Вопрос 27. Развитие педагогической мысли в трудах И. Г. Песталоцци, И. И. Гербарда, А. Дистервега

Иоганн Генрих Песталоцци - выдающийся швейцарский педагог-демократ, свыше 50 лет своей жизни посвятил воспитанию и обучению детей. Он внес существенный вклад в историю развития прогрессивной педагогической мысли и выступил одним из основоположников методики начального обучения. Вся теоретическая и практическая деятельность великого педагога была направлена на то, чтобы привлечь внимание прогрессивных сил общества к делу воспитания и образования широких народных масс. Его сердце, его жизнь были отданы заброшенным и нуждавшимся в помощи детям трудового народа. Этой цели он служил самоотреченно и бескорыстно более полувека, мучительно преодолевая свою нищету и бесправное положение. Песталоцци близко ознакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу.

Песталоцци мечтал о возрождении своего народа, но наивно верил в возможность изменить жизнь тружеников путем их просвещения и воспитания. Он не понимал, что социальное и правовое неравенство людей в современном ему обществе является результатом существующих общественных отношений, видел источник народных бедствий не в экономических условиях, а в отсутствии просвещения. Утверждая, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Разрешение наболевших социальных проблем, коренные общественные преобразования свершатся, по его мнению, только тогда, когда в каждом человеке будут пробуждены и укреплены все его истинно человеческие силы. Это можно сделать только в процессе воспитания. Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность.

Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, а направлять это развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы его задержать или отклонить в сторону. Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, - это согласие с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которая требуется от него как члена общества. Правильно поставленное воспитание должно оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил.

Соотношение, которое должно существовать между воспитанием и развитием ребенка, Песталоцци выразил в такой образной форме: воспитание строит свое здание (формирует человека) поверх большой, прочно стоящей скалы (природа) и выполнит поставленные цели, если всегда будет непоколебимо держаться на ней. Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числе и простая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе.

Песталоцци называет антипсихологическими современные ему школы, в которых дети, безжалостно оторванные от общения с природой, на долгое время ввергались в холодный и мертвый для них мир букв и поток чужих слов. Вместо того чтобы развиваться, ребенок тупел в этой обстановке. Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться, по Песталоцци, естественным путем: любовь к людям — на основе собственных детских поступков, полных благожелательности, а не путем постоянных толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей. Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством механического усвоения чужих мыслей. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершаются на основе простейшего проявления физических сил, которые начинают действовать у человека под влиянием жизненной необходимости и его внутренней потребности.

Процесс развития всех человеческих сил и возможностей начинается с самого простого и постепенно поднимается ко все более сложному. По этому пути должно следовать и воспитание. Присущие каждому ребенку от рождения задатки сил и способностей нужно развивать. Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному.

Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое, трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.

Целью физического воспитания ребенка Песталоцци считал развитие и укрепление всех его физических сил и возможностей. Песталоцци считал физическое воспитание первым видом разумного воздействия взрослых на развитие детей. Упражнять и развивать физические силы детей следует путем выполнения простейших движений, которые ребенок производит в повседневной жизни, когда он ходит, ест, пьет, поднимает что-либо. Большое место в физическом воспитании Песталоцци отводил военным упражнениям, играм, строевым занятиям. Физическое воспитание проходило в теснейшей связи с нравственным и трудовым воспитанием.

Попытка соединения обучения с производительным трудом была одним из важных положений в педагогической практике и теории Песталоцци. В школе дети, по его мнению, проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок обрабатывает свои грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне, а также с кустарными мастерскими. Во время работы, а также в свободные от нее часы учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям.

Песталоцци полагал, что главная задача воспитания — сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим элементом нравственного воспитания является, по мнению Песталоцци, любовь ребенка к матери, которая возникает на почве удовлетворения повседневных потребностей детского организма. В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Его любовь к матери постепенно распространяется на других членов семьи. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним. Социальные связи ребенка, все более расширяясь, должны привести к тому, что он осознает себя частью общества и распространит свою любовь на все человечество.

Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования. В силу исторически ограниченного мировоззрения он не сумел правильно решить вопрос о единстве процесса вооружения учащихся знаниями и развития их умственных сил. Но идея развивающего школьного обучения, выдвинутая Песталоцци, оказала, несомненно, положительное влияние на дальнейшее развитие передовой педагогической теории и практики.

Иоганн Фридрих Гербарт - немецкий философ, психолог и педагог. Будучи одновременно и философом и психологом, Гербарт пытался обосновать педагогику с помощью этих двух наук: из философии он выводил цели воспитания, с помощью психологии указывал на пути достижения этих целей.

Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта.

Гербарт считал, что искусство воспитания приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности, и тем быстрее, чем глубже и основательнее усвоена им теория воспитания. Овладение педагогической теорией дает учителю возможность избежать ошибок в оценке воспитанников, стимулов и мотивов их поведения, значения и сущности их поступков; его питомцы не смогут тогда «поражать и запугивать своего воспитателя удивительными загадками».

Гербарт придавал большое значение установлению цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства. Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Педагог должен поставить перед воспитанником те цели, которые тот поставит сам перед собой, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на:

1) цели возможные. Это те цели, которые человек сможет когда-нибудь поставить перед собой в области определенной специальности.

2) цели необходимые. Это те цели, которые нужны человеку в любой области его деятельности.

Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развить в человеке многообразную, разностороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее. В отношении же необходимых целей воспитание обязано сформировать нравственность будущего деятеля на основе идей благорасположения, права и справедливости.

Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание. Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т. е. в процессе самого воспитания. Оно призвано подавить «дикую резвость», которая, как считал Гербарт, свойственна детям. Управление не воспитывает, а является как бы временным, но обязательным условием воспитания.

Первое средство управления - это угроза. Но угрозой не всегда достигается нужный эффект. Сильные дети ставят угрозу ни во что и «дерзают на все», слабые натуры не проникаются угрозой и продолжают действовать, как им подсказывают их желания. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором. Однако и самый строгий надзор может не дать нужного результата: надзираемый постоянно ищет лазеек, чтобы избежать надзора. Если надзор усиливается, то и потребность в лазейках возрастает.

Необходимо применять разнообразные приказания и запрещения, которые должны быть точными и конкретными. Для детей, нарушающих установленные правила, следует завести в школе штрафную книгу. И, наконец, большое место среди средств управления детьми Гербарт отводит наказаниям, в том числе и телесным.

Авторитет и любовь Гербарт считает вспомогательными средствами управления. Дух ребенка склоняется перед авторитетом, который направляет зарождающуюся волю воспитанника к хорошему, отвращая от дурного. Но воспитатель должен идти своей дорогой и не заботиться об одобрении или неодобрении своих действий со стороны более слабой, т.е. детской, воли.

Управление должно занять время ребенка. Занимая детей, важно отвлечь их от всяких шалостей. Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушений дисциплины, построена у Гербарта на насилии, на дрессировке и муштре.

Обучение. Умственному образованию Гербарт придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания; ввел в педагогику термин "воспитывающее обучение". Он говорил, что нет воспитания без обучения, что не признает обучения, которое не воспитывает. Обучение, по Гербарту, должно основываться на многосторонности интересов. Одни из них направлены на познание окружающей действительности, другие - общественной жизни.

Гербарт предлагал начинать изучение с древнейших периодов истории, считая, что жизнь первобытных людей и античных народов является наилучшим материалом для детей. Гербарт высоко ценил древние языки и математику, причем математику главным образом как средство развития мышления, «сильную гимнастику духа».

Вопрос о школьной системе Гербарт решал в соответствии со своими консервативными социальными взглядами. Он предлагал создать следующие типы школ: элементарную, городскую и гимназию. Каждый из этих типов школ существовал самостоятельно: из первых двух можно поступать лишь в специальные школы, а из гимназии - в высшие учебные заведения. Как видно из этого, Гербарт был противником единой системы образования. Он был горячим сторонником уже отживающего классического образования. В реальной школе, по его мнению, должны учиться те, кто будет заниматься торговлей, промышленностью, ремеслом и другими видами практической деятельности. Для тех же, кто предназначался для умственных занятий, руководства и управления, для избранных, Гербарт рекомендовал классическое образование.

Гербарт разработал теорию ступеней обучения, ставшую широко известной среди педагогов всех стран. Он выделил 4 ступени обучения:

1) Первая ступень - ясность - это углубление в состоянии покоя. Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается. В психологическом отношении здесь требуется мобилизовать внимание. В дидактическом - изложение учителем нового материала, применение наглядности.

2) Вторая ступень - ассоциация - это углубление в состоянии движения. Новый материал вступает в связь с имеющимися уже у учащихся представлениями, ранее полученными на уроках, при чтении книг, из жизни и т. д. Так как учащиеся еще не знают, что получится в результате связывания нового со старым, Гербарт считал, что в психологическом отношении здесь имеется ожидание. В дидактическом плане лучше всего проводить беседы, непринужденный разговор учителя с учениками.

3) Третья ступень - система - это осознание в состоянии покоя. Поиски учащимся под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Психически эта ступень соответствует, по Гербарту, «исканию». В области дидактики это формулировка выводов, правил, определений.

4) Четвертая ступень - метод - это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Психологически эта ступень требует действия. В области дидактики это различного рода учебные упражнения, требующие от учеников широкого использования полученных знаний, умения логически и творчески мыслить.

Нравственное воспитание. Главное место в системе Гербарта занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий. В отличие от обучения нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки. Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Управление подавляет проявления воли и сознания ребенка. А в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нравственное воспитание должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. В нравственном воспитании следует прибегать и к наказаниям, но воспитательные наказания в отличие от дисциплинарных не должны связываться с идеей возмездия, а представляться воспитаннику доброжелательными предостережениями.

Поскольку дети не обладают сильной волей и воспитанию предстоит ее создать, нельзя, по мнению Гербарта, допускать, чтобы дети имели возможность проявлять свои дурные наклонности. Это следует пресекать самыми суровыми мерами. Важно создать простой, размеренный и постоянный жизненный уклад, лишенный всяких рассеивающих перемен. Школа должна поддерживать родителей, обеспечивающих детям правильный порядок жизни. Очень опасно дать развиться у воспитанника сознанию, что он самостоятелен в своих действиях.

Адольф Дистервег - немецкий педагог-демократ, последователь Песталоцци. В отличие от Гербарта, оставшегося равнодушным к демократическим воззрениям Песталоцци, Дистервег сделался горячим приверженцем передовых социально-педагогических убеждений Песталоцци. Он решил посвятить себя делу образования народа и длительное время возглавлял учительские семинарии.

Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовинистического подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве.

Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природосообразность воспитания в его трактовке - это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании». В дополнение к принципу природосообразности Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова...».

Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега, развитие в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает положительное значение лишь в том случае, если будет направлено на достижение определенной цели. Высшую цель воспитания Дистервег определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру».

Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки, в которых видел важное средство интеллектуального развития детей, и считал, что эти науки должны преподаваться во всех типах общеобразовательной школы. При этом он настаивал, чтобы естествознание и математика в должной мере вооружали учащихся необходимыми знаниями, готовили их к практической деятельности.

В начальной школе, по мнению Дистервега, необходимо уделять основное внимание привитию навыков, развитию умственных сил и способностей и умению самостоятельно работать над усвоением учебного материала. В средней школе «постепенно выдвигается вперед и материальная цель» - вооружение учащихся разносторонними и глубокими научными знаниями. Дистервег требовал расширить учебный план начальной школы, включив в него естествознание, начатки физики, практической геометрии, географии. Он был горячим защитником реального образования в средней школе и осуждал современные ему классические гимназии.

Дистервег создал дидактику развивающего обучения, ее основные требования он изложил в виде 33 законов и правил обучения. Он прежде всего настаивал на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия. От примеров надо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них - к обозначающим их словам. Большое значение Дистервег придает сознательному усвоению изучаемого материала. Одним из показателей такого усвоения является способность учащихся ясно и четко изложить сущность дела. Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала. Он выдвигает правило: «Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили» - и советует возвращаться к пройденному так часто, чтобы оно не могло изгладиться в памяти.

Успешное обучение, по утверждению Дистервега, всегда носит воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует всю его личность: его волю, чувства, поведение.
Эффективность того или иного метода обучения определяется, по Дистервегу, тем, насколько он содействует возбуждению умственных сил учащихся. Для начального обучения он рекомендует «элементарный», или развивающий, метод, который возбуждает умственные силы учащихся, дает им возможность «искать, взвешивать, рассуждать и, наконец, находить». По мнению Дистервега, «плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить».

Развитие детской самодеятельности в процессе обучения, вооружение учащихся знаниями Дистервег мыслит лишь при руководящей роли учителя. Дистервег придает большое значение в обучении четко разработанному учебному плану и хорошему учебнику, но в конечном счете успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом.

Хороший учитель должен в совершенстве владеть своим предметом и любить свою профессию и детей. Надо, чтобы на уроке царила атмосфера бодрости, чтобы энергичное преподавание будило умственные силы учащихся, укрепляло их волю, формировало их характер. Учащиеся все время должны чувствовать, что они двигаются вперед. Хороший учитель, указывает Дистервег, твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от них. Строгий и требовательный учитель должен быть в то же время и справедливым, только тогда он может завоевать авторитет со стороны своих учеников.

Огромное значение Дистервег придавал систематической работе учителя над собой. Он давал учителям ряд ценных советов в отношении их самообразования, рекомендовал им в первую очередь приниматься за труды, связанные с их учебным предметом, и в то же время указывал, что учителю надо знать историю, литературу, а также все время следить за вновь выходящими работами по педагогике, психологии и методике. Он придавал большое значение вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками. Прогрессивные идеи Дистервега получили широкое распространение, в частности и в России в середине XIX века.

Вопрос 28. Система образования за рубежом (на примере одной из высокоразвитых стран)

Система образования в Канаде

В систему образования Канады входят как государственные, так и частные учебные заведения, включая общественные колледжи/технические институты, профессиональные колледжи, языковые и средние школы, летние лагеря, университеты и университетские колледжи.

Средние школы

Посещение детского сада не является обязательным. В возрасте 6 лет дети поступают в школу. Обучение в школе длится 12 лет: с 1 по 5 класс - начальная школа, с 6 по 8 класс - средняя и с 9 по 12 класс - старшая. Обучение в 9-12 классах необязательно, если в дельнейшем не планируется поступление в университет. Учебный год обычно начинается в сентябре и заканчивается в июне. Но в некоторых учебных заведениях набор детей проводят и в январе. После ее окончания они могут поступать в университет, колледж или CEGEP (колледж общего и профессионального образования). Обучение в CEGEP представляет собой 2 года общего или 3 года технического образования между средней школой и университетом.

Средние школы делятся на государственные и частные. Большинство учебных заведений принадлежат государству, к частным же школам относится всего лишь 7-8%. В Канаде частные школы делятся на три категории: школы для мальчиков, школы для девочек и школы совместного обучения. Некоторые частные школы предлагают полный пансион, другие - дневное обучение, многие - и то, и другое.

Однако поступить в канадскую частную школу непросто. Зачисление производится на конкурсной основе. Необходимо предоставить табель с хорошими оценками за 2 предыдущие года обучения и знать английский язык на среднем уровне.

Языковые курсы

В Канаде два официальных языка, а это означает, что иностранные студенты могут приезжать сюда для изучения либо английского как иностранного (ESL), либо французского как иностранного (FSL). Длительность обучения может варьироваться от 2 недель до 3 месяцев и больше. Студенты, приезжающие учить иностранный язык на срок до 3-х месяцев, могут использовать туристическую визу.

Количество занятий в день определяется типом курса. Основной курс предполагает 20 уроков в неделю (по 4 урока в день), интенсивный – 30 уроков в неделю (по 6 уроков в день). Будущий слушатель курсов заранее определяет, какой интенсивности и продолжительности курс он забронирует. При этом необходимо руководствоваться своими целями и задачами.

В первый день перед началом занятий в вашей языковой школе, вы, в числе всех новоприбывших, пройдете устный и письменный тест на предмет определения вашего языкового уровня. По результатам теста вас распределят в интернациональную языковую группу, в которой уровень подготовки слушателей будет примерно одинаков.

Если в процессе обучения студент понимает, что значительно отстает или обгоняет своих одногруппников, всегда есть возможность сдать тест еще раз и перейти в другую группу, на уровень выше или ниже.

Общественные колледжи/технические институты

Колледжи и технические институты пользуются в Канаде большой популярностью. Они предлагают программы профессионального обучения длительностью от 1 до 3 лет (часто включая трудовую практику), по востребованным специальностям.

Значительное число выпускников университетов, уже имеющих академическую степень, поступают в колледж для того, чтобы получить конкретные профессиональные навыки. Учебные планы двух- и трехгодичных программ сочетают в себе изучение общих академических специализаций и профессиональную направленность.

Профессиональные колледжи

Канадские профессиональные колледжи представляют собой частные учреждения, предлагающие программы обучения студентов практическим навыкам, востребованным на рынке труда, за короткий срок. Мультимедийные средства, киноведение, информационные технологии, Интернет, графический дизайн и гостиничный менеджмент - вот лишь неполный список коротких программ, предлагаемых профессиональными колледжами.

Колледжи могут специализироваться в какой-то конкретной области: бизнесе, информатике или делопроизводстве. Несмотря на то, что эти учебные заведения находятся в частной собственности, их деятельность четко контролируется, что гарантирует соблюдение стандартов, предъявляемых к программам обучения, и их качество.

Университетские колледжи

Эти учебные заведения предлагают как программы высшего образования, ведущие к университетским степеням, так и профессиональные программы, заканчивающиеся сертификатом или дипломом.

Университеты

Университеты предлагают широкий выбор программ и полный диапазон степеней от получения первого высшего образования до докторских степеней. Также выпускники могут получить сертификаты и профессиональные степени. Степени, полученные в канадских университетах, равноценны степеням, полученным в университетах США.

Учебный год в университете продолжается, как правило, с сентября по май. Некоторые университеты работают по семестровой или триместровой системе (в этом случае обучение доступно даже летом).

Единого экзамена для абитуриентов в Канаде не существует: каждый университет устанавливает собственные требования приема и оценивает знания каждого кандидата в отдельности. Поскольку в Канаде два официальных языка (английский и французский), то иностранный студент может выбрать учебное заведение, занятия в котором ведутся либо на одном, либо на другом языке. В некоторых университетах обучение ведется на обоих языках, так что студенту достаточно владеть хотя бы одним из них. Иностранным студентам при поступлении необходимо предъявить результаты прохождения одного из общепризнанных экзаменационных тестов по английскому языку.

Иногда возможно обучение по программам, предусматривающим получение степени бакалавра, в течение одного или двух семестров с продолжением образования в родной стране. Интересен также вариант перевода в один из канадских университетов для завершения учебы.

Наши рекомендации