История развития общественного дошкольного воспитания в РК.
Развитие системы дошкольного образования в Республике Коми
1. Зарождение дошкольного образования в Республике Коми
Первые детские учреждения в Коми крае появились в начале XX века. В докладе Усть-Сысольской уездной управы в декабре 1903 г. сообщалось, что в 1903 году уже функционировало 12 летних приютов-яслей, которые ежедневно посещали от 20 до 100 и более детей. Заведовали ими супруги Дзюба Николай Иванович и Нина Павловна. Приюты-ясли были организованы по инициативе земства, они должны были «содействовать сохранению детей», которые в период массовых сельхозработ были предоставлены сами себе. Приюты содержались на благотворительные средства.
После революции 1917 года в Коми крае началось бурное развитие промышленности. Вместе с экономикой бурными темпами развивались культура и народное образование. До 1917 года в коми крае не было ни одного детского сада.
Первое дошкольное учреждение появилось в 1917 году по инициативе женщин – делегатов в Серегове. Его организаторами были Космортова Елизавета Павловна и Обрасова Алла Алексеевна. Это был детский ясли-сад, который назывался приютом и работал только в летнее время на время полевых работ. Дрова для приюта заготавливали родители детей его посещавших. Игрушки изготавливали из глины и дерева. Все дети сидели за общим столом на скамейках – так проходили занятия.
В 1918 году в Усть-Сысольске (совр. Сыктывкар) был открыт первый детский сад (в последствии №2) по ул. Кирова в деревянном доме купца Потапова. Рассчитан он был на 50 мест, первой заведующей была Богословская Вера Алексеевна. В первом детском саду детей в начале не кормили, питание дети приносили с собой в карманах. Мебель – столы, стулья, раскладушки (крестообразные деревянные ножки, обтянутые тканью) родители сколотили сами. Для нужд в детском саду была лошадь, поросята. Воду воспитатели носили сами. На всех детей был один карандаш, который берегли и рисовали по очереди на газете, т.к. тетради не продавались.
В 1919 году открылись детские сады в рабочем поселке Нювчим (организатор Тебенькова Евстолия), в селе Серегово (организатор Щелканов Василий Алексеевич) и второй детский сад в Усть-Сысольске.
Широкий размах дошкольное воспитание приобрело с момента образования Коми автономии в 1921 г. В 1922 г. в Удорском районе были организованы детские площадки. В 1925 г. в республике функционировало уже 9 детских садов, в которых воспитывалось 328 детей.
Первые организаторы дошкольных учреждений испытывали большие организаторские и материальные трудности. Не было детской мебели, игрушек, книг, методической литературы. Не хватало квалифицированных кадров - работали в основном женщины энтузиастки, которые не имели опыта работы. Они были проникнуты идеей просвещения народа, понимали роль и место детских садов общей системе народного образования. Они понимали, что дело дошкольного воспитания – новое дело и надо все начинать с нуля.
2. Кадровое и методическое обеспечение дошкольных учреждений в период развития
В 1926 году на базе центрального детского сада №2 в Усть-Сысольке были открыты трехмесячные курсы – практикум по подготовке воспитателей. Девушки окончившие эти курсы выезжали в районы, организовывали работу в детских садах на селе. С 1928 г. в детских садах Усть-Сысольска ежегодно проводились курсы по подготовке дошкольных кадров. Среди них:
- Богословская Вера Алексеевна
- Латкина Иллария Прокопьевна
- Потопова Александра Ивановна и др.
Детский сад № 2 становится кузницей по подготовке кадров.
С января 1924 по 1938 г. при республиканском управлении образования работало методическое бюро, где была организована секция по дошкольному воспитанию. Целью работы являлось – систематическая разработка программно-методических вопросов, учет педагогического опыта и руководство организацией повышения квалификации работников просвещения.
Курсовая подготовка не могла обеспечить детские сады кадрами. Необходимо было создать учебное заведение, в котором велась бы подготовка квалифицированных кадров для детских садов Республики. В связи с этим по инициативе Коми ОблОНО 20 декабря 1931 г. при Сыктывкарском педтехникуме открывается дошкольное отделение.
В 1935 г. был открыт первый методический кабинет для улучшения руководства и поднятия педагогической работы детских садов. Он является подлинным центром по подготовке методических документов для оказания помощи дошкольным учреждениям Республики.
В 1937 г. при Сыктывкарском педтехникуме открывается заочное дошкольное отделение.
К 1940 г. в Республике в детских садах работало 245 воспитателей, из которых 2 имело высшее образование, 108 – среднее. В предвоенные годы не только росла сеть детских садов и яслей (в 1940 г. – 69 садов на 2609 детей), но и обращалось серьезное внимание на улучшение воспитания детей, определялись пути и методы работы по всестороннему их развития. Большое внимание уделялось улучшению здоровья детей: все лето детей кормили на воздухе, занятия проводились на улице, спали по возможности на улице (выносились раскладушки), проводили много подвижных игр. Каждый детский сад в Сыктывкаре углубленно работал по какому-либо направлению и делился опытом своей работы. Например, Левич Галина Алексеевна углубленно работала по физическому воспитанию (в последствии работала преподавателем в педучилище), Гулынина Августа Алексеевна (д/с №7) организовала работу в уголке природы и на участке детского сада, где выращивала с детьми цветы и овощи. Велась работа по воспитанию любви к Родному краю и формированию чувств уважения к людям других национальностей. Агаева Анна Анатольевна учила детей петь и воспитывала любовь к музыке.
В работе с детьми воспитатели старались разнообразить детскую деятельность: шили с ними игрушки и пособия, работали с природным материалом, учили детей на занятиях, сооружали постройки из снега. Все это привлекало и развивало воспитанников.
Важную роль сыграли дошкольные учреждения в годы ВОВ. Они сохранили жизнь и здоровье многих детей.
3. Дошкольное воспитание в годы ВОВ и послевоенные годы. Открытие дошкольного педучилища.
В годы войны перед работниками детских садов встала новая задача: направить всю работу на сохранение жизни детей, надо было охватить детскими садами всех детей, высвобождая для работы в тылу их матерей.
Для эвакуированных детей экстренно открывались детские сады за счет госбюджета. Так, только в Сыктывкаре за несколько месяцев открылось 4 детских сада. Уже к 1943 г. численность детских садов достигла 300. в них воспитывалось 7000 детей. С 1944 г. для больных детей стали открывать санаторные детские сады. Около 1000 эвакуированных детей были устроены в семьи.
Бурный рост д/с привел к нехватке квалифицированных кадров. Поэтому в 1944 г. Советом Министров РСФСР было принято постановление об открытии самостоятельного дошкольного педучилища в г. Сыктывкаре с очным и заочным отделениями для увеличения выпуска молодых специалистов. Директором училища была назначена Добрынина Галина Михайловна. Первыми преподавателями имеющими высшее образование были Селькова Мария Васильевна и Панюкова Мария Степановна.
В 50-е годы открываются новые д/с. Это вызвало дальнейшее увеличение количества дошкольных работников. В детских садах к тому времени работало 908 воспитателей, из них 801 – выпускники училища, 107 – обучались заочно. В эти годы значительно улучшился состав педагогических кадров училища – их число выросло 17 штатных преподавателей.
На улучшение качества подготовки специалистов дошкольного воспитания оказало положительное влияние вышедшее в 1953 году новое «Руководство для воспитателя детского сада». На основе этой программы д.б. значительно перестроиться вся система дошкольного воспитания, воспитательная работа с детьми.
В 1956 г. дошкольное и школьное педучилища были объединены в одно учебное заведение с целью экономии государственных средств, укрепления учебно-производственной базы, концентрации преподавательского состава и улучшение учебно-воспитательного процесса. В эти же годы продолжалось строительство типовых многокомплектных ДОУ на 140, 160, 280 и 320 мест в городах и на 50 и 90 мест в небольших населенных пунктах. Все д/с были обеспеченны врачами, мед. сестрами.
С 1975 г. в Республике начали функционировать специализированные дошкольные учреждения и группы для детей с недостатками речи, слуха и зрения. Во всех городах и районах предусматривалось открытие ДОУ с круглосуточным содержанием детей. Стали открываться ясли, сады-ясли по типовым проектам с улучшенной планировкой, отдельными спальными комнатами, залами для музыкальных и физкультурных занятий, бассейнами и зимними садами.