Семинар. Вопрос 4. Средневековая пед мысль (Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Винцент из Бове и др.)
Примером блестящего схоласта был французский богослов и педагог Пьер Абеляр(1079—1142). В 24 года он преподавал в Парижской кафедральной школе. Красноречие Абеляра привлекало сотни слушателей. У него учились логике мышления, искусству спора. Обладатель живого ума, Абеляр пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая, что знание - прежде всего результат самостоятельной работы, подвигал учеников на творчество. "Недостаток нашего времени, что мы думаем, будто нельзя уже изобретать", - говорил Абеляр.
На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего средневековья выделяются мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения. К таким фигурам, кроме Абеляра, можно отнести ряд других богословов и педагогов. Каждый из них внес свою лепту в развитие европейской традиции воспитания и обучения. Учение Пьера Абеляра было изложено им в многочисленных сочинениях — "Да и Нет", "Диалектика", "Христианская теология", "Введение в теологию", "Познай самого себя" и др. Бурную и резкую реакцию официальной Церкви вызывали отнюдь не сами теологические взгляды Абеляра, представленные в этих сочинениях. Его собственные воззрения на проблему Бога не отличались какой-то особенной оригинальностью. Может быть, только в трактовке Святой Троицы в большей степени проявились неоплатонические мотивы, когда Абеляр признавал Бога Сына и Духа Святого лишь атрибутами Бога Отца, выражающими его всемогущество. Причем выразителем собственно могущества Бога Отца выступает, в понимании Абеляра, Бог Сын, а Дух Святой представляет собой некую мировую душу.
Эта неоплатоническая концепция и послужила поводом к осуждению взглядов Абеляра и обвинению его в арианстве. Но главное, что не принималось церковными авторитетами в учении французского мыслителя, заключалось в другом.
Дело в том, что Абеляр, будучи искренне верующим христианином, тем не менее сомневался в доказательности христианского вероучения. Он не сомневался в истинности самого христианства, однако видел, что существующая христианская догматика настолько противоречива, настолько недоказательна, что не выдерживает никакой критики и потому не дает возможности для полного познания Бога. Рассказывая об одном из своих учителей, с которым он постоянно спорил, Абеляр говорил: "Если кто-нибудь приходил к нему с целью разрешить какое-нибудь недоумение, то уходил от него с еще большим недоумением".
И сам Абеляр стремился увидеть и показать всем те многочисленные противоречия и неувязки, которые присутствуют в тексте Библии, в сочинениях Отцов Церкви и других христианских теологов.
Высшей формой логического мышления Абеляр называет диалектику. По его мнению, с помощью диалектического мышления возможно, с одной стороны, обнаружить все противоречия христианского учения, а с другой стороны, устранить эти противоречия, выработать непротиворечивое и доказательное вероучение. Поэтому он доказывал необходимость критического прочтения и текстов Священного Писания, и произведений христианских философов. И сам показывал пример критического анализа христианской догматики, ярко выраженный, например, в его работе "Да и Нет".
Тем самым Абеляр вырабатывал основные принципы всей будущей западноевропейской науки — научное познание возможно только тогда, когда предмет познания подвергается критическому анализу, когда выявляется его внутренняя противоречивость и затем с помощью логического мышления находятся объяснения существующим противоречиям. Совокупность принципов научного познания называется методологией. Поэтому можно считать, что Пьер Абеляр является одним из первых в Западной Европе создателем методологии научного познания. И именно в этом заключается главный вклад Абеляра в развитие западноевропейского научного знания.
Буквально воспевая возможности научного познания, Абеляр приходит к выводу, что уже языческие античные философы с помощью науки пришли ко многим христианским истинам еще до возникновения самого христианства. Сам Бог направлял их к истине, и не их вина в том, что они не были крещены. П. Абеляр ("Да и нет") - богослов, основоположник диалектической схоластики. Основал собственную школу преподавания, в которой основной формой обучения были беседы и диспуты. Ученики могли задавать ему любые вопросы, учитель в диспутах -главный ответчик, а ученики учились на его ответах.
Фома Аквинский.
Фома Аквинский — теолог, философ, представитель схоластики, один из идеологов католической церкви. Понимал разум как сущностную потенцию человека, независимую от веры. Почти все атрибуты Бога провозглашал доступными разумению, обосновывал бытие Бога. Вся система познания, по его мнению, должна быть направлена на достижение высшего блага - богопознание.
Томистский подход в воззрениях Блаженного Фомы Аквинского синтезировал разум и веру, философию и теологию, деятельность и созерцание. Он начинал с посылок, основанных на Откровении, и переходил к философскому исследованию человека и природы. Его модель педагогического процесса подчёркивала значение интеллектуальной дисциплины. Жёстко дисциплинированная рациональность даёт человеку возможность стать на путь нравственного совершенствования. Фома Аквинский отдавал в иерархии ценностей существенное место практическим приложениям разума. Но многие томисты в педагогике оставались в рамках сугубо схоластического интеллектуализма. Для Фомы Аквинского важнейшим агентом педагогического процесса являлся учащийся, цель которого в обретении способности к самообразованию. Интеллектуально независимый, он должен сам управлять своими исследованиями и открытиями. Однако и современная римская католическая церковь чаще всего ставит учащегося под жёсткое руководство учителя.
Точка зрения Аквината на взаимоотношения науки и веры значительно расходилась и с идеями Августина, и с популярными тогда воззрениями Пьера Абеляра. Августин утверждал иррациональность веры, считал, что истины веры совершенно недоступны разуму и наука только в самой малой степени раскрывает людям содержание догматов. Пьер Абеляр, наоборот, пропагандировал идею о том, что вера абсолютно невозможна без науки и подвергал критическому научному анализу все постулаты христианского вероучения.
Фома Аквинский занимает между ними как бы среднюю позицию, почему его учение и было, в конце концов, так быстро принято римско-католической Церковью. Развитие научного знания в XIII столетии достигло уже определенного высокого уровня и потому без учета достижений науки официальное учение католицизма просто не могло существовать.
Фома Аквинский дал четкий и ясный для своего времени ответ на вопрос, который волновал христианских теологов на протяжение предыдущего времени — о взаимоотношениях науки и веры. В трудах Фомы Аквинского была окончательно признана важная и относительно самостоятельная роль науки и, в первую очередь, философии — по мнению Аквината философия имеет свою сферу деятельности, ограниченную рамками познания того, что доступно человеческому разуму. Философия, используя свои, рациональные методы познания, способна изучать свойства окружающего мира.
Более того, догматы веры, доказанные с помощью разумных, философских доводов, становятся более доступными человеку и тем самым укрепляют его в вере. И в этом смысле, научно-философское знание является серьезной опорой в обосновании христианского вероучения и опровержении критики веры.
Фома Аквинский считал, что с помощью научно-философских доводов возможно доказать истинность некоторых христианских догматов, например, догмат о бытии Бога. В то же время, другие догматы научно недоказуемы, так как в них показаны сверхъестественные, чудесные качества Бога. И значит, они являются предметом веры, а не науки. Так, по его мнению разум бессилен в обосновании большинства христианских догматов — возникновения мира "из ничего", первородного греха, воплощения Христа, воскресения из мертвых, неизбежности Страшного Суда и дальнейшего вечного пребывания человеческих душ в блаженстве или же в муках. Учение Фомы Аквинского стало высшим этапом в развитии западноевропейской схоластики. После смерти выдающегося философа-теолога, его идеи постепенно признаются в качестве основополагающих сначала среди монахов-доминиканцев, а затем и во всей Римско-католической Церкви. Со временем томизм (от латинского прочтения имени Фома — Тома) становится уже официальным учением римско-католической Церкви , каковым является до сих пор.
Винцент из Бове.
Наставник детей французского короля, автор трактата "О воспитании знатных детей" Винсент де Бове (1190—1264) в воспитании ставил на первое место нравственность. Он призывал к смягчению методов воспитания, предлагая завоевывать внимание детей шуткой и играми.
Винсент де Бове обратил внимание на специфические качества детей, которые необходимо учитывать в воспитательном процессе (незлобивость, искренность, бескорыстие, слабоволие, капризность, необоснованный страх). Он призывал педагога действовать убеждением и принуждением, считая телесное наказание крайней мерой. Бове принадлежит тезис о целесообразности взаимосвязи интеллектуального и нравственного воспитания ("что пользы видеть дорогу, если нет знания, как идти по ней"). Винцент из Бове - монах, энциклопедист. В педагогическом трактате "О воспитании знатных детей" требует осознанного и радостного смиренного подчинения ученика учителю, добровольного принятия наказаний с пониманием их пользы. «Кто не умеет подчиняться, тот не умеет управлять». Винсент из Бове известен потомкам прежде всего как энциклопедист. Его "Великое зерцало", представляющее собой систематизацию знаний того времени по различным вопросам, было самой значительной энциклопедией в Средневековье. Перу Винсента принадлежит и замечательный педагогический трактат "О наставлении детей знатных граждан" (около 1246). Известно, что Винсент был монахом в цистерцианском монастыре неподалеку от королевской резиденции. Там он читал свои лекции, в которых стремился донести до слушателей лучшее из наследия античных и христианских писателей. Нередко слушала его и королевская чета. Именно королева попросила его помочь придворным учителям в воспитании своих детей. Откликаясь на эту просьбу, Винсент и написал упомянутый трактат.
Верный своей традиции, он собирался представить королеве антологию избранных, лучших пассажей из произведений античных, христианских писателей по различным аспектам образования и воспитания. Систематизировав цитаты, подчиняя их своему замыслу, а также сочетая цитаты с собственными заключениями, Винсент из Бове создал в итоге стройную, последовательную схему образования. Значение трактата Винсента из Бове для средневековой системы христианского образования трудно переоценить. Он был очень популярен в Средние века, и не только в высших слоях, но и в городской среде. Источники Винсента очень разнообразны. Интересно, что к суждениям античных и раннехристианских писателей он обращается почти одинаково часто (соответственно 335 и 347 ссылок). Широко использует он и труды средневековых авторов (более 170 ссылок). Трактат состоит из 51 главы. В представленных далее главах рассматривается ряд вопросов: как найти хорошего учителя, что мешает и что содействует обучению, о способе обучения, о преимуществах обучения в юном возрасте, о воспитании и обучении девочек и некоторые другие.
2 семинар. Вопрос 6. Содержание обучения в эпоху Возрождения. Новогуманистические образцы воспитания.
Появление внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитие мануфактуры и торговли, рост городов и зарождение нового, тогда прогрессивного класса — буржуазии — характерные черты эпохи Возрождения.
Буржуазия в борьбе с феодализмом вырабатывает свою идеологию. Как говорил Энгельс, она нуждается в науке и принимает участие в том восстании науки против церкви, которое имело место в то время. В эпоху Возрождения получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время великих изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе, открытие Америки, морского пути в Индию.
Деятели эпохи Возрождения — гуманисты — выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность.
Прекрасной страницей в истории мировой культуры, педагогической мысли оказалась эпоха позднего Европейского Средневековья (Х1У-ХУ11 вв.) прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения. Лучшие умы Европы этого времени провозглашали человека главной ценностью на земле, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности. Движение гуманизма возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, оплотом которого являлась католическая церковь. Если церковь учила, что человек должен обращать надежды к БОГУ, то в центре нового мировоззрения оказался человек, который возлагал надежды на себя. Идеи гуманизма появились во многих государствах. Развитие педагогической мысли тесно связано с интенсивным развитием литературы, искусства, научных знаний. Огромную роль сыграли географические открытия ХУ-ХVI вв. и изобретенное в середине XV века книгопечатание. Гуманисты, стремясь подражать народам Древней Греции и Рима, называли свое время «Возрождение» - восстановление античных традиций. Гуманистов привлекали свобода, выразительность, красота классической литературы. Отвечая на потребности времени, педагоги-гуманисты предлагали формирование общественно полезной личности. В результате педагогическая триада Возрождения: классическое воспитание, гражданское воспитание базировалосьна трех слагаемых: античности, средневековья, идеях - предвестниках нового общества. Речь шла о формировании члена общества, чуждого христианскому аскетизму, развитого телесного и духовно, воспитанного втруде.
Девочки и мальчики учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математику, историю, географию, естествознание. С ними занимаются гимнастикой, бегом, метанием диска, играми. Их обучают ремеслам. До 7 лет дети изучают родной язык, выполняют физические упражнения. С 7 до 10 лет к этому добавляют изучение естественных наук. С 10 лет дети начинают овладевать медициной и др. Обучение оживляли при помощи наглядных средств, широко применялся принцип соревновательности. Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезномтруде, где они получат практические навыки и познакомятся с орудиями труда. Идеи Возрождения из Италии проникают во Францию. Парижский университет стал важным очагом идей гуманизма эпохи Возрождения.
В процессе обучения следует знакомить детей с духовными ценностями, которые, прежде всего, заключены в античном наследии.
Из Италии и Франции педагогическое движение гуманистов перекинулось в остальные страны Европы. Среди представителей этого движения такие крупные деятели как: Эразм Роттердамский, Хуан Луис Вивес, Томас Мор, Рудольф Агрикола, Ульрих фон Гуттен и др.