Роль семьи в воспитании детей.

В семьях всех народов и во все времена проявлялась большая забота о воспитании детей. В народе воспитание чаще всего строилось по принципу «делай как я». В основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции.

В качестве образца в первую очередь выступал отец – глава семьи. Его пример был образцом для мальчиков, а дочки чаще учились у матерей. В дворянских и состоятельных семьях воспитанием занимались кормилицы и няни, они прививали любовь к родному краю, к родной природе, русской речи, преподавали вместе с народным песнями и сказками народные представления о правде, справедливости, о чести и достоинстве.

Далее взрослеющих детей передавали французским, немецким, английским гувернерам, которые их учили правилам хорошего тона и светским манерам.

После революции 1917 года воспитание было объявлено делом государственным и семья утратила свое значение в воспитании детей. негативную роль сыграли идеологические установки, которые привели к перекосу в воспитании. Ребенок стал чаще воспитываться в общественных учреждениях: спортивные, художественные школы, кружки, школа, лагеря. В результате, то, что считалось социальным достижением – государственная общественная забота о детях обернулась значительным ослаблением семейного воспитания и снижением уровня влияния родителей на детей. За родителями сохранилась (и то частично) забота о питании, одежде и физическом здоровье детей.

Вывод: в определенные исторические отрезки времени семейное воспитание рассматривалось по-разному. Но всегда в семье отводилось огромное значение в формировании личности ребенка.

О необходимости придания семейному воспитанию целенаправленности, научной обоснованности, о важности сочетания знаний и опыта говорили классики отечественной педагогики.

ù К.Д. Ушинский считал, что пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которой не предшествует опыт и за которой не следует идеи. Теория не может отказаться от действительности – факт не может отказаться от мысли.

ù Каптерев: цель педагогики – вспомоществование правильному развитию сил детей, их нормальному физическому и психическому росту. Родители могут рассчитывать на успех в воспитании детей только тогда, когда они твердо знают, чего добиваются, ясно ставят перед собой определенные педагогические задачи.

ù П.Ф. Лесгафт (основоположник отечественной теории семейного воспитания) писал что: «Испорченность ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат системы семейного воспитания, за который расплачивается все-таки один воспитанник». По его мнению сплошь и рядом приходится наблюдать как родители в семье и воспитатели в школе воздействуют на ребенка, совершенно не отдавая себе отчета, почему именно следует применять к нему те или иные воспитательные меры.

Единство семейного и общественного воспитания. Значение.

Ребенок воспитывается в семье и обществе, в рамках различных образовательных учреждений. Роль того и другого института в воспитании детей велика.

Вывод: Как в ряде случаев детский сад не может заменить семьи, так и у детского сада по сравнению с семьей по многим параметрам есть преимущества. Только совместная работа педагогов детского сада и родителей может дать положительный результат в воспитании ребенка. Следует объединить их усилия, а не перекладывать узы воспитания друг на друга.

Задачи:

  1. Формирование повышенной педагогической культуры родителей.
  2. Совместная работа по формированию личности ребенка.

Формы работы с родителями

I. Формы индивидуальной работы с родителями:

беседы, консультации, посещение семьи, приглашение отдельных матерей, отцов в детский сад, индивидуальные памятки и папки-передвижки.

1. Беседы с родителями и другими членами семьи могут проводиться утром и вечером, когда детей приводят в детский сад или берут домой. Воспитатель может специально пригласить родителей или других членов семьи для беседы с ними.

Утренние встречи-беседы воспитателя с родителями кратковременны, но имеют немалое значение для выяснения самочувствия ребенка, а также для создания у его близких хорошего настроения, чувства доверия к воспитателю. После вопросов о том, как ребенок провел вечер и ночь, воспитатель по возможности коротко информирует родителей о том интересном, что ждет детей сегодня: экскурсия в парк, музыкальное занятие и т. д.

Вечерние беседы с родителями также ограничены во времени. Педагог информирует некоторых из них о том, как прошел у ребенка день в детском саду, чем он занимался, как проявил себя, на что следует обратить внимание; например, рассказывает родителям о том, что их сын хорошо дежурил, что ему дано задание ознакомиться с улицей, на которой он живет, и в этом ему следует помочь. Не надо жаловаться родителям на ребенка, так как реакция их может оказаться педагогически несостоятельной. Частые жалобы лишь свидетельствуют о педагогическом бессилии воспитателя.

Во время вечерней беседы с родителями могут быть высказаны также замечания, касающиеся внешнего вида дошкольника (неподстриженные волосы, тесная обувь и др.); делать это надо в тактичной форме, обосновывая свои советы заботой о малыше.

Беседы с родителями, хотя и кратковременные, должны быть содержательными, полезными для них. Этому способствует подготовленность воспитателя, доброжелательный тон.

2. Консультации для родителей проводятся тогда, когда назревает необходимость более обстоятельного разговора с ними для того, чтобы проанализировать какие-то промахи и ошибки, которые они допускают в воспитании ребенка, и дать им квалифицированные советы и рекомендации, как исправить положение. Например: воспитатель, убедившись в том, что причиной капризов ребенка является неправильное воспитание в семье, приглашает мать или отца на консультацию с целью разъяснить им причины капризов и пути их преодоления.

Консультации для родителей проводят воспитатель, врач, заведующий учреждением, логопед, юрист. Важно при этом создать спокойную, деловую обстановку, чтобы родители внимательно выслушали консультирующего, задали вопросы, записали некоторые советы.

Инициатива проведения консультации может принадлежать и воспитателю, и родителям. Положительный результат консультации зависит от знания педагогом системы воспитания ребенка в данной семье, от того, насколько квалифицированными будут советы и рекомендации. По истечении некоторого времени после проведенной консультации он интересуется тем, как родители используют полученные знания в воспитании своих детей.

3. Посещение семьи воспитателем — один из действенных путей изучения семьи воспитанника, установления тесного контакта с родителями, оказания конкретной помощи. Педагог приходит в семью не как обследователь, а как друг и помощник в сложном деле воспитания ребенка. Основная цель — увидеть условия, в которых воспитывается ребенок, и оказать необходимую помощь родителям. От воспитателя требуются тактичность, деликатность, конкретность рекомендаций. Вот почему важно готовиться к каждому посещению семьи: ставить перед собой ясную цель, продумать вопросы, на которые педагог хотел бы получить ответ, предложения и советы, которые будут высказаны родителям. Особенно ответственным является первое посещение. От того, как оно пройдет, во многом зависит установление взаимопонимания, доверия и контакта между дошкольным учреждением и семьей. Необходимо до посещения семьи уточнить сведения, характеризующие ее состав, профессии родителей, место их работы, расстояние от дома до детского учреждения и места работы. Посещение семья будет более эффективным, если воспитатель перед этим составит для себя характеристику уровня развития и воспитанности ребенка, выделив в ней моменты, требующие выяснения и обсуждения с родителями. Например: если ребенок пяти лет в детском саду проявляет недостаточную самостоятельность, плохо владеет навыками самообслуживания, воспитатель во время посещения семьи будет выяснять следующие вопросы: что ребенок делает дома сам? Какие поручения и обязанности выполняет? Советы и предложения педагога будут вытекать из хода беседы в семье. Первое посещение должно дать воспитателю достаточно полное общее представление об укладе жизни семьи, семенном «климате-», системе воспитания ребенка.

Последующие посещения позволяют педагогу обстоятельней разобраться в конкретных вопросах воспитания ребенка, например: организация и руководство его игровой деятельностью дома, трудовое воспитание и т. д. Как правило, он договаривается с родителями о времени своего прихода, что создает более непринужденную обстановку во время пребывания его в семье.

Результаты посещения семей целесообразно фиксировать в специальной тетради или дневнике-учете.

4. Отдельные родители или другие члены семьи приглашаются в дошкольное учреждение для того, чтобы более убедительно, наглядно показать им некоторые особенности поведения их ребенка и пути педагогического воздействия на него. Например, Колю дома считают неспособным к самообслуживанию, его излишне опекают, за него все делают. Наблюдая сына в группе, родители видят, как он выполняет обязанности дежурного, самостоятельно одевается на прогулку. Убедившись в возможностях своего ребенка, они дома продолжают воспитывать у него самостоятельность.

В практике работы с семьей оправдывают себя отдельные поручения и просьбы, с которыми воспитатели обращаются к родителям: сшить национальные и профессиональные костюмы для кукол, починить игрушку, построить на участке домик для игры, помочь оформить помещение к празднику, написать статью в стенную газету и т. д. Выполнение таких поручений приближает родителей к жизни дошкольного учреждения.

Наши рекомендации