Условия воспитания здорового ребенка
Выделяют5 условий:
1. Гигиена помещения, участка и оборудования
2. Режим жизни ребенка в детском саду
3. Рациональное питание как условие воспитания здорового ребенка
4. Воспитание культурно-гигиенических навыков
5. Воспитание психологически здорового ребенка
1. Гигиена помещения, участка и оборудования ДОУ
Помещение:
Ø Определенная площадь групповой комнаты (на одного ребенка – 4м2);
Ø Гигиеническая, легко подвергающаяся чистке отделка помещения (светлая и теплая окраска стен);
Ø Освещение: естественное (площадь окон должна составлять 1/5 площади пола); искусственное (100 люкс при использовании ламп накаливания, 200 люкс при люминесцентном освещении), чистые окна, светлые шторы;
Ø Соответствие мебели росту детей (должны быть 3 размера мебели прочной, устойчивой, безопасной, отсутствие загроможденности в группах);
Ø Порядок и чистота в помещении при регулярной уборке
Участок:
Ø Размер участка не менее 180 м2;
Ø Удаленность от проезжей части дороги не менее 25м;
Ø Наличие групповых участков, наличие навесов, веранд, стола и скамеек;
Ø Должно быть оборудование для развития основных движений, песочный ящик, приспособления для игр с водой, наличие физкультурной площадки, огороды;
Ø Прочность и устойчивость оборудования;
Ø Озеленение участка (зеленые перегородки между участками);
Ø Поддержание чистоты и порядка.
2. Режим жизни ребенка в детском саду
Режим является основой нормального развития и правильного воспитания детей.
Режим – это правильное распределение во времени основных жизненных процессов активной деятельности и отдыха человека.
Значение соблюдения режима дня:
1. Обеспечивает физиологическую необходимую потребность сна и бодрствования, чередование гигиенических процессов, кормления, занятий и прогулок.
2. Режим дня способствует правильному функционированию всех органов и систем организма.
3. Режим дня является важным условием своевременного и полноценного физического и нервного психологического здоровья.
4. Режим дня создает спокойное, бодрое настроение в течение дня.
Физиологической основой режима дня является динамический стереотип (система условных рефлексов), благодаря этому у детей складываются определенные привычки поведения в установленное время. Возникает потребность в еде и сне.
Режим дня поддерживает ритм жизнедеятельности организма. Все органы и системы у нас работают ритмично. Круг этих вопросов изучает наука биоритмология. Доказано, что существует 4 ритма жизнедеятельности, которые соответствуют 4 сезонам в природе и зависят от продолжительности светового дня: меняется продолжительность сна, характер питания, пребывание на свежем воздухе.
Существует также околосуточные ритмы, которые влияют на самочувствие человека, его активность и работоспособность в течение дня:
· Жаворонки (утренний тип) – работоспособность выше в первую половину дня
· Совы (вечерний тип) – работоспособность выше во вторую половину дня
· Голуби (аритмики) – смешанный тип. Работоспособность равная в течение дня. Чаще положительная работоспособность.
Применимо к дошкольному возрасту проблему биоритмов изучал Ю.Ф. Змановский (//Дошкольное воспитание. 1988.-№ 1-10 «К здоровью без лекарств»). Биоритмический портрет ребенка не является врожденным, но начинает проявляться в первые годы жизни. Биоритмы интенсивно формируются в раннем и дошкольном детстве. Их можно корректировать, постепенно формируя более высокую работоспособность в течение всего дня. Биоритмический портрет ребенка можно составить, наблюдая за его активностью в течение дня и выяснив у родителей, во сколько ребенок ложится, как он засыпает, во сколько и как просыпается. Биоритмы являются основой режима и поэтому их нужно учитывать в организации режима в группе.
Под влиянием режима у ребенка формируются стереотипы.
Стереотип – это постоянство основных элементов режима (прием пищи, время прогулки, продолжительность сна).
В тоже время режим должен быть динамичным, гибким, подвижным. Сегодня в ДОУ накоплен опыт организации гибкого режима (Нижний Новгород, ДОУ «Улыбка»).
Гибкий режим понимается в 3х измерениях:
1. для ребенка – свободный приход в детский сад, учет биоритмов, состояния здоровья, интересов, включенность в разные виды деятельности, учет склонностей при организации разных видов деятельности, проведении занятий по подгруппам, организация кружков и студий.
2. для родителей – возможность приводить ребенка в удобное время, уверенность в том, что ребенок не пропустит ничего важного и интересного, возможность бывать в группе, когда они ходят, возможность определять ребенка в кружки или студии.
3. для педагогического и вспомогательного персонала – второй воспитатель начинает работу в 10-11 часов утра и работает до конца смены, дети делятся на подгруппы и с каждой подгруппой работает определенный воспитатель.
Обязанности работников распределяются следующим образом:
Режимные моменты | Воспитатель 1 смены | Няня | Воспитатель 2 смены |
1. Занятия с 1 подгруппой | Проводит занятие с 1 подгруппой | Собирает 2 подгруппу на прогулку | |
2. Прогулка | Выводит 2 подгруппу, проводит игры, наблюдения, индивидуальную работу, физические упражнения | Собирает и выводит на прогулку 1 подгруппу | Подходит и подключается к проведению прогулки |
3. Занятия со 2 подгруппой | Продолжает гулять с детьми 1 подгруппы | Помогает раздеть детей, провести туалет | Возвращается с прогулки с детьми второй подгруппы, проводит занятие |
4. Подготовка к обеду | Возвращается с прогулки, организует гигиенические процедуры | Помогает воспитателю в организации питания | Организует игры и гигиенические процедуры |
3. Рациональное питание как условие воспитания здорового ребенка
неправильное питание нарушает нормальное течение роста и развития детей и приводит к появлению ряда заболеваний. Существует проблема полных детей, и главная причина тому – переедание. Эти дети слабее, они тяжелее переносят заболевания и чаще болеют. Дети мало двигаются, не расходуют полностью энергию и еще полнеют. Есть дети психологически неуравновешенные, которые имеют привычку постоянно жевать. Одна из причин – семейный культ еды.
Рациональное питание – это в меру калорийное питание, т.е. потребление калорий не должно превышать энергозатраты организма; должно быть сбалансированным, т.е. в нем должны быть все необходимые элементы (жиры, белки, углеводы, витамины); режим питания должен выдерживаться, т.к. это влияет на усваеваемость продукта; разнообразие блюди разные способы обработки кулинарных продуктов; потребление пищи должно содержать 60 каллорий на 1 кг веса (ежедневно получать 60 гр белков, 68 гр жиров, 272 гр углеводов, 50 мг витамина С, 450 мг фосфора); технология приготовления пищи должна сохранять вкусовую и биологическую ценность (в пище детей не должно быть много жареных блюд, рафинированных продуктов (консервы, колбасы, сладости), должно быть больше овощей и фруктов).
4. Воспитание культурно-гигиенических навыков
Умение –это хорошо освоенное действие, контролируемое корой головного мозга.
Навык – это действие, доведенное до автоматизма.
Физиологической основой воспитания культурно-гигиенических навыков является образование временных нервных связей и их систем (динамического стереотипа).
Формирование умений и навыков происходит в процессе многократных повторений и упражнений.
Культурно-гигиенические навыки– это навыки, направленные на уход за своим телом и своими вещами.
С помощью культурно-гигиенических навыков поддерживается чистота и порядок.
Значение воспитания КГН:
1. Это важная составляющая часть формирования у ребенка привычки к здоровому образу жизни.
2. Ребенок сталкивается с этими действиями уже на первом году жизни, поэтому необходимо сразу формировать правильные умения, чтобы потом не переучивать детей, что является более трудным процессом. Нервная система маленьких детей пластична, условные рефлексы образуются легко и быстро. Кроме этого дети подражательны, у них яркое стремление к самостоятельности. Все это благоприятно способствует формированию к-г/н.
3. К-г/н – это часть общей культуры человека и эта работа воспитывает такие качества, как аккуратность, организованность, опрятность, привычку к порядку.
Группы КГН:
I. Навыки умывания – привычка закатывать рукава, не очень сильно открывать кран; умение намыливать руки (делать «мыльные перчатки»); умение смывать мыло, стряхивать воду с рук; умение тщательно вытирать руки полотенцем.
II. Навыки еды и поведения за столом– садиться за стол с чистыми руками; правильная посадка; правильно пользоваться приборами, некоторыми правилами этикета.
III. Навыки одевания и раздевания– поддержание порядка в шкафчиках; умение расправлять и выворачивать одежду, правила складывания одежды; правила ухода за своими вещами.
IV. Навыки поддержания порядка в своей одежде– аккуратно вешать и складывать; навыки бережного отношения; навыки ухода (почистить, пришить пуговицу); навыки поддержания порядка в своих вещах – заправлять кровать, убирать игрушки, поддерживать порядок в своем уголке.
Условия формирования КГН:
Наличие в группе необходимого инвентаря и оборудования (ножи, вилки, ложки, одежные и обувные щетки, дидактические игры). Необходима рациональная организация обстановки в соответствии умывальников, мебели росту детей, привлекательность полотенец, посуды, эстетичный вид.
Система и последовательность в работе воспитателя. Постоянное усложнение требований к детям и использование всех режимных моментов для этой работы. Использование разнообразных приемов в работе.
Связь с семьей – добиваться единства требований.
Приемы воспитания КГН:
1. Использование алгоритма при выполнении одного и того же навыка.Большинство к-г/действий имеет алгоритм их выполнения и этот алгоритм должен воспитатель хорошо продумать, чтобы правильно сформировать его у детей.
Умывание – мытье рук:
· зайти в умывальную комнату
· закатать рукава
· открыть кран и отрегулировать
· намочить руки
· взять мыло, намочить его
· намылить руки
· положить мыло
· сделать «мыльные перчатки»
· смыть их
· если «перчатки» грязные, то действия повторить с 5 пункта
· стряхнуть воду с рук (отжать руки)
· закрыть кран
· взять свое полотенце
· вытереть руки насухо
· повесить полотенце обратно
· отвернуть рукава
· выйти из умывальной комнаты
2. Показ и объяснение каждого действия. Обращать внимание не только на то, как мы это делаем, но и для чего. Нужно выработать осознанное отношение к выполнению того или иного навыка. Воспитатель четко и наглядно демонстрирует способы выполнения действия. С малышами все делается в замедленном темпе. Это делает неоднократно, как для всех детей, так и для отдельных. Обращаем внимание на рациональность. В процессе выполнения действия нужно разговаривать с детьми, закрепляя название одежды, отдельных ее частей, качества и последовательность.
3. Помощь детей. Организуется в индивидуальной форме, должна быть ненавязчивой.
4. Пример взрослых. «Дошкольники не устают от подражания, подражание для них – способ поведения» (Крупская Н.К.)
5. Упражнения. Их роль заключается в том, что умения и навыки формируются в процессе многократного повторения. При этом можно создавать различные проблемные ситуации, наблюдая за реакцией детей.
6. Игровые приемы. На ранних ступенях используется дидактический материал «Вымоем куклу», «Оденем куклу на прогулку». Также вносятся игровые персонажи с целью показа, контроля и оценки действий детей. Вносимый персонаж должен «прожить» с детьми тот режимный момент, на который он вносится.
7. Использование наглядности (иллюстрации)