Адаптация ребенка к условиям доу

(в первые дни пребывания)

В семье ребенок привыкает к определенному укладу жизни. У него вырабатывается определенные привычки. С приходом в детский сад все привычное меняется. Этот период связан с определенными трудностями.

Все это сказывается на самочувствии и поведении детей. Этот период связан с ломкой динамического стереотипа, т.е. одни системы временных связей разрушаются, другие системы только начинают формироваться. Разные дети по-разному переживают этот период и у разных детей адаптация длится разное время. Кроме этого на длительность адаптации влияет возраст, в котором ребенок поступил в детский сад.

В 5-6 мес. ребенок адаптируется достаточно легко, т.к. условные рефлексы еще только формируются, а динамический стереотип не сложился. Но эти дети очень болезненно реагируют на изменения температурного режима и порядка кормления.

В 6-9 мес. дети болезненно реагируют, если разрушается привычка сосать пустышку, укачивания на руках перед сном, ношение на руках.

В 10 – 1,5 года дети тяжело переносят разлуку с близкими и очень трудно выходят на контакт с незнакомыми людьми (нарушается сон, аппетит, повышается температура, нарушается двигательные и речевые навыки)

На характер адаптации влияет здоровье ребенка и предшествующий опыт общения. Адаптационный период может длится от 2-3 недель до 3 и более месяцев. Если у ребенка есть потребность общения на познавательные темы и в яслях она удовлетворяется, то ребенок привыкает в течение 2-10 дней.

Основная причина трудного привыкания – это отсутствие единства требований в семье и детскому саду. Поэтому работа с семьей должна проводится задолго до поступления ребенка в детский сад. Примерно за 1 месяц воспитатель приводит собрание, на котором знакомит родителей с трудностями адаптационного периода, а также с теми требованиями, которые будут предъявляться к детям. Кроме этого уточняется режим. В конце собрания родителям можно раздать небольшие памятки-советы, а которых будет изложена информация, необходимая им.

За несколько дней до прихода ребенка проводим индивидуальные беседы о режиме: о порядке кормления, укладывания на сон, бодрствование, выясняются интересы ребенка.

В первые дни посещения детского сада рекомендуется приводить ребенка на несколько часов. Маме разрешается быть в группе. Детей в группу принимают по 2-3 ребенка примерно через 4-5 дней. Это нужно для установления контактов с детьми.

Работники детского сада, и в первую очередь воспитатели, должны глубоко понять сущность процесса адаптации (привыкания) ребенка к условиям общественного воспитания. Ведь до сих пор некоторые воспитатели считают, что слезы и капризы ребенка во время поступления — это результат его избалованности, изнеженности. Их обращение с ребенком резко отличается от того, к которому он привык дома.

В условиях семьи ребенок с первых дней жизни привыкает к определенному режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, у ребенка вырабатываются определенные привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.

Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно приводит к нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребенка невелик и приспособление к новым условиям представляет определенную трудность.

Резкое и значительное изменение в жизни ребенка, например переход в детское учреждение. У ребенка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приемах общения с взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребенка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

По данным исследований Р. В. Тонковой-Ямпольской, период адаптации можно разделить на три этапа:

1) острый период, или период адаптации, когда у детей наиболее выражены отрицательные поведенческие реакции, нарушается сон, аппетит;

2) подострый период (или собственно адаптация) — выраженность отрицательных сдвигов в организме постепенно сглаживается;

3) период компенсации, или адаптированности, когда все показатели постепенно нормализуются.

Кроме возраста на характер адаптации влияют и другие факторы:

o возраста детей. До 5—б мес. они сравнительно легко переносят эту перемену, т.к. у ребенка динамические стереотипы поведения находятся только в стадии становления. Но дети до 5—б мес. тяжело адаптируются в случае, если нарушается способ вскармливания их, а также если изменяется температура в помещении. Поэтому при приеме таких детей необходимо подробно расспрашивать родителей, чем они докармливали ребенка в дома них условиях, временно исключить из рациона новый вид пищи. Для того чтобы создать более комфортные условия, в случае надобности следует надевать на малыша дополнительно теплую безрукавочку, носочки, легкую шапочку или платочек.

Дети в возрасте 6—9 мес. болезненнее реагируют на разрушение таких устойчивых, привычек, как сосание соски, пустышки, укачивание перед сном, длительное пребывание на руках у взрослых. Чтобы облегчить жизнь малыша этого возраста, в адаптационный период можно оставлять ему индивидуальную соску. Воспитатель должен периодически брать таких детей на руки, успокаивая каждого.

Дети в возрасте от 10 мес. до 1 г. 6 мес. сложнее всего адаптируются к новым людям. Трудно переносят расставание с близкими, отказываются от контактов с незнакомыми взрослыми и детьми. Сон их становится прерывистым и беспокойным. Нарушается аппетит ребенка, он часто отказывается от кормления, но время приема пищи наблюдаются случаи рвотных позывов. Разрушаются ранее приобретенные привычки: ребенок перестает проситься на горшок, речь его затормаживается. Встречаются случаи, когда дети, начавшие ходить в домашних условиях, в детском учреждений переходят на ползание. Можно также отметить и другие регрессивные изменения более глубокого плана: понижение температуры, расстройство функций желудка, изменение кожного покрова и т. д.

o уровень здоровья ребенка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания.

o предшествующий опыт малыша, т. е. наличие или отсутствие тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющим условиям жизни. Дети, которые, живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протека в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых.

Как видно из всего сказанного, главное для ребенка это взрослый. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.

o потребность ребенка в общении. Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения.

Первая группа — это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2—3 мес.

Вторая группа — это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10—20 дней.

Третья группа — дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении с взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3—10 дней

Из всех причин трудного привыкания детей к новым условиям серьезной причиной следует считать отсутствие единства воспитания в семье и детском саду. Поэтому работу семьей следует начинать еще до поступления ребенка в дошкольное учреждение.

За месяц до прихода детей в группу проводится собрание родителей будущих воспитанников, на котором разъясняются все моменты, характерные для периода адаптации. В первую очередь уточняются режимы и семье рекомендуется перевести ребенка на соответствующий возрасту режим. Затем обращается внимание на навыки и привычки, которыми должны владеть дети того или иного возраста, способы кормления, укладывания на сон и т. д.

За несколько дней до приема малыша его родителей приглашают на индивидуальную беседу. Ведется конкретный разговор о режиме ребенка, о том, как кормят его, укладывают спать, о характере его бодрствования, общения и т. д. Воспитателю необходимо знать, какими игрушками можно заинтересовать ребенка, каким ласковым именем зовут его дома, чтобы можно было быстрее успокоить малыша. Родителям рассказывают, что в первые дни ребенка не следует надолго оставлять в стенах дошкольного учреждения.

Для того чтобы воспитатели как можно быстрее смогли установить тесный контакт с вновь поступающими детьми, следует принимать в группу не более 2—З человек одновременно, с интервалом 4—5 дней. Не следует переводить детей в этот период из группы в группу или менять персонал. Воспитатель на протяжении всего адаптационного периода должны вести наблюдения за ребенком.

Только тогда, когда и в группе и дома ребенок спокойно засыпает и спит положенное по режиму время, с аппетитом ест, спокойно бодрствует и общается с окружающими, можно считать, что он адаптировался к новым условиям.

Требования в период адаптации к режиму работы:

- Не переводить в период адаптации из группы в группу.

- Не менять в этот период персонал.

- Должна быть единая линия в отношении к детям со стороны всех взрослых.

- На период адаптации отменяются все прививки.

Взрослые очень внимательно должны наблюдать за детьми: за их самочувствием, активностью, поведением, за общением с другими детьми. Это делается для того, чтобы лучше и быстрее изучить индивидуальные особенности детей.

Признаки, по которым можно судить, что ребенок адаптировался:

· Ребенок спокойно засыпает и спит, как дома так и в детском саду.

· У ребенка нормальный аппетит.

· Ребенок спокойно бодрствует.

· Он активен в деятельности.

· Ребенок положительно общается с окружающими людьми.

Наши рекомендации