Виды художественной деятельности в детском саду
В области эстетического восприятия искусства и действительности:
— видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);
— знать имена и некоторые произведения 2 — 3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;
— знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства искусства: в музыке — ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве — линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации — мимика, жесты, движения, поза, голос;
— знать и называть произведения народного искусства: 2 — 3 русские народные песни, заклинки; загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки; 2 — 4 вида изделий народного декоративно-прикладного искусства (дымковские, филимоновские, городецкие, хохломские, гжельские).
В области художественно-творческой деятельности:
— у детей должен быть сформирован интерес к художественно-творческой деятельности в одном или нескольких видах искусства, эмоционально положительное отношение к предложениям педагога заниматься изобразительной, музыкальной, художественно-речевой деятельностью, а также к предложению рассматривать произведения изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного, архитектуры; уметь слушать музыку и пересказывать произведения детской литературы и фольклора;
— у детей следует сформировать разнообразные умения создавать собственные произведения в любом виде художественной деятельности;
— следует также сформировать желание и умение делать, что возможно, своими руками (игрушку в подарок другу, младшим братишкам и сестренкам, поздравительную открытку родителям, воспитателям, оформить праздник, изготовить дидактическую или настольно-печатную игру и т. п.
К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны уметь эстетически оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников, по возможности аргументировать эту оценку. Дети должны стремиться к общению друг с другом по поводу и в процессе художественной деятельности.
В области изобразительного искусства и изобразительной деятельности:
— знать имена 2 — 3 художников-живописцев и 1 — 2 картины каждого:
— знать имена 2 — 3 художников—иллюстраторов детской книги;
— знать 3 — 5 видов изделий народного декоративно- прикладного искусства (дымковские, филимоновские, городецкие, хохломские. гжельские);
— знать основные формы — круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, называть предметы такой формы;
— знать 7 цветов спектра и по 3 — 4 оттенка или разновидности цветов (например, красный, розовый, малиновый, бордовый, зеленый, салатный, болотный);
— знать изобразительные материалы: для рисования — карандаши (простой, графитный, цветные); краски — гуашь, акварель; цветные восковые мелки, пастель, сангина; для лепки — глина, пластилин, пластическая масса; для работы с бумагой — бумага разнообразного цвета, разной фактуры;
— уметь создавать изображения предметов разных форм, передавая пропорции и характерные детали, по-своему выражая образ;
— уметь использовать различные средства выразительности: линии разного характера, формы разной величины и про- порций, цвет — его разновидности и оттенки, композиционные средства (располагать изображения на листе бумаги в соответствии с их пропорциями, передавать отношения по величине между предметами при изображении в сюжетной картинке, передавать загораживание одних изображений другими);
— уметь пользоваться различными инструментами и материалами при создании изображений (разнообразными кистями, красками, карандашами, ножницами и др.), использовать их выразительные средства при передаче предметного образа, декоративного или природного.
В области музыки:
В начальный период обучения музыке:
— проявлять интерес к музыке, желание слушать музыку, петь спокойно, естественным голосом, отчетливо произносить слова, между короткими музыкальными фразами брать дыхание. Петь с инструментальным сопровождением и без него; прислушиваться к голосу других, согласовывать свои действия с другими;
— проявлять интерес к русской народной песне;
— выражать желание слушать русские народные песни и петь их;
— выделять выразительные средства музыки: различать динамические оттенки музыки (громкая — тихая), высоту звука (высокий — низкий), ритм.
На уровне старшего дошкольного возраста:
— эмоционально положительно отзываться на музыку разного характера (маршевую, плясовую и др.);
— проявлять творческую активность в пении, в движении под музыку;
— различать веселую и грустную мелодии;
— проявлять интерес к народной и классической музыке;
— знать русских композиторов-классиков (П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова) и зарубежных композиторов (Моцарта, Шопена);
— проявлять желание слушать разную музыку и определять ее характер (спокойная, веселая, грустная, торжественная, песенная, танцевальная, маршевая);
— уметь петь выразительно, напевно, легко, брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца фразы, отчетливо произносить слова, петь согласованно в хоре;
— уметь петь под музыку и без сопровождения, сохраняя темп, ритм музыкального произведения;
— знать ноты, как знаки, обозначающие звуки, понимать взаимосвязь расположения нотных знаков на нотном стане с высотой звука;
— уметь исполнять несложные мелодии на детских музыкальных инструментах.
В области архитектуры и конструирования:
— знать и определять архитектуру как вид искусства, как часть духовной культуры общества;
— понимать, в чем сущность профессии архитектора:
— понимать зависимость внешнего вида здания от его назначения;
— знать архитектурные сооружения разного назначения (на примере зданий, находящихся поблизости от детского сада и дома, где живет ребенок);
— называть свойства архитектурных сооружений: польза, прочность, красота; видеть красоту архитектурных сооружений;
— выделять выразительные средства архитектуры: красота и выразительность формы зданий и сооружений и их отдельных частей, величинных отношений (их гармоничное сочетание), используемые архитектором украшения;
— выделять среду, в которую включено здание, называть ее составляющие, определять их как красивые или некрасивые;
— различать форму деталей деревянных и пластмассовых наборов для конструирования, называть такие, как куб (кубик), кирпич, брусок, призма (трехгранная), пластины;
— определять степень их устойчивости, возможности использования при возведении построек;
— проявлять интерес к изготовлению разных поделок из бумаги (сгибая, разрезая, склеивая ее);
— проявлять стремление украшать созданные изделия, используя знакомые элементы дымковской росписи.