Сущность содержания и эволюция методов

Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос - как учить - выводит нас на категорию методов обучения.

В последнее время большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Знание и выбор методов обучения в практике имеют первейшее значение, ибо определяют дидактические действия, операции, ведущие к достижению цели.

Методы могут быть классифицированы по разным основаниям.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические (по источнику знаний). 2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);4.Организации учебной деятельности, стимулирования и релаксации, контроля и оценки (по дидактическим целям).

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;опрос, контрольная работа, зачет, экзамен, лабораторно-практическая работа.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками(познавательные игры, дискуссии, создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний).

Используемые для обучения методы не всегда были такими, какими мы их знаем сегодня[9]. По мере развития человечества, изменения целей обучения и совершенствования общей культуры общества эти методы менялись. Сильное влияние на цели обучения оказывают уровень развития производительных сил и характер производственных отношений.

Так, в первобытном обществе и в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Методы наблюдения и повторения действий взрослых оказывались доминирующими (преобладающими) в процессе передачи подрастающему поколению накопленного взрослыми опыта. Обучение (в форме наблюдения и повторения) проходило в процессе непосредственного участия в жизни той социальной группы, к которой принадлежали сами обучаемые.

По мере того, как усложнялись освоенные человеком действия и расширялся объем накопленных знаний простое подражание уже не могло обеспечить достаточный уровень и качество усвоения ребенком необходимого культурного опыта. Поэтому в обучении человек был вынужден прибегнуть к словесным объяснениям. Дальнейшее развитие речи и постепенное обогащение словарного запаса, а также постоянное увеличение объема культурных знаний позволили полностью перейти к словесным методам обучения.

Переход к словесным методам обучения явился большим достижением для человечества, своеобразной поворотной вехой: теперь стало возможным за небольшой отрезок времени передавать объем знаний и опыта, на освоение которого методами подражания человеку потребовалась бы целая жизнь. Основой преподавания при таком обучении была передача учителем готовой информации. Это осуществлялось с помощью устного, письменного, а позднее и печатного слова. В обязанности ученика входило аккуратное заучивание передаваемой ему информации. Впоследствии такое обучение получило название догматического, и наибольшего расцвета оно достигло в эпоху средневековья. Слово стало главным носителем информации, а обучение по книгам - одной из главных задач образования.

Однако человечество продолжало развиваться, и объем его культурного наследия неуклонно увеличивался. В эпоху великих географических открытий и научных изобретений он настолько возрос, что освоенные человеком догматические методы обучения с трудом справлялись с поставленной перед ними задачей. Общество нуждалось в людях, хорошо знающих закономерности природы и способных не только учитывать, но и использовать их в своей деятельности. Поэтому все большее развитие в этот период получают методы наглядного обучения, методы, помогающие на практике применять полученные знания.

Обеспечение наглядности учебного материала значительно способствовало эффективности процесса обучения, однако не настолько, чтобы снять все проблемы. Вопрос поиска путей повышения эффективности обучения оставался открытым. Основным направлением поисков в решении этой проблемы для ди-дактов стало усиление мотивации учащихся к учению. Необходимость поиска механизма повышения мотивации ребенка к учению обострилась еще и тем, что общекультурное развитие человечества (и в особенности внимание к гуманистическим принципам и идеалам) постепенно приводит к отказу от физического насилия со стороны учителя, от авторитарных средств стимулирования деятельности учащихся, к обращению к гуманным методам обучения. Насилие и окрик учителя постепенно уходят из школы, и побудить ребенка учиться теперь может только одно - его заинтересованность в учебе и результатах. Именно поэтому на рубеже XIX-XX вв. особый интерес вызвала концепция учения через деятельность с использованием практических методов обучения.

Дальнейший поиск в области методики обучения привел к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения. На этот очередной вариант словесного метода, основанного на самостоятельном движении учащегося к знаниям, возлагались большие надежды. И несмотря на то что этот метод требует слишком много труда и времени для получения хороших результатов, его популярность и в наши дни остается довольно высокой.

Развитие гуманитарных наук, и в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и индивидуальных особенностей. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения.

Появление каждой новой группы методов обучения означает, что человечество нашло и пытается освоить еще одну неиспользованную область возможностей. Опора на слово, попытки формирования мотивации, идея развития ребенка - все это значительные вехи в истории развития науки о процессе обучения - педагогики. Изучение этой истории позволяет сделать выводы, которые при использовании различных методов обучения на практике могут быть очень полезными:

1. Ни один отдельно взятый метод обучения не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме.

2. Ввиду того что ни один из методов не является универсальным, хороших результатов в обучении можно добиться только при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов.

3. Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель, то есть систему методов. К примеру, при стремлении развить у учащихся коммуникативные умения необходимо на уроке значительную часть времени уделять таким методам, как беседа, дискуссия, комментированное управление, работа в малых группах.

Принципы дидактики

Понятие принципа

Реализация дидактикой конструктивно-технической функции предполагает наличие в дидактике нормативных положений, главных требований к организации и проведению обучения –дидактических принципов.Их выполнение дает возможность решать задачи, связанные со всесторонним, гармоническим развитием личности.

Дидактический принцип – это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, это знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики (В.И. Загвязинский).

Еще Я.А.Коменский писал об «основоположениях», на которых должен строиться весь педагогический процесс. Его дидактика основана на принципе природосообразности.А. Дистервегом разработаны дидактические правила, представленные в виде определенной системы требований к процессу обучения. Большую роль в разработке принципов обучения сыграл К.Д. Ушинский. Он выделил ряд принципов, используемых в современной дидактике: сознательности и активности, наглядности, прочности, систематичности, доступности и посильности, научности.

Особенности дидактических принципов

Как нормативная для практики категория принцип характеризуется всеобщностью, он обязателен для любого этапа, любой учебной ситуации.

Обоснованием каждого принципа может выступить не столько отдельное положение, сколько педагогическая теория в целом, современная гуманно-личностная парадигма.

Суть дидактического принципа в том, что это рекомендация, ориентир в способах достижения меры, гармонии, продуктивного взаимодействия каких-то противоположных сторон, начал, тенденций педагогического процесса. Противоположные тенденции обучения либо отражаются в существе самого принципа, либо обнаруживаются при его взаимодействии с другими принципами.

Педагогу необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему.

Табл.3

Наши рекомендации