Обучение дошкольников плавательным движениям
Значительная возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы в дошкольном возрасте способствуют лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных движений.
Очень важно сразу правильно формировать двигательные навыки у детей, поскольку переучивать их трудно. Поэтому необходимо обучать детей рациональной технике выполнения физических упражнений, расширять объем разнообразных навыков, которые совершенствуются на последующих возрастных этапах их жизни.
При обучении дошкольников движениям традиционно все упражнения подразделяются на четыре группы: гимнастика, игры, спортивные упражнения, простейший туризм.
Спортивные упражнения занимают значительное место в физическом воспитании дошкольников. Проводятся они в основном на открытом воздухе, и для их организации необходим специальный инвентарь и оборудование. Детям предоставляется возможность научиться большому количеству новых двигательных действий, используемых в необычных условиях (на льду, в воде, на снегу, на асфальте и т.д.).
У детей пополняется словарный запас, они знакомятся с явлениями природы (вода, снег, лед), с устройством велосипеда, самоката, санок и т.д., приучаются ухаживать за инвентарем .Программа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении предусматривает выполнение детьми следующих видов спортивных упражнений: ходьба на лыжах, катание на санках, коньках, по ледяным дорожкам, катание на велосипеде, плавание.
Занятия проводятся во время утренних и вечерних прогулок, длительность их проведения варьируется в зависимости от возраста детей, температурных условий.
Плавание. Задачей занятий по плаванию является не только закаливание организма детей (совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды), но также предоставление им возможности научиться плавать, преодолеть чувство страха и боязнь глубины.
Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий. Группы делят на подгруппы. В зависимости от возраста детей и от конкретных условий (число детей в группе, размер бассейна, цель занятия) количество подгрупп может быть разным. Например, первую и вторую младшие группы делят на подгруппы, чтобы в каждой из них было не более 6-8 детей, в более, старших подгруппах должно быть не более 10-12 детей.
Длительность занятий в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, а также от периода обучения. Формирование умения плавать предусмотрено программой, начиная с детей младшей группы, т.е. с четвертого года жизни ребенка.
Успешность обучения дошкольников плаванию и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно-гигиенические правила.
В дошкольных учреждениях детей можно обучать элементарным движениям синхронного плавания и игры в водное поло. В дошкольных учреждениях проводятся водные спортивные праздники и досуги.
Игры в воде
Ведущее место при занятиях с детьми на начальном этапе обучения должны занимать игры. Среди большого количества общепринятых игр особое место должны занимать игры, которые проводятся для повторения и совершенствования ранее изученных элементов техники: «Кто дольше удержится на поверхности воды?», «Кто выше поднимется из воды» и т.п.
Практика показала, что дети, которые не смогли выполнить то или иное упражнение по освоению с водой по заданию преподавателя, довольно эффективно выполняют их в игровой обстановке. Кроме этого игры содействуют повышению эмоциональности занятий, воспитанию смелости, самостоятельности, инициативы, товарищества.
Поэтому в занятиях с детьми изучение и совершенствование каждого упражнения целесообразно проводить игровым методом. Умелый подбор игр на занятиях дает возможность регулировать физическую, смысловую и эмоциональную нагрузку занимающихся.
Игра: «Кто дольше удержится на поверхности воды?
Задача: научить держаться на поверхности воды.
Содержание игры. Играющие становятся лицом к ведущему и по его сигналу начинают удерживаться на плаву, выполняя руками движения «восьмерки». Ноги согнуты в коленных суставах и прижаты к груди. Побеждает тот, кто дольше удержится в воде.
Методические указания: до начала игры напомнить участникам, как во время упражнения выполнять движения руками.
Когда занимающиеся научатся удерживаться на поверхности воды за счет движений руками, можно переходить к обучению спортивным или облегченным способам плавания.