Единство воспитательных воздействий
Все перечисленные принципы процесса воспитания находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, но в то же время каждый из них обладает относительной самостоятельностью и своим уровнем отражения в практической воспитательной деятельности.
Классификация методов воспитания
Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку система методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес.
По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.
По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:
1) влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
2) влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания И. Г. Щукиной на основе направленности. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания.
1) Методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример).
2) Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации).
3) Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание).
Вопрос 22. Пути и средства развития коллективистских отношений (теория и практика коллективно-творческой деятельности (КТД))
Коллективистские отношения - дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности.
Под нравственностью имеется в виду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали.
Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.
Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива.
Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.
Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.
Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними. Организованность – это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива.
Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.
Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.
Коллективно-творческие дела (КТД) – это частицы полнокровной совместной жизни вожатых и ребят, действующих вместе для достижения общих целей. Коллективные творческие дела - это, прежде всего, насыщенная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников, это общая деятельность по улучшению окружающей жизни. В этой жизни, в этой деятельности педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действуют вместе с ними и впереди них.
Суть каждого дела - забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.
Дело это - коллективное, потому что совершается вместе - ребятами и старшими товарищами - как их общая забота.
Дело это - творческое, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща - не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет разные возможности.
Этапы подготовки и проведения КТД
1 этап. Предварительная работа
На основе проблем, существующих в коллективе, педагогических целей и задач идет обсуждение, что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором? Т.е выбирается коллективное творческое дело.
2 этап. Коллективное планирование
На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты (один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект); выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива.
3 этап. Коллективная подготовка
Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же руководит выполнением задуманного.
4 этап. Проведение дела
Это приготовление перед началом, само проведение дела и его завершение, т.е. подведение итогов.
5 этап. Коллективный анализ
Проведенное дело обсуждается на общем сборе – огоньке, причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее.
6 этап. Ближайшее последствие
Коллективное осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе.