Управление современной школой, функции внутришкольного управления
Государственное управление в сфере общего среднего образования осуществляют в соответствии с законом Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции. Контроль в сфере общего среднего образования, координацию деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере образования осуществляет Министерство образования Республики Беларусь. Непосредственное управление школой или внутришколъное управление строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
Внутришкольное управление - это целенаправленная деятельность всех субъектов, обеспечивающая становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие школы
Непосредственное руководство школой осуществляет ее руководитель (директор). В любом общеобразовательном учреждении создается педагогический совет из числа педагогических работников данного учреждения. Педагогический совет является коллегиальным органом, который рассматривает вопросы организации образовательного процесса определения путей реализации содержания образования, проведения аттестации и выпуска учащихся, повышения качества образования, профессионального уровня педагогических работников и др.
Высшим органом самоуправления школой выступает совет школы, который формируется из педагогических работников, учащихся и их законных представителей. Кроме того, могут создаваться иные органы самоуправления, например, попечительский совет, родительский комитет.
Функции внутришкольного контроля:
Функция целепалагання заключается в формировании идеального представления о конечном результате деятельности всей системы на пути к этому результату. Общая цель определяется на основе сопоставления результатов проведенного педагогического анализа, состояния управляемой системы и требований, к ней.
Следующей функцией внутришкольного управления является планирование. Планирование в управлении школой - это принятие решения на основе данных педагогического анализа. Планирование должно отвечать определенным требованиям:
• единство целевой установки и условий реализации;
• единство долгосрочного и краткосрочного планирования;
• осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал;
• обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования;
• стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов;
• целенаправленность - учет прошлого опыта работы школы, постановка частных целей в деятельности учителей, классных руководителей и общественных организаций;
• перспективность (предусматривает направления деятельности школы на будущее);
• комплексность - использование разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• объективность — учет условий функционирования школы, возможностей педагогического и ученического коллективов.
Важной функцией внутришкольного управления является функция организации деятельности. Данная функция предполагает выполнение принятых решений конкретными людьми: учителями, детьми, родителями, представителями общественности. Субъект организационной деятельности (организатор) решает целый ряд вопросов:
- предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело;
- отбор содержания, форм и методов предстоящей деятельности; соотнесение их с реальными условиями и возможностями исполнителей;
- мотивация предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения конкретного поручения;
- обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов;
- оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы;
- выбор форм стимулирования участников деятельности;
- оценка хода и результатов конкретного дела.
Завершающей функцией внутришкольного управления является контроль. Внутришкольный контроль представляет собой вид деятельности управляющей подсистемы образовательного учреждения по установлению соответствия результатов работы школы запросам развивающейся личности учащегося и общегосударственным требованиям. Он позволяет выявить необходимость принятия управленческого решения в случаях, когда реальное положение дел не соответствует планируемому. В данном случае контроль выполняет функцию обратной связи между управляющей системой и объектами управления (подсистемами) школы. В задачи внутришкольного контроля входит также формирование базы данных для оценки работы участников образованного процесса и повышения качества их деятельности. Кроме того, в процессе реализации контролирующей функции появляется возможность выявления передового опыта педагогической и управленческой деятельности.
Планирование работы школы
Планирование выступает одной из функций виутришкольного управлеиня и представляет собой разработку планов развития и комплекса мер по их выполнению. Критериями хорошего плана являются: соответствие потребностям школы и социального окружения; реальность и достижимость при имеющихся технических, финансовых, управленческих и человеческих ресурсах; четкая определенность предполагаемых результатов; возможность качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов и др.
В перспективном плане отражаются следующие разделы:
• тематика педсоветов и заседаний методических объединений;
• профсоюзные собрания и производственные совещания;
• совещания при директоре;
• перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций;
• потребность школы в педагогических кадрах;
• повышение квалификации педагогических кадров (курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе и т.д.);
• развитие материально-технической базы и учебно-методическое оснащение школы;
• социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условии труда и отдыха.
Перспективный план согласуется с планами местного управления.
Годовые планы составляются в мае — июне, утверждаются педагогическими советами в конце августа. Изменение плана в течение года производится в крайних случаях, о каждом изменении ставится в известность педагогический совет. Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы.
Подготовка годового плана работы школы проходит несколько этапов:
• изучение новых нормативных, инструктивных документов; теоретических и методических материалов по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности директором школы, его заместителями и руководителями школьных служб (первая учебная четверть);
• создание инициативной группы по разработке и корректировке структуры проекта плана, определение источников и форм сбора необходимой информации под руководством директора школы (вторая учебная четверть);
• анализ получаемой информации, заслушивание отчетов о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы; выявление возникающих трудностей и путей их устранения в перспективе (третья учебная четверть);
• подготовка и обсуждение проекта плана (конец четвертой четверти).
Текущий план составляется на учебную четверть, является конкретизацией общешкольного годового плана.
Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.
На основе общешкольного плана составляется календарный план организационной, методической и внеклассной работы на текущую четверть. По горизонтали обозначаются недели и дни учебной четверти, по вертикали - организационные формы работы с учителями и учащимися, фамилии ответственных за данную форму работы; тематика (содержание) работы; сроки выполнения; формы контроля.