Педагогическая мысль в странах Западной Европы
5.1.1 Идеи развивающего обучения И. Г. Песталоцци
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) - швейцарский педагог-демократ - внес огромный вклад в развитие прогрессивной педагогической мысли. Песталоцци развивал лучшие гуманистические и демократические традиции западноевропейской педагогики. Главную задачу воспитания он видел во всестороннем развитии ребенка. Он проповедовал соединение образования с производительным трудом, а также рассматривал труд как важнейшее средство формирования личности.
Песталоцци рассматривал воспитание как основное средство преобразования общества на разумных и справедливых началах. Выступая против эксплуатации детского труда в школах, отвергал однообразный механический труд, разрушающий физические и умственные способности и нравственные силы детей.
Песталоцци выдвинул следующие принципы: положительное воздействие на ребенка оказывает детский труд лишь при условии, если ставит перед собой воспитательные и нравственные задачи.
Воспитание должно быть природосообразным, т. е. строиться в соответствии с особенностями человеческой природы, законами ее развития.
Обучение должно иметь развивающий характер и вырабатывать всего человека, т.е. воздействовать не только на ум, но и на чувства, волю, характер ребенка, вооружить его необходимыми для жизни умениями и навыками.
Целью воспитания у Песталоцци является гармонически развитая личность. Он считал, что школа должна организовать многостороннюю деятельность детей, развивающую их ум, сердце и руки.
Песталоцци разработал теорию элементарного образования, которая подразделялась на теорию умственного, физического и нравственного развития. Назвав свою теорию образования элементарной, Песталоцци имел в виду, что развитие ребенка должно начинаться от наипростейших элементов и двигаться к сложным. Он разработал систему расположенных в определенной последовательности упражнений с целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности.
Песталоцци придавал большое значение наглядности в обучении, в значительной мере раскрыв роль наглядности в обучении и развитии у детей логического мышления.
Впервые выдвинул идею использования детского сообщества как существенного фактора нравственного развития.
Песталоцци считал, что обучение и воспитание должны осуществляться гармонично, в неразрывной связи. В противном случае неизбежно одностороннее развитие сил и способностей и - как результат - нравственная черствость, эгоизм.
Песталоцци оказал заметное влияние на западноевропейскую, особенно немецкую, педагогику.
5.1.2 Идеи воспитывающего обучения И. Ф. Гербарта
Иоганн Фридрих Гербарт (1746 - 1841) - философ, психолог, педагог. Последователь Песталоцци. Он считал, что педагогика мыслима только в научной форме.
Идея воспитательного обучения, являющаяся центральной в педагогической системе Гербарта, основывается на опыте и философском размышлении. Гербарт делает различие между воспитанием и обучением. Под воспитанием понимается формирование характера с целью усовершенствования личности. Обучение знакомит с миром, сообщает новые знания, развивает существующие способности и прививает полезные навыки. Реформы педагогики Гербарта в корне изменили соотношение между воспитанием и обучением.
Правильное обучение - вот единственно надежное средство успешного воспитания, считал Гербарт.
Обучение ведет, прежде всего, к правильному восприятию мира и людей. Восприятие мира, приобретаемое благодаря обучению, служит не только для передачи знания и формирования склонностей и навыков, но прежде всего и главным образом должно способствовать развитию нравственной интуиции и укреплению характера.
Воспитывающее обучение только тогда будет успешным, когда его методы не посягают на личность ученика, откуда следует, что к методике обучения должны предъявляться самые высокие требования.
Один из центральных вопросов дидактики Гербарта - вопрос о роли интереса в процессе обучения. Гербарт предложил возможную классификацию видов интереса в их соотношении с характером познавательной деятельности. Обучение многостороннему интересу есть воспитание гуманизма.
Гербарт полагал, что главным средством развития многостороннего интереса детей является обучение, а средством развития их нравственных сил - нравственное воспитание. Но их разделение является весьма условным, поскольку существует нерасторжимое единство и взаимодействие обеих сторон учебно-воспитательной деятельности. Поэтому обучение без нравственного воспитания характеризовалось им как средство без цели, а нравственное воспитание без обучения - как цель, лишенная средства.
5.1.3 Педагогические идеи Ф. В. А. Дистервега
Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790 - 1866) - немецкий педагог-демократ. Дистервег был наиболее последователен в реализации передовых идей буржуазной педагогики в отношении начальной (народной) школы и подготовки учителей для нее. Среди этих идей необходимо в первую очередь назвать следующие: все люди первоначально равны между собой и способны к обучению; целью воспитания должно быть формирование всесторонне развитой личности; образование должно быть общедоступным.
Концепция человека, выдвинутая Дистервегом, может быть кратко охарактеризована следующим образом: человек обладает способностью к развитию и самосовершенствованию, его отличает специфически человеческая деятельность как смысл существования и условие развития. Выдающийся педагог верил в силу человеческого разума и диалектическую взаимосвязь мысли и действия, он верил в благотворную основу природы человека.
Принцип развития личности становится стержневым положением его педагогической теории. Согласно Дистервегу, принцип развития соответствует принципу свободы в том смысле, что требует для каждого возможностей развивать свои способности и индивидуальные склонности.
Дистервег выступал с идеей общечеловеческого воспитания, протестуя против сословности и уделяя при этом огромное внимание самодеятельности, т.е. активности и инициативе самого ребенка. С этой точки зрения он рассматривал труд как неотъемлемый составной элемент воспитания и обучения, как важнейшее средство формирования я человека.
Дистервег является автором множества учебных пособий для учителей, создателем учительских семинарий. Дистервег говорил учителям: Заставь ученика работать, работать самостоятельно, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывая из себя стойкого человека.
«Из юноши может выйти толк лишь благодаря напряжению его сил, и что высшая задача воспитателя состоит в стимулировании воспитанника к выработке собственного я».
Дистервег говорил, что учитель должен не только приохотить ученика к ученью, но всегда использовать его силы, возбуждать его деятельность и так с ним обращаться, чтобы ученик не мог допустить даже мысли о том, что он посещает школу не для работы, а с какой-либо иной целью.
Школа и педагогика России
5.2.1 Царскосельский лицей (1811-1844)
Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 года.
Среди самых блестящих имен XIX в., составивших гордость и славу России, имена А. С. Пушкина, И. И. Пущина, А. М. Горчакова, А. А Дельвига, М. А. Корфа. Все они воспитанники Царскосельского лицея (1811-1817) - первого его выпуска. Трудно найти еще какое-либо учебное заведение, которое бы взлелеяло столько исключительных личностей.
Лицей был закрытым дворянским высшим учебным заведением с шестилетним курсом обучения. Принимали в него мальчиков по рекомендациям влиятельных лиц. Все расходы на содержание Лицея несла государственная казна.
Лицей с самого начала во многом отличался от других учебных заведений. Царскосельский лицей был первым в России учебным заведением, где не предусматривалось телесное наказание. Педагогам и наставникам полагалось относиться к воспитанникам корректно, как к взрослым, их должны были называть только на вы. Каникулы воспитанники должны были обязательно проводить в стенах Лицея, а с родителями и родственниками им позволялось видеться только в определенные дни и только в Лицее.
Обязательными были прогулки на воздухе в любую погоду. А вечером лицеисты в зале играли в мяч.
Лицей был создан по проекту видного государственного деятеля того времени М. М. Сперанского. Прогрессивные деятели, такие как М. М. Сперанский, В. Ф. Малиновский и другие, стремились к воспитанию новых людей, которые могли бы впоследствии осуществить преобразование России. Царское правительство поддерживало их, преследуя лишь практическую цель: подготовку высокообразованных чиновников для административного, судебного и дипломатического поприща. Лицей приравнивался к российским университетам.
Предусматривалось общее образование (без специализации), но с преобладанием гуманитарных наук. Для каждого курса были выработаны правила обучения. Так, в правилах для начального курса было сказано, что, руководя занятиями воспитанников по словесности, профессор должен тщательно избегать пустых школьных украшений, прежде заставляя их мыслить, а потом искать выражения этих мыслей в слове и никогда не терпеть, чтоб они употребляли слова без ясных идей.
Учебные предметы в Лицее разделялись на два курса, из которых первый назывался начальным, второй - окончательным. Каждый курс продолжался 3 года. В начальный курс входили следующие предметы: а) грамматика языков: русского, латинского, французского, немецкого; б) первоначальные основы Закона Божьего и философии нравственной, первоначальные основы логики; в) математические и физические науки: арифметика, начиная с тройного правила, геометрия, часть алгебры, тригонометрия прямолинейная, начало физики; г) исторические науки: российская история, иностранная, география, хронология; д) первоначальные основания изящной словесности: избранные места из лучших писателей с их разбором; правила риторики; е) изящные искусства и гимнастические упражнения, а также чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание.
Окончательный курс состоял из следующих наук: а) нравственные науки; б) физические; в) математические; г) исторические; д) словесность; е) изящные искусства и гимнастические упражнения. Также давались понятия о гражданской архитектуре и искусстве.
Самое большое число часов в неделю отводилось в Лицее обучению грамматике, наукам историческим и словесности, особенно иностранным языкам. Кроме того, полагалось, что бы в свободное от учебы время воспитанники разговаривали между собой по-французски и по-немецки.
В Лицее сама обстановка способствовала развитию поэтических и художественных наклонностей: прекрасные дворцы, парки, которые дышали поэзией античного мира, и триумфальные памятники, запечатлевшие отечественную героику.
Наставники лицеистов смогли увлечь своих воспитанников чтением. Воспитанники много читали, что будило самостоятельную мысль, развивало независимость мнений. Модест Корф вспоминал: Мы мало учились в классах, но много в чтении и беседе, при беспрестанном трении умов.
Всячески поощрялось развитие разносторонних интересов. Так, например, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям великих людей России. Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов.
Особенно любимым занятием многих лицеистов стало сочинение стихов, пьес.
В Лицее уважалось и поддерживалось стремление лицеистов к собственным решениям и выбору.
Нельзя не сказать несколько слов о наставниках. Назовем лишь некоторых из них.
Управлял Лицеем Василий Федорович Малиновский. Мечтал об искоренении деспотизма и установлении просвещенного правления с юных лет. Был автором одного из первых проектов отмены крепостного права. Этический принцип: Войну объявить лицемерию, ценить выше малое внутреннее добро против великого наружного…
Александр Петрович Куницин. Центральная идея всех занятий: человек рожден не для подчинения тиранам, а для разумной, свободной жизни. Был самым вольнодумным, образованным, смелым из лицейских педагогов.
Егор Антонович Энгельгардт. Считал, что в основании всякого воспитания должна лежать любовь к воспитаннику и ее надо выражать не словами, а делом. Только путем сердечного участия в радостях и огорчениях питомца можно завоевать его любовь, хотя бы и бессознательную. Настоящее повиновение, утверждал он, может быть только добровольным. Надо добиваться того, чтобы мальчики и юноши не предавались умственной бездеятельности.
Энгельгардт был убежден, что воспитание без всякого наказания есть химера, но надо быть бережливым в наказаниях и применять их только в необходимых случаях.
Отличаясь искренней преданностью делу, он мог поспорить и с царем, отстаивая свои педагогические идеи.
Давид Иванович де Будри, брат якобинца Марата. Он много рассказывал лицеистам о французской революции. Это был строгий, придирчивый педагог.
Попечителем Лицея был принц Петр Георгиевич Ольденбургский. Как попечитель Лицея, он осуществлял высший надзор над всеми его делами и одобрительно относился ко всему, что могло улучшить жизнь Лицея. Был глубоко убежден, что там, где нет уважения к праву, нет и мира; там, где господствуют произвол и насилие над самыми законными потребностями человека, нет ни процветания, ни благоденствия.
Не обо всех наставниках здесь сказано, но всех их объединяла одна черта - они были либералами, стремившимися стать отцами и друзьями лицеистов. По этим портретам можно судить об атмосфере, воцарившейся в Лицее в первые десятилетия.
Из стен Лицея вышли некоторые декабристы, боровшиеся за счастье народа. Видимо, Лицей привил им такие качества, как нетерпимость к злу, любовь к родине и русскому народу. Из стен Лицея вышли министры, статские советники, ученые, писатели - люди, которые свою жизнь посвятили служению Родине.
Царскосельский лицей признан лучшим учебным заведением всех времен и даже некоторым идеалом школы будущего. Вот почему так актуальны, так нужны сегодня уроки Лицея с его идеалом свободной, талантливой личности - и учителя, и ученика.
5.2.2 Педагогические идеи К. Д. Ушинского
Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870) - педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России.
К. Д. Ушинский был педагогом энциклопедического склада, трудно найти какую-то область воспитания и обучения, которая не была бы рассмотрена им.
Он был первым профессиональным педагогом в России, занимавшимся теоретическими исследованиями и одновременно реформой школы.
В книге Человек как предмет воспитания Ушинский синтезировал научные знания о развитии человека и, исходя из них, разработал задачи и определил содержание педагогики.
Стержнем педагогической концепции Ушинского является принцип народности. В наиболее общем виде идея народности значила для Ушинского объективную потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличительными национальными чертами и творческими проявлениями. Ушинский считал, что подражание в деле воспитания одного народа другому, принесет больше вреда, чем пользы.У каждого народа своя особая национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным.
Ушинский идею народности не только разработал в теории, но и реализовал на практике. Им были созданы книги для начальной школы Родное слово и Детский мир.
Важное место в трактовке народности отводил Ушинский идее труда как ведущего фактора развития личности. Он видел в подготовке ребенка к трудовой деятельности вхождение в народную жизнь.
Ушинский не только заявил о существовании закономерностей воспитания, но и попытался объяснить их. Он стремился выявить эти закономерности как средства управления развитием человека. Знание законов воспитания, следовательно, ставилось в зависимость от познания человека во всех его проявлениях.
Педагогика, считал Ушинский, не может существовать сама по себе. Она должна опираться на обширный круг других наук: анатомию, физиологию и патологию, психологию человека, логику, философию, географию, статистику, политическую экономию, историю.
Ушинский видел в обучении основное средство умственного, нравственного и физического развития личности. Обучение играет двоякую задачу - образовательную и воспитывающую… по своему содержанию обучение - это процесс обогащения знаний (материальное образование) и одновременное развитие способностей (формальное образование).
Ушинский полагал, что педагогический эффект достижим лишь при учете детских потребностей и интересов. Кроме того, существует ряд других условий: 1) связь не с курьезами и диковинами, а с жизнью; 2) обучение в гармонии с природой ребенка (нельзя учить ранее, чем он созрел для учения); 3) преподавание на родном языке; 4) постепенное усложнение в соответствии с ростом и развитием на таком уровне, чтобы держать учащихся в рабочем напряжении (не давать им засыпать).
В рамках этой работы невозможно перечислить все педагогические проблемы, которые поднимает Ушинский в своих работах. Его философско-педагогические взгляды имели важное значение для развития отечественной педагогики и практики начального образования.