Воспитание в Древней Греции в VI - III вв. до н.э.
Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.
1.4.1 Педагогические идеи Гераклита
В своих сочинениях, дошедших до нас лишь в виде фрагментов, Гераклит (520 - 460 гг. до н.э.) высказал ряд основополагающих педагогических идей: каждый человек способен к обучению, познанию истины и совершенствованию; у человека есть два основных орудия познания: ощущение и разум; через органы чувств обучающийся вступает в контакт с окружающим миром и приобретает способность мыслить; критерий истины не в том, что узнают из опыта, а во всеобщем, которое следует научиться понимать и о котором нужно научиться правильно говорить: Кто намерен говорить с умом, те должны крепко опираться на общее для всех…Таким образом, разум, а не чувства свидетельствует об истинности или ложности явления. Кто не владеет этим искусством, того нельзя считать образованным: Должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно.
Гераклит считал, что многознание уму не научает и что мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе, а этому следует учиться. Особенно важно овладеть способами усвоения и передачи знаний. Познание истины Гераклит сравнивал с добычей золота: Ищущие золото… много земли перекапывают, а находят мало. Для этого необходимо не только быть усердным учеником, умеющим видеть и слышать, но и владеть развитой душой. Интеллектуальное образование и нравственное воспитание у Гераклита - единый процесс: глаза и уши - дурные свидетели для людей, если души у них варварские.
Гераклит придавал большое значение развитию способности самостоятельно мыслить. Ведущую роль в становлении личности Гераклит отдавал самовоспитанию и самообразованию.
1.4.2 Педагогические идеи Демокрита
Демокрит (460 - 370 гг. до н.э.) относится к первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания. Придавал огромное значение воспитанию.
Процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека - утверждал Демокрит. Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы, воспитание перестраивает человека и создает (ему вторую) природу.
Демокрит различал чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания, проясняемым лишь мышлением. Продолжая линию Гераклита, он тоже считал, что следует учиться многоумию, а не многознанию.
Основными мотивами самосовершенствования, по Демокриту, является детская любознательность, а задача учителя - побуждать внутреннее влечение детей к учебе, прежде всего с помощью убеждения.
1.4.3 Педагогические идеи Сократа. Майевтика Сократа
Одним из родоначальников педагогики Древней Греции считается Сократ (469 - 399 гг. до н.э.). Главным его занятием была философская жизнь в общении с каждым (а не преподавание в обычном смысле слова). Посещая мастерские портных, сапожников и вступая в беседу как с ними, так и с юношами и старцами, государственными деятелями, он, таким образом, брал сначала в качестве цели то, что интересовало их, будь то домашние дела, воспитание детей или интересы науки, истины и т.д. Затем он уводил их от данного, определенного случая к тому, чтобы они мыслили всеобще и максимально самостоятельно бы приходили к истине.
Сократ предпочитал устную беседу, а традиционной лекции противопоставил живой диалог, предполагающий непосредственный контакт с собеседниками. Его принцип: Истина рождается в споре. Этот метод искания истины и обучения получил название сократовский или метод майэвтики (повивальное искусство). Главное в методе Сократа - это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.
Главнейшим элементом методики греческого мудреца была его знаменитая ирония -…шутливое притворство, будто бы сам, не зная решения той или иной проблемы, выспрашивал мнение собеседника и подводил его самого к правильному ответу на поставленные вопросы. Я знаю, что ничего не знаю, - говорил Сократ, - но хочу вместе с тобой поразмыслить по тому или иному вопросу; я буду задавать вопросы и возражать на твои ответы, чтобы ты меня получше научил.
Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам.
На начальном этапе обучения живое общение с учащимися, совместный поиск решения той или иной проблемы - лучший способ образования человека. Одно из достоинств этого метода заключается в том, что ученик отталкивается от осознания своего незнания и тем самым побуждается к самостоятельной мыслительной деятельности.
Сократ выдвинул идею природных способностей, которую связывал с идеей права на образование. Он считал, что могучие духом люди, если получат образование, становятся отличными, полезными деятелями. Оставшись же без образования, они бывают дурными, вредными людьми.
Сократ стоял у истоков зарождения эвристического метода обучения. Он одним из первых стал использовать индуктивные доказательства и давать определения понятиям.
Гипотезы Сократа служат вечно действенным стимулом развития педагогического знания. Среди них важнейшая: путь к знанию лежит через боль расставаний с привычными заблуждениями; подлинное знание нельзя подарить человеку, оно должно быть приобретено им только ценой самостоятельных усилий.
1.4.4 Педагогические идеи Платона
Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - ученик Сократа, предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи между воспитанием и общественным устройством.
Платон считал, что земная жизнь должна готовить человека к слиянию с истинным бытием. Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек. Поэтому он большое значение придавал самопознанию.
Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста. Оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять такое воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет, который стоит на пороге мира идей.
Платон полагает, что надлежит обеспечить для тела гимнастику, для души музыку. Особое внимание он уделял физическому воспитанию, в частности, спортивным упражнениям и танцам.
Весьма интересны платоновские идеи игрового обучения: не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен.
Кроме того, Платон выдвинул принцип воспитывающего обучения: самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание.
Платон считал, что до двадцати лет дети получают различные знания и в основном занимаются гимнастическими упражнениями. После этого лучшие должны быть выделены. Избранные из двадцатилетних получат большие почести, чем другие, и науки, преподававшиеся детям без системы, для них должны быть систематизированы, чтобы они могли обозреть их взаимное родство и природу сущего. После тридцати лет опять должен был проводиться отбор, и лучшие испытывались посредством диалектики. Таким образом, речь шла о фактически пожизненном воспитании.