Дошкольное воспитание в Республике Коми в 90-е годы
В 90-х годах в РФ произошли большие перемены в политической и социально-экономической жизни населения, которые сыграли как положительную, так и отрицательную роль.
«+» Согласно новому закона «Об образовании» дошкольные учреждения перешли от единообразия к вариативности и личностно-ориентированному подходу. Шел процесс демократизации и гуманизации образования и воспитания, совершенствование образовательных учреждений в соответствии со спросом населения на образовательные услуги, потребности и интересы различных групп населения. В детских садах стали открывать экологические классы, изостудии, логопункты и другие.
В 1994 г. Сыктывкарскому педучилищу был присвоен новый статус – колледжа. Для того чтобы обеспечить дошкольные учреждения специалистами в 90-е гг. в педколледже стали выпускать узких специалистов – физруков, изо руководителей, хореографов, преподавателей английского и коми языка, гувернеров.
В 1997 году в Ухте был открыт филиал СПК №2, в котором обучаются по двум специальностям: коррекционные педагоги и преподаватели английского языка. С 2004 г. открыто очно-заочное отделение.
С 1993 в Республике проходит конкурс «Учитель года», в котором принимают участие и работники дошкольного образования. Первоначально конкурс проходит на городском уровне, а за тем проходит республиканский этап. В 1998 г. в нем приняла участие ухтинская воспитатель Шорохова Ольга Анатольевна (ДОУ № 32), в 2001 г. Осиповых Ирина Чеславовна (МШДС №1).
«-» В связи с дефицитом бюджета с целью сохранения и стабилизации состояния системы дошкольного образования на основе анализа сети ДОУ, материальной базы, наполняемости и востребованности учреждений населением проведена работа по реорганизации и закрытию некоторых дошкольных учреждений. Кроме этого снизилась численность детей посещающих детские сады. Если на 1 января 1997 года функционировало 801 дошкольных учреждений на 60400 детей, то на 1 января 1998 года функционировало 622 д/с на 44000 детей. Причины:
1. Снизилась рождаемость детей.
2. Увеличилось количество детей, состоящих на чете с различными заболеваниями (особенно Дауна, ДЦП, неврологические)
3. Растет количество безработных женщин
4. Низкая платежеспособность семьи.
5. Дошкольное образование на современном этапе.
На современном этапе в России изменилась демографическая ситуация. В связи со стабилизацией материального положения семьи увеличилась рождаемость детей. Стала резко ощущаться нехватка мест в детских садах. Чтобы решить эту проблему увеличили количество мест в группах. В связи с тем, что в начале 90-х годов из дошкольных учреждений уволилось большое количество квалифицированных педагогов, на данный момент возникла нехватка воспитателей в детских садах.
В 1998 г. с целью методического обеспечения педагогами республики была создана региональная программа «Парма».
На современном этапе для дошкольного образования в Республике Коми характерно:
Ø Качественное развитие, изменение системы образования дошкольного воспитания;
Ø Наличие различных программ и возможности их выбора каждым педагогическим коллективом
Ø Провозглашение личностно-ориентированной модели воспитания
Ø Разработка новых моделей учреждений для детей с различными нарушениями
Ø Признание права родителей на выбор ДОУ
Ø Появление профессионалов – психологов, художников, физруков, преподавателей иностранных языков и других – в детских садах
Современное состояние системы дошкольного образования
Дошкольные учреждения занимают сегодня фундаментальное должное место в системе образования Республики Коми не только потому, что говорят детей к обучению в школе, но и потому, что «создают условия для саморазвития ребенка и реализации его творческого потенциала». Их необходимость в современных условиях подтверждают аналитические данные о состоянии системы дошкольного образования Республики Коми, которые свидетельствуют о том, что в услугах дошкольных образовательных учреждений нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста.
Деятельность учреждений дошкольного образования регламентировано «Конвенцией о правах ребенка», Законами РФ и РК «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», Указом Главы Республики Коми от 23.10.98 «О размерах платы за содержание детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях». Принята Республиканская программа развития образования (3 этап) на 2001-2005 год, где нашли отражение основные положения государственной политики в области образования.
В системе дошкольного образования республики в 2001 году воспитывалось 47985 детей, или 64% детей дошкольного возраста (по России на начало 2001 года – 50%), которые посещали 638 образовательных учреждений республики. Одновременно с сокращением численности детей в возрасте от года до шести лет охват их дошкольными учреждениями снизился с 79% в 1992 г. до 57,8% в 2001 г.
Помимо демографических факторов сокращение сети дошкольных учреждений связано и со сложившейся экономической ситуации. В 2000 г. в республике закрыто 18 дошкольных учреждений.
Воспитанием и образованием детей в дошкольных образовательных учреждениях республики на начало 2001 г. занималось 6846 педагогических работников. Основная их часть – это лица со средним специальным образованием.
В дошкольных учреждениях республики создаются условия для детей с различным уровнем умственного и физического развития. Открыты специализированные ДОУ и группы:
Логогруппы | 69 групп, в них 970 детей |
Логопункты | 43 группы, в них 1766 детей |
С нарушениями зрения | 29 групп, в них 378 детей |
С нарушениями опорно-двигательного аппарата | 48 групп, в них 630 детей |
Санаторные группы | 63 группы, в них 1159 детей |
Оздоровительные группы | 133 групп, в них 2486 детей |
С задержкой психического развития | 13 групп, в них 145 детей |