Вопрос №1 Сущность процесса обучения
Вопрос №1 Сущность процесса обучения
Обучение — процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда и важнейшая социальная функция обучения — формирование личности, соответствующей социальным требованиям.
Обучение есть специально организованный процесс активного взаимодействия между учеником и педагогом, в результате которого у учащегося формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
– двусторонний характер;
– совместная деятельность учителей и учащихся;
– руководство со стороны учителя;
– специальная планомерная организация и управление;
– целостность и единство;
– соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
– управление развитием и воспитанием учащихся.
В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:
– стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;
– организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;
– развитие мышления, памяти, творческих способностей;
– совершенствование учебных умений и навыков;
– выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Структурные элементы процесса обучения: цели и задачи обучения; содержание обучения; субъекты обучения; методы обучения; формы организации обучения, результаты обучения.
Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты:
– постановка целей учебной работы;
– формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;
– определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;
– организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом;
– придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;
– регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся;
– оценивание результатов деятельности учащихся.
Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая, в свою очередь, состоит из следующих компонентов:
– осознание целей и задач обучения;
– развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
– осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;
– восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;
– проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;
– самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность;
– самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.
Вопрос №8 Классификация методов обучения (Голант И.Я., Верзилин Н.М.).
Первое наиболее полное описание системы методов, сложившихся в 60-е годы, дал Е.Я. Голант, который предложил классификацию по уровню активности учащихся. Он разделил все методы обучения на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельность. К пассивным он отнес те методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация), а к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся (работа с книгой, лабораторный метод) (Голант Е. Я. Методы обучения в советской школе. - М., 1957).
Вопрос №17 Требования, предъявляемые к современному уроку
Урок является ключевым компонентом классно-урочной системы обучения. Это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.
Среди общих требований, которым должен отвечать современный урок, выделяются следующие.
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
8. Эффективное использование педагогических средств.
9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование урока.
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.
К дидактическим требованиям относятся: четкое определение образовательных задач урока; рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; внедрение новейших технологий познавательной деятельности; рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов; творческий подход к формированию структуры урока; сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет и мастерство проведения урока.
Воспитательные требования к уроку включают: определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств; внимательное отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии; прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
Подготовка урока
Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования).
При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете.
Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный результат. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо рассчитать алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия.
1. Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика заключается в выяснении всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся; мотивов их деятельности и поведения; запросов и наклонностей; интересов и способностей; требуемого уровня обученности; характера учебного материала, его особенностей и практической значимости; структуры урока; во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе (на повторение опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений).
Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов.
2. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100 %. Влияние препятствующих факторов снижает этот идеальный показатель. Величина потерь вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока – планированию.
3. Проектирование (планирование) – завершающая стадия подготовки урока, которая заканчивается созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления – это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом.
На начальном этапе педагогической деятельности следует писать подробные планы-конспекты урока, в которых должны быть отражены следующие моменты:
– дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
– название темы урока и класса, в котором он проводится;
– цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
– структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
– содержание учебного материала;
– методы и приемы работы учителя в каждой части урока;
– учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
– задание на дом.
Развивающее обучение
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни.
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.
Обучение – ведущая движущая сила психического развития ребенка, становления у него новых качеств мышления, внимания, памяти и других способностей. Продвижение в развитии ставится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Работа с опорой на «зону ближайшего развития» ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. «Зона ближайшего развития» ребенка характеризует ту область действий и задач, которые еще не может ребенок выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого. Но то, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра ставится уже внутренним достоянием ребенка, его новой способностью, умением, знанием. Так обучение стимулирует развитие ребенка. Регулирующую роль в системе развивающего обучения выполняют такие дидактические принципы, как обучение на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, обучение быстрыми темпами, познание ребенком процесса учения и др.
Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у учащегося потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотезы, поиск идей и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным. В процессе «добывания» знаний и создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат виде новых фактов. Таким образом, уже в самом процессе обучения ученик поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.
Основная задача педагога в процессе развивающего обучения – организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.
Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обобщение творческого воображения, мышления, памяти, речи.
Центральное технологическое звено развивающего обучения – это самостоятельная учебно-познавательная деятельность ребенка, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью.
Суть развивающего обучения в том, чтобы ученик не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий, обучался конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
Оценка знаний учащихся
Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля (проверки) последних. Количественная мера оценки носит название «отметка» и выражается в баллах.
В отечественной дидактике принята 4-балльная система отметок:
– 5 – владеет в полной мере (отлично);
– 4 – владеет достаточно (хорошо);
– 3 – владеет недостаточно (удовлетворительно);
– 2 – не владеет (неудовлетворительно).
В мире существуют и другие шкалы отметок за знания.
Способы оценки:
– сравнительный – сравнение успехов одного ученика с успехами других;
– нормативный – оценка, исходящая из требований стандарта;
– личностный – сравнение ответа ученика с его же ответами, действиями, знаниями и навыками в прошлом.
1. Показатель сформированности знаний:
– владение понятиями;
– владение фактами;
– владение научной проблематикой;
– владение теориями;
– владение закономерностями и правилами;
– владение методами и процедурами.
2. Показатель сформированности умений:
– построение алгоритма (последовательности) операций выполнения конкретных действий в структуре умения;
– моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение;
– выполнение комплекса действий, составляющих данное умение;
– самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.
3. Показатели сформированности навыков.
Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями сформированности умений. Но поскольку навык предполагает автоматизацию действий, оцениваются обычно еще и время его выполнения, например измерение скорости чтения, устного счета и т. п.
Основной недостаток экспертной оценки – субъективизм. Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка – средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.
Учебники и учебные пособия
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т. д.). От качества учебной литературы зависит результативность обучения.
Основным видом учебной литературы является учебник. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности детской личности.
В учебнике систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры. Систематическое изложение учебного материла в учебниках должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.
Структура учебника включает в себя текст (тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения) как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты (аппарат организации и усвоения).Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное основание учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:
– мотивационную, выражающуюся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение;
– информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;
– контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.
Дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники упражнений и задач, словари, справочники, книги для внеклассного чтения, атласы, исторические и географические карты и т. д. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера. Работая с учебными пособиями, ученики учатся излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы.
Наряду с традиционными применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и т. д. Дидактические оценки этих новых средств обучения противоречивы, поэтому считается целесообразным применение их в комплексе с традиционными учебными материалами.
При изучении знаний, имеющих логическую структуру, эффективными оказываются компьютерные учебные материалы.
В кабинете должны быть обеспечены все условия для демонстрации наглядных пособий: источники постоянного и переменного тока, заземление, затемнение, проекционная аппаратура, экраны, подставки, световая указка, стенды и т. д. Наглядные пособия необходимо иметь для каждой темы урока. Демонстрационное оборудование, печатные пособия не заменяют, а дополняют друг друга, обеспечивая различные дидактические цели.
Наглядные пособия выполняют следующие функции:
– ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в школе;
– ознакомление с внешним видом объекта в его современном виде и в историческом развитии;
– наглядное представление об устройстве объекта, принципе его действия, управлении им, технике безопасности;
– наглядное представление о сравнении или измерении характеристик явления или процесса;
– знаковое изображение этапов эксплуатации, изготовления или проектирования изделия;
– ознакомление с историей науки и перспективами ее развития.
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:
– объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. п.);
– печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т. п.);
– проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.).
Технические средства обучения (ТСО) – это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. В них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля.
Существуют следующие виды ТСО:
– информационные;
– программированного обучения;
– контроля знаний;
– тренажеры;
– комбинированные.
К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы).
Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения, а также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 мин.
Вопрос №1 Сущность процесса обучения
Обучение — процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда и важнейшая социальная функция обучения — формирование личности, соответствующей социальным требованиям.
Обучение есть специально организованный процесс активного взаимодействия между учеником и педагогом, в результате которого у учащегося формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
– двусторонний характер;
– совместная деятельность учителей и учащихся;
– руководство со стороны учителя;
– специальная планомерная организация и управление;
– целостность и единство;
– соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
– управление развитием и воспитанием учащихся.
В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:
– стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;
– организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;
– развитие мышления, памяти, творческих способностей;
– совершенствование учебных умений и навыков;
– выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Структурные элементы процесса обучения: цели и задачи обучения; содержание обучения; субъекты обучения; методы обучения; формы организации обучения, результаты обучения.
Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты:
– постановка целей учебной работы;
– формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;
– определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;
– организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом;
– придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;
– регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся;
– оценивание результатов деятельности учащихся.
Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая, в свою очередь, состоит из следующих компонентов:
– осознание целей и задач обучения;
– развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
– осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;
– восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;
– проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;
– самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность;
– самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.