Определяющие и влияющие факторы развития личности

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и соци­альные факторы.

К внутренним факторам относится собственная актив­ность личности, порождаемая противоречиями, интереса­ми и другими мотивами, реализуемая в самовоспитания, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широ­ком и узком социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание - это социальные факторы, тогда как наследственность биологический фактор.

По наследству от родителей к детям передаются:

- анатомо-физиологическая структура, отражают видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

- физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;

- физиологические особенности: обмен веществ, apтериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;

- особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;

- аномалии в развитии организма: дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»;

- предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилии (болезни крови), сахарному диабету, шизофрении, эндокринным paccтройствам (карликовости и др.).

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки - это анатомо-физиологические особенности организма, яв­ляющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной дея­тельности.

Различают задатки двух видов:

- общечеловеческие (строение мозга, центральной не­рвной системы, рецепторов);

- индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования времен­ных связей, их прочность, сила сосредоточенного внима­ния, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

Способности - индивидуальные особенности личнос­ти, являющиеся субъективными условиями успешного осу­ществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявля­ются в быстроте, глубине и прочности овладения способа­ми и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей - талант, гениальность.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, яв­ляется общение. Общение - это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отно­шений.

Личность формируется только в общении, взаимодей­ствии с другими людьми. Вне человеческого общества ду­ховное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказы­вающим влияние на формирование личности, является воспитание. Воспитание позволяет преодолеть или ослабить послед­ствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный по­тенциал для прогнозирования и конструирования педагоги­ческой стратегии и тактики. Социальная среда может воз­действовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специ­ально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых раз­нообразных видах деятельности: игровой, учебной, позна­вательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не изолирован­но, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Наши рекомендации