспитания»
2. Назовите методы формирования сознания личности.
3. Перечислите методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.
4. Какие вы знаете методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.
5. Назовите методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
6. Назовите условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
7. Назовите классификацию методов воспитания.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятию «педагогический процесс».
2. В чем заключается сущность педагогического процесса.
3. Объясните исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления.
4. Перечислите и охарактеризуйте этапы педагогического процесса
5. Дайте определение понятию «педагогическая система».
6. Назовите функциональные компоненты педагогической системы.
7. Охарактеризуйте педагогический процесс как целостное явление.
8. Перечислите условия построения целостного педагогического процесса.
Вопросы для самоконтроля
1. Обоснуйте понятие «обучение» как способ организации педагогического процесса.
2. Дайте определение понятию «обучение».
3. Перечислите функции обучения.
4. Объясните методологические основы обучения.
5. Назовите виды обучения и дайте им характеристику.
6. Назовите характеристики основных концепций развивающего обучения. Расскажите о современных подходах к разработке теории личностно-развивающего обучения.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте понятие «воспитание» как специально организованную деятельность по достижению целей образования.
2. Раскройте цели и задачи гуманистического воспитания.
3. Обоснуйте понятие «личность» в концепции гуманистического воспитания.
4. Назовите закономерности и принципы гуманистического воспитания.
5. В чем заключается воспитание базовой культуры личности?
6. Как происходит формирование эстетической культуры студентов.
Список тем эссе
1. Каким я вижу себя педагогом.
2. Каким должен быть современный педагог.
3. Каким должен быть педагог-дизайнер.
4. Приоритетные черты личности педагога-дизайнера.
5. Мой идеал педагога.
Список рефератов
1. История развития педагогики как науки.
2. Связь педагогики с другими науками.
3. Основные методы обучения.
4. Основные формы организации обучения.
1. Педагогическое мастерство.
2. Анализ проблем многоуровневого образования.
3. Современные формы обучения в высших учебных заведениях.
4. Дистанционная форма обучения: особенности и перспективы.
5. Формы и виды контроля обучения.
6. Система воспитания от первобытного общества до настоящего дней.
7. Современная система образования: роль мультимедийных технологий.
8. Развитие творческих способностей у студентов.
9. Воспитание любви к труду в институте.
10. Влияние компьютерных технологий на эффективность познавательного процесса и обучения.
11. Комплексный подход к воспитанию и обучению детей с физическими недостатками.
12. Отличительные особенности систем образования: Швеции, России.
13. Отличительные особенности систем образования: Америки, Франции.
14. Отличительные особенности систем образования: Германии, Японии.
15. Конфликтные ситуации в педагогике и пути выхода из них.
16. Образование будущего: трудности и перспективы.
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Данные методические указания нацелены на то, чтобы при самостоятельной подготовке к контрольной работе студент изучил основные теоретические вопросы в соответствии с учебной программой.
Согласно учебному плану студенты заочной формы 5, 4 лет обучения должен выполнить одну контрольную работу в шестом семестре.
Для выполнения контрольной работы следует руководствоваться учебной программой дисциплины «Основы педагогики» и настоящими методическими указаниями.
Цель выполнения контрольной работы состоит в том, чтобы помочь студентам глубже изучить теорию и практику дисциплины «Основы педагогики».
Приступая к выполнению теоретического задания контрольной работы, студент заочной формы обучения должен подробно:
- ознакомиться с методическими указаниями;
- ознакомиться с каждой темой программы курса, используя предложенную литературу;
- ознакомится с понятийным аппаратом в глоссарии (Приложение 4);
- проработать соответствующие теоретические вопросы для того, чтобы правильно выполнить контрольную работу.
Вариант контрольной работы определяется по последней цифре номера зачетной книжки. Например, если последняя цифра зачетной книжки «5», то следует выполнить одно задание под №6, №16.
Таблица выбора варианта задания
№ последней цифры зачетной книжки | ||||||||||
№ варианта задания | ||||||||||
№ варианта задания |
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Оформление контрольной работы должно соответствовать предъявляемым требованиям. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями института (Приложение 1). На второй странице указывается содержание контрольной работы. Контрольная работа оформляется в виде машинописного текста (объемом не менее 30 стр.). Текст печатается 14 кеглем через одинарный интервал на формате А4 с одной стороны. Страницы имеют сквозную нумерацию. Номер страницы на титульном листе не печатается. Контрольная работа предоставляется на кафедру и на электронном носителе.
Прежде чем перейти к написанию текста контрольной работы, следует изучить и проанализировать весь материал, составить план (Приложение 2), который последовательно должен раскрыть тему контрольной работы.
После составления плана контрольной работы необходимо весь собранный материал распределить в соответствии с основными вопросами темы. Продумав и обработав материал, можно приступить к написанию соответствующего раздела. Излагать материал нужно четко, логично и аргументировано. Законченная мысль в работе должна отделяться абзацем, который начинается с красной строки. Важно своими словами излагать содержание работы, подкрепляя теоретическую часть цитатами.
В содержании контрольной работы обязательно должны присутствовать следующие элементы:
1. введение (где указываются цель, задачи работы, описываются использованные при написании контрольной работы источники, указывается актуальность предпринятого исследования);
2. основная часть (включает несколько параграфов, логически связанных между собой и последовательно раскрывающих основную тему контрольной работы);
3. заключение (необходимо сделать выводы о проведенной работе, резюмировать ее результаты).
Форма защиты контрольной работы – устная.
При оценке контрольной работы учитывается:
- умение автора самостоятельно составить логически правильный план к теме и реализовать его;
- широта охвата литературных источников по данной проблеме, их анализ, критическая оценка;
- аргументированность и достоверность положений, содержащихся в контрольной работе;
- самостоятельность и творческий подход к рассматриваемой проблеме.
Все используемые в контрольной работе материалы даются со ссылкой на источник: в тексте работы после упоминания материала проставляется в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке использованной литературы, и номер страницы. Список использованной литературы и библиографических источников указывается в конце контрольной работы и составляется в алфавитном порядке (Приложение 5).
Контрольная работа подписывается студентом заочной формы обучения с указанием даты ее выполнения и отсылается на рецензирование. Если контрольная работа не зачтена, то она возвращается студенту для доработки с соответствующими замечаниями рецензента.
За письменными и устными консультациями по вопросам выполнения контрольной работы студентам следует обращаться к преподавателю, читающему данную дисциплину в институте.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература:
1. Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. – 480 с.
2. Марцинковская, Т. Д. Психология и педагогика: учебник для вузов / Т. Д. Марцинковская, Л. А. Григорович. - М.: Проспект, 2008. - 464 с.
3. Педагогика: учеб. пособие / ред. П.И. Пидкасистый. - М.: Высшее образование, 2007. - 430 с.
б) дополнительная литература:
1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 608 с.
2. Асташова, Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н.А. Асташова // Педагогика. – 2002. - №8. – С.8-13.
3. Афанасьев, В.Г. О системном подходе в социальном познании / В.Г. Афанасьев // Вопросы философии. – 1973. - № 6. - С. 99-111.
4. Бакланова, Т.И. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации / Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова, Т.Я. Шпикалова: Федеральное агентство по образова-нию, ГОУВПО «Мар. гос. ун-т», Фак. культуры и искусств. – Йошкар-Ола, 2005. –29 с.
5. Банников, В.Н. Народное искусство как образовательная парадигма этнопедагогического образования (культурологическая, психологическая, воспитательная составляющая) / В.Н. Банников // М.: Вопросы культурологии, №7, 2009.- С. 67-71.
6. Беспалько, В.П. Проектирование педагогических систем / В.П. Беспалько // Материалы научно-практической конференции «Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения» (25-27 мая 1994 г.) – М., 1994. – С. 28-30.
7. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
8. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. – М.: Наука, 1973. – 270 с.
9. Богуславский, М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики (нач. ХХ в.) / М.В. Богуславский // Педагогика, 1998. - №7. – С. 82-87.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
11. Бондаревская , Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – М. - Ростов н/Д: Творчекий центр «Учитель», 1999. – 563 с.
12. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности / Е.В. Бондаревская. – Ростов-н/Д., 1991.
13. Буров, А.И. Эстетическая сущность искусства / А.И. Буров. – М.: Искусство, 1956.-292 с.
14. Виноградов, Г. С. Народная педагогика / Г. С. Виноградов. – Иркутск, 1926. – 30 с.
15. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые термины и понятия / С.М. Вишнякова. - М., «Новь», 1999.- 535 с.
16. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
17. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. – М.: Педагогика, 1982. – 704 с.
18. Кевля, Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребёнка / Ф.И. Кевля. – Вологда, 2009 – 225 с.
19. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – Москва.: РИОР, 2009. – 24 с.
20. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Культура. Искусство. Образование. – 2002. – №1. – С. 6-11.
21. Королев, Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике / Ф.Ф. Королев // Проблемы теории воспитания: сб. статей / под ред. Л. П. Буевой и др. – М., 1974. – С. 210-216.
22. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: учеб. пособие / В. Г. Крысько. - 5-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2007. - 368 с.
23. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачёв. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
24. Лопатин, В.В. Русский толковый словарь: Ок. 35 000 слов. – 4-е изд. / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. – М.: Русский язык, 1997. – 832 с.
25. Лушников, И.Д. В поисках педагогических истин / И.Д. Лушников. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006. – 204 с.
26. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности А.А. Мелик - Пашакв. – М.: Знание, 1981. - 495 с.
27. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987. – 253 с.
28. Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н.Д. Никандров // Педагогика. – 1998. - №3. – С.3-10.
29. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. – М.: Педагогика, 1989.- 480 с.
30. Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Педагогика, 1989. - С. 36.
31. Педагогическая энциклопедия в 4-х тт. Т.4. Сн-Я / Гл. ред И.А. Каиров. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – 880 с.
32. Плюхин, В.У. Творчество у истоков гражданственности /В.У. Плюхин. – М.: Просвещение, 1989. – 174 с.
33. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высш. шк.; 2004. – 512.
34. Полунина, В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя / В.Н. Плюхин. – М.: Просвещение, 1982.-191с.
35. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / Науч. рук. Б.М. Неменский. - М., Просвещение, 1994. – 174 с.
36. Психология и педагогика: учеб. - метод. пособие / Т. В. Лодкина [и др.].; НОУ ВПО ВИБ. - Вологда - Молочное: ВГМХА, 2006. - 100 с.
37. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф .фак. пед. ин-тов / Н.Н. Ростовцев. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1980. – 239 с.
38. Савелов, А.Н. Проблема приобщения студентов и учащихся к ценностям культуры средствами искусства / А.Н. Савелов // Традиции в контексте русской культуры. Выпуск VI: Сборник научных статей. – Череповец, ЧГУ, 1999. – С. 195-197.
39. Селевко, Г.К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 144 с.
40. Сластенин, В.А. – М.: Дом МАГИСТР – ПРЕСС, 2000. – 488 с.
41. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
42. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин В.П. Каширин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 480 с.
43. Слободчиков, В.И. Основания и смысл инновационной деятельности в образовании / В.И. Слободчиков // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, реше-ния: сб. науч. тр. / Институт педагогических инноваций РАО. – М., 1994. – С. 5-11.
44. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: «Академия», 2002. – 368 с.
45. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Олимп, 1999. – 816 с.
46. Столович, Л.Н. Жизнь – творчество – человек: Функции художественной деятельности / Л.Н. Столович. – М. Политиздат, 1985. – 415 с.
47. Столович, Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии / Л.Н. Столович. – М.: Республика, 1994. – 464 с.
48. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов.-Л.:ЛГУ, 1960.-156 с.
49. Фомичева, И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме / И.Г. Фомичева.- Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004.-242 с.
50. Шпикалова, Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России / Т.Я. Шпикалова // Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. – Шуя, 1994. – С.19-38.
51. Шпикалова, Т.Я. Концептуальные подходы к содержанию художественного образования и воспитания школьников средствами народного искусства / Т.Я. Шпикалова // Формирование личности учителя начальных классов в процессе освоения классического народного искусства. – Шуя, 1992.-С. 9-17.
52. Шпикалова, Т.Я. Народное декоративно-прикладное искусство как равноправный компонент базисного образования / Т.Я. Шпикалова // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. Информационный сборник. Вып. 2. – М.: Ротапринт, НИИТ и ИП ИПН СССР, 1991.
53. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство в системе школьного образования / Т.Я. Шпикалова // Народное искусство и современная культура. Проблема сохранения и развития традиций / под. ред. М.А. Некрасовой, К.А. Макарова. – М.: АХ СССР НИИ теории и истории изобразительного искусства, 1991. – С. 332-334.
54. Шпикалова, Т.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла / Т.Я. Шпикалова . - М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 1997.- 95 с.
55. Щуркова, Н.Е. Ценностные отношения /Н.Е. Щуркова // Воспитание школьников. - М., 1999. - № 3-С.17-22.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Перечень Интернет-ресурсов
№ п/п | Наименование ресурса | Электронный адрес |
1. | сайт Министерства образования РФ | www.edu.ru |
2. | Сеть творческих учителей | www.it-n.ru/board.aspx |
3. | Педагогика | http://dic.academic.ru |
4. | Учебные материалы по педагогике в электронном виде | http://gumfak.ru |
5. | Электронная библиотека диссертаций | www.diss.rsl.ru |
6. | Баухауз. основные педагогические принципы | http://pleasing.ru/dizain/shkoly-dizain-inter-era/bauhauz.-osnovnye-pedagogicheskie-printscipy.html |
7. | Дизайн-образование | http://www.dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a574.php |
8. | Педагогический дизайн | http://www.web-learn.ru/biblioteka-online/58-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD |
9. | Педагогический дизайн | http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/peddesign.pdf |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ | ||
(наименование дисциплины) | ||
Вариант |
Выполнил студент | курса | |||||
группы | ||||||
Направление подготовки | ||||||
54.03.01 (072500.62) «Дизайн» | ||||||
Профиль | нет | |||||
Номер зачетной книжки | ||||||
(Фамилия Имя Отчество студента) | ||||||
(Индекс, домашний адрес, мобильный телефон) | ||||||
Вологда
год |
Приложение 2
Образец примерного плана курсовой работы на тему:
«Педагогическая среда дизайн-образования в институте»
Содержание
Введение………………………………………………………….……….3
Глава 1 . Теоретические основы развития дизайн-образования как инструмента формирования творческой личности.
1.1. Современные тенденции модернизации образования …………..5
1.2. Актуальные проблемы развития образования …………………….8
1.3. Педагогические аспекты формирования творческой личности с проектно-художественным мышлением …… …… ………….….10
Глава 2. Анализ исторических и современных тенденций развития дизайн-образования.
2.1. Роль дизайна и дизайнера в современной культуре……..………..13
2.2. Зарубежный опыт дизайн-образования………...………………….16
2.3. Российский опыт дизайн-образования…………………………….20
Глава 3. Педагогическая среда дизайн-образования институте.
3.1. Организационно-педагогические условия и технологии реализации педагогической модели дизайн-образования в колледже……………23
3.2. Дизайнерски-организованная образовательная среда……………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
Список литературы и источников……………………………………………. 31
Приложение 3
Образец примерного плана реферата на тему:
«Обучение в целостном педагогическом процессе»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………3
1. Сущность целостного педагогического процесса………………………4
2. Характеристика процесса обучения……………………………………..8
3. Функции обучения………………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………..19
Литература…………………………………………………………………….21
Приложение 4
ГЛОССАРИЙ
Адаптация - процесс и результат становления индивида социальным существом.
Акмеология - наука о закономерностях саморазвития взрослых, их самообразовании, совершенствовании профессионализма.
Акселерация - ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте под влиянием социально-экономических преобразований.
Анкетирование – это метод массового сбора информации с применением различных тестов. Информация, полученная после обработки тестов, позволяет получить необходимую информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков.
Безнадзорность детей - общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их замещающих.
Беседа - диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного, планируется заранее, определяется план беседы, вопросы, требующие описания. Беседа проводится в достаточно свободной форме, без записи ответов собеседника.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, обеспечивающее передачу социального опыта от старшего поколения к младшему. В данном случае оно практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле понимается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Эта деятельность называется воспитательной работой.
Воспитание художественное — формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно творческой деятельности и создании эстетических ценностей.
Дидактика - теория обучения, теоретическая и одновременно нормативно-прикладная отрасль педагогической науки. Выявляет закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений; определяет объем и структуру содержания образования; совершенствует метод и <